"Формирование здоровьесберегающего пространства на уроках математики"
Автор: Романова Наталья Александровна Должность: преподаватель математики Учебное заведение: ГБПОУ "Чайковский индустриальный колледж" Населённый пункт: город Чайковский, Пермский край Наименование материала: статья (из опыта работы) Тема: "Формирование здоровьесберегающего пространства на уроках математики" Раздел: среднее профессиональное
Тема: Формирование здоровьесберегающего пространства на уроках математики
Преподаватель математики первой квалификационной категории ГБПОУ
«Чайковский индустриальный колледж»
История
нашего
государства
с
самого
его
зарождения
неразрывно
связана
с
постановкой
и
решением
задач
воспитания
и
образования
молодого
поколения
в
соответствии с теми требованиями, которые вставали на каждом этапе его развития. В
настоящее
время
неотъемлемой
частью
подготовки
высококвалифицированного
специалиста,
помимо
обучения
его
профессиональным
знаниям
и
навыкам,
является
всестороннее развитие студентов, раскрытие их творческих способностей, формирование
ориентиров
на
здоровый
образ
жизни.
И
это
неслучайно!
Если
проанализировать
современное состояние традиционного образования, то можно отметить, что за последнее
время наблюдается снижение интереса студентов к учебной деятельности, происходит
замедление их физического и психологического развития, ухудшается здоровье. Поэтому,
сейчас перед педагогами стоит актуальная задача-обеспечение образования без потерь
здоровья обучающихся студентов.
Разрешением этой проблемы озабочены и мы - учителя математики, для которых
для которых формирование здорового образа жизни студента на своих уроках является
важнейшим
воспитательным
моментом.
Учебная
программа
по
математике
в
нашем
колледже
занимает
весомую
долю
учебного
времени
в
разрезе
других
дисциплин,
содержит
разнообразный
учебный
материал,
который
может
быть
использован
для
достижения поставленной цели – воспитание здорового гражданина общества в широком
смысле.
Знакомясь с историческими фактами, решая задачи и отвечая на вопросы, студенты
получают
определенные
представления
о
здоровом
образе
жизни.
Так,
например,
знакомясь на уроках с жизнью и деятельностью великих ученых-математиков Фалеса
Милетского и Пифагора, можно отметить, что они были не только крупными политиками,
физиками,
астрономами
своего
времени,
но
и
выдающимися
спортсменами-
многоборцами,
неоднократными
участниками
олимпиад
и
даже
олимпийскими
чемпионами. Этот факт говорит лишь о том,
что древнегреческие математики были
гармонично развитыми личностями с отличным здоровьем. Чтобы наши студенты были
также богаты духовным и физическим здоровьем, которое поможет им иметь успех в
жизни, необходимо формировать у них понятие о здоровом образе жизни на всех этапах
урока математики.
Начнем
с
начала
урока.
При
валеопедагогической
оценке
на
первом
этапе
учитывается:
внешний
вид
преподавателя
и
студента,
что
свидетельствует
об
их
нормальном
самочувствии;
организованность,
собранность,
сосредоточенность;
преподаватель должен владеть вниманием студентов; мобилизировать состояние студентов
до нормы, необходимой для продолжения деятельности. Немаловажную роль в этом
играет чистота и красота оформления кабинета, его освещенность, температурный режим.
Далее,
необходимо
перед
студентами
четко
поставить
цели
урока,
осуществляя
их
мотивацию: учебное значение темы, социальное значение-связь с жизнью и становлением
будущего специалиста.
Приведу пример при изучении темы «Функция и ее основные свойства», которой
отводится третья часть всего изучаемого материала. Важность и необходимость изучения
данной темы раскрывается при вводной беседе, в которой говорится, что в нашей жизни
все взаимосвязано. Если посмотреть в окно, то мы увидим, что на улице наступает зима.
Происходит понижение температуры, а в связи
с этим мы наблюдаем изменения в
природе: облетела листва с деревьев, газоны потеряли свой зеленый, цветущий облик, а
люди, чтобы не простудиться, меняют свою форму одежды на более теплую. На этом
1
примере мы прослеживаем, что изменение одной величины ведет за собой изменение
другой.
Для
студентов
специальности
«Техническое
обслуживание
и
ремонт
автомобильного транспорта» можно привести такой пример. С приходом зимы каждый
владелец автомашины должен поменять «летнюю» авторезину на «зимнюю» с шипами,
что поможет уменьшить тормозной путь автотранспорта и сделает движение на дорогах
более
безопасным.
