Автор: Корепанова Ольга Вениаминовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ Игринская СОШ №4 Населённый пункт: пгт. Игра, Удмуртская Республика Наименование материала: Методическое пособие "Мы в одной лодке" Тема: Работа в группах как средство формирования УУД Раздел: начальное образование
1 Введение
.
1.1 Еще в далеком 2003 году, одержав победу в конкурсе
«Учитель года», я пообещала себе не останавливаться на
достигнутом - идти вперед, искать и находить новые пути
взаимодействия
с
учащимися,
родителями,
коллегами.
После этого были новые победы, и самая большая из них –
Победитель
национального
проекта
«Образование»
на
звание «Лучший учитель России-2009г»
Сегодня я хочу поделиться с Вами, уважаемый читатель,
своим
опытом
и
рекомендациями
разных
авторов
при
взаимодействии с учащимися в группах сотрудничества .
Основная идеология обучения в малых группах была
детально
разработана
тремя
группами
американских
педагогов
из
университета
Д.
Хопкинса
(
Р.
Славин),
университета
Миннесота
(Р.
Джонсон
и
Д.
Джонсон),
группой
Д.
Аронстона,
Калифорния.
В
нашей
стране
данная технология появилась в 1918 году (А. Г. Ривин), но в
силу политических изменений, была запрещена и новый
скачок получила в 80 - х годах прошлого столетия.
В современном мире способность действовать в
команде
является
одним
из
наиболее
востребованных
личных
качеств
наряду
с
надежностью,
готовностью
помочь,
чуткостью,
терпением
и
самоуважением.
Эти
качества необходимы всем, кто желает строить отношения
с
другими
на
основе
уважения,
коммуникации
и
сотрудничества.
1 . 2 Рассмотрим современные
педагогические
технологии,
и с п о л ь з у ю щ и е
г р у п п о в ы е
ф о р м ы
взаимодействия, основанные на идеях сотрудничества:
* Проблемное обучение;
* Технология развития критического мышления через
чтение и письмо;
* Технология французских мастерских;
* Игровые технологии;
* Технология обучения в сотрудничестве;
* Кейс – метод и др.
Групповая
форма
имеет
широкий
диапа зон
возможностей:
в
отличие
от
традиционного
урока
можно охватить гораздо больше материала за короткий
промежуток времени, активизировать в течение урока
всех учеников, дифференцированно подойти к группам
разного уровня подготовленности и т.д.
Практика показывает, что вместе учиться не только
легче
и
интереснее,
но
и
значительно
эффективнее.
Причем
важно,
что
эта
эффективность
касается
не
только
академических
успехов
учеников,
их
интеллектуального развития, но и нравственного.
1.3
Преимущества обучения в группе:
*умение слушать и слышать;
* умение принять точку зрения партнера,
* умение разрешать конфликты;
* умение работать сообща для достижения общей цели;
* улучшается академическая успеваемость;
* воспитывается самоуважение;
* укрепляется дружба в классе, меняется отношение к
школе;
*появляется возможность избежать негативных сторон
соревнования;
* убеждение в ценности взаимопомощи;
* активная речевая ситуация;
* здоровьесбережение.
Учитель приобретает новую роль – роль организатора
самостоятельной
познавательной,
исследовательской,
творческой
деятельности
учащихся.
Он
должен
помочь
ученикам
самостоятельно
добывать
знания,
критически
осмысливать
полученную
информацию,
уметь
делать
выводы, аргументировать их.
2 Организация работы в группах.
2.1 . Прежде чем работать в группе, нам нужно установить
правила и обучить им:
представить готовые или разработать их в
совместной деятельности;
правил должно быть не более 5;
правила положительные лучше отрицательных;
должны строго соблюдаться всеми участниками.
Правила составленные моими учениками в процессе
совместной деятельности:
* Уважай выбор товарища.
*Сначала подумай над заданием сам, а потом вместе с
товарищами.
*Помни о тишине.
*Заканчивай работу после сигнала.
*Внимательно слушай выступающих, если появились
вопросы – задай их.
2.2 Распределение ролей .
В
ходе
общения
в
группе
учащиеся
поочередно
выполняют
разные
социальные
роли
–
л и д е р а ,
исполнителя,
организатора,
докладчика,
эксперта,
исследователя и т. д.
Умения и соответствующие им роли.
