Напоминание

"Современные и эффективные инструменты и методики для профориентационной работы с учащимися и родителями"


Автор: Сибагатуллина Ралина Тимерьяновна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Современные и эффективные инструменты и методики для профориентационной работы с учащимися и родителями"
Раздел: полное образование





Назад




«Современные и эффективные инструменты и методики для

профориентационной работы с учащимися и родителями»

Трудно вложить душу в дело, к которому она не лежит. Эдуард Севрус.

Профориентация относится к социальным системам, которые функционируют в

обществе, она затрагивает различные проблемы, в том числе связанные с развитием

человеческого фактора общественного производства. Уже по одной только этой причине

профориентацию можно считать общественной проблемой.

Эффективность

профориентационной

деятельности

профессиональной

образовательной организации (ПОО) можно измерять, ориентируясь на то, что целью

профориентационной деятельности на уровне государства является реализация политики

в области профориентации детей и подростков, позволяющей сформировать гармоничную

личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного,

нравственного и психического развития.

Формы профориентационной работы

В зависимости от количества участников различаются индивидуальные формы

профориентационной работы –

индивидуальные, с конкретным учащимся, например, беседа, консультация,

индивидуальная диагностика;

групповые – работа с группой, например, урок, игра, беседа, групповая

диагностика, семинар, тренинг;

массовые – работа с большим количеством учащихся, например, межшкольные

профинформационные мероприятия, презентации учебных учреждений, ярмарки учебных

мест.

Также

выделяют

пассивные

формы

профориентационной

работы

(просветительское направление):

• Беседы, лекции, просмотр видеофильмов,

• Профдиагностика, профконсультации для учащихся,

• Консультации для родителей (педагогами, психологами, профконсультантами),

• Посещение «ярмарок профессий»,

• Знакомство с «образовательной картой» города, района,

• Оформление стендов «Твоё профессиональное будущее»,

• Выставки творческих работ студентов.

Для повышения эффективности работы по профессиональному самоопределению

учащихся предполагается использование следующих активных форм работы в триаде

«учитель – ученик – родитель»:

Активные

формы

профориентационной

работы

(обучающе-развивающее

направление):

• Экскурсии учащихся в колледж - организация экскурсии в учебное заведение, где

можно увидеть реальные условия будущей учебы, познакомиться с историей колледжа,

пообщаться со студентами.

• «Активная проба сил» учащимися на мастер-классах с руководителями

творческих объединений (демонстрация разных техник работы с материалами, участие в

играх и т.д.)

• Работа с родителями

Путь взрослеющего человека к будущей профессии, так или иначе, закладывается

в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации.

Важное место должно быть отведено педагогическому просвещению родителей по

вопросам профессиональной 3 ориентации. Хорошо, если тематика профпросвещения

родителей дополняется обсуждением опыта трудового воспитания и подготовки к выбору

профессии, решением педагогической ситуации, показом кинофильмов специалистами по

профориентации. В качестве лекторов и докладчиков могут выступать учителя, родители,

преподаватели учебных заведений, специалисты предприятий, специалисты ЦЗН.

Методы профессионального информирования

Одним

из

ведущих

методов

профессионального

информирования

является

профинформационная

беседа,

которая

может

включать

бланковый

метод,

предполагающий

использование

бланковых

профессиографических

материалов:

аннотации

профессий,

профессиокарты

(краткая

характеристика,

дающая

общее

представление о профессии, доступное для самостоятельного изучения человеком) и

информационные профессиограммы.

В профориентационной работе часто используется аудиовизуальный метод.

Учащиеся смотрят видеоролики продолжительностью 3-5 минут, представляющие

различные профессии. Комментарии к видеоряду помогают разобраться во многих

тонкостях и особенностях конкретного профессионального труда и позволяют усвоить

значительный объём информации за короткий срок.

К эффективным методам профессионального информирования можно также

отнести экскурсии на предприятия, беседы-встречи с представителями различных

профессий, профессиональные пробы.

Особое

место

в

профориентационной

работе

отводится

организации

самостоятельной

работы

учащихся

с

информационно-справочной,

учебной

и

развивающей

литературой,

а

также

с

сетевыми

ресурсами

(интернет-порталами,

поисковыми системами).

Результатом профессионального информирования является обеспечение учащихся

комплексной

информацией,

необходимой

для

адекватного

профессионального

самоопределения, а также обучение навыкам самостоятельного поиска информации.

Предложения по организации профориентационной работы со старшеклассниками

и абитуриентами:

-участие в ярмарках учебных мест организуемых ЦЗН г. Новокузнецка, в районах

края, выездная профориентационная работа в городах юга Кузбасса);

- информирование учащихся о профессиях и колледже путем распространения

печатной

продукции:

рекламно-информационных

листовок,

буклетов,

бюллетеней,

спецгазет; создание электронных ресурсов по профориентации – сайтов, электронных

библиотек и т.д.;

- организация рекламной деятельности (выход объявлений,

публикаций в

периодической печати);

- усиление мер по разъяснительной работе среди учащихся и родителей о

специальностях и возможностях трудоустройства, повышении уровня образования и

квалификации, мерах социальной защиты педагога системы дошкольного образования; 5 -

создание электронного банка профессиограмм и обеспечение свободного доступа

учащихся к информационным профориентационным ресурсам;

-

активизация

профориентационной

деятельности

путем

использования

анкетирования, консультирования, как в традиционной форме, так и с применением

Интернет-технологий,

сетевого

взаимодействия

со

средними

образовательными

учреждениями;

- проведение консультирования учащихся и их родителей, в том числе с

применением Интернет – технологий и «горячей линии», сетевого взаимодействия со

средними образовательными учреждениями;

- для повышения эффективности профориентационной работы с учащимися

использовать наряду с традиционными формами и методами (встречами, беседами и др.)

интерактивные методы, тренинги, профориентационные игры;

- особое внимание следует уделить работе не только со школьниками, но и с их

родителями, которые в решающей степени оказывают влияние на выбор профессии. В

рамках направления «работа с родителями» могут быть проведены лектории: «Как помочь

ребенку определится с выбором профессии»- 9-11 кл., родительские собрания «Мир

профессий, или какую дверь открыть?» -9 -11 кл.,

- участие в классных часах и мероприятиях по профориентации с презентацией

профессий

в

школах

использованием

различных

форм:

беседа,

электронная

презентация, консультация и т.д.);

- привлечение к профориентационной работе активных студентов колледжа

(волонтеров

профориентаторов)

для

проведения

промоакций

в

средних

общеобразовательных учреждениях города;

- создание базы данных по успешным выпускникам прошлых лет;

- организация Дней открытых дверей и фестивалей профессий в колледже;

- организация экскурсий учащихся школ в музей колледжа.

Важным фактором успешной профориентационной работы является ее личное

принятие педагогами и другими участниками образовательного процесса, осознание

значимости и ценности. Для реализации указанных направлений деятельности важно

формирование

мотивации

преподавателей

по

осуществлению

педагогического

сопровождения профессионального самоопределения выпускников школ; целесообразно,

чтобы в планах ЦМК в разделе было отражено и данное направление деятельности (цель,

задачи, формы профориентационной работы, ответственные).



В раздел образования