Напоминание

"Развитие коммуникативных навыков суворовцев-юнкоров, как средство успешной социализации личности"


Автор: Бычкова Светлана Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования, руководитель клуба "юный журналист"
Учебное заведение: ФГКОУ "Уссурийское суворовское военное училище МО РФ"
Населённый пункт: город Уссурийск, Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативных навыков суворовцев-юнкоров, как средство успешной социализации личности"
Раздел: среднее образование





Назад




Бычкова С.В.,

педагог дополнительного образования

ФГКОУ «Уссурийское суворовское военное училище»

«Развитие коммуникативных навыков суворовцев-юнкоров,

как средство успешной социализации личности»

Когда ребятам задают вопрос, почему им интересно попробовать себя в

роли журналистов, большинство из них отвечают, что делают такой выбор

потому, что эта профессия подразумевает общение со многими интересными

людьми и возможность постоянно находиться в гуще событий. Однако,

именно каждодневное общение с самыми разными людьми создает огромное

морально-психологическое напряжение и делает журналистику одной из

самых сложных профессий. Далеко не каждый человек способен стать

журналистом и дело здесь не только в том, обладает ли он творческими

способностями: журналистская профессия предполагает наличие у человека,

выбравшего ее, определенного набора качеств, важное место среди которых

занимают такие психологические характеристики как развитие памяти,

внимания, мышления и коммуникабельности. Трудно представить себе

аналитика без развитого логического мышления, репортера – без хорошей

зрительной и слуховой памяти или журналиста, работающего в жанре

интервью – не умеющего общаться и находить взаимопонимание с людьми.

Успех профессиональной деятельности и не только в журналистике, но и в

других

профессиях

во

многом

зависит

от

того,

насколько

человек

коммуникабелен: как ведет себя, слушает, слышит и понимает то, что говорит

ему собеседник. Поэтому сегодня успешный человек должен быть хорошим

психологом,

коммуникабельным,

приятным

собеседником,

умеющим

расположить к себе.

Творческое состояние для журналиста – это состояние взаимодействия с

другим человеком, который становится «источником информации». Для

журналиста

умение

общаться

необходимо,

пожалуй,

больше,

чем

представителям других профессий. По данным статистики, 70 % будущих

журналистов

испытывают

трудности

в

процессе

общения

с

людьми.

Психологи объясняют это тем, что у тех подростков, которые до 12-14 лет

были ориентированы, в основном, на семью, в более позднем возрасте обычно

возникают проблемы во взаимоотношениях с людьми, в дальнейшем эти

проблемы могут перейти и на служебные отношения. Неврозы, нарушения

поведения, даже склонность к правонарушениям, так же часто встречаются у

людей, чьи взаимоотношения со сверстниками в детском и подростковом

возрасте были проблемными.

Занятия в клубе «Юный журналист» позволяют

сформировать у

суворовцев ряд коммуникативных умений: умение спрашивать (выяснять

точки зрения других учеников), умение выражать свою точку зрения, умение

принимать чужую точку зрения; развивают мышление учащихся, учат их

анализировать

и

синтезировать

информацию.

Через

изучение

основ

профессии журналиста обучающиеся овладевают связной диалогической и

монологической речью.

Условия для развития не только творческих, но и коммуникативных

способностей учащихся, мы смоделировали в творческой лаборатории,

которой, по сути, является редакция суворовских газет «Тигренок» (для

суворовцев 5-7 классов) и «Уссурийский суворовец» (для суворовцев 8-11

классов). При издании училищного СМИ создается уникальная творческая

обучающая среда, которая не только стимулирует интерес суворовцев к

развитию собственных интеллектуальных способностей, активно мобилизует

их творческие силы, но и помогает развить коммуникативные способности,

избавиться от многочисленных подростковых комплексов.

Воспитательное значение создания модели такой творческой среды в

редакции суворовских газет заключается в стимулировании познавательной

активности суворовцев; в развитии их самостоятельности и ответственности за

ход и итог коллективной работы; в формировании умения преодолевать

трудности;

в

профилактике

и

изживании

уже

сложившихся

личных

подростковых комплексов. Одновременно происходит воспитание таких

качеств

как

коммуникабельность,

добросовестность,

усидчивость,

прилежание, дисциплинированность и ответственность.