Умение работать в группе
Соответствующая
групповая роль
В о од у ш е в л я т ь
ч л е н о в
Бодрила
группы
Поощрять членов группы
Поощритель
О т м е ч а т ь
г р у п п о в ы е
свершения
Заводила
О б е с п е ч и в а т ь
р а в н о е
участие членов
Координатор
Оказывать помощь
Инструктор
Просить о помощи
SOS-директор
Убеждаться в понимании
Мудрец
Не забывать о задаче
Идеолог
Записывать идеи
Секретарь
Рефлектировать
групповую
работу
Методолог
Не беспокоить окружающих
Ответственный за тишину
Эффективно
использовать
материалы
Завхоз
Это очень важные роли, и ученики должны выполнять
их
наряду
с
академическими
заданиями.
Нужно
предоставить
возможность
ученикам
самим
определить
роль каждого для выполнения задания. У каждого учителя
на уроке могут быть какие - то свои роли, в зависимости от
сценарного
плана
урока.
Например, капитан, штурман ,
радист на уроках – исследованиях по изучению природных
зон
России
или дизайнер,
корректор,
редактор
при
создании газеты и множество других ролей. Важно, что
дети погружаются в активную речевую ситуацию, которая
способствует эффективному общению.
2.3
Содержание работы учителя,
использующего групповую работу в классе
1.
Решить:
- как организовать рабочее пространство в учебной
комнате;
- какого размера должны быть группы;
- кто должен входить в каждую группу;
- как распределить роли участников в группах;
- как обеспечить условие положительной
взаимозависимости в группах;
- какие материалы подготовить и когда раздать.
2. Дать задание:
- объяснить содержание и цель работы;
- определить способ индивидуальной оценки работы
членов группы;
- задать условия для сотрудничества в группах;
- определить условия успешного выполнения работы;
- описать ожидаемое поведение участников группы.
3. Контроль за ходом работы:
- оперативно помогать группам и участникам по мере
необходимости;
- вести оперативный учет работы членов группы;
- следить за соблюдением дисциплины.
4. Рефлексия выполненной работы:
- перечислить выполнявшиеся в группе действия;
- решить, что в следующий раз надо сделать так же, а
что изменить;
- принять план совершенствования работы группы.
«А с чего же начать?» - спросите Вы. Да с самого
простого, с малого. Научите работать в парах. Считаю, что
начинать
обучение
сотрудничеству
в
парах,
нужно
с
первого
класса
на
более
простом
материале
–
помочь
составить
слоги,
схему
слова
своему
соседу
по
парте,
прочитать
друг
другу
новый
текст,
вместе
составить
предложение и т.д. Важно найти такие моменты на каждом
Вашем
уроке,
именно Вашем, потому что урок – это
продукт совместной с детьми деятельности.
Да дети и сами подскажут вам такие возможности, если
внимательно присматриваться к ним с самого начала. На
этом важном этапе формируется умение работать вместе –
помогать
друг
другу,
ответственность
перед
своим
товарищем, учителем, классом.
Время
от
времени
ученики
должны
получать
возможность, например, прежде чем отдать свои тетради на
проверку, проверить работы друг у друга в паре, в группе и
обязательно
добиться
правильного
о с о зн а н н о го
выполнения задания каждым учеником.
Три ученика могут обсуждать вопросы по любому
тексту,
а
затем
подать
учителю
совместную
работу,
обобщив
изученный
материал,
выполнив
на
его
основе
задание. Попробуйте придумать вместе схему к новому
правилу, составить алгоритм, решить задачу.
К 4 классу ребята уже осознают преимущество
сотрудничества
перед
индивидуальной
работой
и,
как
правило,
выбирают
совместную
деятельность.
С
целью
равенства групп, формирую их так, чтобы в каждой были
дети
различные
по
уровню
обученности.
Выполняя
задания,
ребята
сами
договариваются
между
собой
о
порядке выполнения работы, но обязательным условием
является
активное
участие
каждого
ученика
в
общей
деятельности.
Нужно отметить эффективность групповой работы на
разных этапах урока:
- на этапе актуализации материала;
-на этапе открытия нового знания;
-на этапе закрепления и рефлексии урока.
Здесь достаточно быстро организовать группы на
нужном
этапе,
а
после
завершения
групповой
работы,
вернуться на свои места
Также групповая работа может быть использована :
-на уроках открытия нового знания,
- на уроках – тренингах и др.
