Автор: Цивилева Оксана Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Лукоморье"
Населённый пункт: город Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Консультация для педагогов ДОУ
Тема: "Фонематический слух - основа правильной речи"
Раздел: среднее профессиональное
МАДОУ «Лукоморье», г.Ноябрьск, ЯНАО
учитель – логопед Цивилева О.Ю.
Консультация для воспитателей
«Фонематический слух основа правильной речи».
В последнее время в детских садах наблюдается тенденция увеличения
количества детей с нарушениями речевого развития. Все чаще мы слышим от
педагогов и родителей о том, что ребенок плохо говорит, не правильно
произносит звуки, «Во рту каша», «Мой ребенок в словах пропускает звуки,
слоги, заменяет многие звуки речи другими». На первый взгляд кажется, что
эти речевые трудности имеют мало общего. Однако причина у них одна, и
чаще всего носит она фонематический характер.
В развитии и формировании речи фонематические процессы играют
одну из основных ролей, дошкольникам важно научиться различать и
анализировать звуки.
Хотя с рождения ребёнка окружает множество звуков: речь людей,
музыка, шелест листьев, щебетание птиц, но лишь речевые звуки, и только в
словах, служат целям и задачам общения его со взрослыми, средством
передачи
различной
информации.
Постепенно
ребенок
начинает
вслушиваться в слова, сопоставляет их звучание, пытается повторять их,
начинает также слышать и различать звуки родного языка, т. е. обращать
внимание на звуковую сторону слова. В дошкольном периоде ребёнок
усваивает звуковое строение слова и его слоговой состав. Учась отличать
одно слово от другого, придумывая чистоговорки, стишки, песенки,
состоящие
из
набора
разных
звуков,
вслушиваясь
в
их
сочетание,
наслаждаясь их звучанием, ребёнок производит большую мыслительную
работу над звуковой стороной слова.
Исследователь Н. Х. Швачкин отмечает, что при благополучном
речевом развитии,
формирование фонематического слуха завершается
приблизительно к двум с половиной годам. Так давайте разберемся, что же
такое фонематический слух?
Фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно
слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический
слух.
Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он
помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и
правильно понимать смысл сказанного, например: дом-сом-лом-ком.
Если у ребенка плохо развит фонематический слух, он может путать
близкие по звучанию звуки. Наиболее часто дети путают звуки похожие по
звучанию. Как правило это свистящие и шипящие звуки: с-ш, з-ж, з-с и.т.д.
соноры: р-л; звонкие и глухие: д-т, в-ф.
Это может снизить уровень сформированности связной речи, обучения
чтению и письму, если ребенок не умеет различать звуки, он будет
воспринимать (запоминать, произносить, писать) то, что он услышал, а не то,
что ему сказали на самом деле. Отсюда — ошибки в речи и на письме. Если
вовремя не принять меры, то дефект закрепится, и чем старше будет
становиться ребенок, тем сложнее будет это исправить.
По мнению таких авторов, как Р.Е Левина, Г.А. Каше, Т.Б. Филичева,
Г.В. Чиркина, О.В. Правдина, Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцев, А.И. Корнев и др.
развитие фонематического слуха положительно влияет на формирование
всех компонентов речи: фонетической стороны речи, звуко-слоговой
структуры слова.
Т.Б.
Филичева.,
Г.
И.
Чиркина,
Н.А.Чевелева
выделяют
следующие этапы развития фонематического слуха:
Первый уровень – узнавание неречевых звуков.
Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Третий уровень – различение сходных между собой по звучанию слов.
Четвертый уровень – различение слогов.
Пятый уровень – различение звуков
Шестой уровень – освоение ребенком навыков анализа и синтеза.
К пяти годам ребенок уже должен уметь определять на слух, есть ли в
слове определенный звук, и сам подбирать на заданные звуки слова. Но на
практике это не всегда так.
Для развития фонематического слуха в зависимости от уровня
подбираются
упражнения,
построенные по принципу
от
простого
к
сложному.
