Напоминание

"Нужен ли школе свой театр?"


Автор: Стеценко Валентина Михайловна
Должность: доцент кафедры театрального искусства
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "Челябинский государственный институт культуры"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нужен ли школе свой театр?"
Раздел: высшее образование





Назад




Стеценко В. М.

Доцент

Кафедры театрального искусства

ФГБОУ ВО "Челябинский государственный институт культуры"

Нужен ли школе свой театр?

В

статье

рассматриваются

вопросы

значимости

театрального

коллектива в обычной

школе. Школьный театр, обладающий

огромным

образовательным потенциалом, возможностями духовного роста личности

и воспитанием не только чувства ответственности за общее дело, но и

повышением общей культуры, как у юных артистов, так и их зрителей –

может

стать

незаменимым

помощником

в

деле

формирования

и

воспитания молодого поколения.

Ключевые

слова:

школьный

театр,

личность,

одаренность,

ответственность, самовоспитание

Stetsenko V. M.

Whether the theater is necessary to school?

In article questions of the importance of theater company at usual school

are

considered.

The

school

theater

having

the

huge

educational

potential,

opportunities of spiritual growth of the personality and education not only sense of

responsibility for common cause but also increase in the general culture as at

young actors, and their audience – can become the irreplaceable assistant in

formation and education of the younger generation.

Keywords: school theater, personality, talent, responsibility, self-education

Автора этой статьи волнует, прежде всего, вопрос о необходимости

театра

в

школе.

Детские

театральные

коллективы

домов

и

дворцов

творчества

юных,

без

сомнения,

необходимы.

Но

я

за

то,

чтобы

театр

пришёл, прежде всего, в родную школу, где ребёнок проводит самые главные

годы своей жизни. При всех проблемах – школа остаётся для ребёнка своим

домом. В этом доме всё знакомо, здесь безопасно, сюда можно прийти в

любое время.

Проблемы,

с

которыми

сталкивается

школьный

театр,

зависят

от

множества причин: здесь и амбиции руководителя коллектива, его опыт и

квалификация; имеет или не имеет школа репетиционное и сценического

пространство; количество смен в школе; материальная база и наличие или

отсутствие обычной кладовки для костюмов и реквизита. Важно всё. Но,

быть или не быть театру, зависит только от желания руководства школы.

Если театр школе нужен, то все остальные трудности будут преодолены.

То, что театр сегодня – искусство синтетическое, требующее многих

навыков и умений – знает любой грамотный человек. Но то, что театр

требует огромного труда,

терпения,

самоорганизации каждого

участника

процесса – об этом люди, не связанные с подготовкой спектакля, не знают

ничего!

Принцип

коллективного

творчества

требует

от

каждого

огромной

ответственности за то дело, которое делаешь именно ты. Если отвлёкся

звукооператор и вовремя не включил музыку, то в спектакле образовалась

«дырка» и зритель сразу понял, что что-то не так, что произошла «ошибка».

Если на репетицию сказки «Репка» не пришла «кошка», значит, сегодня не

будет полноценной репетиции. Если кто-то не выучил свою роль, значит,

темп работы всего коллектива замедляется. В театре очень важен конкретный

человек,

потому что

именно он играет именно эту роль или

ставит

на

конкретное место конкретный стул. И никто без него этого не сделает!

Спектакль можно играть тогда, когда каждый готов к творчеству и знает, что

он должен делать.

Я намеренно не говорю о способностях и талантах детей. В школьный

театр можно и нужно брать всех детей, которые хотят играть на сцене: с

дефектами речи, с тихими голосами, с «зажатой» пластикой, с отсутствием

явного артистизма и т. п. Главное – желание ребёнка. Поэтому, когда ко мне

после очередного спектакля школьного театра подходят дети и просятся

«выступать», я не отказываю никому. Я говорю: «Приходи. Если у тебя

хватит терпения, то ты тоже будешь играть в спектакле». Не надо бояться и

того, что все хотят играть «главную роль». Пробовать и репетировать можно

всем

одну и

ту

же

роль,

но

именно в

процессе

репетиции постепенно

выявляется тот или та, у кого это получается лучше других и первыми, кто

это увидит, будут сами дети. И споры о том, кому играть ту или иную роль,

прекратятся сами собой. Главное, чтобы роль (хоть самая маленькая) была у

каждого.

А

вот

квалификация

педагога-режиссёра

в

том,

чтобы

найти

каждому

ребёнку

роль

по

силам,

прикрыть

их

несовершенства,

заинтересовать именно той ролью, которая ему досталась. Важно вселить в

него уверенность, что он ещё дорастёт до главной роли (или поймёт, что

театр в его биографии останется радостным воспоминанием, а главное дело

его жизни ещё впереди).

Школьный театр может раскрыть личность любого ребёнка так, что и

родители,

и

учителя

могут

увидеть

отличницу

«серую

мышку»

или

неуправляемого троечника в неожиданном качестве.

