Напоминание

Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования.


Автор: Сидорова Суфия Ряшитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад"Колосок" ГБОУ СОШ с.Хворостянка
Населённый пункт: Самарская обл,с.Хворостянка
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и интегрированного образования.
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Организация

воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного и

интегрированного образования (ФГОС ДО)»

Выполнила:

Сидорова Суфия Ряшитовна,

Воспитатель

СП «Детский сад «Колосок»

ГБОУ СОШ с.Хворостянка

с.Хворостянка, 2021

1

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Технология инклюзивного образования в условиях ФГОС в ДОУ.6

1.1.Инклюзивное образование………………………………………......6

1.2.Проведение углубленного психолого-педагогического

обследования детей с ОВЗ………………………………………………………17

1.3.Создание эффективных условий, обеспечивающих механизм

компенсации нарушений у детей с ОВЗ………………………………………21

ГЛАВА 2. Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в

условиях ДОУ……………………………………………………………………24

2.1.Подходы в обучении детей с особыми образовательными

потребностями………………………………………………………………..…24

2.2.Основные

принципы

и

задачи

коррекционной

работы

с

детьми,

имеющими ОВЗ………………………………………………………………....26

ГЛАВА 3. Форма организации творческой деятельности детей с ОВЗ в

ДОУ………………………………………………………………………………30

3.1.Социализация личности, периоды ее развития………………….....30

3.2. Приоритетное направление социальной политик………………..31

3.3. Практическая часть……………………………...…………………...32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….....37

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………..………………………………...38

2

ВВЕДЕНИЕ

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или

сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть

этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным

напряжением»

Адольф Дистерверг

Введение ФГОС НОО ОВЗ вступает в силу 1 сентября 2016 года, а,

значит,

каждый

педагог

должен

ознакомиться

с

методическими

рекомендациями, указанными в Письме Министерства образования и науки

РФ от 11 марта 2016г. Главное, что должен понять каждый педагог,

работающий с детьми с ОВЗ, что это особенные дети очень нуждающиеся в

пошаговом сопровождении, создании специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети,

состояние

здоровья которых

препятствует

освоению

образовательных

программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это

определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными

нарушениями

развития:

нарушениями

слуха, зрения,

речи,

опорно-

двигательного

аппарата,

интеллекта,

с

выраженными

расстройствами

эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями

развития.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и

детьми-инвалидами

образования

является

одним

из

основных

и

неотъемлемых

условий

их

успешной

социализации,

обеспечения

их

полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в

различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с

этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями

здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач

государственной

политики

в

области

образования

и

социально-

экономического развития Российской Федерации.

Цель педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с

ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что

3

они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти,

развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих

сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать,

размышлять, сопереживать.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов

деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под

руководством психолога в дошкольном учреждении

разрабатываются

индивидуальные

карты

развития

определенного

содержания.

Для

оптимального

осуществления

интеграции

на

этапе

дошкольного детства

необходимо

соблюдать

специальные

условия

воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать без барьерную среду их

жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском

саду

важно гибко

сочетать

индивидуальный

и

дифференцированный

подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни

коллектива.

Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть

приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности

при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не

отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период

воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное

состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с

ребенком и родителями.

Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо

знать

некоторые

особенности

дидактического

материала.

При

подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его

размеры, контрастность

цветов;

для

детей

с

нарушениями

опорно-

двигательного

аппарата

подбирать

выраженную,

легко

ощутимую

тактильную поверхность.

4

В

соответствии

с

возможностями

детей

с

ОВЗ

определяются

методы обучения

и

технологии.

При

планировании

работы

важно

использовать

наиболее

доступные

методы:

наглядные,

практические,

словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных

методических

приемов,

технологий

решается

педагогом

в

каждом

конкретном случае.

В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за

тяжести физических,

психических

нарушений,

проектируются

индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию

воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения,

формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной

деятельности.

5

Глава 1.Технология инклюзивного образования в условиях ФГОС в

ДОУ

1.1 Условия организации инклюзивной практики в образовательном

учреждении.

Все большее распространение получает

инклюзивное воспитание

детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и

среди сверстников в обычной группе. Даже дети со значительными

нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу,

но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и

специальное обучение.

Концепцией

модернизации

российского

образования

определены

приоритеты

образовательной

политики

в

области

специальной

(коррекционной) педагогики в виде постепенной интеграции и дальнейшей

социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Большая часть имеющихся исследований рассматривает проблему

оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья лишь в

аспекте их психолого-педагогической или медико-социальной защиты.

Образование и социальная адаптации таких детей остаются практически

неразработанными с точки зрения комплексного подхода к проблеме,

решаемой как в рамках образовательного учреждения, так и на уровне

государственной политики.

В мировой педагогической практике идея совместного обучения

здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья прошла

длительный, сложный и противоречивый путь развития. В первой половине

ХХ

века

начался

поиск

форм

реабилитации

проблемных

детей

в

естественной

среде

и

в

условиях

массовых

учебно-воспитательных

учреждений.

В современной педагогической науке и практике интеграция в

образовании, иначе называемая «инклюзия», предполагает создание нового

типа образовательной среды, в которой для полноценного развития детей с

особыми образовательными возможностями и потребностями создаются

наиболее благоприятные условия.

6

Инклюзивное образование:

Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся

с учетом

разнообразия

особых

образовательных

потребностей

и

индивидуальных возможностей.

Развитие интегрированных форм воспитания и обучения, инклюзия

детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - требования

нынешнего дня. Это закономерный этап развития системы образования таких

детей. Каждый ребенок с ОВЗ должен иметь возможность реализовать свое

право на получение образования в любом типе образовательного учреждения

и получать при этом необходимую ему специализированную помощь.

Интегрированное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ

овладевает знаниями в рамках общеобразовательного стандарта в те же

сроки, что и нормально развивающиеся дети. Такой подход возможен

применительно к детям, уровень психофизического развития которых

соответствует возрасту или близок к нему.

Инклюзия

способствует

формированию

у

детей

с

особыми

образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам

и адекватного социального поведения, а также более полной реализации

потенциала развития в обучении и воспитании.

Проблема воспитания и обучения детей с особыми образовательными

потребностями в общеобразовательном пространстве требует деликатного и

гибкого подхода, так как не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут

успешно адаптироваться в среду здоровых сверстников.

Основные принципы (применительно для детей с ОВЗ)

Поддержка разнообразия детства

Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как

важного этапа в общем развитии человека

Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства,

амплификация (обогащение) детского развития

Условия инклюзивного образования детей с ОВЗ

Создание соответствующего образовательного пространства

Создание программно-методического обеспечения

Создание предметно-развивающей образовательной среды

7

Создание дидактического обеспечения

Образовательное пространство для детей с ОВЗ

Безопасная среда жизнедеятельности

Функциональные помещения для обеспечения коррекции (кабинеты

врача, учителя-дефектолога, учителя- логопеда, зал ЛФК, кабинет

педагога- психолога)

Взаимодействие с окружающим социумом (детская поликлиника,

ПМПК,

соцзащита,

социокультурное

пространство)

Программно-

методическое обеспечение для инклюзивного ребенка

Основная образовательная программа

Протокол ПМПК

Индивидуальный коррекционно- развивающий маршрут

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа

Система индивидуальной работы в календарном плане

Предметно-развивающая среда для инклюзивного образования

Обязательная зона коррекции

Уголки уединения

Индивидуальное авторское пространство ребенка

Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Дидактическое обеспечение:

Для коррекции имеющихся отклонений в развитии

Для коррекции освоения содержания образовательной программы

Для коррекции поведения или социальных компетенций

Задачи ФГОС ДО в отношении детей с ОВЗ

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в

том числе эмоционального благополучия)

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его

индивидуальных способностей и творческого потенциала

Формирование общей культуры воспитанников

8

Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и

заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным

жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей,

коррекцию

их

дефицитов

в

развитии.