Смело применяйте ее и на внеклассных мероприятиях и
родительских собраниях. Для этого группы формируются
заранее и действуют на протяжении всего урока.
2.4 Формы организации работы в группах.
(предлагают специалисты кафедры Инновационных
технологии института ПКиПРО Удмуртской Республики)
Примеры приводятся из практики работы О.В.Корепановой
Рассмотрим
некоторые
формы
организации
работы
в
группах постоянного состава.
«Мозговая атака»
Этап 1. Все члены группы стараются предложить идею.
– Предлагайте свои идеи в сыром, необработанном виде, по
мере того как они приходят в голову.
– Все без исключения идеи – и серьезные, и шутливые –
принимайте и фиксируйте.
– Поддерживайте друг друга взглядом, развивайте чужие
идеи, не стесняйтесь подбодрить друг друга.
– Задавайте (если нужно) вопросы на понимание и только
на понимание: «Верно ли я понял, что... ?»
–
Только
поощряйте.
Не
допускайте
критических
замечаний ни в какой форме!
Этап 2. Каждая из зафиксированных идей рассматривается
на
предмет
ее
пригодности
для
решения
поставленной
задачи.
«Мозговая
атака»
может
быть
использована
на
любом
уроке открытия нового знания. На математике, например,
дети предлагают новый способ решения выражения, задачи
или
предлагают
на
классном
часе
идеи
по
улучшению
поведения в перемену и т. д.
«Учимся вместе» Класс разбивается на однородные (по
уровню
обученности)
группы
в
3
–
5
человек.
Каждая
группа
получает
одно
задание,
которое
является
подзаданием
какой
–
либо
большой
темы,
над
которой
работает весь класс. Группы работают над своей частью
материала,
а
затем
презентуют
ее
всему
классу.
В
результате совместной работы отдельных групп в целом
достигается усвоение всего материала.
Например, «Русский язык» 2 класс, тема « Орфограммы
корня»,
цель:
систематизация
знаний
о
правописании
парного согласного и безударной гласной в корне слова. В
основной
части
урока
дети
поделены
на
группы,
вспоминают
алгоритм
обнаружения
орфограммы
и
выстраивают ее на столах. Проверка – презентация всему
классу. Далее все группы получают один текст, но каждая
группа работает по одной орфограмме. Задача: выписать
слова по «своей» орфограмме: группа 1 – парная согласная,
группа
2
–
безударная
гласная.
Затем
можно
поменять
орфограммы
в
группах.
Здесь
отрабатывается
умение
обнаруживать орфограмму и строить работу по алгоритму.
«Круглый
стол».
Члены
группы
поочередно
(в
произвольном порядке) высказываются. Пока один говорит,
остальные
слушают.
(Возможный
вариант
-говорящий
держит
жезл
спикера.
Передать
жезл
другому
члену
группы, значит передать ему слово.)
«Вертушка» .
Порядок работы группы такой же, как на
«Круглом
столе».
Отличие
в
том,
что
члены
группы
высказываются
в
заранее
установленном
порядке
(например, по часовой стрелке).
Например, урок русского языка в 4 классе по теме «Три
склонения существительных».В основной части урока дети
вместе
с
учителем
«вывели»
алгоритм
определения
склонения
существительных:
определить
род,
выделить
окончание и по роду и окончанию определить склонение.
На этапе закрепления, учащиеся выполняют упражнение
из
учебника
№
166
с
88
(«Русский
язык»
Рамзаевой),
проговаривая вслух действия по алгоритму. При этом у
каждого ребенка своя роль: консультант – помогает при
необходимости,
наблюдатель
-
заносит
в
таблицу
правильность ответов каждого члена группы (см. таблицу
«Оценивание результатов»), сос – директор вызывает при
необходимости на помощь учителя. Так же «Вертушка»
помогает при отработке умения решать новые примеры или
задачи
по
математике.
Можно
найти
много
других
способов использования «Вертушки».
Этот прием позволяет отработать полученные на уроке
знания
через
проговаривание
действий
каждым
членом
команды.
В
конце
работы
можно
дать
индивидуальные
задания
и проверить результат усвоения темы каждым
учеником и оценить работу группы в целом.
«Трехшаговое интервью ». Группа разбивается на пары (в
группе
из
трех
человек
двое
интервьюируют
третьего).
