Напоминание

Работа над формированием навыков грамотного письма.


Автор: Бирюкова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №40 при УлГУ"
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Работа над формированием навыков грамотного письма.
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов

МБОУ «Лицей №40 при УлГУ»

город Ульяновск

Бирюкова Елена Михайловна

Тема: Работа над формированием навыков грамотного письма.

«То, что неясно, следует выяснить.

То, что трудно делать, следует

делать с великой настойчивостью»

Конфуций.

Что такое настоящий урок? Это, прежде всего, урок, на котором на всё

и на всех хватает времени, где решена главная задача: учить доступно,

следовательно, результативно.

Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес.

Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься

русским языком порождает неграмотность. Пробудить интерес можно, если

систематически

накапливать

и

вдумчиво

отбирать

увлекательный

дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

Загляните в тетрадь учеников. Ведь и сейчас не редкость: урок русского

языка состоит из двух – трёх упражнений, переписанных из учебника. И это

именуется развитием самостоятельности, и результат урока – традиционные

записи в тетради: «Где работа над ошибками?»

Чтобы добиться результатов в этом вопросе, необходимо постоянная

работа.

1.

Прежде всего, надо научить звуковому анализу, нельзя пренебрегать этой

работой, в будущем ученики будут писать без пропусков букв.

2. Выработка орфографической зоркости. Этот навык формируется в

деятельности и является результатом многократных действий.

3. Научить детей самоконтролю.

Хорошо развивает орфографическую зоркость игра «Огоньки»

(зажигают огоньки под орфограммами). Мы с учениками используем для

этого ручку с зелёной пастой. Необходимо с первого класса вести такую

работу, как письмо с проговариванием; письмо с комментированием.

Перед

диктантами

и

сочинениями

следует

проводить

словарную,

творческую работы для того, чтобы предупредить ошибки. Для развития

орфографической зоркости помогают такие диктанты: «Проверяю себя»,

«Диктант

с

обоснованием,

диктант

с

постукиванием во

время

орфограммы, диктант «Найди слова». В работе использую и такие

диктанты:

предупредительный,

зрительный,

объяснительный,

выборочный, словарный, самодиктант, творческий диктант по началу,

творческий

диктант

по

картине,

диктант-

перевод,

свободный,

восстановительный, по памяти и др.

Изучив статьи Н.А. Зайцева

«Резервы обучения чтению» по текстам Федоренко я использую и

композиционное письмо с взаимопроверкой.

Нельзя забывать о том, что ученики должны регулярно повторять ранее

изученные темы. Для этого необходимо ежедневно отводить пять минут

на повторение.

Кубик для повторения.

На гранях кубика приклеены обозначения орфограмм. Бросая кубик,

выбираем для повторения выпавшую орфограмму на верхней грани

кубика. Ученики получают задание: дома подобрать к этой теме слова. На

следующем уроке зачитываем, комментируем.

Грамматическое домино

Пользоваться (играть) им можно на любом уроке по любой теме и

даже по любому предмету. Польза от этого очень большая. Теперь уже в

течение трёх – пяти минут дети ежедневно повторяют все правила

правописания. Суть в том, что к заданному вопросу требуется найти

правильный

ответ.

Один

ученик

читает

вопрос,

все

остальные

внимательно читают свои карточки, тот, у кого ответ на этот вопрос,

читает и переворачивает свою карточку, читает следующий вопрос. Так по

цепочке работают с карточками.

Игра- повторение « учителя - ученики»

В классе в одном ряду 5 карт, значит – пять учителей и пять учеников.

У

каждого

«учителя»

три

-

четыре

карточки,

например,

на

непроизносимую согласную. У каждого « учителя» нет одинаковых слов.

Ученик за последней партой ответил, например: «Радостный, пищу «Т»,

опасный - опасен…» . Ответив, садиться за первый стол. Получается, что

у каждого «учителя» побывает пять «учеников». В следующий раз они

меняются, меняется и тема.