Особенности

«особых»

детей

нивелировать невозможно приходится изменять педагогическую практику,

чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с

другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых»

детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить

его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные

особенности.

Такое

образование

требует

постоянного

творческого

вклада

от

каждого, в творческий процесс образования включаются все его участники –

педагоги, родители, дети, администрация.

Условия, которые есть на сегодняшний день, не достаточны для

инклюзии: квалификация кадров, отсутствие нормативной базы, достаточно

затратный процесс. Поэтому надо рассматривать современный этап как

переходный и двигаться очень медленно, предусматривая каждый шаг,

анализируя условия и подбирая средства для реализации инклюзивной

практики.

Инклюзивное образование строится на следующих принципах:

Принцип индивидуального подхода предполагает выбор форм,

методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных

образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные

программы развития ребенка построены на диагностике функционального

состояния ребенка и предполагают выработку индивидуальной стратегии

развития конкретного ребенка. Индивидуальный подход предполагает не

только внешнее внимание к нуждам ребенка, но предоставляет самому

ребенку возможности реализовывать свою индивидуальность.

Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка.

Важным условием успешности инклюзивного образования является

обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация

этого принципа решает задачу формирования социально активной личности.

Личности, которая является субъектом своего развития и социально

значимой деятельности. Когда активность находится целиком на стороне

взрослых, которые заботятся о ребенке, считая, что его особенности не

позволяют ему реализовывать свои возможности, формируется «выученная

9

беспомощность», феномен, когда ребенок ожидает внешней инициативы, сам

оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ.

Родители могут ожидать помощи или активно добиваться льгот от

государства, игнорируя собственные возможности для участия в социальной

жизни.

Принцип активного включения в образовательный процесс всех

его участников предполагает создание условий для понимания и принятия

друг

друга

с

целью

достижения

плодотворного

взаимодействия

на

гуманистической основе. Инклюзия – это активное включение детей,

родителей

и

специалистов

в

области

образования

в

совместную

деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий,

семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели

реального социума.

Принцип

междисциплинарного

подхода. Разнообразие

индивидуальных

характеристик

детей

требует

комплексного,

междисциплинарного подхода к определению и разработке методов и

средств воспитания и обучения. Специалисты (воспитатель, логопед,

социальный

педагог,

психолог,

дефектолог,

при

участии

старшего

воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и

в

процессе

обсуждения

составляют

образовательный

план

действий,

направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом.

Принцип вариативности в организации процессов обучения и

воспитания.

Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями

в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды.

Принцип партнерского взаимодействия с семьей.

Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны

родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача

специалиста

установить

доверительные

партнерские

отношения

с

родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу

родителей.

Принцип

динамического

развития

образовательной

модели

детского сада.

Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные

подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.

10

В соответствии с ФГОС большое внимание в Образовательной

Программе должно быть уделено самостоятельной деятельности детей. Для

стимуляции детской активности воспитатели могут использовать принципы

организации предметно-развивающей среды:

• Среда должна быть безопасной.

• Среда должна быть комфортной и уютной.

• Среда организуется в каждой группе на основе представлений о

возрастных закономерностях развития детей в соответствии с их интересами

таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности проявлять

активность, работать как в сотрудничестве со взрослым, с другими детьми,

так и самостоятельно.

• Развивающая среда группы должна быть вариативной, чтобы у

каждого ребенка в соответствии с его интересами и возможностями был

выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек,

материалов, видов деятельности).

• Среда должна быть информативной.

• Среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за

изменением интересов и образовательных потребностей детей.

Для того чтобы повысить общее качество образовательного процесса,

все его участники: администрация, педагоги, специалисты, дети и родители:

1. Регулярно работают в сотрудничестве друг с другом.

2.

Открыто

оказывают

друг

другу

помощь

и

получают

ее,

предоставляют обратную связь, дают советы, делают критические замечания

и прислушиваются к ним.

3.Уважительно относятся друг к другу за индивидуальный вклад,

вносимый ими в общее дело.

4.Эффективно работают как единая профессиональная команда для

достижения общей цели, такой, например, как составление согласованного

представления об актуальном уровне развития детей и группы в целом,

планирование согласованных действий, способствующих развитию детей и

группы

через

разработку

тематических

проектов

или

разработку

индивидуального образовательного плана развития ребенка (ИОП).

11

5.Педагоги и специалисты работают в качестве наставников с новыми

педагогами, чтобы улучшить как свою собственную профессиональную

компетентность, так и нового педагога.

Для реализации целей инклюзии в ДОУ работают специалисты разного

профиля – психологи, дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги

дополнительного образования, медицинские работники. Для эффективной

работы в инклюзивной группе необходимо выстроить различные схемы

организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть от

состава

детей

инклюзивной

группы,

и

определяться

сочетанием

индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой.

Построение

инклюзивного

процесса

в

группе

детского

сада

выполняется следующим образом:

1.

Диагностика

индивидуальных

особенностей

развития

детей

инклюзивной группы

Беседа и анкетирование родителей

Диагностика развития ребенка

Наблюдение за поведением в группе

2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка,

составление

Индивидуального

образовательного

маршрута

и

Индивидуального образовательного плана.

3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных

образовательных потребностей детей группы.

4. Организация совместной жизнедеятельности детей в условиях

инклюзивной группы.

Индивидуальные занятия строятся на оценке достижений ребенка и

определения зоны его ближайшего развития.

Диагностика, определение задач развития и коррекции осуществляется

командой специалистов, а каждое занятие выстраивается с учетом действий

всех специалистов, работающих с ребенком. Так работу логопеда по

развитию речи добавляет работа психолога над установлением контакта и

работа массажиста над развитием моторной сферы. По результату занятия

специалист составляет запись в Индивидуальной карте развития ребенка, с

которой обязательно знакомятся другие специалисты и воспитатели групп.

Родителям выдается подробное описание того, что и насколько успешно

12

делал ребенок, а также домашнее задание с рекомендациями по отработке

навыков и включению их в игровую и бытовую деятельность.

Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ

Под специальными условиями понимаются:

Использование специальных образовательных программ и методов

обучения и воспитания;

Использование

специальных

учебных

пособий

и

дидактических

материалов,

специальных

технических

средств

обучения

коллективного и индивидуального пользования;

Предоставление

услуг

ассистента

(помощника),

оказывающего

обучающимся необходимую техническую помощь;

Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

Обеспечение доступа в здание ДОУ и другие условия без которых

невозможно или затруднено освоение Программ обучающимися с ОВЗ.

Специальные условия должны быть внесены в индивидуальную

программу реабилитации ребенка-инвалида.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования

включается

в

Программу,

если

планируется

её

освоение

детьми

с

ограниченными возможностями здоровья.

Данный раздел должен содержать специальные условия для получения

образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе

механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование

специальных

образовательных

программ

и

методов,

специальных

методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых

и

индивидуальных

коррекционных

занятий

и

осуществления

квалифицированной коррекции нарушений их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны

быть направлены на:

Обеспечение коррекции - нарушений развития различных категорий

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

оказание

им

квалифицированной помощи в освоении Программы.

Освоение

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и

13

индивидуальных

особенностей

и

особых

образовательных

потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с

ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в

группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том

числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями),

должны

учитывать

особенности

развития

и

специфические

образовательные потребности каждой категории детей.

При

необходимости

используется

психологическая

диагностика

развития

детей,

которую

проводят

квалифицированные

специалисты

(педагоги-психологи, психологи).

Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с

согласия

его

родителей

(законных

представителей).

Результаты

психологической диагностики могут использоваться для решения задач

психологического

сопровождения

и

проведения

квалифицированной

коррекции развития детей.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой

образования не только детей с особыми образовательными потребностями,

но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому

независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта.

