Напоминание

"Бумажные фантазии на уроках композиции прикладной в ДШИ


Автор: Желнова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МБУ ДО "Навашинская детская школа искусств"
Населённый пункт: Навашинский городской округ, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Бумажные фантазии на уроках композиции прикладной в ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

образования «Навашинская детская школа искусств».

«БУМАЖНЫЕ ФАНТАЗИИ НА УРОКАХ КОМПОЗИЦИИ

ПРИКЛАДНОЙ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ»

Методическая разработка по предмету «Композиция прикладная »

преподавателя

первой квалификационной категории художественного

отделения ЖЕЛНОВОЙ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ

Оглавление:

1.ВВЕДЕНИЕ

2. ТРАНСФОРМАЦИЯ БУМАГИ

ТРАНСФОРМАЦИЯ БУМАГИ - УПРАЖНЕНИЯ

ЖИВОТНЫЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ

«СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК»

«Фантастический замок»

3. ПАПЬЕ-МАШЕ

«Зимняя вишня» декоративная бутылка

4. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАПЬЕ-МАШЕ ПО ФОРМАМ ИЗ

ТРАНСФОРМИРОВАННОЙ БУМАГИ.

«Мексиканская маска»

1.ВВЕДЕНИЕ

Учебным

планом

на

художественном

отделении

предусмотрено

преподавание основ композиции прикладного искусства. На ряду с такими

видами

прикладного

искусства

как

чеканка,

батик,

тестопластика,

художественная

обработка кожи и другими мы предлагаем учащимся

основы бумагопластики.

Данная работа представлена в рамках декоративно-прикладной

композиции для детских школ искусств и художественных школ. Цель моей

работы: пробудить творческие силы и вместе с ними художественные

способности обучающихся. Сделать так, чтобы личные переживания и

особенности восприятия каждого определяли своеобразие их работ.

Своей задачей я ставлю показать тесную связь бумагопластики с

такими специальными дисциплинами, как рисунок и скульптура. А также –

развитие пространственного воображения у детей, ощущения и передачи

объёмных форм в материале.

Трансформация бумаги помогает учащимся почувствовать форму

предмета без участия цвета. Белая бумага таит в себе большие возможности

для воображения и творчества.

Занятия бумагопластикой развивает чувство ритма, гибкость

пальцев,

приобретаются

первые

навыки

моделирования,

включается

объёмное мышление.

Моя работа делится на три раздела: трансформация бумаги, папье-

маше, изготовление папье-маше по формам из трансформированной бумаги.

Каждый раздел построен по принципу «от простого к сложному».

Это даёт возможность на практике ощутить процесс перехода от плоского

изделия к объёмным моделям, постепенно избавиться от всех мертвящих

условностей и научиться работать самостоятельно.

2.ТРАНСФОРМАЦИЯ БУМАГИ

С чего начать?

МАТЕРИАЛЫ

Занятия бумагопластикой не требуют больших затрат.

Плотная бумага, клей ПВА, ножницы, нож, карандаш, линейка,

кисть для клея и инструмент для продавливания бумаги- вот всё что

нужно для занятий.

В качестве инструмента для продавливания сгибов бумаги

можно использовать шило или тонкие вязальные спицы.

ТРАНСФОРМАЦИЯ БУМАГИ - УПРАЖНЕНИЯ

Начало занятий по трансформации - ознакомление с техникой.

Для этого даются упражнения сгибания бумаги по определённым

схемам – начиная с простейших. Линии схемы продавливаются, и каждая

последующая линия сгибается в обратную сторону предыдущей.

После освоения учащимися простых схем, переходим к упражнениям

по более сложным схемам.

Эти упражнения хорошо развивают мелкую моторику рук. Но особенно

такие занятия хороши для развития логического мышления.

После непродолжительного сидения над упражнениями, ребенок вдруг

неожиданно понимает очерёдность манипуляций с бумажным листом. И

последующие занятия венчаются новыми открытиями, новыми логическими

ходами в сгибании бумажного листа.

