Напоминание

Уголок по опытно-исследовательской деятельности в группе ДОУ как часть предметно-развивающей среды


Автор: Сергеева Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 70"
Населённый пункт: г. Петрозаводск, Республика Карелия
Наименование материала: Методический материал
Тема: Уголок по опытно-исследовательской деятельности в группе ДОУ как часть предметно-развивающей среды
Раздел: дошкольное образование





Назад




Уголок по опытно-исследовательской деятельности в группе

ДОУ как часть предметно-развивающей среды

Ранний возраст является уникальным, важным для всего последующего

развития ребёнка. Свои первые впечатления малыш получает из окружающей

среды при посредстве анализаторов. Предметно-развивающая среда группы

способствует развитию и воспитанию детей, служит посредником в

личностно-ориентированном взаимодействии взрослого и ребёнка.

На сегодняшний день модернизация российского образования требует

пересмотра технологии обучения дошкольников, ориентируя педагогов на

использование в своей деятельности более эффективных форм и методов,

позволяющих строить педагогический процесс на основе развивающего

обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование.

Оно интересно для детей раннего возраста, поскольку способствует развитию

познавательной активности, любознательности, творчества.

Пространство нашей группы организовано в виде разграниченных зон

(«центров», «уголков»). Одним из таких центров является уголок по опытно-

исследовательской деятельности.

Целью создания уголка по экспериментированию стало обогащение

опыта

познавательно-исследовательской

деятельности

детей

младшего

дошкольного

возраста

посредством

игр-экспериментов

с

различными

материалами.

При планировании работы с детьми были поставлены следующие

воспитательные задачи:

-

создание положительной мотивации к проведению опытов и

экспериментов;

-

создание дружеской атмосферы внутри детского коллектива;

-

воспитание усидчивости и аккуратности;

-

развитие умения выслушивать и выполнять задания воспитателя,

трудовые поручения.

Указанные задачи особенно актуальны для детей раннего возраста в

период адаптации.

Также

посредством

создания

уголка

по

исследовательской

деятельности планировалось решить следующие образовательные задачи:

-

формирование

первоначальных

представлений

об

объектах

окружающего мира и их свойствах;

-

формирование навыка предметной деятельности;

-

развитие мелкой моторики и координации движений;

-

развитие и активизация речи детей

-

развитие исследовательских умений при помощи различных

форм восприятия: зрения, слуха, вкуса, осязания;

-

развитие умения сосредотачивать внимание на объекте.

Уголок по исследовательской деятельности содержит:

(см. приложение №1, фото уголка)

-

шумовые контейнеры от «киндер-сюрпризов» (наполнители -

различные крупы);

-

мыльные пузыри;

-

пластиковые контейнеры, бутылки, миски, блюдца, тарелки,

стаканы, подносы;

-

ватные палочки, поролон, вата;

-

бумага разных сортов, кораблики из бумаги;

-

пластилин, краски;

-

камешки, шишки;

-

тесьма, платочки, ленточки, прищепки;

-

семена фасоли, гороха, манная крупа, скорлупа орехов;

-

зеркала, пипетки, трубочки от сока;

-

тканевые мешочки для игр;

-

кубики: деревянные, тканевые, пластмассовые;

-

мячики: массажные, гладкие, резиновые, пластмассовые;

-

пластиковые контейнеры с мелкими игрушками (персонажи

сказки «Колобок»);

-

картотека игр-экспериментов (

см

.

приложение №2).

Виды игр-экспериментов, проводимых с детьми:

-

игры с водой;

-

игры с красками;

-

игры с крупами;

-

игры со звуками (шумовые).

В процессе игр дети узнали, что вода не имеет вкуса, запаха, что

тяжелые предметы (камешки) в воде тонут, а легкие (поролон, пробки,

перышки) нет. С большим интересом дети наблюдали за тем, что

воду можно «покрасить», они с удовольствием окрашивали её разными

цветами.

Из сказки «Про маленькую капельку» дети узнали, что у воды есть

своя «песенка», а также выяснили, что без воды не могут жить растения,

птицы, рыбы и человек.

Так же дети научились играть с крупами

(игра «Перебери фасоль и горох»).