Дошкольная организация выполняет не только образовательные функции, но

и является основной сферой жизнедеятельности ребенка.

Инклюзивное образование является принципиально новой системой,

где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и

качественным образованием для всех без исключения детей.

План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

беседа с родителями;

изучение медицинской карты ребенка;

обследование физического развития;

обследование психического развития: характеристика детских видов

деятельности и познавательных психических процессов, речи.

Далее под

руководством психолога в дошкольном учреждении

разрабатываются

индивидуальные

карты

развития

определенного

содержания.

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с

ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-

14

логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими

данными.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ

(педагога-психолога, учителя-логопеда,

воспитателя,

музыкального

руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с

особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

организует взаимодействие педагогов;

разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития

ребенка;

проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с

детьми;

организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими

в группу риска;

повышает уровень

психологической

компетентности

педагогов

детского сада;

проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;

составляет индивидуальные планы развития;

проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого

дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и

введение

в

самостоятельную

речь),

подгрупповые

занятия

(формирование фонематических процессов);

консультирует педагогических работников и родителей о применении

логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей

работы;

Музыкальный руководитель:

Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;

15

Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при

подборе материала для занятий;

Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.

Инструктор по физической культуре:

Осуществляет укрепление здоровья детей;

Совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование,

лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует

совместную и самостоятельную деятельность детей;

воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и

общую моторику;

организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом

рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);

применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный

микроклимат в группе;

консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических

навыков,

об

индивидуальных особенностях

ребенка,

об

уровне

развития мелкой моторики.

Медицинский персонал:

проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;

осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством

регулярных

осмотров,

за соблюдением

требований

санитарно-

эпидемиологических норм.

Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная

расторможенность,

низкая

работоспособность,

что

требует

внесения

изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В

режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого

на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается

16

широкое варьирование организационных форм образовательной работы:

групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Необходимо также организовать активную работу с родителями.

Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на

решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое

целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи

будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы

работы:

Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье,

имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих

детей и были помощниками для педагогов.

Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с

ребенком, наблюдают за работой специалистов.

Семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой,

играми, учатся применять полученные знания на практике.

Проведение совместных праздников, где родители могут видеть

достижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в

конкурсах, соревнованиях и т.п.

Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья

образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать

особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание

психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок

перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на

счастливое детство. Главное, чтобы у педагогов было желание работать с

детьми с особыми вариантами развития, помогать им занять достойное

место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные

возможности.

1.2.Проведение углубленного психолого-педагогического

обследования детей с ОВЗ

На начальном этапе проводится первичная встреча с семьей с целью

знакомства

и

сбора

информации

о

развитии

ребенка,

выяснения

образовательного запроса со стороны родителей.

17

В работу с

детьми данной категории включаются сотрудники

образовательного

учреждения,

администрация

и

специалисты

ДОУ:

заведующий, заместитель заведующего по АХР, зам. зав. по ВМР,

медработник, воспитатели, педагог-психолог, учителя-логопеды, инструктор

по физической культуре, музыкальный руководитель, которые способствуют

созданию условий и благоприятного микроклимата в ДОУ, для облегчения

адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их успешной социализации.

Осуществляют

индивидуальный

подход

к

детям

при

организации

воспитательно-образовательного

процесса.

Воспитатели

и

специалисты

проводят беседы с родителями, консультации, дают рекомендации, советы

для оптимального развития и адаптации детей в обществе, а также оказание

помощи всем членам семей, воспитывающих этих детей. Администрация, в

свою очередь, заключает договора о взаимоотношениях между ДОУ и

родителями (законными представителями), а в дальнейшем способствует

созданию

специальных

условий,

предполагающих

формирование

адаптированной

образовательной

среды.

Медработник

осуществляет

контроль за адаптацией детей с ОВЗ и детей-инвалидов к условиям ДОУ,

отслеживает

состояние

их

здоровья,

самочувствие

в

течение

дня,

своевременность приема лекарственных препаратов, согласно заключению и

рекомендациям лечащих врачей во время пребывания этих детей в ДОУ.

Консультирует воспитателей и родителей (законных представителей), дает

рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям в

соответствие с диагнозом в организации питания, организации режимных

процессов в детском саду и дома.

Следующим

этапом

осуществляется

углубленное

психолого-

педагогическое

обследование

всех

сфер

деятельности

детей

данной

категории, эмоционально-волевой сферы, высших психических функций,

речевого

развития,

интеллектуального

развития.

Результаты

данного

обследования выносятся на ПМПК учреждения с целью определения

дальнейшего образовательного маршрута.

Далее

проводится

организационная

работа

по

проектированию,

разработке и утверждению образовательной программы для ребенка с ОВЗ

или ребенка-инвалида. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности

ребенка, медицинские показатели, рекомендации ПМПК ДОУ, ожидания

родителей,

четко

формулируются

цели

и

задачи

индивидуальной

образовательной программы (обсуждается необходимость в дополнении или

изменении учебного графика, определяются формы получения образования,

18

режим посещения занятий, как подгрупповых, так и индивидуальных,

дополнительные

виды

психолого-педагогического

сопровождения,

определение промежуточных и итоговых результатов и т.д.).

Далее

педагогами

и

специалистами

ДОУ

разрабатываются

индивидуальные образовательные маршруты на основе разработанной

образовательной программы для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-

инвалида,

учитывая

общеобразовательную

программу

ДОУ.

Данные

индивидуальные

образовательные

маршруты

включают

содержание

основных разделов базовой программы, а также коррекционные направления

для конкретного ребенка, рекомендованные специалистами учреждения.

19

Так

как

оптимальный

вариант

разработки

и

реализации

индивидуальной образовательной программы для воспитанника составляет

один

год,

корректировка

содержания

ее

осуществляется

на

основе

результатов промежуточной диагностики, проводимой в декабре текущего

учебного года. На основе анализа промежуточной диагностики, вносятся

изменения и корректировки в индивидуальную образовательную программу

для конкретного ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида. В конце учебного

года по итогам реализации индивидуальной образовательной программы в

рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) проводится

анализ

итоговой

диагностики

различных

сфер

развития

ребенка,

обосновываются внесение корректировок, формулируются рекомендации с

целью

обеспечения

преемственности

в

процессе

индивидуального

сопровождения ребенка с ОВЗ или ребенка-инвалида специалистами на

следующем этапе его воспитания и обучения. А также проводятся итоговая

встреча с родителями (законными представителями) для определения

дальнейших форм работы с ребенком, педагогами и специалистами ДОУ

даются рекомендации, советы, консультации, памятки

20

1.3. Создание эффективных условий, обеспечивающих механизм

компенсации нарушений у детей с ОВЗ

В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания

эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений

у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое

сопровождение.

В работу с детьми с ОВЗ включены учитель-логопед, педагог-психолог,

учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре,

музыкальный

руководитель,

медицинский

работник.

Дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и

подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное

внимание уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом,

учителем-дефектологом, педагогом-психологом. При организации занятий

учитываются зрительные возможности детей. Дидактический материал

(пособия,

игры,

картинки,

игрушки)

адаптирован

к

зрительным

возможностям

детей

с

нарушением

зрения.

Инструктор по физкультуре использует такие виды здоровье сберегающих

технологий как: подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз,

дыхательная гимнастика по системе йоги , пальчиковая гимнастика,

релаксация.

Также

применяет

технологии

обеспечения

социально

психологического

благополучия

ребенка.

В образовательной деятельности с детьми с ОВЗ педагоги ДОУ используют

такие психолого-педагогические методики, как предметная, пигментная

(изобразительная),

телевизионная.

