Автор: Бабинян Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №15
Населённый пункт: Ст. Суздальская
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекционно-развивающая среда ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ДОУ.
Коррекционные образовательные учреждения для дошкольников решают
комплекс социально значимых задач, в том числе, направленных на создание
условий для интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в
общество, формирование у них адекватных способов взаимодействия с
окружающими и обеспечение в этом процессе ребёнка и его семьи
психолого-педагогической поддержкой. При этом основной целью
дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для
развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала
ребёнка, формирование позитивных личностных качеств. Дошкольное
образование призвано обеспечить основной фундамент не только развития,
но и создать максимально благоприятные условия для формирования
здорового и гармонично физически развитого ребенка.
Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и
обучения детей, очень заметным стало увеличение количества детей,
имеющих отклонения в речевом развитии. Адекватные методы,
организационные формы работы с детьми, имеющими речевые расстройства,
целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению
имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о
работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность
учителя-логопеда. Для того чтобы устранить речевые нарушения и
сформировать речевую базу для дальнейшего успешного обучения,
необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического
процесса.
В данное время происходит переосмысление и продуманность развивающей -
коррекционной работы с учетом ФГОС. Успех коррекционной работы
заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей
жизни и деятельности детей, а именно создание творческого союза педагогов
и родителей, объединенных общими целями, разработку интегрированного
коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы,
построенного на основе комплексной диагностики, организацию
коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка.
Успешное преодоление различных речевых отклонений у детей возможно
при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех
специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг
ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое
коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-
развивающая среда.
Нашим педагогическим коллективом была предпринята попытка осмыслить
теорию и практику сложившейся системы воспитания, обучения, коррекции
развития детей, с ОВЗ, а также определить пути совершенствования этой
системы в условиях ДОУ.
Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и
эффективного управления ими, мы учитывали тенденции социальных
преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и
профессиональные возможности педагогов.
Все вышеизложенное определило выбор направления инновационной
деятельности, его содержания в русле интегрированного подхода к
организации коррекционно-педагогического процесса. Основами построения
такой деятельности стали системность, целостность и конкретность.
Систем
ный характер
предполагает, что все компоненты системы, подчиня-
ясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом.
Целостность
выражается в полном представлении всех элементов
интегрированного подхода к воспитанию, обучению и коррекции развития
ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Конкрет
ность
— сохранение индивидуальности и специфики деятельности
каждого участника коррекционно-педагогического процесса.
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель, которая заключается в
создании модели взаимодействия педагогов, специалистов и родителей в
процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности,
стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.
Для реализации цели были поставлены задачи:
Создать модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов, как
условие речевого и личностного развития ребенка.
Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-
развивающей деятельности специалистов.
Разработать систему работы и формы взаимодействия логопеда, психолога и
других специалистов в условиях дошкольной образовательной среды,
обуславливающие повышение уровня профессиональной компетентности
специалистов и овладение интегрированными способами развития личности
ребенка и коррекции речевых нарушений.
Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную
взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с
ребёнком с особыми образовательными потребностями. Воспитатели,
учитель-логопед, педагог-психолог и другие специалисты, имеющиеся в
МБДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому,
чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль
работы в целом.
Модель взаимодействия была разработана при активном участии
специалистов детского сада и представляет собой систему, решающую
четыре блока задач: мониторинговые, воспитательные, коррекционно-
развивающие и образовательные.
В мониторинговом блоке
одним из ведущих направлений является
организация комплексного психолого-медико-педагогического изучения
ребёнка в целях, с одной стороны, уточнения диагноза при динамическом
наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а с другой –
разработки индивидуальной программы развития ребёнка. Эта задача
осуществляется совместными усилиями педагога-психолога, учителя-
логопеда, старшей медсестры и других специалистов данного учреждения в
течение всего учебного периода: 3 этапа мониторинга – входной,
промежуточный, итоговый, а так же промежуточная деятельность по
выявлению детей «группы риска» и осуществлению комплексного
сопровождения этих дошкольников. Анализ полученных
результатов позволяет объединить их в общую карту развития и выстроить
индивидуальный маршрут развития каждого ребенка.
Прогноз психоречевого развития детей в ДОУ начинается с работы ПМПк
(психолого-медико-педагогического консилиума). Основная его цель –
организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные
педагогические условия для детей с нарушением речи, построение
индивидуального маршрута развития каждого ребенка в соответствии с его
индивидуальными и возрастными особенностями.
Блок воспитательных задач
направлен на решение вопросов социализации,
повышения самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи,
становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении
дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных
качеств. Совместная работа специалистов в этом направлении подразумевает
оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих
проблем, помощь в разработке воспитательных мероприятий, координацию
их выполнения специалистами. Организация системы взаимодействия ДОУ с
семьей предполагает использование широкого круга форм и методов:
семинары-практикумы, родительские клубы, выпуск газет, проведение
совместных праздников и развлечений, групповое и индивидуальное
консультирование, а также организация обратной связи через сайт ДОУ.
