Автор: Павлова Марина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ гимназия №1 г. Белебея
Населённый пункт: Республики Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка из опыта работы"
Раздел: среднее образование
йцукенгшщзхъфывапролджэячс
митьбюйцукенгшщзхъфывапро
лджэячсмитьбюйцукенгшщзхъф
ывапролджэячсмитьбюйцукенг
шщзхъфывапролджэячсмитьбю
йцукенгшщзхъфывапролджэячс
митьбюйцукенгшщзхъфывапро
лджэячсмитьбюйцукенгшщзхъф
ывапролджэячсмитьбюйцукенг
шщзхъфывапролджэячсмитьбю
йцукенгшщзхъфывапролджэячс
митьбюйцукенгшщзхъфывапро
лджэячсмитьбюйцукенгшщзхъф
ывапролджэячсмитьбюйцукенг
шщзхъфывапролджэячсмитьбю
йцукенгшщзхъфывапролджэячс
митьбюйцукенгшщзхъфывапро
лджэячсмитьбюйцукенгшщзхъф
Использование информационно-
коммуникационных технологий на
уроках английского языка
(из опыта работы)
Подготовила: Павлова М.В.,
учитель английского языка
МОУ гимназия №1 г. Белебея
2
«Информатизация сферы образования
должна опережать информатизацию других
направлений общественного производства,
ибо здесь закладываются основы владения
информационными технологиями,
информационная культура общества».
Г.К. Селевко
Современное образование подчеркивает необходимость применения
методов и технологий обучения, формирующих практические навыки
анализа информации, стимулирующих самостоятельную работу учащихся,
формирующих опыт ответственного выбора. Нет ни одной области
человеческой
деятельности,
где
не
нашли
бы
свое
применение
компьютерные технологии. Возникла необходимость в новой модели
обучения, построенной на основе интеграции, реализующей принципы
личностно-ориентированного образования. Каждый учитель должен уметь
подготовить
и
провести
урок
с
использованием
информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ), так как ему предоставляется
возможность
эффективно
организовать
познавательную
деятельность
школьников,
формировать
высокий
уровень
мотивации
к
учебной
деятельности.
Школа должна формировать у учащихся новые навыки – умение
адаптироваться и найти себя в этом мире, умение самостоятельно собирать
информацию, анализировать, обобщать и передавать ее другим людям,
осваивать новые технологии. Большую роль в этой трансформации может и
должно сыграть активное применение в учебном процессе ИКТ, поскольку:
изучение и применение ИКТ в учебном процессе позволяет получить
учащимся навыки и квалификации, необходимые для жизни и работы в
современном обществе; ИКТ являются эффективным инструментом для
развития
новых
форм
и
методов
обучения,
повышающих
качество
образования; широкое применение ИКТ создает условия для повышения
3
доступности образования, для перехода от обучения на всю жизнь к
обучению через всю жизнь.
Что же подразумевают под собой ИКТ?
Информационные образовательные технологии – все технологии в
сфере
образования,
использующие
специальные
технические
информационные средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения
педагогических целей. Если при этом используются телекоммуникации, то
речь идёт об информационно-коммуникационных технологиях – ИКТ.
Итак, во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать
и усваивать информацию различных источников, в том числе и из
Интернета.
Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных
программ.
В современной педагогической науке рассматривают следующие виды
ИКТ: 1) технология формирования информационной культуры; технология
компьютерного
урока;
3) технология
применения
информационно-
компьютерных средств в предметном обучении; 4) технология освоения и
разработки средств компьютерной поддержки; 5) технология использования
Интернета
в
учебно-воспитательном
процессе;
6)
воспитание
и
социализация средствами массовой информации и коммуникации.
Использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание,
формы и методы обучения. Применение ИКТ на уроках английского языка
необходимо,
потому
что
они
позволяют
эффективно
организовать
групповую и самостоятельную работу на уроке, создают благоприятный
психологический
климат,
повышают
мотивацию
к
изучению
английского
языка,
способствуют
совершенствованию практических
умений и навыков учащихся, позволяют индивидуализировать процесс
обучения (возможность самостоятельно выбирать темп и уровень
выполняемых заданий),
активизируют познавательную деятельность
учащихся,
развивают
творческий
потенциал
учащихся,
позволяют
4
реализовать принцип наглядности обучения,
осовременивают урок.
Компьютеры интегрируют в рамках одной программы тексты, графику, звук,
анимацию, видеоклипы, фотоизображения, полноэкранное видео, качество
которого не уступает телевизионному. Однако необходимо помнить, что
компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно
планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда,
когда он действительно необходим.
Целесообразно использовать ИКТ в обучении в следующих случаях:
при изложении нового материала – визуализация знаний (программа
Microsoft Power Point); при закреплении изложенного материала (тренинг –
разнообразные обучающие программы); при организации системы контроля
и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); в
самостоятельной
работе
обучающихся
(обучающие
программы
типа
"Репетитор", развивающие программы).
