Напоминание

"Коррекционно-развивающая среда ДОУ"


Автор: Бабинян Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №15
Населённый пункт: Ст. Суздальская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно-развивающая среда ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ

ДОУ.

Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают

комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание

условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в

общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с

окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи

психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью

дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для

развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала

ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное

образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития,

но и создать максимально благоприятные условия для формирования

здорового и гармонично физически развитого ребенка.

Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и

обучения детей, очень заметным стало увеличение количества детей,

имеющих отклонения в речевом развитии. Адекватные методы,

организационные формы работы с детьми, имеющими речевые расстройства,

целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению

имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о

работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность

учителя-логопеда. Для того чтобы устранить речевые нарушения и

сформировать речевую базу для дальнейшего успешного обучения,

необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического

процесса.

В данное время происходит переосмысление и продуманность развивающей -

коррекционной работы с учетом ФГОС. Успех коррекционной работы

заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей

жизни и деятельности детей, а именно создание творческого союза педагогов

и родителей, объединенных общими целями, разработку интегрированного

коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы,

построенного на основе комплексной диагностики, организацию

коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.

Успешное преодоление различных речевых отклонений у детей возможно

при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех

специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг

ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое

коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-

развивающая среда.

Нашим педагогическим коллективом была предпринята попытка осмыслить

теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения, коррекции

развития детей, с ОВЗ, а также определить пути совершенствования этой

системы в условиях ДОУ.

Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и

эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных

преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и

профессиональные возможности педагогов.

Все вышеизложенное определило выбор направления инновационной

деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к

организации коррекционно-педагогического процесса. Основами построения

такой деятельности стали системность, целостность и конкретность.

Систем

ный характер

предполагает, что все компоненты системы, подчиня-

ясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом.

Целостность

выражается в полном представлении всех элементов

интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития

ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Конкрет

ность

— сохранение индивидуальности и специфики деятельности

каждого участника коррекционно-педагогического процесса.

Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в

создании модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей в

процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности,

стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Для реализации цели были поставлены задачи:

Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов, как

условие речевого и личностного развития ребенка.

Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-

развивающей деятельности специалистов.

Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда, психолога и

других специалистов в условиях дошкольной образовательной среды,

обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности

специалистов и овладение интегрированными способами развития личности

ребенка и коррекции речевых нарушений.

Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную

взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с

ребёнком с особыми образовательными потребностями. Воспитатели,

учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в

МБДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому,

чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль

работы в целом.

Модель взаимодействия была разработана при активном участии

специалистов детского сада и представляет собой систему, решающую

четыре блока задач: мониторинговые, воспитательные, коррекционно-

развивающие и образовательные.

В мониторинговом блоке

одним из ведущих направлений является

организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения

ребёнка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом

наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой –

разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача

осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-

логопеда, старшей медсестры и других специалистов данного учреждения в

течение всего учебного периода: 3 этапа мониторинга – входной,

промежуточный, итоговый, а так же промежуточная деятельность по

выявлению детей «группы риска» и осуществлению комплексного

сопровождения этих дошкольников. Анализ полученных

результатов позволяет объединить их в общую карту развития и выстроить

индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.

Прогноз психоречевого развития детей в ДОУ начинается с работы ПМПк

(психолого-медико-педагогического консилиума). Основная его цель –

организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные

педагогические условия для детей с нарушением речи, построение

индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его

индивидуальными и возрастными особенностями.

Блок воспитательных задач

направлен на решение вопросов социализации,

повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи,

становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении

дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных

качеств. Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает

оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих

проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий, координацию

их выполнения специалистами. Организация системы взаимодействия ДОУ с

семьей предполагает использование широкого круга форм и методов:

семинары-практикумы, родительские клубы, выпуск газет, проведение

совместных праздников и развлечений, групповое и индивидуальное

консультирование, а также организация обратной связи через сайт ДОУ.

