Автор: Бычкова Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, руководитель клуба "юный журналист"
Учебное заведение: ФГКОУ "Уссурийское суворовское военное училище МО РФ"
Населённый пункт: город Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативных навыков суворовцев-юнкоров, как средство успешной социализации личности"
Раздел: среднее образование
Бычкова С.В.,
педагог дополнительного образования
ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище»
«Развитие коммуникативных навыков суворовцев-юнкоров,
как средство успешной социализации личности»
Когда ребятам задают вопрос, почему им интересно попробовать себя в
роли журналистов, большинство из них отвечают, что делают такой выбор
потому, что эта профессия подразумевает общение со многими интересными
людьми и возможность постоянно находиться в гуще событий. Однако,
именно каждодневное общение с самыми разными людьми создает огромное
морально-психологическое напряжение и делает журналистику одной из
самых сложных профессий. Далеко не каждый человек способен стать
журналистом и дело здесь не только в том, обладает ли он творческими
способностями: журналистская профессия предполагает наличие у человека,
выбравшего ее, определенного набора качеств, важное место среди которых
занимают такие психологические характеристики как развитие памяти,
внимания, мышления и коммуникабельности. Трудно представить себе
аналитика без развитого логического мышления, репортера – без хорошей
зрительной и слуховой памяти или журналиста, работающего в жанре
интервью – не умеющего общаться и находить взаимопонимание с людьми.
Успех профессиональной деятельности и не только в журналистике, но и в
других
профессиях
во
многом
зависит
от
того,
насколько
человек
коммуникабелен: как ведет себя, слушает, слышит и понимает то, что говорит
ему собеседник. Поэтому сегодня успешный человек должен быть хорошим
психологом,
коммуникабельным,
приятным
собеседником,
умеющим
расположить к себе.
Творческое состояние для журналиста – это состояние взаимодействия с
другим человеком, который становится «источником информации». Для
журналиста
умение
общаться
необходимо,
пожалуй,
больше,
чем
представителям других профессий. По данным статистики, 70 % будущих
журналистов
испытывают
трудности
в
процессе
общения
с
людьми.
Психологи объясняют это тем, что у тех подростков, которые до 12-14 лет
были ориентированы, в основном, на семью, в более позднем возрасте обычно
возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, в дальнейшем эти
проблемы могут перейти и на служебные отношения. Неврозы, нарушения
поведения, даже склонность к правонарушениям, так же часто встречаются у
людей, чьи взаимоотношения со сверстниками в детском и подростковом
возрасте были проблемными.
Занятия в клубе «Юный журналист» позволяют
сформировать у
суворовцев ряд коммуникативных умений: умение спрашивать (выяснять
точки зрения других учеников), умение выражать свою точку зрения, умение
принимать чужую точку зрения; развивают мышление учащихся, учат их
анализировать
и
синтезировать
информацию.
Через
изучение
основ
профессии журналиста обучающиеся овладевают связной диалогической и
монологической речью.
Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных
способностей учащихся, мы смоделировали в творческой лаборатории,
которой, по сути, является редакция суворовских газет «Тигренок» (для
суворовцев 5-7 классов) и «Уссурийский суворовец» (для суворовцев 8-11
классов). При издании училищного СМИ создается уникальная творческая
обучающая среда, которая не только стимулирует интерес суворовцев к
развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует
их творческие силы, но и помогает развить коммуникативные способности,
избавиться от многочисленных подростковых комплексов.
Воспитательное значение создания модели такой творческой среды в
редакции суворовских газет заключается в стимулировании познавательной
активности суворовцев; в развитии их самостоятельности и ответственности за
ход и итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать
трудности;
в
профилактике
и
изживании
уже
сложившихся
личных
подростковых комплексов. Одновременно происходит воспитание таких
качеств
как
коммуникабельность,
добросовестность,
усидчивость,
прилежание, дисциплинированность и ответственность.
Коммуникации редакции наших газет у словно можно разделить на
внутренние и внешние. Внутренние – это взаимодействие между членами
кружка «Юный журналист». Без умения ладить и общаться друг с другом,
договариваться, помогать друг другу, принимать чужую точку зрения мы не
получится выпустить номер газеты, над которым работают разновозрастные
суворовцы. Занятия проходят в группах, где присутствуют суворовцы из
разных взводов (классов). На начальном этапе работы клубы присутствовала
нездоровая конкуренция, неконструктивная критика, иногда враждебность по
отношению друг к другу ребят, особенно из разных взводов.
В целях формирования благоприятного психологического климата в клубе
юных журналистов, формирования у суворовцев коммуникативных навыков,
преодоления
барьеров
в
межличностном
общении
мною
успешно
использовались следующие приемы диагностики, ролевые игры и тренинги:
Прием диагностики «Два дома»
Цель: изучение отношения суворовца к себе и другим, особенностей его
самопринятия и принятия других.
Материал: рисунки двух домов, один из которых - яркий, нарядный, очень
привлекательный, другой – малопривлекательная избушка, старая и мрачная.
Ход проведения:
Проводится индивидуально. Суворовцу предлагается написать фамилии своих
однокурсников, в том числе и свою, напротив тех домов, куда бы они
поселили каждого из суворовцев по принципу хороший, послушный человек
должен жить в красивом доме, хулиган, злой и нечестный человек – в плохом.
Интерпретация.
Если суворовец помещает себя и многих однокурсников в красивый домик, то
можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим;
если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 суворовцев, то
это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное
отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные подростки
либо конфликтные. В случае же помещения суворовцем себя в некрасивый
домик можно предположить непринятие им себя.