Цель применения информационных технологий – совершенствование
знаний, умений и навыков учащихся, используя компьютерные технологии
как средство интенсификации и оптимизации учебно-познавательной
деятельности учащихся; развитие навыков самостоятельной работы и
творческого потенциала учащихся – повышение качества образования через
активное использование информационных технологий.
Задачи
применения
информационных
технологий:
отрабатывать
грамматический и лексический учебный материал, используя ПК для
создания кроссвордов, игр, таблиц и схем (графический редактор Paint и
другие приложения); учить выполнять проектные работы (Microsoft Power
Point); научить писать и правильно оформлять письма друг другу
(текстовый редактор Microsoft Word); учить работать самостоятельно и в
коллективе; расширять знания учащихся по темам за счет использования
ПК.
В
настоящее
время
широко
используются
мультимедийные
технологии.
Термин
“мультимедиа”
означает:
много
сред.
Такими
5
информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные
продукты, использующие все эти формы представления информации,
называются мультимедийными.
Использование мультимедийных средств обучения – закономерный
этап развития педагогических технологий.
Свою работу с мультимедийными курсами на уроках английского
языка я начинала с использования обучающих и познавательных программ на
CD. Среди наиболее хорошо известных программ на CD – рекомендованная
Министерством РФ «Профессор Хиггинс. Английский без акцента» (ООО
«1С-Паблишинг», ЗАО «ИстраСофт»). Она рассчитана на индивидуальную
работу школьников по фонетике и грамматике. Использовать эту программу
на уроках со всем классом очень сложно. Я применяла её для подготовки
одарённых детей к олимпиадам. Хочу отметить, что такого вида занятия
помогли мне добиться значительного роста качества грамматических знаний.
Интерактивный курс “Grammar Practice” Third Edition with CD-
ROM (Pearson Education Limited, издательство Longman). В настоящее время
данный курс представлен четырьмя уровнями: Elementary, Pre-Intermediate,
Intermediate, Upper-Intermediate.
Учебное пособие построено следующим
образом: в конце каждого раздела дается проверка усвоения грамматического
материала в учебнике, затем проверка дается на диске (каждое упражнение
соответствует определенному уроку). Компьютерная программа построена
таким
образом,
что
выполнив
задание,
его
можно
проверить
в
автоматическом
режиме
и
затем
просмотреть
правильные
варианты
выполнения задания. Такая возможность позволяет использовать данную
программу не только на уроке в группе, но и дома для самостоятельной
работы учащихся. Данная программа также предоставляет возможность
распечатывания упражнений, что может быть важным для учителя.
Интерактивный курс “Way Ahead” (издательство Macmillan). Шесть
уровней данного курса включают в себя игры, кроссворды, увлекательные
упражнения на закрепление грамматического и лексического материала в
6
игровой
форме.
Интересно
и
увлекательно
звуковое
и
графическое
оформление программы.
В начальной школе я использовала мультимедиа приложение “Enjoy
Listening and Playing” к УМК М.З. Биболетовой "Enjoy English". Данная
программа может быть применена как для индивидуальной, так и для
коллективной работы. Она разработана с учетом психологических и
возрастных особенностей младших школьников. В данном приложении
представлены упражнения, направленные на развитие всех видов речевой
деятельности: упражнения на аудирование; упражнения на формирование
графического
и
звукового
образа
слова
через
мультипликационную
презентацию; упражнения на формирование навыков чтения; упражнения на
семантизацию
лексики
и
развитие
орфографической
грамотности;
упражнения на формирование грамматических навыков.
Но более действенным способом работы с компьютером я считаю
использование
подготовленных
с
учётом
определенных
требований
мультимедийных презентаций (ММП), когда я задействую на уроке экран,
проектор и всего один компьютер для демонстрации. Это дает возможность
фокусировать внимание всей группы учащихся, осуществлять повтор
демонстрируемого материала. Кроме того, и это не маловажно, применение
ММП исключает негативное влияние компьютера на здоровье детей.
Использование презентаций, прежде всего, резко повысило интерес
учащихся к моему предмету, привело к усилению мотивации учения. Это
необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к
пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима
творческая деятельность ученика. Такой эффект вдохновил меня на создание
собственных и поиск уже готовых программ в различных приложениях.
Как
показывает
практика,
обладая
элементарной
компьютерной
грамотностью,
учитель
способен
создавать
оригинальные
учебные
материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на
успешные результаты. Я полагаю, что компьютерные программы Microsoft
7
Office
PowerPoint
(делает
доступными
действия
с
анимационными
картинками, звуковыми и видео файлами)
и Microsoft Internet Explorer
(позволяет работать с ресурсами Internet) являются самыми эффективными
средствами. Образовательный потенциал этих технических средств обучения
стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения
иноязычной речи в нашей школе.