Экспериментирование использовалось в разных видах деятельности: в

игровой, в организованной образовательной, индивидуальной, на прогулке.

В процессе работы с детьми

создавались проблемные ситуации,

позволяющие ребенку делать самостоятельные выводы.

В создании уголка по исследовательской деятельности активное

участие приняли родители воспитанников. Они сшили тканевые мешочки для

игр, принесли необходимые предметы для исследований: коктейльные

трубочки, стаканчики, миски, камешки, шишки, мячики, мыльные пузыри,

бумажные кораблики, большие и маленькие контейнеры от киндер-яиц,

маленькие фигурки персонажей сказки «Колобок», различные крупы.

Работа с родителями включила в себя следующие формы работы:

индивидуальные

беседы,

рекомендации,

наглядные

информационные

материалы, выполнение творческих заданий.

Особое

внимание

родителей

было

обращено

на

то,

что

любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать

с раннего возраста, что врожденная потребность в новых впечатлениях

составляет основу гармоничного всестороннего развития ребенка.

И в заключении хочется отметить, что, работая в системе по внедрению

экспериментальной деятельности

в

группе,

дети

стали

более

самостоятельными,

любопытными.

У

них

появился

интерес

к

экспериментированию, расширился кругозор. Благодаря этому большинство

детей стали инициативными и активными в общении, установился тесный

контакт с родителями. Все это создало хорошую почву для развития

любознательности и сенсорных представлений у детей.

Приложение №1

Фото уголка по исследовательской деятельности

Приложение №2

Картотека игр по исследовательской деятельности

Карточка №1

ИГРА "СЮРПРИЗ"

Цель: развивать

исследовательскую

деятельность

и

тактильное

восприятие,

стимулировать интеллектуальное развитие.

Оборудование: большая пластиковая банка, фасоль, пластмассовые игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: детки, посмотрите, что я нашла, какая большая баночка. Интересно, а что

там внутри?

Воспитатель открывает крышку и приглашает детей по очереди рукой проверить, что там

внутри. Дети ищут в большом количестве фасоли небольшие игрушки.

Воспитатель: ищите, там должен быть сюрприз. Анечка, кто это, кого ты нашла? Это

собачка. А как собачка лает? Дима, а ты кого нашел? Это котик. Как котик кричит?

Карточка №2

ИГРА "ЗАПАХИ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность, развивает обоняние, умение различать

запахи.

Оборудование: лук, мандарин, туалетное мыло.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел мишка, мишка принес нам мешочек, а

что же в нем?

Воспитатель поочередно достает разные предметы и предлагает детям понюхать.

Карточка №3

ИГРА "НАЛИВАЕМ ВОДУ"

Цель: учить экспериментировать, развивать аккуратность и координацию движений.

Оборудование: небольшие пластиковые бутылки, большая миска, кораблик.

Ход игры:

Воспитатель: посмотрите: этот кораблик хочет отправиться в плавание, но в озере нет

воды. Как быть? Давайте нальем ему воду.

Дети получают пластиковые бутылки и по очереди наливают в миску воду. Затем

воспитатель опускает в воду кораблик и предлагает детям подуть на него.

Карточка №4

ИГРА "ЧТО В КОРОБОЧКЕ ЛЕЖИТ"

Цель: развивать

исследовательскую

деятельность,

стимулировать

интеллектуальное

развитие.

Оборудование: игрушечная

птичка,

коробочки,

наполненные

разными

предметами

(счетные палочки, пуговицы, камушки).

Ход игры: Прилетает птичка, приносит коробочки, наполненные разными предметами.

Птичка: Целыми днями я летаю, летаю, всякую мелочь собираю. Все коробочки уже

полные, не хотите посмотреть какие у меня сокровища?

Птичка дает детям коробочки.

Птичка: открывайте коробочки, смотрите, сто там.

Дети рассматривают, трогают, высыпают, могут обмениваться предметами.

Карточка №5

ИГРА "ПЕРЕЛОЖИ ФАСОЛЬ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность, мелкую моторику и координацию

движений.

Оборудование: миски, фасоль.

Ход игры: Перед ребенком ставится две миски: одна пустая, другая с фасолью.