Ни

в

коем

случае

руководителю

не

стоит

ставить

главной

целью

профессиональную ориентацию детей. Практика показывает, что актёрски

одарённых людей совсем не много. Хотят стать актёрами гораздо больше

детей, чем имеют к этому способности. Дать им возможность проверить себя,

понять, что это не только цветы и аплодисменты, а огромный труд, нервные

затраты,

разочарования

и

в

будущем

совсем

не

большая

зарплата,

это,

пожалуй, важнее, чем подготовить к сдаче экзамена в театральный институт.

Зачастую, абитуриенты из театральных коллективов, действительно, на

экзамене

в

театральные

вузы

показываются

ярче

других

в

силу

своей

подготовленности к публичному показу, удачно подобранному и сделанному

(вместе с педагогом) репертуару. Но бывает и так, что опытный педагог

просто

«прикрыл»

их

слабые

места,

а

в

дальнейшей

работе

с

однокурсниками,

которые

постепенно

обретают

профессионализм

и

уверенность,

такие

ребята

начинают

выглядеть

слабее

других.

И

тогда

появляется

разочарование,

творческая

неудовлетворённость,

масса

упущенного времени и возможностей в других профессиях, а иногда, и не

сложившаяся жизнь.

Целью

школьного

театра

может

быть

коммуникативная

функция.

Причём, не столько в плане навыков смелого и свободного общения, а

скорее, умения понять своего собеседника, поставить себя на его место,

посочувствовать ему эмоционально, искренне, с желанием разделить его

тревоги,

заботы,

помочь

ему

найти

правильное

решение.

Часто

эти

же

навыки

помогают ребёнку найти

общий язык

с

родителями, учителями,

сверстниками.

Немаловажное качество – ответственность – тоже помогает воспитать

школьный театр. Ребёнка нельзя заставить приходить на репетицию. За это

не ставят оценок, не ругают родители, не выдают аттестат. Есть только

интерес и желание. Нужно самому сделать свой реквизит, сшить себе или

партнёру костюм, найти музыку, помыть пол на сцене, пропустить любимую

передачу по телевизору, потому что пора на репетицию, и ещё много чего!

«Искусство требует жертв» – это участники театра понимают буквально на

своём опыте.

Наконец, следует упомянуть и об образовательном значении театра.

Литература,

поэзия,

история,

живопись,

музыка,

хореография

и

многое

другое – составляющие театрального искусства. Даже в самых простых,

первых театральных опытах приходится обращаться к смежным искусствам

и наукам. Какой костюм сшить для Золушки – французское рококо XVIII

века или германская готика XV столетия? Потому что кроме Ш. Перро есть

немецкая народная сказка с этим же персонажем. Каковы были отношения

между

Людовиком

XIV

и

великим

Мольером?

Театр

без

истории,

психологии, философии невозможен. До него надо расти всю жизнь.

Современный актёр

должен уметь

хорошо говорить, петь,

легко и

красиво

двигаться.

Наш

школьный

зритель

дома

смотрит

телевизор,

посещает кинотеатры и в курсе эстетики театрального спектакля априори,

даже не подозревая, насколько он грамотен. И юному актёру приходится

учиться фехтовать, танцевать, читать стихи, чтобы соответствовать запросам

своего зрителя. А это большая работа над собой. Зато как он гордится, когда

после спектакля его одноклассники немного завидуют ему, его умениям, его

успеху.

Участники школьного театра, пройдя неоднократно через

сложный

процесс подготовки спектакля, начинают более внимательно относиться к

искусству театра в частности и к искусству вообще. Для них перестаёт быть

скучной экскурсия в музей или картинную галерею, они не переключают

канал,

услышав

классическую

музыку

по

телевизору,

они

с

интересом

обсуждают

даже

номер

ледового

шоу

с

точки

зрения

конфликта

и

выразительности. Они не всезнайки, но у них уже проснулся интерес

к

искусству. Смею надеяться, что эти дети не будут разрисовывать краской

памятник Пушкину или спиливать с постамента скульптуру Шекспира.

Кроме того, наличие в школе своего театра влечёт за собой повышение

общей

культуры

других

детей,

которые

приходят

на

спектакли

театра,

участвуют в школьных конкурсах художественного чтения, где в номинации

«профи»

они

видят

и

слышат

своих

одноклассников

из

театрального

коллектива, читающих лучше и интереснее и стараются им соответствовать.

Вольно и невольно соперничая с «театралами», на школьных мероприятиях

ведущие, не занимающиеся в театре, стараются быть более выразительными,

изобретательными,

артистичными.

Прививается

сценическая

культура

в

одежде,

в

поведении

на

сцене.

Сами

мероприятия

школьного

уровня

становятся более подготовленными, отрепетированными (в хорошем смысле

этого слова, а не нудно зачитанными с листа). Конечно, здесь приходится

подключаться

и

руководителю

школьного

театра,

но

это

стоит

затрат

времени и сил, когда ты видишь, как растет общий уровень культуры в

школе.

Наиболее перспективным мне кажется разновозрастный коллектив. В

таком театре нет споров из-за главных ролей, всегда есть любимчики среди

малышей и кумиры среди старших. Младшие работают гораздо серьёзнее

рядом

со

старшими.

