Напоминание

культура СССР в 20-30 гг. XX в.


Автор: Алла Николаевна Ситанова
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СШ №35"
Населённый пункт: г.иваново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: культура СССР в 20-30 гг. XX в.
Раздел: полное образование





Назад




Культура 20-30ых годов СССР

I.Судьбы интеллигенции в послереволюционный период.

После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры,

происходит переход к новой системе отношений. Главным вопросом для творческой

интеллигенции в это время стал вопрос об отношении к революции. Следует признать, что

далеко не все смогли понять и принять революцию. Многие воспринимали ее как

крушение, катастрофу, разрыв с прошлой жизнью, разрушение традиций. Многие деятели

русской культуры эмигрировали за границу. За границей оказались такие выдающиеся

деятели

русской

культуры,

как

С.В.Рахманинов,

К.А.Коровин,

А.Н.Толстой,

М.И.Цветаева, Е.И.Замятин, Ф.И.Шаляпин, А.П.Павлова, И.А.Бунин, А.И.Куприн и

другие. В 1922г. из страны были выдворены 160 крупнейших ученых, в т.ч. философы

Бердяев,

Франк,

С.Булгаков,

Ильин

и

др.

Это

выдворение

получило

название

«философский пароход». Был расстрелян Н.Гумилев.

В иммигрантской среде в 1921г. в Праге стал выходить журнал «Смена вех» (Издатели

Устрялов, Ключников и др.), которые положительно оценивал произошедшую революцию

в России, считая, что большевикам удалось покончить с хаосом в стране.

II.Просвещение.

Другая

важнейшая

задача,

которая

стояла

перед

советским

государством

в

послереволюционный период - это ликвидация неграмотности. Задача была актуальна

ввиду того, что 75% населения страны, особенно в деревне и национальных районах, не

умели читать и писать. Для решения этой сложнейшей задачи в 1919 году СНК принял

декрет "О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР",

по которому все

население от 8 до 50 лет обязано было обучаться грамоте на родном или русском языке. В

1923

году

было

учреждено

добровольное

общество

"Долой

неграмотность

под

председательством М.И.Калинина. Были открыты тысячи пунктов для ликвидации

неграмотности, ликбезы.

Следующей важной вехой в развитии образования стало принятие в 1930 году

постановления ЦК ВКП/б "О всеобщем обязательном начальном обучении". К концу 30-х

годов массовая неграмотность в нашей стране в основном была преодолена.

III.Наука и техника.

В 30-е годы на основе научных изысканий академика С.В.Лебедева в Советском Союзе

впервые в мире было организовано массовое производство синтетического каучука.

Труды А.Ф.Иоффе

заложили основы современной физики полупроводников. Ученые

сделали ряд крупных географических открытий, в особенности в изучении Крайнего

Севера. В 1937 году четверо исследователей: И.Д.Папанин, Э.Т.Кренкель, Е.А.Федоров и

П.П.Ширшов - высадились в Арктике и открыли там первую в мире исследовательскую

дрейфующую станцию "СП-1". Они проработали на льдине 274 дня, пройдя в дрейфе 2500

километров.

30-е годы - время расцвета самолетостроения. Советские ученые и техники создали

первоклассные самолеты, на которых наши летчики ставили мировые рекорды дальности

и высоты полета. В 1937

году на самолете АНТ-25 В.В.Чкалов, Г.Ф.Байдуков,

А.В.Беляков

совершили

беспересадочный

полет

Москва-Портленд

(США)

через

Северный полюс, преодолев расстояние 10 тысяч километров. Полет продолжался 63 часа.

Ему придавали огромное значение. Была установлена воздушная магистраль СССР-США

через Северный полюс.

IV.СКУЛЬПТУРА.

Примером революционной тематики в скульптуре является творчество скульптора Шадра.

«Булыжник – орудие пролетариата». Ск.Шадр.

Одним из самых выразительных памятников, выполненных в соответствии с планом

монументальной пропаганды, является скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Она

была создана для международной выставки "Искусство, техника и современная жизнь",

устроенной в Париже в 1937 году. Советский павильон был построен по проекту

Б.М.Иофана наподобие лестницы со стремительно нарастающими ввысь уступами. Здание

завершалось гигантским, поднятым на 33 м ввысь пилоном, который совершенно

органично венчала 30-метровая скульптурная группа "Рабочий и колхозница". Они держат

в вытянутых вверх руках серп и молот, составляющие герба Советского Союза. Автор

этого произведения - В.И.Мухина, крупнейший скульптор этой эпохи, одна из самых

знаменитых женщин страны. После окончания выставки, статуя была разобрана,

перевезена в Москву и вновь смонтирована на гораздо более низком постаменте перед

входом на ВДНХ, где находится до сих пор.

«Рабочий и колхозница». Ск.Мухина.

V.Архитектура.

Ведущим направлением в архитектуре 20-30-х годов стал конструктивизм,

который

стремился использовать новую технику для создания простых, логичных, функционально

оправданных форм, целесообразных конструкций. Характерные для конструктивизма

приемы

-

это

совмещение

цельных

плоскостей

с

большими

застекленными

поверхностями, сочетание разных по композиции объемов. Все это применяется с успехом

в архитектуре сегодняшнего дня. Представителем конструктивизма в СССР был

В.Е.Татлина.

