Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №154" города Магнитогорска
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
29.01.2021 г.
Статья
«Проектная деятельность в работе
педагога-психолога ДОУ»
Составитель:
Педагог-психолог
МДОУ «ЦРР-д\с №154» города Магнитогорска
Федулова Ольга Анатольевна
Магнитогорск, 29.01.2021 г.
Дети любят искать, сами находить. В этом их сила. (А. Эйнштейн)
В современных условиях одной из актуальных проблем в работе педагогов-
психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности,
способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В
связи с этим, проектная деятельность представляет значительный интерес, так как в ней
соединяются
исследовательские,
образовательные,
социально-преобразующие
компоненты.
Проектная деятельность является одной из форм работы психолога в образовании.
Особое место в профессиональной деятельности психолога образования занимают
совместные
формы работы с
детьми,
родителями,
педагогическим
коллективом,
основанные на проектной деятельности, актуальной сегодня в сфере образования.
Метод проекта – это совместная деятельность ребенка со сверстниками и
взрослыми, направленная на создание реального продукта (литературное и музыкальное
творчество, рукоделие и пр.), она активизирует индивидуальные способности каждого
участника проекта. Проектом может быть названа только та деятельность, которая
объединена единым контекстом и направлена на получение реального материального
продукта (поделка, выставка, альбом и пр.).
Необходимо обозначить общие принципы проектной деятельности. Это наличие
обоснованной психолого-педагогической цели; сочетание с традиционными формами и
методами обучения и развития детей; активное использование детского творчества;
ориентация на материально-выраженный результат.
Метод проекта позволяет реализовать следующие психолого-педагогические
задачи:
создание комфортной психологической атмосферы для каждого участника
проекта с учетом его интересов, возможностей;
создание условий для разных уровней социокультурного взаимодействия
(семья, группа сверстников, самостоятельное взаимодействие со старшими детьми и
взрослыми);
реализацию потребностей каждого ребенка и вместе с тем развитие его
произвольности на основе подчинения своих желаний общей цели;
удовлетворение притязаний на успех каждого участника проекта;
получение реального продукта в реальном времени.
Проектная деятельность педагога-психолога в детском саду предполагает свою
реализацию в таких направлениях, как:
1) содержание
и
способы
социализации
детей
в
группе
сверстников:
расширение коммуникативных возможностей детей в межличностных отношениях;
формирование средств адаптации к новым социальным условиям и пр.;
2) индивидуально-психологическое развитие детей, их личностный рост:
формирование индивидуально-ориентированного подхода к детям (индивидуализация
педагогических стратегий); активизация творческих способностей детей и пр.
Проектная
деятельность,
как
ни
какая
другая
поддерживает
детскую
познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Таким образом перспективность метода проектов в работе педагога-психолога
заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений,
проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,
логики
познания,
пытливости
ума,
совместной
познавательно-поисковой
и
исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое
другое, что является составляющими успешной личности.
Пример проекта на тему: «Я всё могу!»
Предназначен для детей 3-4 лет.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, педагог-психолог.
Цель: формирование представлений о себе и окружающем мире, развитие навыков
самостоятельности через игру.
Задачи:
Формирование самостоятельности в режимных моментах;
Снижение эмоционального напряжения в период адаптации в детском саду;
Снижение тревожности у детей и родителей при расставании на время
посещения детского сада;
Адаптация к новым условиям, социализация в новом детском коллективе.
Включение ребенка в проект происходит через игру, главная задача педагога на
начальном этапе – заинтересовать, чтобы ребенок мог самостоятельно, без принуждения,
проявлять познавательную активность и получать при этом положительные эмоции и
ценный опыт.
Продуктом данного проекта может являться: папка-портфолио, стендовая газета
или плакат, альбом с рисунками или фотографиями, и т.п.
Примерное распределение тем и содержания проекта «Я всё могу».
«Мое имя»: написать или нарисовать с мамой (близким взрослым) свое имя;
«Мой день рождения»: в какое время года, в каком месяце, непосредственно
день рождения. Можно вместе с мамой найти фотографии с первого дня рождения,
рассмотреть их, одну вклеить в альбом, папку-портфолио и подписать дату рождения
(подписывает мама);
«Давай узнаем, какой ты?»: к примеру, можно обвести в детском саду на
занятии ладошку ребенка, заинтересовать его данной темой, чтобы дома он попросил
маму и папу нарисовать их ладошки в его альбоме для сравнения. К данной теме также
относить изучение первых простейших математических величин: можно взвеситься и
записать в альбом свой вес; можно измерить свой рост в начале и в конце проекта.
«Какой я был? Какой я стал?»: сравнить свой фотографии, когда был совсем
маленьким, и сейчас; измерение роста, скорее всего, лучше включать в эту тему, если
делать замеры в начале и в конце проекта.
«Моя семья»: изучаем членов семьи, можно их нарисовать, принести
фотографию и рассказать о каждом, написать рассказы (с маминой помощью) о каждом
родственнике или только о самых близких, и т.д.
«Моя любимая игрушка»: принести ее в детский сад и рассказать о ней,
нарисовать, сфотографировать, слепить, сделать аппликацию, и т.д.
«Мои любимые животные»: данная тема позволяет больше узнать об
окружающем мире, домашних животных. Например, те дети, у кого нет домашних
животных, могут с мамой посмотреть энциклопедии о животных, также каждый может
рассказать о животном, которое ему больше всего нравится, нарисовать его.
При работе над проектом всегда необходимо помнить, что это должна быть
самостоятельная деятельность ребенка, задача педагога заинтересовать его, давать
мотивацию к дальнейшему изучению тем проекта, давать шаблонные идеи для
совместной работы с мамой или близким взрослым. Проектная деятельность должна
протекать в формате исследования.
Ожидаемые результаты проекта:
Понимание и осознание ребенком себя;
Формирование представлений о ближайшем окружении;
Пополнение словарного запаса, развитие связной речи;
Развитие творческих навыков;
Налаживание контакта с родителями;
Адаптация к новым условиям через игру и исследовательскую деятельность.
Работа педагога-психолога по поддержанию интереса к проекту, по формированию
мотивации к участию в нем – одна из основных задач. Ведь именно проектная
деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу,
но и
развивает в
ребёнке уверенность в своих силах, находить выход из сложившейся ситуации,,
формируется активная жизненная позиция, при этом оформляется результат в виде
культурно-значимого продукта.
Литература:
1.
Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер»,
2000. С. 46.
2.
Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-Пресс,
2008. – 208 с.
3.
Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Играй! Слушай! Познавай! – СПб.: Речь,
2010. – 95 с.
4.
Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика /
Сост. Т. В. Меркулова и др. – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.
5.
Проектный метод в деятельности дошкольного образования / Авт.-сост. Л.
С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – М.: АРКТИ, 2012. – 95 с.
6.
Синягина Н. Ю., Косарецкий С. Г. Методические рекомендации по
психолого-педагогическому сопровождению учащихся в образовательном процессе в
условиях модернизации Российского образования // Школьный психолог. 2004 № 1. С. 10