Предметная методика развивает зрительные представления ребенка о

предметах внешнего мира и способах действий с ними. Используются:

натуральные предметы, объемные модели, игрушки, элементы мозаики,

конструкторы. Ребенок выполняет задания на анализ частей, опознание

предметов, обобщение их по значимым признакам, моделирование (по

образцу, по памяти, по словесному описанию, по представлению. Это создает

условия для развития движений рук, зрительно-моторной координации,

мелкой моторики, пространственный представлений и конструктивных

навыков; развития памяти, мышления, речи, воображения и творческой

активности.

Пигментная

(изобразительная)

методика используется

для

развития

простых и сложных форм зрительного восприятия. Применяются: черно-

белые и цветные, контурные, силуэтные и заполненные, предметные и

сюжетные изображения. Детям предлагается найти рисунок по словесному

21

описанию, сравнить контурные и заполненные изображения, имеющие

несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, опознать

изображения по фрагменту, найти ошибки в рисунках-нелепицах. Дети

обводят контур трафаретного рисунка или через копирку, затем сравнивают

трафарет и контур, с помощью педагога находят неточности. В других

заданиях ребенок должен дорисовать контурное изображение, воспроизвести

по

образцу

цветовую

гамму

картинки.

Также

в

формировании

основ

мировосприятии

педагоги

широко

используют презентации по теме занятия, презентации физкультминуток.

Данные

презентации

способствуют

концентрации

внимании,

умению

анализировать быстроменяющуюся зрительную информацию, держать в

памяти детали сюжета, повышают интерес и мотивацию к познавательной

деятельности.

Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Воспитатели

знакомят детей с природой, сменой времен года через экспериментальную

деятельность.

Развивая

познавательную

сферу

дошкольника,

педагоги

учитывают специфику мировосприятия ребёнка. Дети играли с водой песком,

магнитом, воздухом, делая при этом простейшие опыты, позволяющие

судить о свойствах этих объектов, работали с моделями. Такая планомерная

работа способствует расширению детского кругозора, формированию общей

и экологической культуры дошкольников, определенных умений и навыков,

позволяющих

им

взаимодействовать

с

природным

и

социальным

окружением.

Социально-коммуникативное

развитие. В

д/с

созданы

условия

для

обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей. Во всех

группах

имеются

дидактические

игры

разнообразного

содержания,

различные

настольно-печатные

игры,

уголки

«Мое

настроение».

Воспитателями подобрана картотека специальных игр на формирование

социальных

навыков

детей.

Посредством праздников, тематических бесед на занятиях и в повседневной

жизни воспитываем уважение и терпимость здоровых детей к детям с

особенностями

в

развитии

и

поведении.

Чтобы

способствовать развитию

воображения

детей, воспитатели

привлекают «особых» детей к освоению театрализованной деятельности. Эта

работа ведется воспитателями совместно с музыкальным руководителем и

инструктором по физ. культуре. Дети участвуют на праздниках, где

исполняется

роль

факира,

фокусника,

силача

и

т.д.

В спортивных развлечениях наряду со всеми детьми участвуют в различных

играх, эстафетах, перестроениях, что дает возможность почувствовать свою

22

успешность и оценить свои силы в выполнении тех или иных заданий.

Педагоги предоставляют

«особым»

детям

возможность

к

проявлению

творчества. В течение года воспитатели проводили выставки, вернисажи,

такие как «Осенние дары», «Поделки из бросового материала», «Сказочный

мир», «Новогодние игрушки», «Подарки мамам», «Подарки папам», где

также участвовали дети с ОВЗ. Конечно, таким детям нужно гораздо больше

времени в выполнении той или иной поделки, но и гордость за выполненную

работу тоже очень велика.

Условиями

успешного

взаимодействия

считаю:

-

тесная

взаимосвязь

педагога-психолога,

учителя-логопеда,

учителя

дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре

возможно при условии совместного планирования работы (выбора темы и

разработки занятий, определения последовательности занятий и задач);

-

совместное

обсуждение

для

составления

планов

фронтальных,

подгрупповых и индивидуальных занятий;

-

совместное

планирование

реализации

образовательных

областей

в

соответствии

ФГОС

ДО.-

одновременное

решение

коррекционно-

образовательных

задач

учителем-логопедом,

педагогом-психологом,

воспитателем и другими специалистами. Воспитатели и специалисты

находятся в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им

стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.

23

Глава 2. Организация работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в

условиях ДОУ

2.1. Подходы в обучении детей

с особыми образовательными

потребностями

.

Образование детей с особыми потребностями является одной из

основных

задач

для

страны.

Это

необходимое

условие

создания

действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать

причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать

возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других

обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу

обществу и стать полноценным его членом. (Дэвид Бланкет). Дети, состояние

которых

препятствует

освоению

образовательных

программ

вне

специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети – инвалиды, либо

другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке

детьми -инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в

физическом или

психическом

развитии и нуждающиеся

в

создании

специальных условий обучения и воспитания. К детям с ограниченными

возможностями здоровья относят: детей с нарушением опорно-двигательного

аппарата; детей с нарушением интеллектуального развития; детей с

нарушением слуха, зрения, недоразвитостью речи; детей с аутизмом; детей с

комбинированными нарушениями в развитии. Федеральные государственные

образовательные

стандарты

для

детей

с

ОВЗ

рассматриваются

как

неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего

образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребёнка

и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и

бесплатное среднее образование. Специальный образовательный стандарт

должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на

образование граждан с ОВЗ. В настоящее время в России применяются три

подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

- дифференцированное обучение детей с нарушениями физического и

ментального развития в специальных (коррекционных) учреждения I-VIII

видов;

- интегрированное обучение детей в специальных группах (классах) в

общеобразовательных учреждениях;

- инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными

потребностями обучаются в группе (классе) вместе с обычными детьми.

24

Инклюзивное

образование

предполагает

принятие

учеников

с

ограниченными возможностями здоровья как любых других детей в группе

(классе), включение их в одинаковые виды деятельности, вовлечение в

коллективные формы обучения и групповое решение задач, использование

стратегии

коллективного

участия

игры,

совместные

проекты,

лабораторные, полевые исследования и т. д. Инклюзивное образование

расширяет

личностные

возможности

всех

детей,

помогает

развить

гуманность, толерантность, готовность помогать сверстникам. Инклюзия –

это

не

только

физическое

нахождение

ребенка

с

ограниченными

возможностями здоровья в общеобразовательном учебном заведении. Это

изменение и системы отношений участников образовательного процесса,

тесное сотрудничество педагогов и специалистов, вовлечение родителей в

работу с ребенком.

Общими правилами коррекционной работы являются:

- Индивидуальный подход к каждому ребенку.

-Предотвращение

наступления

утомления,

используя

для

этого

разнообразные

средства

(чередование

умственной

и

практической

деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование

интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

-Использование

методов,

активизирующих

познавательную

деятельность воспитанников, развивающих их устную и письменную речь и

формирующих необходимые учебные навыки.

-Проявление

педагогического

такта.

Постоянное

поощрение

за

малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку,

развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными

приемами

коррекционного

воздействия

на

эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ в развитии являются:

игровые ситуации;

дидактические игры;

игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с

другими;

психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы

и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Педагогу необходимо:

25

следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового

учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка за

первые столы, как можно ближе к педагогу;

поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку,

корректно делая замечание, если что-то делают неправильно.

Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на

интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного

процесса следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно

лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых

этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ребенку субъективные

переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем

трудность заданий следует увеличивать

пропорционально возрастающим

возможностям ребёнка. Главное, что должен знать и чувствовать ребёнок, -

то, что в огромном и не всегда дружелюбном мире есть маленький островок,

где он всегда может почувствовать себя защищённым, любимым и

желанным. Каждый ребёнок обязательно станет взрослым. И от решений,

принятых нами сегодня будут зависеть его завтрашние победы и успехи.