После выполнения всех обязательных упражнений, обучающимся

предлагается самим придумать новый ход трансформации и попробовать

воплотить свою идею в трансформацию из бумаги.

Это позволит определить: насколько учащиеся поняли предложенный

материал и закрепить его.

Все выполненные упражнения дети собирают и наклеивают на лист

ватмана, формируя блок

ТРАНСФОРМАЦИЯ БУМАГИ

ЖИВОТНЫЕ И РАСТИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ

Следующий этап преследует цель – научить детей самостоятельно

моделировать

на

плоскости

выбранный

объект,

пользуясь

навыками

бумагопластики.

Учащимся я предлагаю исполнить в технике трансформации знакомые

образы животных, птиц, растений, насекомых.

В начале работы каждый выбирает объект для трансформации

(животное, птицу, растение, насекомое).

Объект стилизуется – приводится к простейшим геометрическим

формам, удобным для трансформации.

Выбираются схемы трансформации каждой части объекта.

Изготавливаются части из белой плотной бумаги с учётом формата и в

масштабе, склеиваются, затем собираются на выбранном формате. В

результате получаются замечательные, забавные совы, белочки, котята,

стрекозы, бабочки, букеты из фантастических цветов и так далее.

ТРАНСФОРМАЦИЯ БУМАГИ

«СКАЗОЧНЫЙ ДОМИК»

Возвращаясь к трансформации бумаги в старших классах, учитывая

возраст учащихся, даём архитектурное направление занятиям. На этом этапе

детям

предоставляется

возможность

освоить

макетирование

с

использованием техники трансформации бумаги.

Первые занятия по макетированию начинаем с разработки эскизов.

Предлагается тема «Сказочный домик». Каждый учащийся придумывает

проект своего фантастического домика. Затем разрабатывается схема каждой

детали проекта. Продумывается сочетание гладких и трансформированных

поверхностей.

Начинается создание макета.

Изготавливаются основные части строения. Затем исполняются в

технике трансформации все детали проекта.

Одновременно

учащиеся

знакомятся

с

различными

техниками

исполнения предметов ландшафта (деревьев, кустов, травы). Каждый

выбирает нужное, в соответствии с образом своего проекта

ТРАНСФОРМАЦИЯ БУМАГИ

«Фантастический замок»

Подходим к последнему этапу нашей программы. Теперь учащимся

предлагается создание макета «Сказочный замок» с использованием приёмов

трансформации бумаги. При этом учащимся предлагается смоделировать два

или три архитектурных объекта разной величины и разместить их в

пространстве, что бы композиция смотрелась органично.

Все замки моделируются по проектам детей.

Все

проекты

получаются

оригинальными

и

неповторимыми.

Пространство между объектами архитектуры заполняется мелкими деталями

ландшафта. В этих работах претворяются самые фантастические замыслы

детей

3. ПАПЬЕ- МАШЕ

Что такое папье-маше?

К особому виду сувениров относятся изделия из папье-маше.

Откуда же они взялись? Для начала давайте остановимся на том, что

такое вообще папье-маше. Буквально в переводе с французского языка слово

«папье-маше» означает «жёванна бумага» и представляет собой способ

склеивания бумаги маленькими кусочками в 5-7 слоёв по определённой

форме или модели. Корни появления изготовления папье-маше уходят в

средневековый Иран; некоторые учёные считают, что это рукоделие

появилось в Китае ещё до нашей эры.

Именно в Китае, а ещё в Японии, в городе Фучжоу, с самых давних

времён производство художественных изделий, покрытых лаком, достигло

совершенства.

Основу иранских шкатулок и других изделий составляли несколько

слоёв проклеенной бумаги, (сверху обмазанной смесью клея и мела),

расписанные красками, поверх которых наносился слой прозрачного лака.

Замечательные яркие ларчики и шкатулки были очень хрупкими.

В Европе (Англии, Германии и Франции) искусство папье-маше

появилось только в начале ХУ1в. И сразу же получило новое развитие. В

Россию оно распространилось несколько позже.