Работа в парах: один школьник интервьюирует другого;
второй
школьник
интервьюирует
первого
(меняются).
Группа собирается вместе: все члены группы выступают
поочередно.
Этот прием хорошо работает на уроках математики, при
отработке умения решать задачи определенного вида. На
уроках
литературы
во
время
проверки
стихотворения
наизусть, чтения или пересказа текста и др.
«1–2–все». Каждый член группы работает над подготовкой
материала самостоятельно. Члены группы обсуждают свои
результаты и готовят презентацию материала в парах. Пары
представляют
свои
материалы
на
обсуждение
группе.
Группа готовит итоговый вариант материала.
Например, урок риторики во втором классе по теме
«Скрытая просьба». Цель - научиться выражать просьбу в
скрытой форме, применяя следующие конструкции:
- Может быть….
- (Не) можешь ли ты…
- Не трудно ли тебе….
- Если вам не трудно….
На этапе закрепления
ребята
в парах (задания – на
карточках) учатся выражать скрытую просьбу, а затем в
группе готовят правильный вариант ответа и представляют
его
всему
классу.
На
этом
же
уроке,
используя
прием
драматизации, представляем материал для обсуждения.
«Жила
–
была
девочка,
и
звали
ее
Красная
Шапочка.
Шапочку подарила ей бабушка, которая жила на краю леса.
И
вот
однажды
мама
попросила
девочку:
«Красная
Шапочка,
отнеси,
пожалуйста,
пирожок
и
горшочек
с
маслом бабушке, у нее – день рождения».
У: Какая просьба мамы прозвучала? (прямая)
Ваша
задача
–
выразить
просьбу,
используя
новые
конструкции.
Запишите
свои
предложения.
Далее
идет
работа по схеме «1-2-все».
«Номера».
Учитель
устанавливает
порядок
нумерации
учащихся в группе. Каждый школьник
получает номер.
Учитель
дает
задание
группам
(например,
все
члены
каждой группы должны знать столицы государств СНГ),
предлагает каждой группе сцепить поднятые руки вместе в
знак того, что задание выполнено. Группы работают и по
завершении
работы
подают
установленный
сигнал.
Учитель объявляет номер, и только один ученик от каждой
группы отвечает на поставленный вопрос.
Номера, которые назначаются членам группы, можно
заменить цветами спектра. Этот вариант структуры часто
называют «Цвета».
Таким
образом,
научившись
работать
в
парах
и
постоянных группах, переходите к следующему – более
высокому варианту – в группы сменного состава. Умение
работать в группах сменного состава считается «высшим
пилотажем» организации групповой работы.
Рассмотрим формы работы в группах сменного состава.
«Аквариум». Учащиеся разбиваются на группы по шесть
человек.
Для
работы
в
группе
определяются
три
роли.
Группа делится на три пары. Члены каждой пары берут на
себя исполнение одной из ролей (дублеры). В каждой паре
выбираются
первый
и
второй
исполнитель
выбранной
роли. Оборудуется место для работы исполнителей трех
ролей (смена). Первая смена исполнителей (три человека)
располагается у стола, вторая – садится сзади (каждый
дублер
садится
за
спиной
своего
напарника).
Учитель
устанавливает
продолжительность
работы
смены
(2-4
минуты) и дает сигнал к началу работы. Участники первой
смены
работают,
второй
–
только
наблюдают
(любое
вмешательство
наблюдателей
в
работу
запрещено).
По
истечении установленного времени исполнители меняются
местами
(пересаживаются).
Теперь
второй
исполнитель
работает, а первый наблюдает. Дублеры начинают работу с
того
места,
где
ее
прервал
сигнал
о
смене
участников
работы. По сигналу учителя смена повторяется несколько
раз. По схеме «Аквариум» возможна организация работы в
группах
по
четыре
человека.
В
этом
случае
учащиеся
проводят обсуждение не по три человека, а парами.
«Мозаика». Это универсальная структура взаимодействия,
которая
основана
на
идее
разделения
работы
между
исполнителями
с
последующей
сборкой
результатов.
Ее
можно с успехом использовать, например, для организации
работы внутри группы. При этом:
–
каждый
член
группы
разрабатывает
свой
раздел
материалов (работает над ним самостоятельно, с участием
других членов группы или других групп);
–
подготовленный
материал
представляется
партнерам,
изучается и (или) используется совместно.
