Напоминание

"Формирование здоровьесберегающего пространства на уроках математики"


Автор: Романова Наталья Александровна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Чайковский индустриальный колледж"
Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край
Наименование материала: статья (из опыта работы)
Тема: "Формирование здоровьесберегающего пространства на уроках математики"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Тема: Формирование здоровьесберегающего пространства на уроках математики

Преподаватель математики первой квалификационной категории ГБПОУ

«Чайковский индустриальный колледж»
История нашего государства с самого его зарождения неразрывно связана с постановкой и решением задач воспитания и образования молодого поколения в соответствии с теми требованиями, которые вставали на каждом этапе его развития. В настоящее время неотъемлемой частью подготовки высококвалифицированного специалиста, помимо обучения его профессиональным знаниям и навыкам, является всестороннее развитие студентов, раскрытие их творческих способностей, формирование ориентиров на здоровый образ жизни. И это неслучайно! Если проанализировать современное состояние традиционного образования, то можно отметить, что за последнее время наблюдается снижение интереса студентов к учебной деятельности, происходит замедление их физического и психологического развития, ухудшается здоровье. Поэтому, сейчас перед педагогами стоит актуальная задача-обеспечение образования без потерь здоровья обучающихся студентов. Разрешением этой проблемы озабочены и мы - учителя математики, для которых для которых формирование здорового образа жизни студента на своих уроках является важнейшим воспитательным моментом. Учебная программа по математике в нашем колледже занимает весомую долю учебного времени в разрезе других дисциплин, содержит разнообразный учебный материал, который может быть использован для достижения поставленной цели – воспитание здорового гражданина общества в широком смысле. Знакомясь с историческими фактами, решая задачи и отвечая на вопросы, студенты получают определенные представления о здоровом образе жизни. Так, например, знакомясь на уроках с жизнью и деятельностью великих ученых-математиков Фалеса Милетского и Пифагора, можно отметить, что они были не только крупными политиками, физиками, астрономами своего времени, но и выдающимися спортсменами- многоборцами, неоднократными участниками олимпиад и даже олимпийскими чемпионами. Этот факт говорит лишь о том, что древнегреческие математики были гармонично развитыми личностями с отличным здоровьем. Чтобы наши студенты были также богаты духовным и физическим здоровьем, которое поможет им иметь успех в жизни, необходимо формировать у них понятие о здоровом образе жизни на всех этапах урока математики. Начнем с начала урока. При валеопедагогической оценке на первом этапе учитывается: внешний вид преподавателя и студента, что свидетельствует об их нормальном самочувствии; организованность, собранность, сосредоточенность; преподаватель должен владеть вниманием студентов; мобилизировать состояние студентов до нормы, необходимой для продолжения деятельности. Немаловажную роль в этом играет чистота и красота оформления кабинета, его освещенность, температурный режим. Далее, необходимо перед студентами четко поставить цели урока, осуществляя их мотивацию: учебное значение темы, социальное значение-связь с жизнью и становлением будущего специалиста. Приведу пример при изучении темы «Функция и ее основные свойства», которой отводится третья часть всего изучаемого материала. Важность и необходимость изучения данной темы раскрывается при вводной беседе, в которой говорится, что в нашей жизни все взаимосвязано. Если посмотреть в окно, то мы увидим, что на улице наступает зима. Происходит понижение температуры, а в связи с этим мы наблюдаем изменения в природе: облетела листва с деревьев, газоны потеряли свой зеленый, цветущий облик, а люди, чтобы не простудиться, меняют свою форму одежды на более теплую. На этом 1
примере мы прослеживаем, что изменение одной величины ведет за собой изменение другой. Для студентов специальности «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» можно привести такой пример. С приходом зимы каждый владелец автомашины должен поменять «летнюю» авторезину на «зимнюю» с шипами, что поможет уменьшить тормозной путь автотранспорта и сделает движение на дорогах более безопасным. Или, чтобы хорошо учиться, получать прочные знания, студенту необходимо на уроках внимательно слушать преподавателя, активно участвовать в учебном процессе, добросовестно выполнять домашние задания, в противном случае, результат будет обратным. Опять мы видим, что функциональное изменение одной величины ведет изменение другой. А в математике это явление называется функциональной зависимостью, знания которой пригодятся и на уроках физики, химии, электротехники, автодела и т.д. дальнейшее поведение студентов, их внимание и активность будут свидетельствовать о том, желают ли они вместе с преподавателем включиться в решение проблем, в достижение целей и задач урока или нет. В большинстве случаев, изучение новой темы, непосредственно связано с ранее изученным материалом. Поэтому свой урок я начинаю с актуализации знаний и проверки домашнего задания. Формы работы могут быть разными, но самое главное - данный этап не должен затянуться и утомить студентов. Еще небольшой нюанс. Для того, чтобы ответы студентов были более четкие, уверенные, мысль сосредоточенная и пропала боязнь, нежелание отвечать, перед опросом я предоставляю студентам время (~2 минуты) для повторения ранее изученного материала. Каждый ответ студента должен быть объективно оценен, каждая оценка мотивируема. О «двойке» я стараюсь сказать так, чтобы не унизить достоинство учащегося, а наоборот, чтобы вызвало желание исправить результат. А еще студенты знают, что исправить неудовлетворительные оценки они могут в любое время, например, получив карточку на дом или сделать работу над ошибками, придя на консультацию. Эти действия помогают у студентов снять дополнительное психологическое напряжение, боязнь получить «двойку», неприязнь к предмету, т.е. отрицательные эмоции переводятся в положительные. Не остаются без положительных знаков внимания со стороны преподавателя и студенты, которые на уроке показали хорошие знания темы, свое трудолюбие. Как сказал В.Сухомлинский: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться…» эмоциональная удовлетворенность студентов, уверенность в себе и в своих знаниях подготовила учащихся к новой деятельности на уроке – к изучению нового материала. На этом этапе работы преподаватель должен обратить внимание на индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, чтобы каждого студента вовлечь в активный познавательный процесс, использую эдоровьесберегающие технологии. К этим технологиям, по моему мнению, относятся технологии из арсенала личностно - ориентированного обучения. Проектирование личностно-ориентированной системы обучения предполагает признание обучающегося основным субъектом процесса обучения, а в качестве основополагающей цели – развитие индивидуальных способностей студента. Остановлюсь лишь на некоторых технологиях, применяемых мной на уроке. Например, групповая работа на уроке математики при товарищеской взаимопомощи. Сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути и, следовательно – педагогична. Именно в коллективе студенты переживают события более ярко, а их чувства способны изменять дух, облик человека, повлиять на формирование его личности. Групповая работа позволяет правильно оценить каждому студенту свои возможности и предъявить требования к себе, познакомиться с результатами, по крайней мере, 2-4 соучеников, видеть тетради товарищей, слушать обоснование решений и анализ ошибок. Главная идея обучения в группах - учиться вместе, а не просто что-то выполнять. 2
Таким образом, вы видите, что формирование здоровьесберегающего пространства как отдельных элементов урока по силам каждому преподавателю-предметнику. И если все преподаватели будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны беречь и воспитывать студентов, заботящихся о своем здоровье. Здоровый образ жизни пока не занимает ведущее место в ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим студентов ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически. 3


В раздел образования