В

промышленном

производстве

папье-маше

представляет

собой

размельчённую на волокно бумажную массу, смешанную с клеем, мелом и

гипсом. В домашних условиях это рваная бумага пропитанная клейстером

или другим клеем, спрессованная в несколько слоёв и загрунтованная

левкасом или олифой. При этом она становится прочной, что позволяет

работать с ней, как с деревом.

В зависимости от назначения изделия, его величины и количества

предполагаемых

для

изготовления

предметов

существует

несколько

технологических приёмов приготовления папье-маше.

ПАПЬЕ-МАШЕ

«ЗИМНЯЯ ВИШНЯ» декоративная бутылка

Для изготовления этого изделия мы воспользуемся простейшим

технологическим приёмом приготовления папье-маше. Для этого нам

понадобятся мягкая бумага (бумажные салфетки, туалетная бумага), клей

ПВА разведённый водой 1 к 5.

Выберем ёмкость нужной формы и приступим к изготовлению каркаса

будущего изделия. Для этого возьмём одинаковые куски толстого провода.

Провод обматываем вокруг шейки бутылки один за другим на расстоянии

друг от друга, создавая каркас веток.

Теперь разводим в широкой емкости клей ПВА с водой. Небольшие

куски бумаги вымачиваем в растворе клея, отжимаем и обклеиваем каркас.

На кончиках веток приклеиваем шарики из бумаги, вымоченной в растворе

клея.

После просушки изделия, его покрывают белой водоэмульсионной

краской.

Изделие опять просушивается. После просушки приступаем к покраске

изделия. Используем гуашевые краски разных цветов, но стремимся

выдержать общий колорит. После просыхания красочного слоя, декорируем

изделие акриловой краской имитацией бронзы или серебра.

После окончательной просушки, изделие покрывается лаком.

Работы учащихся, выполненные в технике папье – маше.

Декоративные бутылки «Виноградная косточка» и «Чёрная роза».

Декоративные бутылки «Синий цвет» и «Страстные розы».

«Пена морская» и «Рыбка золотая».

«Песнь луговая» и «Русалочка».

4.ИЗГОТОВЛЕНИЕ

ПАПЬЕ-МАШЕ

ПО

ФОРМАМ

ИЗ

ТРАНСФОРМИРОВАННОЙ БУМАГИ.

«Мексиканская маска»

Теперь две техники изготовления изделий из бумаги соединяем в одну.

На примере мексиканской маски попытаемся создать настенное панно.

Из двух одинаковых по размеру кусков ватмана изготавливаем

переднюю и заднюю части каркаса.

При этом используем приёмы

трансформации бумаги.

Готовые части каркаса склеиваем. Изготавливаем мелкие детали и

соединяем с каркасом при помощи клея ПВА.

После высыхания каркаса учащимся предлагается покрыть изделие

папье-маше, используя выше описанную технику.

Просушенную маску покрываем воднодиспрессионной белой краской

После того как маска из папье-маше окончательно высохнет,

приступаем к работе с цветом. Используя гуашевые краски, наносим на

маску нужный орнамент.

Высушив красочное покрытие, учащиеся приступают к последнему

этапу работы. Изделие покрывают прозрачным лаком.

Работа с простейшими материалами поможет ребенку найти

применение своим творческим способностям, не затрачивая большие

средства, поможет находить прекрасное в окружающем его мире обычных

вещей.

Наша задача : помочь ребенку освоить техники преобразования

повседневных предметов в прекрасные произведения прикладного искусства.

Работы учащихся выполненные в технике папье – маше по формам из

трансформированной бумаги.

Настенные маски.

ЛИТЕРАТУРА

1. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи (2-е изд.) Серия

«Стильные штучки». – Ростов на Дону: Феникс, 2005.

2. Матюхина Ю. А. Папье-маше. Нехитрая наука бумажных шедевров.

Ю.А. Матюхина, О.П. Медведева. - Ростов на Дону: Феникс, 2007.

3. Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими

руками. - Смоленск: Русич, 2002.



В раздел образования