Экспертные
группы
можно
как
создавать,
так
и
не
создавать.
Они
могут
организовываться
по
разным
основаниям.
Например,
члены
экспертных
групп
могут
искать
информацию
по
общей
теме
в
различных
источниках
(учебник,
энциклопедия,
Интернет).
Можно
организовать
несколько
межгрупповых
экспертных
пар
школьников и т.п.
Еще один вариант «Мозаики» – каждая группа
разрабатывает свой аспект общей темы, а работа по всей
теме
(сборка)
ведется
в
рамках
класса
(фронтально).
Приведем
пример
из урока
истории
в
4
классе.
Тема
«Путешествие в древнюю Москву. Иван Грозный». Урок
открытия нового знания. Цель: познакомиться с личностью
Ивана Грозного.
Ребята,
поделенные
на
три
варианта,
самостоятельно
изучая
текст
учебника,
находят
ответы
на
вопросы
(карточки розданы заранее), выписывают опорные слова:
1 – Как рос Иван в детстве?
2 – Почему его прозвали Грозным?
3 – Какие преобразования происходили в стране в период
правления Ивана Грозного?
После завершения этой части задания, дети объединяются
в
группы
по
номерам
карточек,
обсуждают
варианты
ответов, готовят общую презентацию. (Здесь может быть
использована дополнительная литература).
С целью обобщения материала по теме этого же урока, на
этапе рефлексии, дети объединяются в новые группы по
местам за столами. Задание: выбрать из конверта объекты,
соответствующие эпохам трех Иванов. Калиты – 1 группа,
Ивана Третьего – 2 группа, Ивана Четвертого (Грозного) – 3
группа. Раздаточный материал для всех групп одинаковый.
Затем
следует
отчет
групп
с
объяснением
вариантов
выбора.(вариант «Учимся вместе»)
Количество вариантов структуры «Мозайка» практически
не
ограничено.
Jigsaw
–
один
из
м етодиче ски
проработанных вариантов реализации «Мозаики».
«Jigsaw»(Зигзаг
-
пила) Автор
данного
приема
–
Э.
Аронстон. Используется на уроке, когда нужно изучить
достаточно
большой
по
объему
материал,
причем
он
должен
хорошо
делиться
на
законченные
смысловые
отрезки.
В
зависимости
от
этого
определяется
и
количественный состав групп. Члены группы распределяют
между
собой
номера
и
в
соответствии
с
номером
–
фрагменты текста, напечатанные на отдельных карточках.
Каждый
ученик
самостоятельно
читает
текст
на
своей
карточке, выделяет главное, записывает опорные слова. На
стадии рефлексии все ученики объединяются в экспертные
группы по номеру карточки. В новой группе происходит
обсуждение
изученного
материала,
с о с т а вл я ют
презентационную схему, выбирают выступающего. После
этого все ученики возвращаются в свои прежние группы и
пересказывают друг другу свои фрагменты текста. Таким
образом,
происходит
первое
слушание
темы.
На
следующем этапе специалисты по вопросам презентуют
свои схемы классу – происходит второе слушание, во время
которого происходит эффективное усвоение всей темы.
Приведем пример с урока Окружающий мир (А.
Плешаков) 3 класс по теме «Разнообразие растений». На
стадии
содержания
учащиеся,
изучив
текст
учебника,
узнали,
что
все
растения
ученые
–
ботаники
делят
на
несколько групп ( водоросли, мхи, папоротники, хвойные,
цветковые).
Далее
следует
инструкция
учителя:
«
У
каждого
из
вас,
ребята,
на
столе
лежит
карточка
определенного цвета. Дети, у которых розовая
карточка,
будут изучать особенности царства «Водоросли». Зеленая –
особенности
царства
«Мхи»,
голубая
–
«Хвойные
растения»,
красная
–
«Цветковые»
и
белая
–
«Папоротники». Ваша
задача :
внимательно
изучить
материал, выделить особенности растений своей группы,
записать в тетрадь». Дети работают
самостоятельно . На
следующем этапе урока учащиеся с одинаковым цветом
карточек объединяются
в
группы
экспертов,
д л я
дальнейшего изучения темы. Учитель снова инструктирует
учащихся:
«Ваша
следующая задача:
исследовать
особенности
группы
растений,
заполняя
сводную
презентационную таблицу.