2.2. Основные принципы и задачи коррекционной работы с детьми,

имеющими ОВЗ.

1.

Необходимость

учета

индивидуальных

характеристик

при

осуществлении социально – технологических процедур, которые влияют на

выбор процедур и методов социальной работы. В результате чего становится

ясным, что социальная работа должна учитывать особенности формирования

и развития детской инвалидности.

2. Принцип профилактической направленности является одним из

ведущих принципов работы с данной категорией.

3. Создание условий жизни и развития, самореализации детей с

ограниченными возможностями здоровья, независимо в какой семье они

родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения и

укрепления

здоровья,

социализации

и

реабилитации,

материального

благополучия, свободного доступного образования, воспитания, реализации

своих способностей.

26

Исследование показывает, что во – первых: общая характеристика

детей с ограниченными возможностями здоровья включает в себя: такие

особенности, как:

1.

Нарушение

жизнедеятельности,

ограничение

возможностей,

несоответствие

возрастным

нормативам

и

возможностей

адекватного

преодоления

патологических процессов, в результате чего нарушается

процесс

адекватной

адаптации

к

условиям

среды,

социализация

и

реабилитация ребенка, приводящие к ограничению жизнедеятельности и

вызывающие необходимость его социальной защиты.

2. Высокую мобильность детского здоровья от нормы к патологии и

обратно.

3. Влияние различных постнатальных событий или условий жизни на

конечные результаты развития, степень сохранности или утраты здоровья.

Качество процессов развития ребенка, реализация или не реализация

генетически детерминированных потенциалов тесно связаны со степенью

оптимальности среды развития.

4. Еще одной важной особенностью детской инвалидности является ее

рост.

5. В структуре причин детской инвалидности по обусловившему ее

заболеванию первое место принадлежит болезням нервной системы и

органов чувств, второе место занимают психические расстройства, среди

которых одна треть приходится на долю умственно отсталых, третье -

врожденные аномалии развития.

Во вторых, при исследовании выявились следующие проблемы детей с

ограниченными возможностями здоровья:

1.Проблема качества и доступности медицинской помощи, средств и

методов реабилитации, качества информационной и просветительской

работы медперсонала.

2.

Социально

психологические

проблемы

(полноценной

социализации,

социально

психологической

депривации,

адаптации,

реабилитации)

27

3. Социально – педагогическая, проблема воспитания и обучения,

выбора форм и видов обучения.

4. Социально - экономическая проблема (доступности материальных

ресурсов, уровень и качество жизни, проблемы организации занятости

членов семьи и т.п.)

5.Эмоционально – психологические.

В – третьих, были выявлены особенности социальной работы с детьми

с ограниченными возможностями здоровья, которые состоят в оказании

содействия ребенку – инвалиду и членам его семьи, предоставлении

индивидуальной

помощи:

через

информирование,

диагностику,

консультирование,

прямую

натуральную

или

финансовую

помощь,

педагогическую и психологическую поддержку, помощь в адекватной

адаптации к условиям среды, социализации и реабилитации, с целью

обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни.

В – четвертых, изучение нормативно – правовой базы организации

социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

показало ее несовершенство, неполноту, в особенности на региональном и

местном уровнях, дублирование региональными нормативными документами

аналогичных федеральных законов.

В – пятых, были подробно изучены основные технологии социальной

работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, такие как

социальное обслуживание и обеспечение, профилактика и реабилитация

детей с ограниченными возможностями здоровья.

В шестых, была проанализирована организация социальной работы с

детьми с ограниченными возможностями здоровья

на основе Центра

социальной

помощи

семье

и

детям

и

ряда

некоммерческих

благотворительных организаций.

В – седьмых, были подробно изложены предложения по оптимизации

социальной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Выводы:

1.Статусная

позиция

детей

с

ограниченными

возможностями

определяется

наличием

социальных

барьеров

со

стороны

общества,

28

замедляющих

процесс

их

социализации

и

включения

в

социум,

маргинализацией этой группы населения. В этой связи актуальной является

проблема адаптации детей с ограниченными возможностями к реалиям

современной России.

2. Рост численности детей с ограниченными возможностями в России

сопровождается поиском путей решения основных проблем этой группы

населения, создания для них безбарьерной среды жизнедеятельности, а также

форм их трудовой адаптации.

3. При разработке стратегии и форм решения социальных проблем

детей с ограниченными возможностями важно учитывать региональные

особенности и социально-демографические изменения, которые требуют

нестандартного подхода к реализации социальной политики, направленной

на использование трудового потенциала социально адаптированных и

включенных в общество детей с ограниченными возможностями.

4. Успешной адаптации детей с ограниченными возможностями

препятствуют не в полной мере реализованные мероприятия по охране

здоровья, социальной реабилитации, обучению и профориентации, слабая

информированность таких детей о возможных методах реабилитации,

приоритетах социальной политики, льготах, предоставляемых государством.

Для

наиболее

эффективной

адаптации

детей

с

ограниченными

возможностями необходима разработка социально - дифференцированной

федеральной

и

региональной

политики

с

учетом

физиологических,

возрастных, психологических и других особенностей этой группы населения

страны и региона.

5. Реализация инноваций в социальной политике по охране здоровья и

реабилитации

с

учетом

роста

численности

детей-инвалидов,

может

способствовать

смягчению

социально-демографической

обстановки,

содействовать ускорению его социально-экономического развития

29

Глава 3. Форма организации творческой деятельности детей с ОВЗ в

ДОУ

3.1. Социализация личности, периоды её развития

Рассматривая проблемы формирования личности,

необходимо подчеркнуть, что человек как личность жить вне общества

(социума), социальной среды не может. В процессе взаимодействия человека

с социальной средой возникает целый ряд социально психологических

явлений, оказывающих влияние на формирование личности.

Таким образом, формирование индивидуума как

личности

происходит

в

конкретных

исторических

и

социально-

экономических условиях.

Социализация личности - процесс активного ее

включения в общественную жизнь.

При этом следует исходить из того, что нормы

поведения,

морали,

убеждения

определяются нормами,

принятыми в

обществе.

Выделяют

следующие

стадии

социализации:

1.первичная (стадия адаптации) - от рождения до 12-13 лет. На этой стадии

ребенок не критически усваивает социальный опыт, адаптируется к жизни,

подражает

взрослым.

2. индивидуализации - от 12-13 до 22. Характерно желание выделить себя

среди других. Вырабатывается устойчивое свойство личности и критическое

отношение

к

общественным

нормам

поведения.

3.

интеграции

-

желание

найти

своё

место

в

обществе.

4.трудовая - период зрелости. Человек через деятельность воздействует на

окружающую

среду.

5.послетрудовая-передача

социального

опыта

новым

поколениям

Социальный потенциал человека последовательно развивается в течение всей

его

жизни,

но

наиболее

важными

являются

первые

три

стадии.

Высшим уровнем социализации личности является ее самоутверждение,

реализация

ее

социального

потенциала.

Этот

сложный

процесс

осуществляется

обычно

в

соответствии

с

определенным

социально-

психологическим сценарием, содержание которого зависит как от ролевых

30

позиций субъекта, так и от внешних условий, т. е. воздействия социальной

микросреды.

3.2 Приоритетное направление социальной политики

Приоритетным направлением социальной политики

российского

государства

и

стран

мирового

сообщества

является

предупреждение детской инвалидности, создание системы эффективной

социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

По данным Всемирной организации здравоохранения, 2-3 % детей всей

планеты имеют инвалидность.. Международные документы провозглашают

право каждого на социальное обеспечение и на осуществление прав в

экономической, социальной и культурной областях, необходимых для

поддержания достоинства и свободного развития личности (1948)[34]. В

Конвенции о правах ребенка (1989)[35] определено право неполноценного в

умственном или физическом отношении ребенка на особую заботу, на

обеспечение доступа к образованию, профессиональной подготовке к

трудовой деятельности,

медицинскому обслуживанию, восстановлению

здоровья

и

т.