Он

пытался

использовать

самые

разнообразные

материалы

для

строительства своих технических конструкций, включая проволоку, стекло и листы

металла. Татлину принадлежит проект памятника III Интернационала. Это один из самых

дерзких

архитектурно-художественных

замыслов

20

века.

Эффектная

каркасная

конструкция спиралевидной формы в виде башни высотой примерно 433 метра несет

подвешенные внутри три объема - куб, пирамиду и цилиндр, которые должны были

вращаться вокруг вертикальной оси со скоростью одного оборота в год, месяц и день.

Спираль должна была выражать символ революции. Разумеется, это огромное сооружение

не могло быть воздвигнуто в те годы хозяйственной разрухи и нищеты.

Башня III Интернационала. Автор Татлин.

Важной вехой в истории советской архитектуры стало создание по проекту А.В.Щусева

Мавзолея В.И.Ленина на Красной площади в Москве. Первый деревянный Мавзолей был

построен 27 января 1924 года. Это был скромный, невысокий, подкрашенный серой

краской куб, увенчанный тремя уступами. Сооружение создавалось как временное, и не

только потому, что для его строительства были отведены считанные часы, - не была

определена сама форма увековечения памяти В.И.Ленина. Второй, уже более крупный,

деревянный Мавзолей был построен весной 1924 года. Для окончательной его формы

принципиальное значение имело объединение мемориального сооружения и трибуны.

Определились и основные элементы трехъярусного построения: широкое массивное

основание с торжественным порталом, поднимающаяся над ними ступенчатая пирамида и

лаконичный венчающий портик. Окончательный проект Мавзолея из бетона и камня

закончен в 1929 году, а в октябре 1930 года завершено его строительство.

VI.Живопись.

Большое место в живописи занимала революционная тематика.

«Тачанка». Худ.Греков.

«Ленин и манифестация». Худ.Бродский.

«Допрос коммунистов».Худ.Иогансон.

Как развивались в 20 - 30-е годы различные виды изобразительного искусства? В 20-е

годы самым мобильным, оперативным и распространенным видом изобразительного

искусства была графика: журнальный и газетный рисунок, плакат. Они быстрее всего

откликались на события времени в силу своей лаконичности, доходчивости. В эти годы

развивались

два

типа

плаката

героический

и

сатирический,

наиболее

яркими

представителями которых были Моор и Дени. Моору (Д.С. Орлову) принадлежат

политические

плакаты,

ставшие

классикой

советской

графики

"Ты

записался

добровольцем?" (1920), "Помоги!" (1921 - 1922).

«Помоги».Моор.

Плакаты Дени (В.Н.Денисова) построены по другому принципу. Они сатиричны,

сопровождаются стихотворными текстами. Дени широко использует прием портрета-

шаржа. Он автор таких известных плакатов, как "Или смерть капиталу, или смерть под

пятой капитала" (1919), "Кулак-мироед" (1921).

«Или смерть капиталу. Или под пятой капитала».Худ Дени.

«Кулак-мироед». Худ.Дени.

В послереволюционные годы появляется совершенно новаторская форма агитационного

искусства - "Окна РОСТА" (российского телеграфного агентства), в которых особую роль

играли М.М.Черемных, В.В.Маяковский, Моор.

Плакаты, сопровождаемые острым

текстом, откликались на самые злободневные вопросы: призывали к обороне страны,

клеймили дезертиров, агитировали за новое в быту. Они расклеивались в витринах или

окнах магазинов, в клубах, на вокзалах. "Окна РОСТА" оказали большое влияние на

графику времени Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Кроме графики, в 20 - 30-е годы развиваются и основные формы живописи. В

изобразительном искусстве в эти годы существовали разные направления. Не только

продолжало развиваться, но и переживало истинный расцвет искусство русского

авангарда.

Время

революционных

преобразований

влекло

художников

к

новым

творческим экспериментам. В России получили распространение такие авангардистские

направления, как

кубизм, футуризм, абстракционизм. Крупнейшие представители

русского авангарда - М.3. Шагал, Н.С. Гончарова, К.С. Малевич, В.В. Кандинский, М.Ф.

Ларионов, А.В. Лентулов, П.Н. Филонов. Авангардисты нетерпимо относились к

представителям классического искусства, считали себя революционными художниками,

создающими новое пролетарское искусство. Они держали в своих руках многие печатные

органы и выставочные помещения.

«Над городом» Худ.Шагал.

«Желтый, красный, синий».Худ.Кандинский.

«Скачет красная конница». Худ.Малевич.

Наряду с авангардизмом существовало искусство,

продолжавшее и развивавшее

реалистические традиции. Реализм 20 - 30-х годов опирался на огромный опыт

критического реализма, но он не мог не считаться и с находками искусства авангарда. В те

годы реализм нередко имел романтическую или символическую окраску в творчестве

таких художников, А.А. Рылов, Б.М. Кустодиев, К.Ф. Юон, К.С. Петров-Водкин. В то

время многие художники свое ощущение и переживание жизни, современных событий

выражали при помощи поэтических метафор, символов и аллегорий. Примеры тому -

картина Кустодиева "Большевик" (1920), Юона "Новая планета" (1921), Петрова-Водкина

"1918 год в Петрограде" (1920).

