Напоминание

"Проектная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ"


Автор: Федулова Ольга Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - д/с №154" города Магнитогорска
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в работе педагога-психолога ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




29.01.2021 г.

Статья

«Проектная деятельность в работе

педагога-психолога ДОУ»

Составитель:

Педагог-психолог

МДОУ «ЦРР-д\с №154» города Магнитогорска

Федулова Ольга Анатольевна

Магнитогорск, 29.01.2021 г.

Дети любят искать, сами находить. В этом их сила. (А. Эйнштейн)

В современных условиях одной из актуальных проблем в работе педагогов-

психологов является поиск средств и методов формирования творческой личности,

способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В

связи с этим, проектная деятельность представляет значительный интерес, так как в ней

соединяются

исследовательские,

образовательные,

социально-преобразующие

компоненты.

Проектная деятельность является одной из форм работы психолога в образовании.

Особое место в профессиональной деятельности психолога образования занимают

совместные

формы работы с

детьми,

родителями,

педагогическим

коллективом,

основанные на проектной деятельности, актуальной сегодня в сфере образования.

Метод проекта – это совместная деятельность ребенка со сверстниками и

взрослыми, направленная на создание реального продукта (литературное и музыкальное

творчество, рукоделие и пр.), она активизирует индивидуальные способности каждого

участника проекта. Проектом может быть названа только та деятельность, которая

объединена единым контекстом и направлена на получение реального материального

продукта (поделка, выставка, альбом и пр.).

Необходимо обозначить общие принципы проектной деятельности. Это наличие

обоснованной психолого-педагогической цели; сочетание с традиционными формами и

методами обучения и развития детей; активное использование детского творчества;

ориентация на материально-выраженный результат.

Метод проекта позволяет реализовать следующие психолого-педагогические

задачи:

создание комфортной психологической атмосферы для каждого участника

проекта с учетом его интересов, возможностей;

создание условий для разных уровней социокультурного взаимодействия

(семья, группа сверстников, самостоятельное взаимодействие со старшими детьми и

взрослыми);

реализацию потребностей каждого ребенка и вместе с тем развитие его

произвольности на основе подчинения своих желаний общей цели;

удовлетворение притязаний на успех каждого участника проекта;

получение реального продукта в реальном времени.

Проектная деятельность педагога-психолога в детском саду предполагает свою

реализацию в таких направлениях, как:

1) содержание

и

способы

социализации

детей

в

группе

сверстников:

расширение коммуникативных возможностей детей в межличностных отношениях;

формирование средств адаптации к новым социальным условиям и пр.;

2) индивидуально-психологическое развитие детей, их личностный рост:

формирование индивидуально-ориентированного подхода к детям (индивидуализация

педагогических стратегий); активизация творческих способностей детей и пр.

Проектная

деятельность,

как

ни

какая

другая

поддерживает

детскую

познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Таким образом перспективность метода проектов в работе педагога-психолога

заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений,

проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,

логики

познания,

пытливости

ума,

совместной

познавательно-поисковой

и

исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое

другое, что является составляющими успешной личности.

Пример проекта на тему: «Я всё могу!»

Предназначен для детей 3-4 лет.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, педагог-психолог.

Цель: формирование представлений о себе и окружающем мире, развитие навыков

самостоятельности через игру.

Задачи:

Формирование самостоятельности в режимных моментах;

Снижение эмоционального напряжения в период адаптации в детском саду;

Снижение тревожности у детей и родителей при расставании на время

посещения детского сада;

Адаптация к новым условиям, социализация в новом детском коллективе.

Включение ребенка в проект происходит через игру, главная задача педагога на

начальном этапе – заинтересовать, чтобы ребенок мог самостоятельно, без принуждения,

проявлять познавательную активность и получать при этом положительные эмоции и

ценный опыт.

Продуктом данного проекта может являться: папка-портфолио, стендовая газета

или плакат, альбом с рисунками или фотографиями, и т.п.

Примерное распределение тем и содержания проекта «Я всё могу».

«Мое имя»: написать или нарисовать с мамой (близким взрослым) свое имя;

«Мой день рождения»: в какое время года, в каком месяце, непосредственно

день рождения. Можно вместе с мамой найти фотографии с первого дня рождения,

рассмотреть их, одну вклеить в альбом, папку-портфолио и подписать дату рождения

(подписывает мама);

«Давай узнаем, какой ты?»: к примеру, можно обвести в детском саду на

занятии ладошку ребенка, заинтересовать его данной темой, чтобы дома он попросил

маму и папу нарисовать их ладошки в его альбоме для сравнения. К данной теме также

относить изучение первых простейших математических величин: можно взвеситься и

записать в альбом свой вес; можно измерить свой рост в начале и в конце проекта.

«Какой я был? Какой я стал?»: сравнить свой фотографии, когда был совсем

маленьким, и сейчас; измерение роста, скорее всего, лучше включать в эту тему, если

делать замеры в начале и в конце проекта.

«Моя семья»: изучаем членов семьи, можно их нарисовать, принести

фотографию и рассказать о каждом, написать рассказы (с маминой помощью) о каждом

родственнике или только о самых близких, и т.д.

«Моя любимая игрушка»: принести ее в детский сад и рассказать о ней,

нарисовать, сфотографировать, слепить, сделать аппликацию, и т.д.

«Мои любимые животные»: данная тема позволяет больше узнать об

окружающем мире, домашних животных. Например, те дети, у кого нет домашних

животных, могут с мамой посмотреть энциклопедии о животных, также каждый может

рассказать о животном, которое ему больше всего нравится, нарисовать его.

При работе над проектом всегда необходимо помнить, что это должна быть

самостоятельная деятельность ребенка, задача педагога заинтересовать его, давать

мотивацию к дальнейшему изучению тем проекта, давать шаблонные идеи для

совместной работы с мамой или близким взрослым. Проектная деятельность должна

протекать в формате исследования.

Ожидаемые результаты проекта:

Понимание и осознание ребенком себя;

Формирование представлений о ближайшем окружении;

Пополнение словарного запаса, развитие связной речи;

Развитие творческих навыков;

Налаживание контакта с родителями;

Адаптация к новым условиям через игру и исследовательскую деятельность.

Работа педагога-психолога по поддержанию интереса к проекту, по формированию

мотивации к участию в нем – одна из основных задач. Ведь именно проектная

деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу,

но и

развивает в

ребёнке уверенность в своих силах, находить выход из сложившейся ситуации,,

формируется активная жизненная позиция, при этом оформляется результат в виде

культурно-значимого продукта.

Литература:

1.

Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях

технологического образования / Под ред. В. В. Рубцова. Мозырь: РИФ «Белый ветер»,

2000. С. 46.

2.

Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. – М.: Айрис-Пресс,

2008. – 208 с.

3.

Мартыненко Л. А., Постоева Л. Д. Играй! Слушай! Познавай! – СПб.: Речь,

2010. – 95 с.

4.

Проектная деятельность в детском саду: наука и педагогическая практика /

Сост. Т. В. Меркулова и др. – М.: Школьная пресса, 2010. – 64 с.

5.

Проектный метод в деятельности дошкольного образования / Авт.-сост. Л.

С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – М.: АРКТИ, 2012. – 95 с.

6.

Синягина Н. Ю., Косарецкий С. Г. Методические рекомендации по

психолого-педагогическому сопровождению учащихся в образовательном процессе в

условиях модернизации Российского образования // Школьный психолог. 2004 № 1. С. 10



В раздел образования