п.

На

данной

правовой

базе

строится

социально-

реабилитационная

работа,

призванная

обеспечить

максимальную

самостоятельность и социальную интеграцию детей с ограниченными

возможностями

здоровья.

Всемирная

Организация

Здравоохранения

установила, что эффективность интеграции зависит от адекватности реакции

и поведения, от умения устанавливать нормальные взаимоотношения с

окружающими, правильно воспринимать замечания и критику и от других

качеств

личности.

Отклонения в умственном и физическом развитии ставят не только проблему

сглаживания и частичного преодоления нарушений психосоциального и

личностного развития, но и зашиты прав и интересов детей, особо

нуждающихся в общественной поддержке.

Доказано,

что ребенок с

ограниченными

возможностями

здоровья

испытывает

трудности

проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их

познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся

ребенок.

Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в

нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности

контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с

природой,

недоступности

ряда

культурных

ценностей,

а

иногда

и

элементарного образования. Эта проблема является следствием не только

субъективного

фактора,

каковым

является

состояние

физического

и

31

психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и

сложившегося

общественного

сознания,

которые

санкционируют

существование

недоступной

для

инвалида

архитектурной

среды,

общественного

транспорта,

социальных

служб

-

ребенок,

имеющий

инвалидность, может быть так же способен и талантлив, как и его сверстник,

не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить

их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство

возможностей.

Ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся

человек,

который

имеет

право

на

удовлетворение

разносторонних

социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

3.3 Практическая часть.

Форма организации творческой деятельности с ОВЗ очень актуальна

для нашего ГБОУ, т.к. детский сад посещает большое количество детей с

ОВЗ. В заключении ПМПК наших детей стоят диагнозы (ЗПР, ЗПРР, ОНРII

И III ур. ДЦП).

Для этих детей был разработан дневник (наблюдений) Приложение

№1, с памяткой для воспитателя (Приложение №2, Приложение №3). Цель

дневника состоит в том, чтобы дать родителям полную информацию о

событиях и занятиях, которыми была наполнена жизнь ребенка в течение

дня. Это нужно для того, чтобы они могли:

- поговорить с ребенком об этих событиях

- сохранить чувство сопричастности к жизни ребенка, осведомленности

о ней, поддерживать эмоциональную связь с ребенком.

Обязательное.

1) Наблюдение ведется в течение 7-9 дней, после поступления ребенка

с ОВЗ в группу (может продлиться 21 день).

2)

Перед

прохождением

ребенка

с

ОВЗ

ПМПК

(медико

-

педагогической комиссии).

Также составляется индивидуальное портфолио на каждого ребенка с

ОВЗ.

Портфолио,

как

способ

фиксирования,

накопления

и

оценки

индивидуальных достижений ребенка с ОВЗ за определенный период

(период нахождения ребенка в ДОУ).

32

Множество

мероприятий,

которые позволили

решить многие

образовательные и коррекционные задачи.

В течении двух лет пребывания в группе дети с ОВЗ участвовали в

праздниках, организуемых в соответствии с традиционной тематикой,

принятой в дошкольных учреждениях: «Новый год», «Мамин праздник»,

«День

рождения».

В первый год обучения проводились такие праздники, как «Веселые старты»,

«Скоро лето», а во второй – «Праздник урожая», «Масленица», с детьми

были подготовлены инсценировки сказок: «Теремок», «Репка», «Колобок»,

«Снегурочка».

Вся работа состояла из трех этапов: подготовительный - проведение

праздника – закрепление впечатлений.

Первый- подготовительный этап:

1) разработка сценария: предметно игровые действия, движения под

музыку, элементы театрализованных и сюжетных игр.

2) создание предметно – развивающей среды: театральная атрибутика,

музыкальные инструменты (погремушки, бубны, барабаны, колокольчики,

дудки); звучащие игрушки; предметы и игрушки по тематике праздника

(елка, елочные украшения, «снежки»; цветы, флажки, ленточки; мягкие

игрушки, куклы, куклы-марионетки ); игрушки для проведения подвижных,

сюжетных игр; предметы для «сюрпризных моментов» (подарки для детей и

родителей, новые игрушки); аудиозаписи (классическая музыка, звуки живой

и неживой природы, детские сказки и песни);

3) подготовка детей к празднику на коррекционно-педагогических

занятиях;

4) участие всех специалистов занимающихся с детьми в группе

(логопед, музыкальный руководитель);

5) работа с родителями (они готовили костюмы, подарки, разучивали с

детьми стихи, песни и т.д.).

На индивидуальных занятиях логопеда устанавливались доверительные

отношения с ребенком. Подгрупповые занятия начались с музыкального

воспитания и развития движений, затем детей знакомили с окружающим,

развивали речь, обучали игре, чуть позже – стремились сформировать у

дошкольников интерес к продуктивным видам деятельности.

33

Остановимся на описании подготовительного этапа на примере

организации праздника «8 Марта праздник мам». (Приложение№4.)

На занятиях по музыкальному воспитанию особое внимание уделялось

формированию умений слушать музыку, петь, выполнять музыкально-

ритмичные движения (игры и упражнения с предметами, сюжетные действия

и игры под музыку).

На занятиях по физическому воспитанию отрабатывали основные

движения (бег, прыжки, метание) с учетом индивидуального развития детей;

проводили подвижные игры («Лохматый пес», «У медведя во бору», «Кот и

мыши» и др.).

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи

детей знакомили с сезонными изменениями в природе (наблюдение за

снегопадом, уборкой улиц от снега, за таянием снега, сосулек и др.), с

персонажами:

Белоснежкой,

Мальвиной,

Пьеро

и

Буратино.

Используя элементы театрализованной деятельности, обыгрывали ситуации

праздника с использованием кукольного театра, примеривали костюмы

(шапочки,

воротнички,

хвостики).

Дети

выполняли

характерные

для

персонажей движения, рассказывали стихи на праздничную тематику,

используя игрушки-персонажи. Детей знакомили с традициями проведения

праздника,

с

ними

играли

в

дидактические

игры,

закрепляющие

представления о праздничной атрибутике («Чудесный мешочек», «У кого

такая?», «Найди такого цвета», «Найди пару», «Угадай, что в такой

коробочке»).

На занятиях по формированию интереса к продуктивным видам

деятельности

акцентировали

внимание

на

обобщении

и

активизации

представлений об окружающем мире, полученных на других занятиях.

Педагог рисовал знакомые предметы, а они эти рисунки соотносили с

реальными предметами. Затем дошкольников привлекли к совместному

созданию

рисунков,

поделок,

аппликаций

по

тематике

праздника

(«Поздравим маму», на тонированной бумаге способом примакивания

рисовали мимозу; из коробочек изготавливали корзиночки и украшали их

ленточками и вырезанными из бумаги цветочками и листочками); шапочек

лисы, зайца, медведя (к заготовкам приклеивали глаза, нос), дети также

мастерили украшения из цветной бумаги картона), для украшения зала,

помещений группы, подарки для родителей и др.

Второй этап - проведения праздника.

34

- Он длится от 20-25 минут (учитываются особенности и возможности

психофизического развития детей).

- К играм привлекаются родители.

- Обязательно чередуются активные (подвижные игры, пляски и др.) и

спокойные виды деятельности, в которых каждый ребенок может быть

наблюдателем, зрителем (слушание успокаивающей музыки, просмотр

выступлений гостей – выпускников группы).

Особое

внимание

уделяли

разработке

сценария,

подбору

используемого

речевого

материала

который

должен

быть

предельно

понятным детям; музыкальные подвижные игры и упражнения, а также

пляски подбирали с таким расчетом, чтобы дети независимо от уровня

психофизического развития могли в них участвовать.