При наличии соответствующего оборудования эти программы обладают
почти
неограниченными
графическими
и
цветовыми
возможностями,
позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и
анимации. Это особенно важно:
при ознакомлении с новой лексикой, так как изображение на мониторе/
экране
позволяют
ассоциировать
фразу
на
иностранном
языке
непосредственно с предметом или действием;
при изучении грамматического и страноведческого материала.
Создавая презентации, я помню, что они должны соответствовать
требованиям, предъявляемым к любой наглядности:
простота (управления);
умеренное эстетическое оформление слайда;
соответствующий стиль подачи материала;
отсутствие сложных грамматических структур или сплошного текста в
младших классах.
Самостоятельно
созданные
презентации
требуют
серьезной
подготовки, но зато они могут отвечать самым разнообразным запросам.
Именно
здесь
проявляется
индивидуальность
учителя,
его
видение
материала.
Применение презентаций на уроках дает возможность анимации,
изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета,
шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении темы «Прямая и
косвенная
речь»
учащиеся
видят,
какие
изменения
происходят
с
предложением при трансформации из прямой речи в косвенную. При
8
необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме того, в
презентации можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более
усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени
опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.
Также я хотела бы остановиться на мультимедийных презентациях,
которые способствуют поликультурному воспитанию школьников.
Я считаю, что именно в работе по поликультурному воспитанию
школьников
использование
ММП
является
наиболее
актуальным.
Знакомство с культурным наследием англо-говорящих стран стало намного
доступнее. Это как раз тот случай, когда «лучше один раз увидеть, чем
сто раз
услышать».
Благодаря
Интернету
я
получила
доступ
к
иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало. То, что
раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас
мы
можем
показать
учащимся
в
полной
красе
известные
достопримечательности,
великолепные
памятники, знаменитые
произведения искусства или живописи.
Обобщая некоторый опыт составления и применения презентаций на
уроках, можно выделить некоторые рекомендации, которые я наработала:
весь урок не должен быть «завязан» на презентации. Слайды
презентации можно использовать во время объяснения, закрепления
или создания проблемной ситуации на уроке;
отбор материала для презентации должен соответствовать принципам
научности, доступности, наглядности.
На моих уроках целью презентации может быть:
актуализация знаний;
сопровождение объяснения учителем нового материала;
первичное закрепление знаний;
обобщение и систематизация знаний.
Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися.
Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде
9
простого текста, а фото или рисунка, требующего комментария, таблицы и
т.д.
При объяснении нового материала наиболее обширны возможности
самой презентации и её оформления. Последовательность показа и логика
построения зависят от содержания изучаемого материала.
В презентацию обобщающего урока можно включить схемы,
таблицы, диаграммы. Используемые ранее фрагменты слайдов презентации,
можно перегруппировать с целью проведения сравнения или анализа и
представить
учащимся.
Видеофрагменты
очень
оживляют
урок
и
актуализируют знания школьников.
Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых
после объяснения или предъявления материала, вставлены упражнения на
закрепление или контроль. Эти упражнения учащиеся проделывают прямо с
экрана индивидуально или фронтально. Возможность показать правильный
ответ
позволяет
организовать
взаимо
или
самопроверку
быстро
и
эффективно.
Я вижу
целый
ряд
преимуществ
презентации Microsoft
Office
PowerPoint:
в сочетании разнообразной текстовой, аудио и видео наглядности;
в
возможности
использования
презентации
как
своеобразной
интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более
наглядно семантизировать новый лексический и грамматический
материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении
всем видам речевой деятельности;
в
возможности
использования
отдельных
слайдов
в
качестве
раздаточного материала (опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы,
коллажи, распечатки на бумаге);
в возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов
анимации и гиперссылок;
10
в возможности использовать разнообразные формы организации
познавательной
деятельности
(фронтальную,
групповую,
индивидуальную);
в активизации внимания всего класса, поддержании познавательного
интереса
обучающихся,
усилении
мотивации
учения,
а
также
эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
в осуществлении контроля новых знаний и систематизации изученного
материала;
в экономии учебного времени;
в
развитии
креативных
способностей
в
организации
учебной
деятельности.
Обобщая опыт применения компьютера и мультимедийных технологий
на уроках английского языка можно сделать вывод, что мультимедийные
презентации:
ускоряют процесс обучения;
способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
улучшают качество усвоения материала;
позволяют индивидуализировать процесс обучения.
Таким
образом,
внедрение
компьютерных
технологий
создает
предпосылки
для
интенсификации
образовательного
процесса.
Они
позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки,
обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению
умением
самостоятельно
приобретать
новые
знания.
Компьютерные
технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных
качеств обучаемых.
И все же, как бы ни было заманчиво постоянно применять компьютер и
мультимедийные технологии на уроках, ничто не может заменить самого
учителя. Ведь только разумное комплексное сочетание всех имеющихся в его
распоряжении методических приемов и технических средств может дать
желаемый результат.