Многие учителя в своей работе используют памятки. Я использую

памятки «Не знаешь – спроси, но неграмотно не пиши!». Они

собирательны, лаконичны, удобны и понятны.

Конверты « Мои ошибки»

Ученик выписывает из своей тетради ошибки и кладёт в конверт. Мои

ошибки из моего конверта мне диктует мой сосед.

Памятки «Работа над ошибками»

Основным приёмом словарной работы, рассчитанным на осознанное

понимание значения и орфографии слова, является использование

этимологии.

С помощью этимологического словаря можно работать не только над

орфографической грамотностью учащимся, но и обогащать их словарный

запас.

При работе со словарными словами я даю и такое задание: «Нарисуй

слово, как видишь»

Когда ребенок приходит в начальную школу, на него обрушивается

поток новой информации, за короткий промежуток времени он должен

усвоить много новых слов. Осознание морфемного состава родного языка

должно способствовать более эффективного росту словаря учащихся,

развитию их индивидуальной языковой системы, поэтому очень важно,

чтобы младшие школьники знакомились с морфемикой языка

на

словообразовательной

основе.

Для

более

наглядной

демонстрации

морфемного состава слова и процессов словообразования на уроках

русского

языка

хорошо

использовать

морфемный

конструктор.

Я

использую абак «Состав слова».

В настоящее время работа учителя по орфографии в основном идет

стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать

правило и свободно писать – вещи разные! Знание правила – это первый

этап в формировании орфографического навыка, а различные виды

упражнений, позволяющие закрепить правило, - третий. Второй этап,

который чаще всего отсутствует на уроке – это применение правила на

практике на основе алгоритма. Используя алгоритм, дети сами ведут себя

по пути рассуждения. Когда отработают применение алгоритма до

автоматизма, алгоритм проходит стадию свертывания. Возвращаемся к

нему и в трудных случаях,

так как он учит рассуждать, логически

мыслить.

У

учеников

вместо

нагромождения

правил

в

голове

утверждается

орфографический

порядок.

Графическое

обозначение

орфограммы – это фиксация пути рассуждения по применению правила на

практике на основе алгоритма, это письменное решение орфографической

задачи по сути дела, это письменный орфографический разбор. Здесь надо

отметить роль пособий по русскому языку, собирательные плакаты:

«Глагол»,

«Существительное»

и

др.,

а

также

опорные

таблицы.

Орфографические

ошибки

неравномерно

распределяются

по

длине

предложения, сосредотачиваясь в тех местах, которые вызывают у детей

наибольшие трудности при построении и записи предложений. Одним

показателем линейного распределения орфографических ошибок является

сосредоточение их в последнем слове простого предложения и в словах –

сказуемых. В сказуемом ученики допускают больше орфографических

ошибок. К лингвистическим причинам следует отнести обилие форм

глагола. Развивая речевую память при помощи специальных упражнений

на

уроках

русского

языка

и

используя

приёмы

самоконтроля,

сориентированные на преодоление орфографических ошибок в первую

очередь в местах их наиболее вероятного появления в предложении,

можно значительно повысить грамотность учащихся.

Почему в большинстве случаев так болезненно происходит переход

учащихся из начальных классов, в старшие? Здесь есть и просчёты

учителей старших классов. Прежде всего, должна быть тесная связь

учителей – предметников с учителями начальных классов. Опытный

словесник, изучив учебники за курс начальной школы, отметит, что

поздно изучаются правила написания глаголов второго и третьего лица,

инфинитива (неопределённой формы), в текстах недостаточно наречий. А

в учебниках пятого класса этот материал даётся так, словно он уже

хорошо закреплён в начальных классах. Это значит, что и учитель

начальных классов при календарно – тематическом планировании должен

уделить внимание этим темам и отвести больше времени на изучение и

закрепление.



В раздел образования