Названи
е
Особенности
произрастан
ия
корен
ь
стебел
ь
цветы
,
плод,
семен
а
лист
ья
После завершения работы, дети пересаживаются в свои
«домашние»
группы
и
по
очереди
обмениваются
информацией
–
происходит первое прослушивание темы
всеми
детьми.
На
следующем
этапе
главные
эксперты
групп
представляют
презентационные
таблицы
всему
классу
–
происходит вторичное прослушивание
темы.
Здесь
участники
процесса
могут
задать
уточняющие
вопросы.
Таким
образом,
достигается
эффективное
усвоение материала всеми детьми.
Описать
всех
способов
работы
в
группе
невозможно.
Попробуйте начать с наиболее простых,( с «Вертушки» или
«Учимся вместе»), постепенно усложняя работу группы,
включая новые компоненты. Важно помнить о том, что
успех
всей
группы
зависит
от
вклада
каждого
члена
команды.
Таким образом, для эффективности работы группы нужно
отметить
некоторые
рекомендации
по
повышению
индивидуальной ответственности учащихся:
всегда
обращайте
внимание
на
вклад
каждого
в
работу группы;
доводите
результаты
своих
наблюдений
до
всех
членов группы;
каждый член группы должен нести ответственность
за итоговый продукт группы;
четко сообщайте в начале урока и перед работой в
группах цель, причем не только познавательную, но
и социальную (я надеюсь, что каждый из вас внесет
собственный вклад в общее дело и т.д.);
на протяжении всей работы следите за активностью
учащихся и помогайте любой группе, если Ваша
помощь потребуется;
будьте доброжелательны, говорите тихо, приучая и
учеников во время работы вести обсуждение тихими
голосами.
2.5 Оценка результатов деятельности.
Любая деятельность, чтобы человек мог в ней
совершенствоваться, нуждается в оценке. Для учащихся
основной
деятельностью
является
обучение.
Именно
поэтому
оценивание
является
одним
из
важнейших
компонентов практически любой модели обучения.
Традиционная оценка предполагает оценку только
знаний учащихся. Во время групповой работы наряду со
знаниями проявляются и формируются умения, навыки и
качества обучающихся. Традиционная оценка не позволяет
оценить все это адекватно, и соответственно не подходит
для
того,
чтобы
являться
для
ученика
ориентиром
для
дальнейшего развития и работы над собой.
Предложите детям вместе разработать критерии, по
которым можно будет оценить совместную деятельность на
уроке.
Чем
точнее
критерии,
тем
объективнее
оценка.
Данная
деятельность
будет
способствовать
развитию
критического мышления учащихся.
В каждой группе есть ребенок, отвечающий за активное
участие каждого члена команды – координатор. Поручите
ему вести таблицу участия членов в работе команды –
тогда
каждый
может
получить
индивидуальную
оценку,
при
условии,
что
дети
умеют
пользоваться
критериями
оценивания, например:
Список
участни
ков
Задан
ие
1
Задан
ие
2
Задан
ие
3
Задан
ие
4
Задан
ие
5
Общее
количес
тво
баллов
Юля
+
+
+
+
4
Максим
+
+
+
+
4
Иван
+
+
+
+
+
5
Для индивидуального оценивания можно предложить
таблицу следующего характера:
Фамилия, имя :
Ответы (обведи
баллы)
1 Внимательно ли ты слушал(а) речь
друзей по команде?
Да – 2
Сомневаюсь -1
Нет -0
2 Принимал(а) ли ты участие в
обсуждении вопросов?
2 1 0
3 Сумел(а) ли ты при чтении передать
характер героя?
2 1 0
4 Нашел(нашла) ли ты главную мысль
текста при чтении учебника?
2 1 0
5 Внимательно ли тебя слушали твои
товарищи?
2 1 0
Подсчитай общее количество баллов
?
Ключ: Если ты набрал 7 – 10 баллов,
Молодец! Ты умеешь заинтересовать
других и сам внимателен.
Поставь себе 5
Если у тебя 4 – 6 баллов, будь смелее,
настойчивее, и у тебя все получится.
Поставь себе 4
3 балла – Тебе нужно приложить
усилия и терпение, и у тебя все
получится.
Использование
данной
таблицы
вызывает
огромный
интерес
еще
и
по
той
причине,
что
учащиеся
сами
оценивают
каче ственные
характеристики
с во е й
деятельности в группе.
