Напоминание

Развитие мелкой моторики


Автор: Федосеенко Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ДЕТСКИЙ САД 265
Населённый пункт: ВОЛГОГРАД
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие мелкой моторики

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные

действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного

развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и

мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими

свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие

(координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь

ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,

которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество

разнообразных бытовых и учебных действий.

Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение

подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую

активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их

короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой,

и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как

он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У

малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет

«рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень

развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты

память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто

испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных

движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей

руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения

письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического

опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно

подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в

старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается

созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому

уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к

школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку,

карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать

рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за

ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира

этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в

элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное

благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития

сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения,

оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.

Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),

воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем

и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,

сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и

координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в

частности, к письму.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана

с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности,

письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев,

М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций,

в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с

окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья,

совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших

рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет

эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более

точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии,

ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.



В раздел образования