Автор: Федосеенко Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ ДЕТСКИЙ САД 265
Населённый пункт: ВОЛГОГРАД
Наименование материала: статья
Тема: Развитие мелкой моторики
Раздел: дошкольное образование
Развитие мелкой моторики
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные
действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного
развития ребенка, т.к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и
мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими
свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие
(координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь
ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев,
которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество
разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение
подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую
активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их
короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой,
и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребёнка, так как
он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У
малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет
«рассказывать руками» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень
развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты
память, внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто
испытывают серьезные трудности с овладением навыком письма.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координационных
движений руки. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей
руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения
письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического
опыта, развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно
подготовка к письму. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в
старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается
созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому
уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к
школьному обучению. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку,
карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать
рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.
Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за
ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира
этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в
элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное
благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития
сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения,
оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста.
Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика),
воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем
и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения,
сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков
самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и
координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в
частности, к письму.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана
с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности,
письмом, речью ребенка (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, Н.А.Бернштейн, В.Н. Бехтерев,
М.В. Антропова, Н.А. Рокотова, Е.К.Бережная). Формирование же двигательных функций,
в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с
окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья,
совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших
рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет
эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более
точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии,
ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.