Коррекционно-развивающий блок

задач направлен на развитие

компенсаторных механизмов становления психики и деятельности

проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников

вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и

личностных ориентиров. Организация работы в этом блоке предполагает

тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на

обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим

приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком,

стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его

веру в собственные возможности.

Блок образовательных задач

направлен на развитие их познавательной

активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных

для каждого возрастного периода. Важной задачей этого блока является

подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом

индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Все эти

задачи решаются коллективом специализированного дошкольного

учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.

Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа

интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа

построения воспитательно-образовательного процесса. Такой подход

предусматривает объединение комплекса различных видов специфических

детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное

представление детей об окружающем мире, возможность освоения

информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой,

кинестетический. Тематические циклы разрабатываются ДОУ на учебный

год на основе применения «видов тем», среди которых мы выделили:

«тематические недели», «события», «реализацию проектов», «сезонные

явления в природе», «праздники» и «традиции».

Осознавая важность данной работы, воспитательно-образовательный процесс

мы построили на основе разработанного нами алгоритма коррекционно-

развивающей деятельности.

Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности представляет собой

целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые

нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех

участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою

очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития

ребенка с нарушениями речи. Данная деятельность осуществляется в разных

формах, которые могут меняться в зависимости от этапа и поставленных

задач.

этап

виды деятельности

формы проведения

диагностический

психологическая и педагогическая диагностика, медицинское обследование

детей, сбор анамнестических данных, определение физической и

психологической нагрузки по каждому ребенку, составление

индивидуальных программ развития, определение детей «групп риска»,

разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-

образовательной деятельности

диагностика, тестирование, анкетирование родителей и педагогов,

наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, работа проблемных и

творческих групп

коррекционно-развивающий

составление и реализация образовательных программ по всем линиям

развития, реализация индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка,

подготовка и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов;

физкультурно-оздоровительные мероприятия; логоритмика,

методическое координирование функционирования педагогического

процесса

совместная и самостоятельная деятельность специалистов с детьми,

дополнительное образование, проектирование, ПМПк, семинары, мастер-

классы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, заседания

родительских клубов, педагогические советы, работа творческих групп

аналитический

рубежный и итоговый мониторинг эффективности коррекционно-

развивающего процесса, психологическая и педагогическая диагностика,

медицинское обследование детей, уточнение или изменение диагнозов

тестирование, анкетирование, диагностика, ПМПК, ПМПк, обобщение опыта

работы, круглый стол, деловая игра

прогностический

прогноз развития и обучения дошкольников, уточнение и коррекция приемов

коррекционно-развивающей работы

совместные мероприятия с учителями начальных классов, семинары,

презентации, тренинги

Любой специалист коррекционного дошкольного учреждения – активный

участник каждого из названных этапов: проводит углубленную психолого-

педагогическую диагностику воспитанников, индивидуальные и групповые

занятия с детьми, осуществляет поддержку ребёнка в течение всего

воспитательно-образовательного периода, строя свою работу в тесном

контакте со всеми специалистами учреждения: психологом, логопедом,

воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по

физ.воспитанию.

По результатам диагностики ребенка в совместной работе специалистов

выявляется актуальный уровень развития ребенка, зона его ближайшего

развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, стратегия и

тактика коррекционно-развивающего воздействия при решении конкретных

проблем у каждого ребенка, наиболее эффективные пути обучения и приемы

коррекционно-развивающей работы, т.е. осуществляется комплексное

сопровождение каждого проблемного ребенка в коррекционно-развивающем

процессе.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив

сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для

благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды»,

каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в

области своей предметной деятельности.

Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения:

1.

Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и

психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по

использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком,

разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов,

обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в

соответствии с избранными программами.

2.

Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое

консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка

и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с

ребенком с учетом данных психодиагностики.