Или,
чтобы
хорошо
учиться,
получать
прочные
знания,
студенту
необходимо
на
уроках
внимательно
слушать
преподавателя,
активно
участвовать
в
учебном процессе, добросовестно выполнять домашние задания, в противном случае,
результат
будет
обратным.
Опять
мы
видим,
что
функциональное
изменение
одной
величины
ведет
изменение
другой.
А
в
математике
это
явление
называется
функциональной зависимостью, знания которой пригодятся и на уроках физики, химии,
электротехники,
автодела
и
т.д.
дальнейшее
поведение
студентов,
их
внимание
и
активность будут свидетельствовать о том, желают ли они вместе с преподавателем
включиться в решение проблем, в достижение целей и задач урока или нет. В большинстве
случаев, изучение новой темы, непосредственно связано с ранее изученным материалом.
Поэтому свой урок я начинаю с актуализации знаний и проверки домашнего задания.
Формы работы могут быть разными, но самое главное - данный этап не должен затянуться
и утомить студентов.
Еще небольшой нюанс. Для того, чтобы ответы студентов были более четкие,
уверенные, мысль сосредоточенная и пропала боязнь, нежелание отвечать, перед опросом
я предоставляю студентам время (~2 минуты) для повторения ранее изученного материала.
Каждый ответ студента должен быть объективно оценен, каждая оценка мотивируема. О
«двойке» я стараюсь сказать так, чтобы не унизить достоинство учащегося, а наоборот,
чтобы
вызвало
желание
исправить
результат.
А
еще
студенты
знают,
что
исправить
неудовлетворительные оценки они могут в любое время, например, получив карточку на
дом или сделать работу над ошибками, придя на консультацию. Эти действия помогают у
студентов снять дополнительное психологическое напряжение, боязнь получить «двойку»,
неприязнь
к
предмету,
т.е.
отрицательные
эмоции
переводятся
в
положительные.
Не
остаются без положительных знаков внимания со стороны преподавателя и студенты,
которые
на
уроке
показали
хорошие
знания
темы,
свое
трудолюбие.
Как
сказал
В.Сухомлинский: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка,
рождающих энергию для преодоления трудностей, желания учиться…» эмоциональная
удовлетворенность студентов, уверенность в себе и в своих знаниях подготовила учащихся
к новой деятельности на уроке – к изучению нового материала.
На
этом
этапе
работы
преподаватель
должен
обратить
внимание
на
индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, чтобы каждого студента
вовлечь
в
активный
познавательный
процесс,
использую
эдоровьесберегающие
технологии. К этим технологиям, по моему мнению, относятся технологии из арсенала
личностно - ориентированного обучения. Проектирование личностно-ориентированной
системы обучения предполагает признание обучающегося основным субъектом процесса
обучения, а в качестве основополагающей цели – развитие индивидуальных способностей
студента.
Остановлюсь
лишь
на
некоторых
технологиях,
применяемых
мной
на
уроке.
Например, групповая работа на уроке математики при товарищеской взаимопомощи. Сама
идея
обучения
в
сотрудничестве
чрезвычайно
гуманна
по
самой
своей
сути
и,
следовательно – педагогична. Именно в коллективе студенты переживают события более
ярко, а их чувства способны изменять дух, облик человека, повлиять на формирование его
личности.
Групповая
работа
позволяет
правильно
оценить
каждому
студенту
свои
возможности и предъявить требования к себе, познакомиться с результатами, по крайней
мере, 2-4 соучеников, видеть тетради товарищей, слушать обоснование решений и анализ
ошибок. Главная идея обучения в группах - учиться вместе, а не просто что-то выполнять.
2
Таким образом, вы видите, что формирование здоровьесберегающего пространства
как отдельных элементов урока по силам каждому преподавателю-предметнику. И если
все преподаватели будут использовать это как систему, то результат будет очевиден, и мы
все поймем, что здоровье – самое ценное, что есть у человека, именно его мы должны
беречь и воспитывать студентов, заботящихся о своем здоровье.
Здоровый образ жизни пока не занимает ведущее место в ценностях человека в
нашем обществе. Но если мы научим студентов ценить, беречь и укреплять свое здоровье,
будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что
будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
3