Прием диагностики «Разведка»
Цель: определить степень доверия суворовцев-юнкоров друг другу.
Ход проведения:
В одну колонку суворовец должен записать фамилии однокурсников, с
которыми он пойдет в разведку, в другую колонку фамилии тех, кого с собой в
разведку он не возьмет.
Анализ результатов диагностики позволяет наметить пути работы по
сплачиванию коллектива и установлению коммуникаций между суворовцами.
Прием «Обсуждаем – хвалим – предлагаем»
Заведена традиция публично обсуждать каждый написанный суворовцами
материал по принципу: сначала хвалим, потом говорим замечания. Юнкорам,
допускающим
насмешки и колкие комментарии, предлагается исправить
ошибочную фразу и предложить свой вариант текста. Лучшая работа
журналиста определяется общим голосованием юнкоров.
Форма занятия «Работа в полях»
Занятие проходит за территорией училища. Суворовцам необходимо за 30
минут провести опрос максимального количества незнакомых людей разных
возрастов и пола на определенную тему. Темы опросов суворовцы определяют
сами. Например: «Придерживаетесь ли вы здорового питания и каким
образом?», «Когда вы в последний раз посещали музей и какая экспозиция или
экспонат вам в нем понравились?», «Как вы проводите свободное время и куда
бы вы отправились в выходной?».
Новичкам-юнкорам первоначально удавалось опросить не более 6,7 человек,
преимущественно женского пола, пожилого возраста. Но постепенно число
опрошенных одним суворовцем за 30 минут увеличилось до 12, 13. Пол и
возраст респондента уже не имеет значение. Юнкорам уже легче удается
разговорить
собеседника. Случаи отказа от общения с суворовцами
анализируются на занятиях. Это был один из главных страхов для
начинающих юнкоров. Со временем юнкоры спокойно реагируют на отказ
некоторых горожан участвовать в опросе.
Метод оценивания журналистских материалов «Четыре девочки».
На доске изображаются четыре рисунка:
1 - схематическое изображение девочки: круг, руки и ноги в виде палочек,
точки вместо глаз и треугольник вместо юбки, указывающий на
принадлежность к женскому полу. Изображение соответствует уровню
сочинения ребенка младшего школьного возраста.
2 – девочка в одежде и с прической. Хорошее сочинение уровня 6-8 класса.
3 – девочка в красивой одежде с прорисованными деталями: пуговицы, рюши,
банты, украшения: серьги, бусы, браслеты; на лице изображена эмоция, силуэт
имеет определенную позу. Статья уровня члена клуба «Юный журналист».
4 – девочка, которую мог бы нарисовать только художник. Можно увидеть из
какой ткани ее одежда, складки кожи, передано объемное изображение. Статья
соответствует уровню профессионального журналиста.
Обсуждая материал, юный корреспондент прикладывает его к тому
изображению девочки, которому, по его мнению, соответствует статья (очерк,
заметка и т.д.)
и обосновывает свой ответ. Автор также участвует в
оценивании.
На занятиях целесообразно использовать парные и групповые формы
работы с соревновательным элементом: игровые приемы,
викторины,
логические задачи. Желательно в пары или группы объединять юнкоров из
разных взводов (классов).
Большую роль в развитии коммуникативных навыков играет метод
«Моделирование журналистских ситуаций».
Этот метод
позволяют
развивать, корректировать и формировать многие личностные качества. С их
помощью можно развивать коммуникабельность, память, внимание, снимать
агрессию и психоэмоциональное напряжение.
Метод «Моделирование журналистских ситуаций»
Этот метод предусматривает имитацию реальных условий, конкретных
специфических
ситуаций,
моделирование
соответствующего
рабочего
журналистского процесса и др.
Цель: эффективное решение проблемных ситуаций
Задачи:
- определение проблем, вызвавших ситуацию;
- обсуждение предложенных путей решения проблем;
- проверка предложенных путей решения проблем.
Ход проведения:
Организационный этап.
Описание ситуации. Ситуаций может быть представлено несколько или одна.
Обсуждение ситуаций может организовываться как в малых группах, так и со
всей группой юнкоров одновременно.
Малые
группы
занимают
определенное
пространство,
удобное
для
обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты,
эксперты.
Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне
группы, формулирует общее мнение малой группы.
Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и
формулирует вопросы по предлагаемой информации.
Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей
малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.
Подготовительный этап.
Каждая малая группа обсуждает предложенную ситуацию, решая задачи:
- определение проблем, вызвавших ситуацию
- обсуждение предложенных путей решения проблем
- проверка предложенных путей решения проблем
Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по решению
проблемной ситуации.
Основной этап – проведение обсуждение ситуации
Заслушиваются решения проблем, предлагаемые каждой малой группой.
После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы
авторов предлагаемых решений.
В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную
позицию по данной ситуации.
Этап рефлексии – подведения итогов
Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения
предлагаемых ситуаций, осуществляют сравнительный анализ предложенного
пути решения с решениями других малых групп.
Педагог дает оценочное суждение и работе малых групп, по решению
проблемных ситуаций, и эффективности предложенных путей решения.
Дискуссии, мозговой штурм, тренинги, используемые на занятиях,
развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность,
учат обучающихся отстаивать свою точку зрения, помогают добиться
глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава
позволяет решить коммуникативные задачи: желание и умение сотрудничать в
группах. В результате использования различных приемов, методов и форм
работы, направленных на развитие коммуникативных навыков, суворовцы-
юнкоры свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути
решения проблемы, а не ждут готовых ответов.