Автор: Яркулова Тамара Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 6
Населённый пункт: город Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности детей с ЗПР"
Раздел: начальное образование
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности развития
детей с задержкой психического развития (ЗПР). Знание особенностей
развития детей с ЗПР могут стать ориентиром при диагностике задержки
психического развития. Полученные знания способны правильно выбрать
пути коррекционной работы.
Ключевые слова: особенности, развитие, дети, ЗПР, психическое
развитие, ровесники.
Во всем мире отмечается увеличение числа детей с особыми
образовательными потребностями, поэтому вопросы организации обучения
детей, имеющих задержку психического развития, стали актуальными в
настоящее время.
Задержка психического развития – это такое нарушение стандартного
темпа
психологического
развития,
при
котором
ребенок,
достигший
школьного возраста, не прекращает быть в окружении дошкольных, игровых
увлечений.
Понятие
«задержка»
имеет
временную,
кратковременную
направленность отставания, которая с возрастом осиливается успешно, если
формируется соответствующая обстановка обучения и развитие ребенка
данной категории. [1, с. 376]
Вследствие недостаточной зрелости лобных отделов коры головного
мозга у детей с ЗПР наблюдаются ослабление функций контроля и
программирования деятельности, направленного внимания, преобладание
генерализованной
активности.
Это
проявляется
на
постоянной
отвлекаемости, в неумении сосредоточить внимание на одном конкретном
предмете или действии; отмечаются трудности в выработке плана действий,
недостаточный контроль собственной деятельности. [2, с. 7]
Дети
с
ЗПР
страдают
от
нарушений
психологической,
интеллектуальной
и
нервной
работы,
они
наиболее
инфантильны,
эгоистичны,
не
могут
удерживать
собственные
чувства
и
выражать
инициативу. Установлено, то, что у детей с ЗПР существуют значительные
проблемы в развитии представляемой ситуации, которая придаёт смысл
игровой деятельности, делает её мотивированной (как известно, игра для
ребенка дошкольного возраста считается основным типом работы). Для
таких детей свойственны отставание в развитии мышления и речи, плохая
память, отставание волевой и эмоциональной сфер, снижение устойчивости и
концентрации интереса, невысокая работоспособность. [3, с. 261]
Детям
с
ЗПР
свойственна
низкая
потребность
в
общении,
недостаточная
сформированность
коммуникативных
умений,
часто
проявляется личностная позиция «неуспевающего», неумение конструктивно
взаимодействовать,
недоверие
к
новым
людям,
неуравновешенность.
Особенность эмоциональной незрелости детей с ЗПР ведет к неустойчивости,
ситуативности и эмоциональной поверхности контактов. Обнаруживается
снижение
возможностей
произвольной
регуляции
поведения,
что
проявляется либо в повышенной возбудимости, либо заторможенности.
[4, с. 156]
Развитие психически неустойчивых и легковозбудимых детей имеет
неблагоприятный прогноз, так как негативные проявления сохраняются до
16–17 лет и с трудом компенсируются воспитанием.
Незрелость
психики,
инфантильность
мотивации,
недоразвитие
механизмов регуляции зачастую становятся благоприятной почвой для
развития склонности к асоциальным поступкам и нарушению влечений. В
целом, особенность поведение детей с ЗПР отличает непоследовательностью,
конфликтностью, непредсказуемостью, что обусловлено их психической
неустойчивость.
У детей с ЗПР прослеживается снижение необходимости в общении с
ровесниками, но кроме того невысокая эффективность их общения друг с
другом во всех делах. Они ощущают проблемы в построении ролевого
действия, что требует конкретной степени социальной и коммуникативной
компетентности.
Мир
взаимоотношений
основывается
ребенком
неосновательно, просто, нередко несоответственно.
Детки с ЗПР не
увлекаются работой ровесника, не наблюдают за поступками ровесника, не
объясняют их, не предоставляют рекомендации [5, с. 197].
В заключении необходимо выделить, то, что дети с задержкой
психического развития имеют ряд своеобразных особенностей, которые
усложняют их отношения с ровесниками и взрослыми, и результаты этого
неэффективного общения во многом характеризуют их будущее психическое
развитие. Однако при особенном подходе и при грамотно выбранной
коррекционной программе дети с ЗПР способны довольно стремительно
усваивать обучающую программу и приблизиться определенной степени по
уровню успешности обучения к своим ровесникам.
Список используемой литературы
1.
Романова О. А. Особенности развития познавательной сферы детей
младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Матрица
научного познания. – 2020. – №11-2. – С. 375-378.
2.
Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у
детей с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина – Litres, 2019. –
143 с.
3.
Тяпкина
А.
Д.,
Овчинникова
О.
А.
Психофизиологические
особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
// Естествознание: исследования и обучение. – 2019. – С. 260-264.
4.
Григорьев Д. В., Короткова Е. В. Характерные особенности
общения детей с ЗПР // XXIII Царскосельские чтения. – 2019. – С. 155-159.
5.
Чистякова
М.
А.
Особенности
общения
детей
страшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития со сверстниками //
Концепции фундаментальных и прикладных научных. – 2017. – С. 196-199.