Напоминание

"Особенности детей с ЗПР"


Автор: Яркулова Тамара Борисовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ 6
Населённый пункт: город Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности детей с ЗПР"
Раздел: начальное образование





Назад




ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЗПР

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности развития

детей с задержкой психического развития (ЗПР). Знание особенностей

развития детей с ЗПР могут стать ориентиром при диагностике задержки

психического развития. Полученные знания способны правильно выбрать

пути коррекционной работы.

Ключевые слова: особенности, развитие, дети, ЗПР, психическое

развитие, ровесники.

Во всем мире отмечается увеличение числа детей с особыми

образовательными потребностями, поэтому вопросы организации обучения

детей, имеющих задержку психического развития, стали актуальными в

настоящее время.

Задержка психического развития – это такое нарушение стандартного

темпа

психологического

развития,

при

котором

ребенок,

достигший

школьного возраста, не прекращает быть в окружении дошкольных, игровых

увлечений.

Понятие

«задержка»

имеет

временную,

кратковременную

направленность отставания, которая с возрастом осиливается успешно, если

формируется соответствующая обстановка обучения и развитие ребенка

данной категории. [1, с. 376]

Вследствие недостаточной зрелости лобных отделов коры головного

мозга у детей с ЗПР наблюдаются ослабление функций контроля и

программирования деятельности, направленного внимания, преобладание

генерализованной

активности.

Это

проявляется

на

постоянной

отвлекаемости, в неумении сосредоточить внимание на одном конкретном

предмете или действии; отмечаются трудности в выработке плана действий,

недостаточный контроль собственной деятельности. [2, с. 7]

Дети

с

ЗПР

страдают

от

нарушений

психологической,

интеллектуальной

и

нервной

работы,

они

наиболее

инфантильны,

эгоистичны,

не

могут

удерживать

собственные

чувства

и

выражать

инициативу. Установлено, то, что у детей с ЗПР существуют значительные

проблемы в развитии представляемой ситуации, которая придаёт смысл

игровой деятельности, делает её мотивированной (как известно, игра для

ребенка дошкольного возраста считается основным типом работы). Для

таких детей свойственны отставание в развитии мышления и речи, плохая

память, отставание волевой и эмоциональной сфер, снижение устойчивости и

концентрации интереса, невысокая работоспособность. [3, с. 261]

Детям

с

ЗПР

свойственна

низкая

потребность

в

общении,

недостаточная

сформированность

коммуникативных

умений,

часто

проявляется личностная позиция «неуспевающего», неумение конструктивно

взаимодействовать,

недоверие

к

новым

людям,

неуравновешенность.

Особенность эмоциональной незрелости детей с ЗПР ведет к неустойчивости,

ситуативности и эмоциональной поверхности контактов. Обнаруживается

снижение

возможностей

произвольной

регуляции

поведения,

что

проявляется либо в повышенной возбудимости, либо заторможенности.

[4, с. 156]

Развитие психически неустойчивых и легковозбудимых детей имеет

неблагоприятный прогноз, так как негативные проявления сохраняются до

16–17 лет и с трудом компенсируются воспитанием.

Незрелость

психики,

инфантильность

мотивации,

недоразвитие

механизмов регуляции зачастую становятся благоприятной почвой для

развития склонности к асоциальным поступкам и нарушению влечений. В

целом, особенность поведение детей с ЗПР отличает непоследовательностью,

конфликтностью, непредсказуемостью, что обусловлено их психической

неустойчивость.

У детей с ЗПР прослеживается снижение необходимости в общении с

ровесниками, но кроме того невысокая эффективность их общения друг с

другом во всех делах. Они ощущают проблемы в построении ролевого

действия, что требует конкретной степени социальной и коммуникативной

компетентности.

Мир

взаимоотношений

основывается

ребенком

неосновательно, просто, нередко несоответственно.

Детки с ЗПР не

увлекаются работой ровесника, не наблюдают за поступками ровесника, не

объясняют их, не предоставляют рекомендации [5, с. 197].

В заключении необходимо выделить, то, что дети с задержкой

психического развития имеют ряд своеобразных особенностей, которые

усложняют их отношения с ровесниками и взрослыми, и результаты этого

неэффективного общения во многом характеризуют их будущее психическое

развитие. Однако при особенном подходе и при грамотно выбранной

коррекционной программе дети с ЗПР способны довольно стремительно

усваивать обучающую программу и приблизиться определенной степени по

уровню успешности обучения к своим ровесникам.

Список используемой литературы

1.

Романова О. А. Особенности развития познавательной сферы детей

младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Матрица

научного познания. – 2020. – №11-2. – С. 375-378.

2.

Бабкина Н.В. Саморегуляция в познавательной деятельности у

детей с задержкой психического развития / Н.В. Бабкина – Litres, 2019. –

143 с.

3.

Тяпкина

А.

Д.,

Овчинникова

О.

А.

Психофизиологические

особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

// Естествознание: исследования и обучение. – 2019. – С. 260-264.

4.

Григорьев Д. В., Короткова Е. В. Характерные особенности

общения детей с ЗПР // XXIII Царскосельские чтения. – 2019. – С. 155-159.

5.

Чистякова

М.

А.

Особенности

общения

детей

страшего

дошкольного возраста с задержкой психического развития со сверстниками //

Концепции фундаментальных и прикладных научных. – 2017. – С. 196-199.



В раздел образования