Воспитатель показывает, как перекладывать фасоль с одной миски в другую (захватывая

двумя пальчиками, захватывая ладонью).

Карточка №6

ИГРА "ПЕРЕЛОЖИ ГОРОХ ЛОЖКОЙ"

Цель: развивать исследовательскую деятельность, мелкую моторику и координацию

движений.

Оборудование: баночка, миска, горох, деревянная ложка, игрушечный петушок.

Ход игры:

Воспитатель: детки, к нам пришел петушок, он хочет кушать, давайте его накормим.

Воспитатель ставит перед петушком миску, а детям по очереди передает баночку с

горохом и просит достать из нее ложкой горох и положить его в миску

Карточка №7

ИГРА "ТОНЕТ – НЕ ТОНЕТ"

Цель: учить экспериментировать, развивать любознательность.

Оборудование: небольшие пластмассовые мячи, большая миска с водой, камушки.

Ход игры:

Воспитатель: детки к нам в гости пришел утенок. Посмотрите: он принес мешочек. Что

там?

Утенок предлагает детям проверить: что тонет, а что не тонет. дети по очереди достают из

мешочка предметы и опускают в воду.

Воспитатель комментирует: «Буль, утонул!», «Не тонет!»

Карточка №8

ИГРА «ОТОЖМИ ГУБКУ»

Цель: развивать исследовательскую деятельность и мелкую моторику рук.

Оборудование: цветные, поролоновые губки, таз с водой.

Ход игры:

Воспитатель дает губку ребенку в руки, затем просит опустить в воду.

Затем вынимает и держит над тазиком и отжимает руками малыша: «Вот сколько вводы в

губке». Повторяет несколько раз.

Карточка №9

ИГРА "СОБЕРИ ШИШКИ"

Цель: учить экспериментировать, развивать основные движения.

Оборудование: игрушечный мишка, корзинка, шишки.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел мишка, мишка принес нам корзинку с

шишками. Ой, мишка рассыпал все шишки, помогите ему собрать.

Дети собирают шишки. Воспитатель не торопит детей, дает возможность каждому

ребенку внимательно рассмотреть шишки, потрогать их.

Карточка №10

ИГРА "ЛОВЛЯ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ"

Цель: учить наблюдать: как получаются мыльные пузыри, развивать двигательную

активность.

Оборудование: мыльные пузыри.

Ход игры:

Воспитатель надувает мыльные пузыри и обращает внимание детей: какие они разные –

большие и маленькие. Учит ловить их.

Карточка №11

ФОКУС "ПУЗЫРИ В БУТЫЛКЕ"

Цель: учить экспериментировать, развивать любознательность.

Оборудование: пластиковые бутылочки с мыльной водой.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел зайка, зайка принес нам волшебные

бутылочки

зайка трясет свою бутылочку, дети наблюдают как появляется пена. Затем зайка

предлагает детям попробовать.

Карточка №12

ФОКУС "ПУЗЫРИ В БУТЫЛКЕ - 2"

Цель: учить экспериментировать, развивать любознательность.

Оборудование: пластиковые бутылочки с мыльной водой, пластиковые трубочки для

коктейля.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел зайка, зайка принес нам волшебные

бутылочки

Зайка берет трубочку опускает ее в бутылочку и просит детей подуть в нее, дети

наблюдают как появляется пена.

Карточка №13

ИГРА "ЧТО В МЕШОЧКЕ?"

Цель: учить обследовать предметы на ощупь.

Оборудование: два мешочка, пластмассовые кубик и шарик.

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите: к нам пришел зайка, зайка принес нам мешочки. Что же

в них?

Зайка предлагает детям ощупать мешочек и определить, что там: кубик или шарик.

Карточка №14

ИГРА С ШУМИЛКАМИ

Цель: учить экспериментировать, различать разные звуки.

Оборудование: пластиковые бутылочки с разной крупой (с горохом, фасолью, рисом,

манкой).

Ход игры:

Воспитатель: детки посмотрите, что у меня есть. Какие интересные бутылочки. Они не

простые. Это шумилки – они шумят!

Воспитатель предлагает детям потрясти бутылки. Побуждает прислушаться: какие разные

бывают звуки.

Карточка №15

ИГРА «ДОЖДИК»

Цель: развивать исследовательскую деятельность и координацию рук.