Начинать работу по формированию фонематического слуха можно с
младшего дошкольного возраста. В этот период дети учатся различть на слух
речевые и неречевые звуки. Различение на слух неречевых звуков является
фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Упражнения включают задания на распознание:
— звучащих инструментов (губная гармошка, свисток, дудочка);
— звучащих предметов (крупа в коробках, погремушки, шелест
листьев, шуршание бумаги);
— действий
предметов
(хлопанье,
скрип,
свист,
стуки,
звуки
транспорта).
На первых занятиях взрослый предлагает детям предлагают послушать
звуки за окном: Что шумит? (Деревья.) Что гудит? (Автомашина.) Кто
кричит? (Мальчик.) Кто разговаривает? (Люди.) Кто смеется? (Девочка.) И т.
д.
Затем детям дается задание внимательно послушать и определить,
какие звуки доносятся из помещения соседней группы, из-за ширмы, из
раздевалки и тд.
Далее приведу примеры некоторых игр:
Игра «Кто пришел в гости?»
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками — бубном,
погремушкой, барабаном. Педагог сообщает детям, что к ним в гости
собираются мишка, зайка и лисичка. Мишка придет в гости с барабаном,
зайка — с погремушкой, лисичка — с бубном. За ширмой звучит игрушка.
Дети должны догадаться, кто идет в гости. Если догадка верна, игрушка
появляется из-за ширмы.
Кто кричит?
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Детей знакомят с игрушечной уточкой, пчелкой, кошечкой.
Взрослый имитирует своим голосом крик утки, жужжание пчелы, мяуканье
кошки. Дети должны догадаться, кто кричит. Можно имитировать голоса
любых других животных.
Угадай, на чем играют
Цель: развитие слухового внимания.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками, например, с
барабаном, дудочкой, колокольчиком. По очереди дети отворачиваются и
отгадывают, какая игрушка звучит.
Игра «Кто пришел в гости?»
Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.
Описание. Детей знакомят со звучащими игрушками — бубном,
погремушкой, барабаном. Педагог сообщает детям, что к ним в гости
собираются мишка, зайка и лисичка. Мишка придет в гости с барабаном,
зайка — с погремушкой, лисичка — с бубном. За ширмой звучит игрушка.
Дети должны догадаться, кто идет в гости. Если догадка верна, игрушка
появляется из-за ширмы.
Игра «Угадай, что звучало».
Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон
ложек, и и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и
отгадать, что сейчас звучало.
Игра «Шумящие мешочки».
Вместе с малышом насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, скрепки.
Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что там внутри.
В среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается
произношение. Они реже допускают пропуски и замену звуков, способны
сохранять слоговую структуру даже в многосложных словах; окреп и стал
более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало
слуховое восприятие, фонематический слух.
Задача воспитателей на этом этапе — учить детей внимательно
слушать речь окружающих, подбирать слова, похожие по звучанию (ложка
— кошка, мошка и т. д.), вычленять из ряда слов только те, в которых есть
заданный звук, узнавать знакомый звук в названиях игрушек, предметов или
подбирать игрушки и предметы, в которых есть этот звук и т. д.
Одновременно воспитатель ведет работу по уточнению и закреплению
правильного произношения отдельных звуков. Особое внимание при этом
уделяется правильному произношению в словах группы свистящих (с, сь, з,
зь, ц), шипящих (ж, ш, ч, щ), сонорных (л, ль, р, рь).
К концу пребывания в средней группе многие дети усваивают и
правильно произносят все звуки родного языка. Но если ребенок испытывает
затруднения
в
выполнении
перечисленных
заданий,
педагог
может
использовать предлагаемые ниже игры и упражнения. Их цель — развивать у
детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные
слова громко и шепотом, различать слова, похожие по звучанию, правильно
ставить ударение.
Игра «Возьми игрушку»
Наглядный материал: игрушки или предметы, названия которых
состоят из трех - четырех слогов (крокодил, Буратино, Чебурашка,
Дюймовочка и пр.).
Дети сидят полукругом перед столом, на котором разложены игрушки.
Воспитатель шепотом называет один из предметов, лежащих на столе, рядом
сидящему ребенку, тот так лее, шепотом, должен назвать его соседу. Слово
передается по цепочке. Ребенок, который услышал слово последним, встает,
подходит к столу, отыскивает данный предмет и громко называет его.
Педагог следит, чтобы все дети, произнося слова шепотом, выговаривали их
достаточно отчетливо.