«Большевик». Худ. Кустодиев.

«Новая планета». Худ. Юон.

1918г. в Петрограде». Худ.Петров-Водкин.

Некоторые художник создавали образ праздничной повседневной жизни.

«Будущие летчики». Худ.Дейнека.

«Новая Москва». Худ.Пименов.

Наряду с полотнами символическими, аллегорическими в эти годы создаются картины, в

которых

художники

стремились

к

достоверному

изображению

событий,

к

документальной точности. Это были художники передвижнического направления. В 1922

году они объединились в АХРР - ассоциацию художников революционной России, с 1928

года АХР - ассоциацию художников революции. Согласно Постановлению ЦК партии

1932 года все существовавшие в 20-х годах художественные группировки были

ликвидированы и создана единая организация - Союз художников СССР. В качестве

главного метода советского искусства утверждается метод социалистического реализма,

который предполагал правдивое, исторически конкретное изображение жизни в ее

революционном

развитии,

активное

участие

искусства

в

современной

жизни.

Единственным

заказчиком

искусства

становится

государство.

В

его

руках

сосредоточились финансы и организационные структуры, управляющие культурой.

VII.Литература.

Известными фигурами в культурной жизни республики в первое советское десятилетие

были те литераторы, творческая деятельность которых началась и была признана еще до

революции: А. С. Серафимович, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Д. Бедный, М. Горький.

Эти имена олицетворяли собой преемственность в развитии русской художественной

культуры. Особое место в этой плеяде занимал М. Горький. В 20-е были опубликованы

его произведения "Мои университеты", "Дело Артамоновых".

В 20 - 30-е годы ведущей темой в литературе являлась тема революции и

социалистического

строительства.

Первые

попытки

художественного

осмысления

революции относятся уже к первым ее месяцам и годам. Это стихи В.В.Маяковского,

поэма А.А. Блока "Двенадцать". Неизбежный распад старого мира, приближение

революции - главная идея романа М.Горького "Жизнь Клима Самгина" (1925 - 1936).

Проблема человека в революции, его судьбы нашли отражение в эпопее М.А. Шолохова

"Тихий Дон" (1928-1940). Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла

Корчагина - героя романа Н.А. Островского "Как закалялась сталь" (1934). Тема

индустриального развития страны раскрывалась в произведениях Л.М.Леонова "Соть",

М.С.Шагинян "Гидроцентраль", Ф.В.Гладкова "Цемент", В.П.Катаева "Время - вперед!".

организовано издательство "Всемирная литература".Талантливая молодежь, прошедшая

фронты гражданской войны, пришла в литературу. Только с 1920 по 1926 гг. впервые

выступили в печати более 150 писателей, среди них. В.А. Каверин, Н.С.Тихонов, Л.М.

Леонов, М.А.Шолохов, Н.Н. Асеев, А.А. Фадеев.

В 30-е годы заметно повышается роль исторического романа, проявляется глубокий

интерес к истории отечества и к наиболее ярким историческим персонажам. Отсюда и

целая серия серьезнейших исторических произведений: "Кюхля" Ю.Н. Тынянова,

"Радищев" О.Д. Форш, "Емельян Пугачев" В.Я. Шишкова. В эти же годы блестящие

образцы поэзии дали в своем творчестве А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, Б.Л.

Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М.М. Зощенко, И.А. Ильф и Е.П. Петров.

Классикой советской детской литературы стали произведения С.Я. Маршака, А.П.

Гайдара, К.Я. Чуковского.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В

концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители

советской культуры: О. Мандельштам, написавший стихотворение «Мы живем под собою

не чуя страны…», И. Бабель, ярко описавший события гражданской войны в

произведении «Первая конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только

из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры,

например писатель А. Платонов, были лишены возможности издавать свои произведения.

Многие из них, созданные в те годы, дошли до читателя . Только в 1966 году был издан

роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в 1986-1988 годах увидели свет

“Ювенильное море”, “Котлован” и “Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован

“Реквием” А. А. Ахматовой.

VIII.КИНО.

Революционная тематика:

«Чапаев» Реж. братья Васильевы.

«Броненосец Потемкин» Реж.Эйзенштейн.

Историческая тематика:

«ПетрI» Реж.Петров.

«Александр Невский» Реж.Эйзенштейн.

«Минин и Пожарский» Реж.Пудовкин.

В 1931г. на экраны вышел первый звуковой фильм – «Путевка в жизнь» (реж.Экк).

Современная жизнь была отражена в фильмах «Волга-Волга», «Цирк», «Веселые ребята»

(реж. Александров), «Свинарка и пастух», «Трактористы» (реж.Пырьев).

Известными актерами в это время были: Л.Орлова, М.Бернес, Б.Бабочкин, М.Жаров и др.

Любовь Орлова.

.



В раздел образования