Коммуникации редакции наших газет у словно можно разделить на

внутренние и внешние. Внутренние – это взаимодействие между членами

кружка «Юный журналист». Без умения ладить и общаться друг с другом,

договариваться, помогать друг другу, принимать чужую точку зрения мы не

получится выпустить номер газеты, над которым работают разновозрастные

суворовцы. Занятия проходят в группах, где присутствуют суворовцы из

разных взводов (классов). На начальном этапе работы клубы присутствовала

нездоровая конкуренция, неконструктивная критика, иногда враждебность по

отношению друг к другу ребят, особенно из разных взводов.

В целях формирования благоприятного психологического климата в клубе

юных журналистов, формирования у суворовцев коммуникативных навыков,

преодоления

барьеров

в

межличностном

общении

мною

успешно

использовались следующие приемы диагностики, ролевые игры и тренинги:

Прием диагностики «Два дома»

Цель: изучение отношения суворовца к себе и другим, особенностей его

самопринятия и принятия других.

Материал: рисунки двух домов, один из которых - яркий, нарядный, очень

привлекательный, другой – малопривлекательная избушка, старая и мрачная.

Ход проведения:

Проводится индивидуально. Суворовцу предлагается написать фамилии своих

однокурсников, в том числе и свою, напротив тех домов, куда бы они

поселили каждого из суворовцев по принципу хороший, послушный человек

должен жить в красивом доме, хулиган, злой и нечестный человек – в плохом.

Интерпретация.

Если суворовец помещает себя и многих однокурсников в красивый домик, то

можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим;

если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 суворовцев, то

это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное

отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные подростки

либо конфликтные. В случае же помещения суворовцем себя в некрасивый

домик можно предположить непринятие им себя.

Прием диагностики «Разведка»

Цель: определить степень доверия суворовцев-юнкоров друг другу.

Ход проведения:

В одну колонку суворовец должен записать фамилии однокурсников, с

которыми он пойдет в разведку, в другую колонку фамилии тех, кого с собой в

разведку он не возьмет.

Анализ результатов диагностики позволяет наметить пути работы по

сплачиванию коллектива и установлению коммуникаций между суворовцами.

Прием «Обсуждаем – хвалим – предлагаем»

Заведена традиция публично обсуждать каждый написанный суворовцами

материал по принципу: сначала хвалим, потом говорим замечания. Юнкорам,

допускающим

насмешки и колкие комментарии, предлагается исправить

ошибочную фразу и предложить свой вариант текста. Лучшая работа

журналиста определяется общим голосованием юнкоров.

Форма занятия «Работа в полях»

Занятие проходит за территорией училища. Суворовцам необходимо за 30

минут провести опрос максимального количества незнакомых людей разных

возрастов и пола на определенную тему. Темы опросов суворовцы определяют

сами. Например: «Придерживаетесь ли вы здорового питания и каким

образом?», «Когда вы в последний раз посещали музей и какая экспозиция или

экспонат вам в нем понравились?», «Как вы проводите свободное время и куда

бы вы отправились в выходной?».

Новичкам-юнкорам первоначально удавалось опросить не более 6,7 человек,

преимущественно женского пола, пожилого возраста. Но постепенно число

опрошенных одним суворовцем за 30 минут увеличилось до 12, 13. Пол и

возраст респондента уже не имеет значение. Юнкорам уже легче удается

разговорить

собеседника. Случаи отказа от общения с суворовцами

анализируются на занятиях. Это был один из главных страхов для

начинающих юнкоров. Со временем юнкоры спокойно реагируют на отказ

некоторых горожан участвовать в опросе.

Метод оценивания журналистских материалов «Четыре девочки».

На доске изображаются четыре рисунка:

1 - схематическое изображение девочки: круг, руки и ноги в виде палочек,

точки вместо глаз и треугольник вместо юбки, указывающий на

принадлежность к женскому полу. Изображение соответствует уровню

сочинения ребенка младшего школьного возраста.

