Автор: Михайлова Елена Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМ. С.В. РАХМАНИНОВА
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Раздел: дополнительное образование
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ
МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХОРЕОГРАФИИ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В. Михайлова
Преподаватель ДМШ им. С.М. Старикова при ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
sammi
-
lv
@
yandex
.
ru
Одной из ведущих характеристик современного образования является
«расширения поля инновационных преобразований». В связи с введением
Федеральных
государственных
требований
к
структуре
ООП
ДО,
актуальным
стало
применение
инновационных
средств
физического
воспитания
детей:
упражнения
ритмической
гимнастики,
игрового
стретчинга, танцев и др. Наиболее популярными является ритмика и танец.
Идея
синтеза
музыки
и
движения
была
проработана
швейцарским
музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом (1865-1950), который
разработал на её основе уже в начале XX
века систему музыкально-
ритмического воспитания детей. Эта система стала известна во многих
странах
Европы
и
в
России
под
названием
«метода
ритмической
гимнастики».
Теория Э-Ж. Далькроза делится на три части: ритмическую гимнастику,
музыкальную пластику и импровизацию. Автор, считая необходимым
использовать раннее ритмическое развитие детей и их общее эстетическое
воспитание, классифицировал движения по художественной образности, а не
по органическому признаку.
Разучивание
со
школьниками
танцевальных
композиций
облегчает
технология Джима Холла. Разрабатывая методику преподавания, автор
рекомендует использовать метод обучения, предоставляющий детям право
выбора способа для демонстрации своих навыков и методов косвенного
обучения.
Демонстрация
школьниками
своих
навыков
оказывает
существенную
помощь
образовательному
процессу,
потому
что
мы
запоминаем то, что видим-хорошее качество, безопасные и правильные
способы
выполнения
движений;
точное
понимание
танцевальной
терминологии; удачные примеры разнообразных и интересных контрастов.
Немало важный метод, который порой игнорируется педагогами-анализ и
оценка детьми собственных выступлений и выступление ровесников. Оно
позволяет ребёнку описать то, что было сделано не только им, но и другими
детьми; рассказать о том, что ему понравилось; а затем на практике
применить свои выводы для улучшения качества собственного выступления.
Взаимодействие
описанных
технологий
придает
образовательной
деятельности привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и
усвоения
упражнений,
повышает
эмоциональный
фон
развивающих
ситуаций,
способствует
развитию
мышления,
воображения
и
хореографических способностей детей.
Перед педагогом, работающим в современной школе и акцентирующим свое
внимание на работе с детьми, возникает целый комплекс проблем: 1)
определение
направления
и
степени
одаренности
ребенка;
2)
поиск
эффективных педагогических технологий; 30 формирование условий для
гармонично развитой личности ребенка.
Ритмическая музыкальность в сфере хореографии может быть определена
как совокупность качеств ученика по восприятию музыки, наличию ярко
выраженных способностей к пластическому воплощению в сценических
условиях определенных художественных образов.
Для развития ритмической музыкальности школьника на уроках хореографии
применяются следующие инновационные педагогические технологии:
Диагностические
технологии-позволяющий
выявить
потенциал
творческих способностей участника. Это могут быть: просмотр
учащихся
на
предмет
выявления
их
двигательной
активности,
пластической выразительности, музыкального и ритмического слуха,
исполнение творческого задания.
Технологии сотворчества. Основным условием выполнения данной
технологии является воспитание в учащихся чувства толерантности.
Технологии формирования психофизического состояния. В данной
технологии доминирует мягкий подход, в основном это техники
медитации и релаксации.
Технология художественного восприятия и отношение/ поэтизация
действия. Они включают в себя совокупность приёмов, которые через
приобщение к формам художественного опыта человеческой культуры,
осуществляет поэтапный переход исполнителя от бытового восприятия
к музыкальному осмыслению танцевальных движений.
Технология раскрепощения и снятия зажимов включают в себя
комплексы упражнений и этюдов по преодолению психологических и
физических препятствий для свободного осуществления разнообразной
сценической деятельности.
Технологии
развития
психического
аппарата.
Специфическое
направление
тренинговых
занятий,
ставящих
целью
повышение
психической
лабильности
участников.
Это
достигается
путем
психического настроя, где создается эмоционально насыщенное поле
художественных коммуникаций.
Технология на развитие пластических характеристик. Стрейчинг,
представляющий собой импровизационно-музыкальные пластические
упражнения
и
задания,
ставящие
целью
психофизическое
раскрепощение человеческого тела. Стрейчинг-синтез хореографии,
музыки и упражнений на развитие пластических характеристик.
Технологии
создания
художественного
образа.
Фантазирование
виртуальной реальности сценического действия имеет, как правило, не
внешние,
а
внутренние
ограничения.
Образ-это
чувственно
воспринимаемая
целостность
произведения,
определяющая
пространство, время, структуру, взаимоотношения элементов единого
художественного произведения, его атмосферу.
Технология
художественной
мультипликации
и
«наложения»
различных видов творческой деятельности в единый концептуальный
мир.
Развитие активности школьников на уроках хореографии и ее влияние на
их творческий рост проходит более успешно, если деятельность учителя
основывается:
на эмпатическом понимании учащихся и умении использовать
игровую
педагогическую
технологию,
как
инструментарий
развития активности младших школьников;
умении тонко и деликатно обращаться с учащимися, следовать
природе ребенка, обеспечивать их свободное развитие;
в
поощрении
при
развитии
способности
учащихся
быть
самостоятельными, ответственными людьми.
Условия,
обеспечивающие
эффективность
развития
активности
учащихся:
возможность
овладения
школьниками
опыта
самостоятельной
деятельности через использование игровых технологий в учебном
процессе;
совместная деятельность педагога и учащегося, где особое значение
приобретает компетентность педагога в воспитании музыкальности
личности с учетом её индивидуальности.
Хореографическое
творчество
обладает
определенными
неиспользованными резервами в повышении эффективности развития
музыкальности и ритмичности. Рассматривая хореографию, как средство
творческого развития школьников, мы должны указать на следующие
синтетические ее возможности. Основой хореографии является танец
форма организации танцевальных движений. Среди всех искусств, в
единстве с которыми развивается танец, музыка наиболее близка ему по
обобщенности,
ассоциативности
и
структурным
закономерностям.
«Танцевальная музыка, - писал великий реформатор и теоретик балета
Ж.Ж. Новер, - представляет собой или должна представлять своего рода
программу, которая усиливает и предопределяет движение и игру каждого
участника танца».
Хореография
является
богатейшим
источником
творческих
возможностей.
Синкретичность
танцевального
искусства
развивает
чувство ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней
свои движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу
корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» (программа по ритмической
пластике для детей), 2 изд., испр. И доп. СПБ.: ПОИРО, 2000.
2.
Новер Ж.Ж. Письма о танцах и балетах/ Пер. с франц., ред. И вступ. Ст.
Ю.И. Слонимского. Л.,М.: Искусство, 2010. 375 с.
3.
Холд Д. Учимся танцевать. Веселые уроки танцев для дошколят
практическое пособие. М.:АСТ: Астрель, 2009