А

старшие

очень

трогательно

опекают

малышей,

провожают после репетиции домой и сдают на руки родителям, помогают

учить роли, мизансцены, поправляют на них костюмы, разучивают с ними

танцы (что очень облегчает работу руководителя, особенно, если он один во

всех лицах – режиссёр, хореограф, педагог, художник по костюму…).

Отыграв

очередной

спектакль,

юные

артисты

на

какое-то

время

становятся любимцами школы, звёздочками своего класса. Не думаю, что это

плохо. Это – компенсация за их душевный и физический труд, за волнение и

затраченное время. Они имеют на это право. Тем более, что это ненадолго. В

сентябре начнётся работа над новым спектаклем и всё начнётся с нуля. До

следующего спектакля пройдёт много времени, но в это время мы все вместе

будем учиться, трудиться, дружить, умнеть, расти и развиваться.

Очень важный момент для школы – смотры, конкурсы и фестивали. От

них никуда не деться. Если педагог работает не с избранными, а со всеми,

кому этот театр интересен, то, как правило, он не очень любит конкурсы. Но

соревновательный момент в любой деятельности детей – почти обязательное

условие.

Это

стимулирует

интерес

ребёнка

к

самосовершенствованию,

воспитывает ответственность за качество своей работы, учит видеть свои и

чужие достоинства и недостатки, формировать критерии самооценки своей

деятельности. Кроме того – это просто интересно – соревноваться с другими.

Сравнение себя с другими обязательно должно быть адекватным. При

просмотре чужих спектаклей направляйте внимание своих актёров, прежде

всего, на удачные сцены. Дети должны уметь видеть в чужих работах

хорошее и на этом учиться. Критиковать и мы и дети умеем, а вот учиться у

других – не всегда. Обязательно нужно похвалить и своих исполнителей, но

только за то, что на самом деле удалось. А там, где что-то не получилось,

нужно предложить доработать и в следующем спектакле сделать лучше.

Основной целью работы школьного театра должны быть спектакли для

своего зрителя, а уже потом – для жюри. На первый показ (генеральную

репетицию)

мы

приглашаем

мам,

пап,

бабушек,

дедушек,

сестрёнок

и

братишек. Они самые доброжелательные зрители и их замечания для нас

самые ценные. Потом мы будем играть для одноклассников, учителей, для

младших и старших (в зависимости от возрастной категории спектакля).

Иногда приглашаем ближайших детсадовцев или классы соседних школ.

Самая плохая практика – играть спектакль только один раз и только для

жюри. Мастерство растёт постепенно, опыт набирается при многократных

повторениях и постоянных репетициях. Проходит страх от пребывания на

сцене и дети начинают обретать уверенность, получать удовольствие от

спектакля.

Честно говоря, уже более 35 лет отдав работе именно в школьном

театре, пройдя через различные варианты его организации, сегодня я не

считаю

систему

театральной

студии

в

школе,

лучшей.

Если

ребёнок,

пришедший в театр, не сыграл в конце года спектакль, вряд ли он получил

эстетическое удовлетворение от учебных занятий.

Дети хотят выступать

сразу. Они не хотят понимать, что они чего-то не умеют и надо многому

учиться. И они правы. Пусть они пробегут через сцену мышками, полетают

осенними листочками, попрыгают зайчиками рядом с Бабой Ягой из 8 класса

почувствуют свою

сопричастность с

этим

спектаклем.

Они

вместе со

старшими

выйдут

на

поклон

и

увидят

довольное

лицо

своей

строгой

учительницы, которая потом, через пару дней подойдёт ко мне и скажет, что

она впервые увидела, какая красивая Настя в этом костюме букашки… Я

тоже буду рада и за Настю, и за себя. А через 6-8 лет эта Настя станет

студенткой медицинской академии и останется страстной театралкой.

Именно

ваших

детей

чаще

других

начинают

брать

на

школьные

мероприятия, поручать им важные дела, выбирать в различные должности…

Это оборотная сторона медали – они многое могут, они социально активны,

они более творчески относятся к поручениям, они надёжны! И приходится

подстраиваться под их новый режим школьной жизни или отвоёвывать их

для своих репетиций у других завучей и педагогов.

В этот момент надо быть внимательным и мудрым. Не надо ревновать

детей к другим делам и увлечениям. Вы помогли им раскрыться, узнать свои

возможности, а

дальше

их

выбор. Они

могут увлечься

общественной

работой, почувствовать вкус к научной, заинтересоваться игрой на гитаре,

журналистикой

или

уличными

танцами.

Театр

может

остаться

только

стартовой

площадкой

для

их

самореализации.

Следите

за

их

успехами,

гордитесь ими и развивайте тех, кто остался предан вам.

Школьный театр – огромный мир. Его вспоминают потом всю жизнь.

Он формирует отношение человека к жизни, к искусству, к любви, к друзьям.

Театр – одно из средств духовного роста человеческой личности. И именно

школьный театр может и должен войти в жизнь ребёнка (как юного артиста,

так и юного зрителя) доступно, по-домашнему и навсегда.



В раздел образования