Третий этап- посвящен закреплению впечатлений, знаний, умений,

полученных на празднике. На музыкальных занятиях мы повторяем

элементы программы праздника, играем в подвижные и музыкальные игры,

поем песни. Тему праздника включаем в содержание игровой деятельности в

ходе занятий: «Весенний праздник

у кукол», «Зверята веселятся

на

полянке», «Поздравим куклу Катю».

На занятиях по ознакомлению с окружающим проводим беседы с

просмотром

видеоматериалов,

фотоальбомов;

обыгрываем

сказочные

ситуации праздника.

Тематику праздника включаем и в занятия продуктивными видами

деятельности, например, аппликацией «Украшаем салфетку куле Кате»,

лепкой «Угощение для белочек», рисованием «Веточка мимозы», «Букет

цветов».

35

Заключение

Опыт показал: в первый год обучения (первое полугодие) только часть

детей смогла активно участвовать в праздниках, а большинство детей –

только вместе с родителями; конечно, некоторым детям было трудно при

общении со сверстниками в ходе проведения праздничных игр, они

отказывались от взаимодействия. В рамках «Неделя семьи» в ГБОУ была

проведена встреча с семьями всех детей «Моя большая дружная семья» Этот

праздник способствовал сплочению коллектива родителей, воспитанников и

педагогов. Способствовал социальному развитию детей с ОВЗ и их

включению в коллектив.

К концу второго года обучения практически все активно участвовали в

праздниках, и лишь некоторые обращались к помощи педагога или

родителей.

Опыт работы с детьми с ОВЗ показал: организация праздников

является важным средством эмоционального и познавательного развития

детей,

оказывает

положительное

влияние

на

формирование

умения

взаимодействовать со сверстниками, способствует социальному развитию

детей и их включению в детский коллектив.

«Великая

цель

образования

это

не

знания,

а

действие»

Г. Спенсер

36

Список использованных источников и литературы:

1.

Алехина

С.

В.

Готовность

педагогов

как

основной

фактор

успешности инклюзивного процесса в образовании /С. В. Алехина, М. Н.

Алексеева, Е. Л. Агафонова //Психологическая наука и образование. - 2011.-

№ 1. - С. 83-92.

2. Выдрова И.А. Музыкальные занятия с детьми третьего года жизни ОВЗ.

Коррекционная помощь детям раннего возраста с ОВЗ: Метод. Пособие Под

ред. Е.А. Стребелевой. М., 2004 г.

3. Выдрова И.А. Музыкальные игры для самых маленьких:Кн. Для

родителей. М., 2007 г.

4. Выготский Л.С. (Проблемы дефектологии. М., 2002. С. 45).

5. Программа «от рождения до школы» под редакцией Е.А. Веракса 2010 г.

6. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и

воспитание:

Программа

дошкольных

образовательных

учреждений

компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта // Дефектология.

2006 г. №6

7. Седова М.Ю. (Роль праздника в коррекции личности ребенка. //

Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-

развивающей работы. СПб, 2008. С. 25.)

8. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими

нарушениями / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А.Мишиной. М.,2006 г.

9.

Коррекционная

помощь

детям

раннего

возраста

с

органическим

поражением ЦНС в группах кратковременного пребывания / Под ред. Е.А.

Стребелевой. М., 2004г.

10. Токарь И. Е. Инклюзивное образование: опыт и перспективы развития:

[подготовка кадров для реализации идей совместного обучения] / И. Е.

Токарь// Социальная педагогика. - 2011. - № 5. - С. 93-105.

11. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.

12. Формулировки принципов опубликованы в сборнике «Инклюзивный

детский сад». – М., 2009. (Прочухаева М.М., Бородин М.В. с. 12).

37

Приложения

Прил

ожение 1

Фамилия ____________________________

Имя ________________________________

Отчество ____________________________

Дата рождения _______________________

Дата заполнения ______________________

ГБОУ начальная школа №1 с.Хворостянка

_____________________________________

Направление

работы

(специалист)

Количест

во

часов

в неделю

Дата

и

время

проведен

ия

Используем

ые

программы

и

технологии

Форма

проведен

ия

занятий

Ф.И.О.

специалис

та

Психологическа

я

помощь

(педагог-

психолог)

Дефектологичес

кая

помощь

(учитель-

дефектолог)

Логопедическая

помощь

(учитель-

логопед)

Педагогическая

помощь

(учитель,

воспитатель,

38

социальный

педагог)

Другое (тьютор)

39

Приложение 2

Педагогическая диагностика (заполняет педагог)

п/

п

Виды трудностей

Год сопровождения

20___-

20___

20___-

20___

20___-

20___

20___-

20___

н

с

к

н

с

к

н

с

к

н

с

к

ЛИЧНОСТНЫЕ

1

Неадекватное отношение к себе:

самооценка, самопринятие.

2

Нарушение нравственных норм и

правил поведения.

3

Неосознанность

важности

и

необходимости учения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1

Трудности

в

осуществлении

действий по образцу и заданному

правилу.

2

Неумение

организовать свою

деятельность в соответствии с

целью.

3

Неумение

сопоставлять

результат

действий

с

поставленной целью.

4

Неумение

видеть

ошибку

и

исправлять

ее

по

указанию

взрослого.

5

Неумение

адекватно

понимать

оценку взрослого и сверстника.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1

Трудности во взаимодействии со

40

взрослыми

2

Трудности во взаимодействии со

сверстниками.

3

Неумение выражать свои мысли

в общении с педагогами.

4

Неумение выражать свои мысли

в общении со сверстниками

5

Неумение

находить

способы

разрешения конфликтов

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1

Общеучебные

Кругозор ограничен, знания об

окружающем мире бессистемны,

отрывочны.

2

Деятельность

хаотична,

непродуманна, неконтролируема

1

Знаково-символические

Неумение использовать знаково-

символические

средства

для

решения задач.

2

Трудности

в

запоминании

конфигурации

знаков

и

символов.

1

Информационные

Неумение находить и выделять

необходимую информацию.

2

Неумение

обрабатывать,

анализировать

и

оценивать

информацию.

3

Неумение

передавать

информацию.

41

ПРЕДМЕТНЫЕ ТРУДНОСТИ

1

Подготовка

к

обучению

грамоте (ПГ) - чтение

Трудности

формирования

способа

вычленения

звука

из

слова

и

умения

называть

выделенный звук.

2

Трудности в различении звуков

по

сенсорным

признакам:

гласные – согласные, глухие –

звонкие, твердые – мягкие. И их

условных обозначений.

3

Трудности в работе с условно –

графической

схемой

слова

и

предложения.

4

Трудность

в

воспроизведении

слов разной слоговой структуры

и звуконаполняемости.

5

Трудности

в

упражнениях

на

преобразование

слов

путем

замены,

перестановки,

добавления звуков.

1

Ознакомление с окружающим

миром

и

развитие

речи

-

русский язык

Трудность

в

обогащении

и

активизации словаря. Овладение

качественным и количественным

словарем по разным лексическим

темам.

2

Трудность

в

правильном

согласовании существительных с

прилагательными

и

42

числительными в роде, числе, и

падеже.

3

Трудности

в

овладении

некоторыми

способами

словообразования:

использование существительных

с уменьшительно-ласкательными

суффиксами,

слов

с

разными

приставками; родственных слов.

4

Трудности

в

понимании

значения

предлогов

и

слов,

выражающих пространственные

отношения предметов.

5

Трудности

в

составлении

различных видов рассказов.

6

Трудности в составлении всех

типов предложений.

1

ФЭМП – математика

Трудности в понимании смысла

слов:

между,

раньше,

позже;

понятий: сегодня, завтра, вчера;

частей

суток,

дней

недели,

времен

года;

их

последовательности

2

Трудности в счете в прямом и

обратном порядке, от заданного

числа до другого.

