Напоминание

"Методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ технологии для развития интеллекта детей дошкольного возраста"


Автор: Ваулина Евгения Юрьевна
Должность: магистр
Учебное заведение: "Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: статья
Тема: "Методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ технологии для развития интеллекта детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ технологии для развития

интеллекта детей дошкольного возраста

Проблема детской одаренности, развития творческого мышления

дошкольников

являются

актуальными

проблемами

современного

дошкольного

образования.

Сегодня

особенно

остро

обозначилась

потребность

общества

в

воспитании

творческих

людей,

имеющих

нестандартный

взгляд

на

проблемы,

умеющих

работать

с

любыми

информационными потоками, быстро адаптироваться к изменяющимся

условиям.

Однако, развитию общей одаренности у дошкольников препятствует

отсутствие эффективной системы работы по развитию одаренности у детей

дошкольного возраста и отчужденность семьи от ДОУ.

Кроме того, сложность проблемы выявления и развития одаренности у

детей заключается в том, что одаренность в дошкольном возрасте можно

рассматривать только в качестве потенциала психического развития по

отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

В основе используемых в ТРИЗ - педагогике средств изначально лежит

проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим

обучением. Общими чертами названных технологий являются:

- сама идея развивающего воспитания и развивающего образования;

- деятельностный подход в воспитании

- направленность на формирование теоретических обобщений;

- использование в обучении проблемных задач.

Обучение

детей

методикам

ТРИЗ

подразумевает

воспитание

нравственности, т. к. каждая идея проверяется на нравственность и на

возможность воплощения в реальных условиях.

Систематическое изучение тризовских методик и использование их на

практике способствует разностороннему развитию личности дошкольника.

Дошкольники, умеющие применять методы и приемы ТРИЗ, обладающие

нестандартным мышлением, будут более успешны в школе.

ТРИЗ - педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это

педагогика сотрудничества.

Методики

ТРИЗ

идеальные

инструменты

для

проблемного,

развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение

развивающим.

В дошкольном возрасте крайне важна мотивация детей. Использование

методов и приемов ТРИЗ позволяет не только заинтересовывать детей, но и

помогает дошкольникам прочно овладеть знаниями, а в дальнейшем

грамотно их применять в жизни.

ТРИЗ - педагогика помогает воспитать у детей стремление к

самосовершенствованию. Раскрытие

способностей

детей,

создание

благоприятных условий для реализации этих способностей, а также условий

для самосовершенствования – одна из важнейших задач педагогов, так как

решение этой задачи приводит к очень важному результату: ребенок

чувствует свою силу (интеллектуальную, творческую), становится увереннее,

усиливается мотивационный аспект.

Для

детей

старшего

дошкольного

возраста

характерна

непосредственность, эмоциональность, фантазия. Методы ТРИЗ и РТВ

помогают научить детей демонстрировать свои знания.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий,

призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее

эффективность.

«ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в

себе точный расчет, логику, интуицию», так считали основатель теории Г.С.

Альтшуллер и его последователи.

ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения

возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой

жизни.

Чтобы

правильно

организовать

совместную

деятельность

с

дошкольниками, педагоги должен знать различные методы и приёмы,

применяемые в ТРИЗ, (эти методы были привнесены в ТРИЗ).

Остановимся кратко на основных:

1.

Мозговой

штурм – предполагает

постановку

изобретательской

задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов,

выбора идеального решения. Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо -

плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех

решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с

минимальными затратами и потерями. Данный метод позволяет развивать у

детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске

решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни

не бывает.

2. Синектика – это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить

самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной

ситуации;

б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в

других областях знаний;

в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в

волшебной сказке.

3. Морфологический анализ помогает выявить все возможные факты

решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть

упущены

4.

Метод

фокальных

объектов –

к

определённому

объекту

"примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не

связанных

объектов.

Сочетания

свойств

оказываются

иногда

очень

неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого

воображения,

фантазии,

формирование

умения

находить

причинно-

следственные связи между разными объектами окружающего мира, на

первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

5. Игры - «Хорошо – плохо», «Теремок» дают возможность научить

детей находить существенные признаки в предметах, классифицировать

предметы и явления по общим признакам, выделять противоречия в

предметах, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои

вопросы, точно формулировать свои мысли.

6. Метод

«Системный

анализ»

(системный

оператор) помогает

рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой

определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой.

Его цель – определить роль и место функций объектов, и их взаимодействие

по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

7.

Методика

ММЧ

(моделирование

маленькими

человечками) –

моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире

между веществами (твердое – жидкое – газообразное). Игра "Кубики” (на

гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые

взаимодействия между ними) помогает совершать детям первые открытия,

проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться

с закономерностями живой и неживой природы.

8. Метод Робинзона (ресурсный подход) формирует умение находить

применение, казалось бы, совсем ненужному предмету.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами

(агглютинация,

гиперболизация,

акцентирование

и

др.),

успешно

применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет

развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в

увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное

усвоение

и

систематизацию,

стимулирует

развитие

мышления

дошкольников.

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в

детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки,

творческого воображения. ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику,

способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; дети учатся

отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно

находить оригинальные решения.

ТРИЗ

способствует

развитию

наглядно-образного,

причинного,

эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие

психические

процессы.

Исходным

положением

концепции

ТРИЗ

по

отношению

к

дошкольнику

является

принцип

природосообразности

обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также

положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу

обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Библиографический список

1.

Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в ТРИЗ-теорию решения

изобретательских задач. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 399 с.

2.

Выготский Л.С. Психология. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 708

с.

3.

Выготский

Л.С.

Проблема

развития

способностей.

//

Вопросы

психологии. - 1996. - № 5. – 331c.

4.

Гин С.В. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов

дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.- 112 с.

5.

Интеллектуальное

развитие

и

воспитание

дошкольников:

Учеб.

пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Г. Нисканен, О.А.

Шаграева, Е.В. Родина и др.; Под ред. Л.Г. Нисканен.

– М.: Издательский

центр «Академия», 2002. – 276 с.

6.

Мурашковска И.Н. Игры для занятий ТРИЗ с детьми – Педагогика+ТРИЗ.

– Гомель, 1997.

7.

Сидорчук Т.А., Апрескова А.Г., Гордова Н.А. Окно в школьный мир:

программа

и

методическое

обеспечение

интеллектуально

речевой

подготовки детей 5-7 лет к обучению в школе – М.: АРТИ, 2010 – 232 с.

(Растём умными (технология ТРИЗ))

8.

Тихомирова

Л.Ф.

Формирование

и

развитие

интеллектуальных

способностей ребенка.

– М.: Рольф, 2000. - 142 с.



В раздел образования