Автор: Петина Екатерина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Аист"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Детский сад новый этап в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аист»
Консультация для родителей
«
Детский сад новый этап в жизни
ребенка»
Воспитатель:
Петина Е.Ю.
Г. Новый Уренгой 2021 г.
Наступает новая жизнь, когда маленький ребёнок впервые выходит в мир. И
начинается большая жизнь, обычно, с детского сада.
Как вообще происходит эта самая адаптация и что это, собственно говоря,
такое?
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для
ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным
пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация
включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых
зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от
сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном
учреждении.
Еще до поступления в детский сад родители посещают учреждение и
знакомятся с заведующей, психологом, с воспитателями той группы,
которую будет посещать малыш. Им следует установить с ними контакт,
узнать об условиях пребывания детей в дошкольном учреждении. Со своей
стороны ознакомить специалистов с привычками и особенностями развития
своего малыша, рассказать о характерных чертах поведения ребенка, его
склонностях и интересах, — это поможет впоследствии считаться с ними.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий
родителей и воспитателей. В целях предупреждения отрицательных эмоций
не следует резко изменять привычный уклад жизни детей. Особенно тяжело
переносят дети разлуку с родителями, если их приводят к 8 часам утра и
оставляют до вечера.
В первые несколько дней ни в коем случае не следует оставлять ребенка
более чем на 2-3 часа. Наблюдая за его реакцией, можно постепенно
увеличивать время пребывания в детском садике. Рекомендации психологов
следующие: около недели - забирать ребенка из садика до дневного сна,
далее (при нормальном состоянии малыша) около недели - сразу после
полдника, а уже потом можно оставлять на дневную прогулку. Как правило,
в первые дни дети устают как психологически, так и физически, поэтому при
возможности хорошо устраивать "разгрузочные от садика" дни - один-два
дня в неделю оставаться с ним дома.
Родителям желательно побыть в группе вместе с ребенком: присутствие в
группе близкого человека, хотя бы и временное, дает ребенку возможность
спокойно сориентироваться в новых условиях. Поддержка, теплота,
уверенность в том, что мама рядом (играет с детьми или просто
рассматривает с ними игрушки), помогает освоиться в новой обстановке
.
Важную роль в привыкании к новым условиям играет возможность принести
с собой свои игрушки, знакомые и привычные предметы — все это создает
для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт,
помогает ему отвлечься от расставания с близкими. Постарайтесь уговорить
оставить игрушку переночевать в садике и наутро снова с ней встретиться.
Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно. Расспрашивайте, что с
игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не
было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему
малышу удается привыкать к садику.
Каждый ребенок привыкает по-своему. Однако, можно отметить некоторые
закономерности, про которые хотелось бы рассказать родителям:
- до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками,
она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для
ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет
потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве.
Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям,
поскольку сильно привязан к матери и ее исчезновение вызывает бурный
протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально
чувствительный.
- дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми
ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти
страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко
боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок
становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще
болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
- мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку
в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют
на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко -
у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на
следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное
учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски
настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок
установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется
на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может
не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Итак, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет
проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть
не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
Часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания.
Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта
ребёнка, т. е. от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в
приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в
многодетных
семьях,
в
семьях
с
многочисленными
родственниками,
значительно быстрее привыкают к незнакомым условиям, чем дети, жизнь
которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим
кругом взрослых.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и
более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно
обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок
адаптации в норме составляет:
– в яслях - 7-10 дней,
– в детском саду в 3 года - 2-3 недели,
– в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц.
Важно знать: незнакомая обстановка угнетает обычную активность детей.
Иногда даже самые интересные игрушки не привлекают детей, это "чужие"
игрушки. Ребенок тяготеет к своим любимым игрушкам.
Некоторые из детей прибегают к пассивности, другие подчеркивают свою
беспомощность и постоянно ищут поддержки у взрослых, третьи реагируют
в первые дни плачем и криками на расставание с родителями и
успокаиваются с трудом. Практика показывает, что более быстрая и более
легкая адаптация детей в саду зависит в очень большой степени от того, как
его приняли в детском саду и в какой мере ему уделили индивидуальное
внимание.
Причиной
трудного
привыкания
к
садам
может
служить
рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой
общения ребенка со взрослым и становлением новой ведущей деятельностью
с предметами, требующей другой формы общения — сотрудничества со
взрослым.
Таким образом, состояние здоровья ребенка, его умение общаться со
взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой
деятельности — основные критерии, по которым можно судить о степени его
готовности к поступлению в детский сад и благополучного пребывания в
нём. Подготовка ребенка, его постепенное вовлечение в новую среду,
правильно организованные систематические воздействия предотвращают,
сводят до минимума эмоциональные срывы, кризисы и обеспечивают
непрерывный подъем в развитии возможностей и способностей личности.
Расставаясь, не забудьте заверить ребенка, что непременно вернетесь за ним.
Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите, что он по-
прежнему дорог вам.