3

Трудности в счете предметов на

слух,

по

осязанию,

в

счете

движений.

4

Трудности

различения

количественных и порядковых

числительных

(сколько,

который).

5

Трудности соотнесения цифры,

43

числа и количества.

6

Трудности

в

практическом

иллюстрировании состава чисел

от 2 до 10 из отдельных единиц и

из двух меньших чисел.

7

Трудности

в

использовании

условной мерки.

8

Трудности

в

овладении

действиями

сложения,

вычитания,

сравнения

(использование математических

знаков +, -,‹,›, =).

9

Трудности

в

составлении

и

решении арифметических задач.

Примечание к таблице

Н – начало года

С – середина года

К – конец года

Условные обозначения

(красный) – трудность есть

(желтый) — иногда встречается

(зеленый) – трудность скорректирована

44

Приложение 3

Динамика речевого развития (заполняет логопед)

п/п

Старшая группа

Подготовительная

группа

начало года

конец года

начало

года

конец

года

1. Развитие сенсомоторного уровня речи

Состояние

фонематическо

го восприятия

Состояние

артикуляционн

ой моторики

Состояние

звукопроизнош

ения*

Сформированн

ость

звуко-

слоговой

структуры

слова

2

Сформированн

ость

навыка

языкового

анализа

и

синтеза

3

Сформированн

ость

грамматическог

о строя речи

4

Состояние

словаря

и

сформированно

сть

навыков

словообразован

ия

5

Состояние

связной речи

45

Условные обозначения: В - высокий уровень, С – средний уровень, Н –

низкий уровень.

- звук в норме

- звука нет или он неправильный

- звук поставлен изолированно (закрашивается ¼ часть круга)

- автоматизация звука в словах (закрашивается 2/4часть круга)

- звук в предложении (закрашивается 3/4 часть круга)

- звук введен в речь (закрашивается весь круг)

46

Прило

жение 4

Сценарий проведения развлечения к 8 марта для детей с ОВЗ в

подготовительной группе.

«8 Марта праздник мам»

Под музыку дети входят в зал, садятся на стульчики

Ведущая: Здравствуйте, дорогие ребята и гости! Сегодня мы собрались в

нашем зале Весну-красну встречать! А с приходом весны и мамин праздник

отмечать!

Ведь сегодня в день весенний мамы в гости к нам пришли.

И красивы и пригожи, и добры и веселы.

От души вас поздравляем, быть счастливыми желаем!

Поздравления наши примите, выступленье детей посмотрите!

Танец «У меня, у тебя»

Ведущая: Вот уже длиннее и теплее становится день, птицы прилетают,

сосульки тают. И мне кажется, что весна уже просыпается и в гости к нам

спешит.

На ширме появляется ворона.

Ворона: Кар, кар! Караул! Помогите! Беда! Пропало солнышко! Пропало

солнышко! Весна не придет! Каррр!

Ведущая: Ребята, вы слышали, какую весть Ворона принесла? Солнышко

пропало. А весна не сможет победить зиму без солнышка. Что же делать?

Надо солнышко нам найти. Давайте отправимся солнышко искать. А в дороге

нам музыка помогать будет.

Музыкально-ритмическое упражнение «Ноги и ножки»

Дети садятся на стулья Звуки леса

Ведущая: посмотрите, дорожка привела нас к красивому домику. Может в

нём солнышко живёт? (Стучит).

Появляется Заяц-ребёнок.

Ведущая: Здравствуй, Зайка, подскажи, где нам солнышко найти?

Заяц: здравствуйте, ребята. Я и сам хочу на солнышке погреться... Вот решил

составить из фигурок свое солнышко, да что-то у меня не получается ничего.

Помогите мне, пожалуйста.

47

Ведущая: Хорошо, Зайка, мы постараемся.

Игра «Сложи солнышко»(из фигурок выкладывают солнышко с лучиками)

Ведущая: Зайка, помогли мы тебе составить солнышко из фигурок, да только

от него светлее и теплее не стало. Значит надо искать настоящее солнышко.

Заяц: Тут недалеко, вон в том сказочном домике, живет добрый Гномик. Он

уж точно знает, где солнышко искать. Спросите у него, а мне пора идти

кушать морковку (уходит).

Ведущая: Гномика я позову, крикну громко я ау! (кричит ау).

Ведущая: ребята, крикнем вместе громко ау, а то меня одну Гномик не

услышал.

Все кричат - ау!!!

На ширме из домика появляется Гномик

Гном: здравствуйте дети! Вы звали меня? Что-то случилось? Не уж-то, беда?

Ведущая: да Гномик, случилось. Солнышко куда-то пропало, а без него

Весна к нам не приходит. Хотим тебя спросить, не видел ли ты где

солнышко?

Гном: Я знаю, где искать солнышко и вам расскажу, но только побудьте

немного со мной, пожалуйста.

Скучно одному в лесу.

Я сегодня потрудился.

Утром встал я и умылся,

Снег лопаткой убирал,

тропочки я расчищал,

Приготовил на обед

вкусной каши и котлет.

Всю посуду перемыл,

даже свой колпак зашил!

Подметал полы в избушке,

изобрел для птиц кормушки.

Да вот и они, птички мои маленькие. Слышите? Они хотят с вами

потанцевать.

Ведущая: Хорошо, гномик. Мы потанцуем с птичками, а ты посмотри, и тебе

не будет скучно.

Танец «Ой, летали птички».

48

Гном: ух, какие молодцы, ребята! Как весело вы танцуете! Ой, совсем забыл.

Мне нужно постирать разноцветные платочки, с которыми так любят

танцевать мои мама и бабушка. А ведь они ко мне прийти сегодня обещали.

Ох, сколько мне работы, до вечера не управлюсь! (показывает тазик с

платочками).

Ведущая: Гномик, сейчас ребята тебе помогут. Ведь они тоже помогают

своим мамам. Давай скорее нам платочки.

Гном: Ох-ох-ох. Возьмите (подаёт платки), буду рад вашей помощи!

Танец с платочками.

Гном: Как я доволен, что вы помогли мне, ребятушки!

Ведущая: Тогда помоги нам Гномик, скажи, где солнышко искать. А то мы у

тебя задержались, а нам еще нужно весну встречать, да мам поздравлять.

Гном: С радостью помогу! Сейчас я скажу волшебные слова, и солнышко

само появится!

Солнышко – колоколнышко!

Солнце ясное проснись, всем на свете улыбнись!

На ширме под музыку танцует объемное солнышко и цветы.

Ведущая: Вот и солнышко проснулось, детям, мамам улыбнулось!

Похлопаем, порадуемся ясному солнышку! (все хлопают)

Под музыку появляется Весна:

Весна: здравствуйте, ребята! Я Весна-красна! Спасибо, вам, что солнышко

нашли. И тебе, солнышко, спасибо. Ты помогло мне проснуться и Зиму

победить.

Я – волшебница Весна,

Я луга, и лес, и поле пробудила ото сна

Растопила лед и снег, подарила людям свет.

Птицы, летите домой поскорее!

Пускай все цветёт и станет теплее!

Ведущая: ребята, выходите, потанцуем с весенними цветами (раздают

цветы).

«Хоровод с цветами»

Весна: Как красиво вы танцевали!

Ну, а я для вас, друзья карусель принесла!

В круг быстрее торопись,

За ленты яркие держись.

Чтобы было веселей – мам зовите поскорей!

«Карусель»

Ведущая: В зале весна наступила у нас

От света, сияния маминых глаз!

49

Так пусть же весна принесет навсегда здоровье и молодость в ваши дома!

Пусть мира весна принесет всей планете,

Пусть будут всегда ваши счастливы дети!

И каждый ребенок пусть будет здоров

А вам, наши мамы, всем – море цветов.

Вручение Мамам подарков, дети приглашают родителей в группу.

50



В раздел образования