Игра «Выдели слово»
Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши
тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и
звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.
Для индивидуальных ответов рекомендуется вызывать тех детей, у которых
недостаточно
сформирован
фонематический
слух,
а
также
тех,
кто
неправильно произносит эти звуки.
Игра «Подбери похожие слова»
Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки-
пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к
нему другие слова, близкие по звучанию. Воспитатель следит за тем, чтобы
дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто, громко.
Игра «Угадай, где крУжки, а где кружкИ»
Наглядный материал: две кружки и два кружка.
Педагог показывает детям кружки и кружки, называет их и просит
повторить. Когда они усвоят эти слова, воспитатель держит кружки над
кружками и спрашивает, что находится сверху, а что снизу. Дети отвечают.
Потом педагог меняет местами предметы и снова спрашивает, где находятся
кружки, а где кружки. Дети дают полный ответ.
Воспитатель следит за тем, чтобы дети правильно указывали, где какой
предмет находится, и четко выговаривали слова.
В старшем дошкольном возрасте происходит
освоение ребенком
навыков анализа и синтеза.
Дошкольников
учат
определять
количество
слогов
в
слове
и
отхлопывать двух- и трехсложные слова. Педагог должен объяснить и
показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при
этом ударный слог.
Параллельно
детей
учат
выделению
из
слога
гласного,
затем
согласного, определению наличия заданного звука в слове. Проводится
анализ гласных звуков.
1. Детям раздают по нескольку одноцветных кружков. Педагог
произносит один, два или три гласных звука, например а, ау, иоу и т. п. Дети
откладывают на своих столах столько кружков, сколько звуков произнес
взрослый.
2. У детей на столах лежат по три кружка разных цветов, например
красного, синего, зеленого. Взрослый уславливается с детьми, что красный
кружок обозначает звук а, синий — звук у, зеленый — звук и. Затем он
произносит сочетания из этих звуков — сначала по два звука: ау, уи, уа,
аи, затем по три: ауи, any, уча, уаи, иуа, иау. Дети раскладывают на столах
кружки в определенных сочетаниях и в нужном порядке.
Примерно так же проводится анализ всех остальных гласных звуков.
Затем детей учат определять первый ударный гласный в слове.
Затем приступают к анализу согласных звуков. При этом должна
соблюдаться
определенная
последовательность:
сначала
ребенка
учат
выделять в слоге, а потом в слове последний согласный звук. (Следует
заметить, что легче всего детям даются глухие взрывные согласные.) Для
этой цели проводится такое упражнение: «Назови звук»
Дети по одному выходят к столу и вынимают из конверта картинки
(подобраны педагогом заранее), громко, четко называют их, выделяя
последний звук. Затем ребенок повторяет этот звук отдельно.
На взрывные согласные могут быть следующие картинки: кнут, кот,
паук, каток, танк, мак, жук, лук, веник, паук и т. д.
Это упражнение можно изменять, постепенно усложняя задания,
например:
1) дети раскладывают картинки на наборном полотне так, чтобы в
одной стороне оказались предметы, названия которых оканчиваются на звук
т, а в другой — на звук к;
2) педагог показывает детям картинки (по одной) и называет их,
опуская последний звук, например: «со., бато., самока...» и т. д. Ребенок
повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил
взрослый.
Далее проводится работа по выделению первого и последнего звука в
слове (первого и последнего согласного, первого и последнего ударного и
безударного гласного), определение места, количества, последовательности
звуков в слове, творческие задания (например, придумать слова с заданными
звуками), составление слов из звуков и слогов и т.д.
Работа первоначально проводится с опорой на вспомогательные
средства (зрительные образы, выполнение движений). Затем на основе
переноса полученных навыков во внутренний план — с опорой на
слухопроизносительные представления ребенка, т.е. без вспомогательных
средств. Звуковой анализ и синтез проводится только на материале слов с
правильно произносимыми звуками.
Предлагаемые игры можно изменят и дополнять в зависимости от
ваших возможностей и фантазии. Не бойтесь импровизировать - это сделает
ваши занятия с ребенком более интересными и полезными. Самое главное –
не превращайте игры в учебные занятия; пусть будет весело и интересно!