Оборудование: лейки с водой, таз.

Ход игры:

Воспитатель лет воду из лейки в таз: «Дождик». Повторяет несколько раз. Затем

предлагает ребенку попробовать самому выполнить задание.

Карточка №16

ИГРА «ЦВЕТНАЯ ВОДА»

Цель: учить экспериментировать, развивать любознательность.

Оборудование: пластиковые прозрачные баночки с водой, акварельные краски (красный,

синий, зеленый, желтый), кисточки.

Ход игры:

Воспитатель показывает, как можно покрасить воду, обмакнув кисточку в краску опустить

ее в баночку с водой. Затем предлагает детям попробовать.

Карточка №17

ИГРА «ВЕТЕР ПО МОРЮ ГУЛЯЕТ»

Цель: закрепление умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ

Задачи:

• продолжать знакомить детей с таким природным явлением как ветер

• учить различать и самим регулировать его силу

• поднятие эмоционального настроения у детей

Ход игры: в тазике с водой кораблики из бумаги. Дети дуют на кораблики сильно –

кораблик плывёт, дуют тихо – стоит на месте

Карточка №18

ИГРА С СОЛНЕЧНЫМ ЗАЙЧИКОМ

Цель: развитие у детей познавательного интереса и любознательности

Задачи:

• познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от

которых они отражаются

• развивать смекалку, любознательность

• учить детей действовать в соответствии с текстом, по сигналу воспитателя; бегать

врассыпную, не наталкиваясь друг на друга

• научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

• вызвать у детей чувство радости и удивления

Ход игры: посмотрели в окошко – солнышко светит

Воспитатель: «что у меня в руках? (зеркальце). Давайте поищем солнечного зайчика. Где

он? Вот он. Кто подарил его? Солнышко, поиграем с ним:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Помани их пальчиком,

Прибегут к тебе.

Сделав паузу, воспитатель дает сигнал: «Ловите зайчиков!». Дети бегут к стене и

пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

Карточка №19

ИГРА ПО СКАЗКЕ «КОЛОБОК»

В игре участвуют 7 детей (по количеству персонажей сказки)

Цель: развитие мелкой моторики рук

Задачи:

• пробуждать интерес к тому, что лежит в киндер яйцах

• развивать речь детей (персонажи сказки)

Ход игры: Кукла Айно приносит красивую шкатулку с киндер яйцами (внутри яиц

маленькие фигурки персонажей сказки «Колобок»). Кукла предлагает детям открыть

киндер яйца и посмотреть что же там такое спрятано. Дети открывают емкости, находят

там персонажей сказки «Колобок», называют их.. Затем дети совместно с воспитателем

рассказывают сказку.

Карточка №20

ИГРА С СУЛТАНЧИКАМИ

Цель: развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ

Задачи:

• познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер)

• создать положительный эмоциональный настрой

Ход игры: воспитатель: « Что у меня лежит в корзинке?». Достает султанчики, раздает

детям. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются

Карточка №21

ИГРА С БУМАГОЙ

Цель: знакомство детей со свойствами бумаги

Задачи:

•познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони), мнётся,

рвётся, шуршит, не тонет в воде

• вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой

Ход игры: начать шуршать фантиком (бумагой, привлекая детей интересным звуком).

Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка,

фантик, для рисования и т. д.) и продемонстрировать, что можно делать с каждым из её

видов

Карточка №22

ИГРА С ВОДОЙ (ГОРЯЧАЯ, ХОЛОДНАЯ)

Цель: формировать умение определять температуру веществ и предметов

Задачи:

• развивать тактильные ощущения

• активизировать речь (вода, холодная, горячая)

Ход игры: наполнить бутылки горячей и холодной водой. Дать детям потрогать

бутылочки, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая вода (холодная,

горячая)

Карточка №23

ИГРА «РАЗВЕСИМ ПЛАТОЧКИ»

Цель: Развитие мелкой моторики рук.

Задачи: учить детей прикреплять платочки на веревке с помощью прищепок

Ход игры: обратить внимание детей на постиранные платочки для куклы, которые надо

высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать

бельё. Побуждать их повторять эти действия



В раздел образования