Автор: Ваулина Евгения Юрьевна
Должность: магистр
Учебное заведение: "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ технологии для развития интеллекта детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ технологии для развития
интеллекта детей дошкольного возраста
Проблема детской одаренности, развития творческого мышления
дошкольников
являются
актуальными
проблемами
современного
дошкольного
образования.
Сегодня
особенно
остро
обозначилась
потребность
общества
в
воспитании
творческих
людей,
имеющих
нестандартный
взгляд
на
проблемы,
умеющих
работать
с
любыми
информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся
условиям.
Однако, развитию общей одаренности у дошкольников препятствует
отсутствие эффективной системы работы по развитию одаренности у детей
дошкольного возраста и отчужденность семьи от ДОУ.
Кроме того, сложность проблемы выявления и развития одаренности у
детей заключается в том, что одаренность в дошкольном возрасте можно
рассматривать только в качестве потенциала психического развития по
отношению к последующим этапам жизненного пути личности.
В основе используемых в ТРИЗ - педагогике средств изначально лежит
проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим
обучением. Общими чертами названных технологий являются:
- сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;
- деятельностный подход в воспитании
- направленность на формирование теоретических обобщений;
- использование в обучении проблемных задач.
Обучение
детей
методикам
ТРИЗ
подразумевает
воспитание
нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на
возможность воплощения в реальных условиях.
Систематическое изучение тризовских методик и использование их на
практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника.
Дошкольники, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие
нестандартным мышлением, будут более успешны в школе.
ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это
педагогика сотрудничества.
Методики
ТРИЗ
–
идеальные
инструменты
для
проблемного,
развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение
развивающим.
В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование
методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и
помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем
грамотно их применять в жизни.
ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к
самосовершенствованию. Раскрытие
способностей
детей,
создание
благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий
для самосовершенствования – одна из важнейших задач педагогов, так как
решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок
чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую), становится увереннее,
усиливается мотивационный аспект.
Для
детей
старшего
дошкольного
возраста
характерна
непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ и РТВ
помогают научить детей демонстрировать свои знания.
ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий,
призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее
эффективность.
«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в
себе точный расчет, логику, интуицию», так считали основатель теории Г.С.
Альтшуллер и его последователи.
ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения
возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой
жизни.
Чтобы
правильно
организовать
совместную
деятельность
с
дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы,
применяемые в ТРИЗ, (эти методы были привнесены в ТРИЗ).
Остановимся кратко на основных:
1.
Мозговой
штурм – предполагает
постановку
изобретательской
задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов,
выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо -
плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех
решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с
минимальными затратами и потерями. Данный метод позволяет развивать у
детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске
решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни
не бывает.
2. Синектика – это так называемый метод аналогий:
а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить
самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной
ситуации;
б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в
других областях знаний;
в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в
волшебной сказке.
3. Морфологический анализ помогает выявить все возможные факты
решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть
упущены
4.
Метод
фокальных
объектов –
к
определённому
объекту
"примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не
связанных
объектов.
Сочетания
свойств
оказываются
иногда
очень
неожиданными, но именно это и вызывает интерес.
Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого
воображения,
фантазии,
формирование
умения
находить
причинно-
следственные связи между разными объектами окружающего мира, на
первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.
5. Игры - «Хорошо – плохо», «Теремок» дают возможность научить
детей находить существенные признаки в предметах, классифицировать
предметы и явления по общим признакам, выделять противоречия в
предметах, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои
вопросы, точно формулировать свои мысли.
6. Метод
«Системный
анализ»
(системный
оператор) помогает
рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой
определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.
Его цель – определить роль и место функций объектов, и их взаимодействие
по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
7.
Методика
ММЧ
(моделирование
маленькими
человечками) –
моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире
между веществами (твердое – жидкое – газообразное). Игра "Кубики” (на
гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые
взаимодействия между ними) помогает совершать детям первые открытия,
проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться
с закономерностями живой и неживой природы.
8. Метод Робинзона (ресурсный подход) формирует умение находить
применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.
Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами
(агглютинация,
гиперболизация,
акцентирование
и
др.),
успешно
применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет
развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в
увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное
усвоение
и
систематизацию,
стимулирует
развитие
мышления
дошкольников.
В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в
детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки,
творческого воображения. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику,
способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; дети учатся
отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно
находить оригинальные решения.
ТРИЗ
способствует
развитию
наглядно-образного,
причинного,
эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие
психические
процессы.
Исходным
положением
концепции
ТРИЗ
по
отношению
к
дошкольнику
является
принцип
природосообразности
обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также
положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу
обучения в той мере, в какой она становится его собственной.
Библиографический список
1.
Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения
изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 399 с.
2.
Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 708
с.
3.
Выготский
Л.С.
Проблема
развития
способностей.
//
Вопросы
психологии. - 1996. - № 5. – 331c.
4.
Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов
дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.
5.
Интеллектуальное
развитие
и
воспитание
дошкольников:
Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А.
Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен.
– М.: Издательский
центр «Академия», 2002. – 276 с.
6.
Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми – Педагогика+ТРИЗ.
– Гомель, 1997.
7.
Сидорчук Т.А., Апрескова А.Г., Гордова Н.А. Окно в школьный мир:
программа
и
методическое
обеспечение
интеллектуально
–
речевой
подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе – М.: АРТИ, 2010 – 232 с.
(Растём умными (технология ТРИЗ))
8.
Тихомирова
Л.Ф.
Формирование
и
развитие
интеллектуальных
способностей ребенка.
– М.: Рольф, 2000. - 142 с.