2 – девочка в одежде и с прической. Хорошее сочинение уровня 6-8 класса.

3 – девочка в красивой одежде с прорисованными деталями: пуговицы, рюши,

банты, украшения: серьги, бусы, браслеты; на лице изображена эмоция, силуэт

имеет определенную позу. Статья уровня члена клуба «Юный журналист».

4 – девочка, которую мог бы нарисовать только художник. Можно увидеть из

какой ткани ее одежда, складки кожи, передано объемное изображение. Статья

соответствует уровню профессионального журналиста.

Обсуждая материал, юный корреспондент прикладывает его к тому

изображению девочки, которому, по его мнению, соответствует статья (очерк,

заметка и т.д.)

и обосновывает свой ответ. Автор также участвует в

оценивании.

На занятиях целесообразно использовать парные и групповые формы

работы с соревновательным элементом: игровые приемы,

викторины,

логические задачи. Желательно в пары или группы объединять юнкоров из

разных взводов (классов).

Большую роль в развитии коммуникативных навыков играет метод

«Моделирование журналистских ситуаций».

Этот метод

позволяют

развивать, корректировать и формировать многие личностные качества. С их

помощью можно развивать коммуникабельность, память, внимание, снимать

агрессию и психоэмоциональное напряжение.

Метод «Моделирование журналистских ситуаций»

Этот метод предусматривает имитацию реальных условий, конкретных

специфических

ситуаций,

моделирование

соответствующего

рабочего

журналистского процесса и др.

Цель: эффективное решение проблемных ситуаций

Задачи:

- определение проблем, вызвавших ситуацию;

- обсуждение предложенных путей решения проблем;

- проверка предложенных путей решения проблем.

Ход проведения:

Организационный этап.

Описание ситуации. Ситуаций может быть представлено несколько или одна.

Обсуждение ситуаций может организовываться как в малых группах, так и со

всей группой юнкоров одновременно.

Малые

группы

занимают

определенное

пространство,

удобное

для

обсуждения на уровне группы. В группе определяются спикер, оппоненты,

эксперты.

Спикер занимает лидирующую позицию, организует обсуждение на уровне

группы, формулирует общее мнение малой группы.

Оппонент внимательно слушает предлагаемые позиции во время дискуссии и

формулирует вопросы по предлагаемой информации.

Эксперт формирует оценочное суждение по предлагаемой позиции своей

малой группы и сравнивает с предлагаемыми позициями других групп.

Подготовительный этап.

Каждая малая группа обсуждает предложенную ситуацию, решая задачи:

- определение проблем, вызвавших ситуацию

- обсуждение предложенных путей решения проблем

- проверка предложенных путей решения проблем

Задача данного этапа – сформулировать групповую позицию по решению

проблемной ситуации.

Основной этап – проведение обсуждение ситуации

Заслушиваются решения проблем, предлагаемые каждой малой группой.

После каждого суждения оппоненты задают вопросы, выслушиваются ответы

авторов предлагаемых решений.

В завершении формулируется общее мнение, выражающее совместную

позицию по данной ситуации.

Этап рефлексии – подведения итогов

Эксперты предлагают оценочные суждения по высказанным путям решения

предлагаемых ситуаций, осуществляют сравнительный анализ предложенного

пути решения с решениями других малых групп.

Педагог дает оценочное суждение и работе малых групп, по решению

проблемных ситуаций, и эффективности предложенных путей решения.

Дискуссии, мозговой штурм, тренинги, используемые на занятиях,

развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность,

учат обучающихся отстаивать свою точку зрения, помогают добиться

глубокого понимания материала. Работа в парах, в группах сменного состава

позволяет решить коммуникативные задачи: желание и умение сотрудничать в

группах. В результате использования различных приемов, методов и форм

работы, направленных на развитие коммуникативных навыков, суворовцы-

юнкоры свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути

решения проблемы, а не ждут готовых ответов.



В раздел образования