При оценивании можно применить еще и следующие
приемы:
*в конце работы дать индивидуальное задание каждому;
* выбрать случайно члена группы и по его ответу оценить
всех;
* каждый выступает с сообщением о том, что усвоил;
* использовать на общем презентационном листе пасты
разного цвета.
Важно помнить, что перед группой стоит двойная задача:
академическая – достижение познавательной, творческой
цели,
с
другой
социальная,
которая
заключается
в
реализации
в
ходе
выполнения
задания
определенной
культуры
общения.
В
ходе
обучения
в
сотрудничестве
учитель контролирует не только успешность выполнения
задания
группами,
но
и
характер
их
взаимодействия,
а
также, способ оказания необходимой помощи.
Таким образом, оценивая работу детей в совместной
деятельности,
мы
учим
их
быть
ответственными,
критически
мыслящими.
Повышается
мотивация
и
самооценка
–
качества
необходимые
для
самоуважения
человека.
3 Заключение
Доказывать
эффективность
групповой
работы
нет
необходимости.
За
последние
десятилетия
проведены
с о т н и
э кс п е р и м е н т а л ь н ы х
п е д а го г и ч е с к и х
и
психологиче ских
исследований
Их
р е з ул ьт ат ы
с в и д е т е л ь с т в у ю т
о
в ы с о ко й
п е д а г о г и ч е с к о й
эффективности, убедительно показывают, что деятельность
в условиях сотрудничества обеспечивает:
*более высокий уровень результативности;
*формирование доброжелательной обстановки в классе;
*повышение
самооценки
и
коммуникационной
культуры школьников;
* систематичность проговаривания каждым учеником
нового материала;
*
выражение
своих
мыслей
вслух
–
развитие
речи
учащихся;
*
контроль
со
стороны
товарищей
помога е т
предупреждению возникающих ошибок;
*
появляется
чувство
удовлетворенности
процессом
обучения;
* развиваются творческие способности учащихся;
*
создается
ситуация
успеха
каждого
ученика;
*повышается отношение родителей к школьной жизни
своих детей.
Можно с полным основанием считать, что проведение
занятий с использованием групповой работы – один из
мощных
педагогических
инструментов ,
которым
может
и
должен
пользоваться
сегодня
учитель.
Главное,
надо
помнить
– мы в одной лодке и нам
вместе плыть дальше.
Давайте попробуем!
4.Использованная литература
1
Капустин
Н.П.
Педагогические
технологии
адаптивной школы: Учебное пособие для студентов. М.:
Издательский центр «Акакдемия», 1999.
2 Фопель К. Создание команды. Психологические игры
и упражнения/ - М.: Генезис, 2002.
3 Полат Е. С., Бухаркина М.Ю. Новые педагогические и
информационные технологии в системе образования:
Учебное пособие для студентов. – Издательский центр
«Академия», 1999.
4
Педагогические
технологии:
Учебное
пособие
для
студентов педагогических специальностей/ Под общей
редакцией В.С.Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2006.
5 Меттус Е.В, Литвина А.В. Живая оценка: Программа
«Портфолио в школе» - М.: Глобус, Волгоград, 2007.
6 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный
урок: Практическое пособие. – Ростов – на – Дону:
Издательство «Учитель», 2001.
7
Новое
образование/
Педагогический
научно-
методический журнал № 2, 2006.
8 Научно-методические журналы «Начальная школа» и
«Начальная школа + и-. До и После»
«Эффективно и полезно учить своих
товарищей и учиться у них»
Ян Коменский
муниципальное общеобразовательное учреждение
игринская средняя общеобразовательная школа № 4
Методические рекомендации по организации работы в
группах.
О.В.Корепанова
Мы в одной лодке.
Игра 2008 г
Думаем вместе.
Обсуждаем вопросы обучения и воспитания.
Содержание.
1Введение. 2
1.1 Актуальность работы в группах.
1.2 Современные педагогические
технологии, использующие работу в группах.
1.3 Преимущества обучения в группах.
2Организация работы в группах.
2.1 Устанавливаем правила.
2.2 Распределяем роли.
2.3 Содержание работы учителя.
2.4 Формы организации работы в группах.
2.5 Оценка результатов деятельности.
3 Заключение.
4 Использованная литература.