3.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности

ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня

сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, поданным

оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков

самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение

условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-

психологического климата и стиля воспитания в семье, решение

конфликтных социальных проблем в пределах компетенции; реализация

рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача (организация режима,

развивающих и коррекционных игр и т. д.).

4.

Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-

гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и

соматическим состоянием воспитанников, организация и контроль

антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и

фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с

динамическим контролем, контроль за организацией питания детей; про-

ведение фито- и физиотерапевтических процедур.

5.

Инструктор по физкультуре: проведение занятий в физкультурном зале,

бассейне и на улице, реализация используемых программ физического

воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций

учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников,

осуществление программ ЛФК по согласованию с медсестрой и врачом

физкультурного диспансера.

6.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ

музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элемен-

тами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом

рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным

представлением для психологического анализа продуктов детского

творчества как проективного материала.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов

ДОУ строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает

интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-

эстетического развития ребенка. Деятельность специалистов при такой

автономности и независимости каждого подчиняется логике

сопровождения. Реализация этой установки обеспечивается гибким

применением традиционных и нетрадиционных средств развития

(артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, логоритмики и

т.д.).

В процессе ежегодного анализа и обобщения результатов практической

работы конкретизировалось сотрудничество специалистов в комплексной

работе с детьми с речевой патологией, что позволило нам сформировать

систему, в которой эта взаимосвязь реализуется на конкретной основе,

имеющейся в нашем учреждении. Кроме этого в рамки данной модели

заложены перспективные направления развития, которые дают возможность

совершенствования уже имеющихся форм работы и введения новых форм

работы различных специалистов:

учитель-логопед

педагог-психолог

воспитатель

музыкальный руководитель

инструктор по физкультуре

старшая медсестра

Заключение

Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно

за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в

совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных

задач.

Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а

также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной

работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения

имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности –

залог успеха в работе. Условно этот процесс взаимодействия можно

определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная

"логопедизация" учебных и внеучебных занятий, с другой – насыщение

логопедических занятий общеразвивающим материалом, их

"психологизация".

Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов,

комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по

преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в

развитии школьной дезадаптации, являются следующие:

1.

Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности

детей.

2.

Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка.

Принцип максимального выявления и использования резервов психического

развития дошкольников.

3.

Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и

самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

4.

Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции

познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и

дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития.

Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с

учетом их индивидуальной психологической готовности к нему.

Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.

5.

Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении

сформированных умений и знаний. Доведение умений до

автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

6.

Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов

коррекционной работы всех специалистов.

7.

Применение принципа деятельностного подхода, активное использование

различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих

и коррекционных целях.

8.

Использование в коррекционной работе различных видов продуктивной и

игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно

осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной

форме.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в

специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие

специалистов и носит комплексный характер.

Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников

педагогического процесса возможно успешное формирование

личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному

обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Основные направления образовательной деятельности

в группе комбинированной направленности для детей с

тяжелыми нарушениями речи

(ОНР)

В соответствии с профилем группы, образовательная область

«Речевое развитие» выдвинута на первый план, так как овладение

родным языком является одним из основных элементов

формирования личности. Образовательные области:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное

развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое

развитие» - также включают задачи речевого развития и позволяют

решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и

нравственного развития и, следовательно, реализуют идею всестороннего

гармоничного развития личности каждого ребенка. Их содержание в

группе комбинированной направленности реализуется в соответствии с

основной образовательной программой МБДОУ «Детского сада № 15»,

разработанной на основе комплексной образовательной программы

дошкольного образования «Развитие» через взаимодействие участников

образовательного процесса.

Основные направления коррекционно-развивающей работы в

образовательной области «Речевое развитие»:

Развитие словаря.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

Развитие

фонетико-фонематической

системы языка

и

навыков

языкового анализа и синтеза.

Развитие связной речи.

Формирование коммуникативных навыков.

Обучение элементам грамоты.

Все коррекционно-развивающие индивидуальные, групповые

занятия в соответствии с программой носят игровой характер,

насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми

упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.



В раздел образования