Коррекционно-развивающий блок
задач направлен на развитие
компенсаторных механизмов становления психики и деятельности
проблемного ребёнка, преодоление и предупреждение у воспитанников
вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и
личностных ориентиров. Организация работы в этом блоке предполагает
тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, направленное на
обучение родителей и педагогов отдельным психолого-педагогическим
приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком,
стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его
веру в собственные возможности.
Блок образовательных задач
направлен на развитие их познавательной
активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных
для каждого возрастного периода. Важной задачей этого блока является
подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учётом
индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребёнка. Все эти
задачи решаются коллективом специализированного дошкольного
учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.
Планирование образовательного процесса строится с учетом: принципа
интеграции образовательных областей; комплексно-тематического принципа
построения воспитательно-образовательного процесса. Такой подход
предусматривает объединение комплекса различных видов специфических
детских деятельностей вокруг единой «темы» и обеспечивает целостное
представление детей об окружающем мире, возможность освоения
информации через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой,
кинестетический. Тематические циклы разрабатываются ДОУ на учебный
год на основе применения «видов тем», среди которых мы выделили:
«тематические недели», «события», «реализацию проектов», «сезонные
явления в природе», «праздники» и «традиции».
Осознавая важность данной работы, воспитательно-образовательный процесс
мы построили на основе разработанного нами алгоритма коррекционно-
развивающей деятельности.
Алгоритм коррекционно-развивающей деятельности представляет собой
целостную систему работы с детьми, имеющими различные речевые
нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие всех
участников коррекционно-развивающего пространства ДОУ, что, в свою
очередь, обеспечивает высокий, надежный уровень речевого развития
ребенка с нарушениями речи. Данная деятельность осуществляется в разных
формах, которые могут меняться в зависимости от этапа и поставленных
задач.
этап
виды деятельности
формы проведения
диагностический
психологическая и педагогическая диагностика, медицинское обследование
детей, сбор анамнестических данных, определение физической и
психологической нагрузки по каждому ребенку, составление
индивидуальных программ развития, определение детей «групп риска»,
разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-
образовательной деятельности
диагностика, тестирование, анкетирование родителей и педагогов,
наблюдение, беседы, анализ продуктов деятельности, работа проблемных и
творческих групп
коррекционно-развивающий
составление и реализация образовательных программ по всем линиям
развития, реализация индивидуальных маршрутов развития каждого ребенка,
подготовка и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов;
физкультурно-оздоровительные мероприятия; логоритмика,
методическое координирование функционирования педагогического
процесса
совместная и самостоятельная деятельность специалистов с детьми,
дополнительное образование, проектирование, ПМПк, семинары, мастер-
классы, тренинги, групповые и индивидуальные консультации, заседания
родительских клубов, педагогические советы, работа творческих групп
аналитический
рубежный и итоговый мониторинг эффективности коррекционно-
развивающего процесса, психологическая и педагогическая диагностика,
медицинское обследование детей, уточнение или изменение диагнозов
тестирование, анкетирование, диагностика, ПМПК, ПМПк, обобщение опыта
работы, круглый стол, деловая игра
прогностический
прогноз развития и обучения дошкольников, уточнение и коррекция приемов
коррекционно-развивающей работы
совместные мероприятия с учителями начальных классов, семинары,
презентации, тренинги
Любой специалист коррекционного дошкольного учреждения – активный
участник каждого из названных этапов: проводит углубленную психолого-
педагогическую диагностику воспитанников, индивидуальные и групповые
занятия с детьми, осуществляет поддержку ребёнка в течение всего
воспитательно-образовательного периода, строя свою работу в тесном
контакте со всеми специалистами учреждения: психологом, логопедом,
воспитателями, музыкальными руководителями, инструктором по
физ.воспитанию.
По результатам диагностики ребенка в совместной работе специалистов
выявляется актуальный уровень развития ребенка, зона его ближайшего
развития, особенности его эмоционально-личностной сферы, стратегия и
тактика коррекционно-развивающего воздействия при решении конкретных
проблем у каждого ребенка, наиболее эффективные пути обучения и приемы
коррекционно-развивающей работы, т.е. осуществляется комплексное
сопровождение каждого проблемного ребенка в коррекционно-развивающем
процессе.
Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив
сотрудников (не только педагогический) участвует в создании условий для
благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии «команды»,
каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в
области своей предметной деятельности.
Основные области деятельности специалистов ПМП-сопровождения:
1.
Учитель-логопед: логопедическая диагностика, коррекция и развитие речи и
психических процессов, разработка рекомендаций другим специалистам по
использованию рациональных логопедических приемов в работе с ребенком,
разработка и уточнение индивидуальных образовательных маршрутов,
обеспечение совместной и самостоятельной деятельности с детьми в
соответствии с избранными программами.
2.
Педагог-психолог: психологическая диагностика, психологическое
консультирование, психотренинг, психокоррекция, психотерапия, разработка
и оформление рекомендаций другим специалистам по организации работы с
ребенком с учетом данных психодиагностики.
3.
Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности
ребенка, особенностей коммуникативной активности и культуры, уровня
сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего, поданным
оценки изобразительной и трудовой деятельности), навыков
самообслуживания согласно возрастному этапу; объективное изучение
условий жизни и семейного воспитания ребенка, социально-
психологического климата и стиля воспитания в семье, решение
конфликтных социальных проблем в пределах компетенции; реализация
рекомендаций учителя-логопеда, психолога, врача (организация режима,
развивающих и коррекционных игр и т. д.).
4.
Старшая медицинская сестра: обеспечение повседневного санитарно-
гигиенического режима, ежедневный контроль за психическим и
соматическим состоянием воспитанников, организация и контроль
антропометрии, уточнение схем медикаментозного, физио- и
фитотерапевтического лечения, лечебной физкультуры и массажа с
динамическим контролем, контроль за организацией питания детей; про-
ведение фито- и физиотерапевтических процедур.
5.
Инструктор по физкультуре: проведение занятий в физкультурном зале,
бассейне и на улице, реализация используемых программ физического
воспитания, программ дополнительного образования с учетом рекомендаций
учителя-логопеда, организация двигательной активности дошкольников,
осуществление программ ЛФК по согласованию с медсестрой и врачом
физкультурного диспансера.
6.
Музыкальный руководитель: реализация используемых программ
музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элемен-
тами музыкальной, танцевальной, креативной, театральной терапии с учетом
рекомендаций учителя-логопеда, педагога-психолога и обязательным
представлением для психологического анализа продуктов детского
творчества как проективного материала.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности всех специалистов
ДОУ строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает
интеграцию речевого, познавательного, физического, художественно-
эстетического развития ребенка. Деятельность специалистов при такой
автономности и независимости каждого подчиняется логике
сопровождения. Реализация этой установки обеспечивается гибким
применением традиционных и нетрадиционных средств развития
(артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, логоритмики и
т.д.).
В процессе ежегодного анализа и обобщения результатов практической
работы конкретизировалось сотрудничество специалистов в комплексной
работе с детьми с речевой патологией, что позволило нам сформировать
систему, в которой эта взаимосвязь реализуется на конкретной основе,
имеющейся в нашем учреждении. Кроме этого в рамки данной модели
заложены перспективные направления развития, которые дают возможность
совершенствования уже имеющихся форм работы и введения новых форм
работы различных специалистов:
учитель-логопед
педагог-психолог
воспитатель
музыкальный руководитель
инструктор по физкультуре
старшая медсестра
Заключение
Достижение эффективности в коррекционно-развивающей работе возможно
за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в
совместном решении образовательных, воспитательных и коррекционных
задач.
Единообразие подходов к работе с детьми, преемственность в требованиях, а
также в содержании и методах коррекционной, учебной и воспитательной
работы, комплексность и многообразие средств развития детей и устранения
имеющихся у них недостатков, использование ведущего вида деятельности –
залог успеха в работе. Условно этот процесс взаимодействия можно
определить таким образом: с одной стороны, это оптимальная
"логопедизация" учебных и внеучебных занятий, с другой – насыщение
логопедических занятий общеразвивающим материалом, их
"психологизация".
Основными идеями, определяющими содержание взаимодействия педагогов,
комплексность коррекционно-развивающей работы с детьми, работы по
преодолению или предупреждению у дошкольников с отклонениями в
развитии школьной дезадаптации, являются следующие:
1.
Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
Принцип коррекционной направленности занятий и свободной деятельности
детей.
2.
Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка.
Принцип максимального выявления и использования резервов психического
развития дошкольников.
3.
Воспитание у детей интереса к занятиям, познавательной активности и
самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
4.
Достижение успеха на каждом занятии как важнейшее средство стимуляции
познавательной деятельности детей. Принцип индивидуализации и
дифференциации обучения на основе комплексной диагностики развития.
Дифференцированный характер учебной деятельности детей на занятии с
учетом их индивидуальной психологической готовности к нему.
Индивидуализация темпов освоения детьми знаний и умений.
5.
Строгая последовательность в работе. Систематичность в закреплении
сформированных умений и знаний. Доведение умений до
автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6.
Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов
коррекционной работы всех специалистов.
7.
Применение принципа деятельностного подхода, активное использование
различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих
и коррекционных целях.
8.
Использование в коррекционной работе различных видов продуктивной и
игровой деятельности, что позволяет ненавязчиво, опосредованно
осуществлять коррекционное воздействие в интересной и увлекательной
форме.
Таким образом, коррекционно-развивающая работа с детьми в
специализированной группе многоаспектна, предполагает взаимодействие
специалистов и носит комплексный характер.
Вывод: Только в тесном взаимодействии всех участников
педагогического процесса возможно успешное формирование
личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному
обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Основные направления образовательной деятельности
в группе комбинированной направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи
(ОНР)
В соответствии с профилем группы, образовательная область
«Речевое развитие» выдвинута на первый план, так как овладение
родным языком является одним из основных элементов
формирования личности. Образовательные области:
«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое
развитие» - также включают задачи речевого развития и позволяют
решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и
нравственного развития и, следовательно, реализуют идею всестороннего
гармоничного развития личности каждого ребенка. Их содержание в
группе комбинированной направленности реализуется в соответствии с
основной образовательной программой МБДОУ «Детского сада № 15»,
разработанной на основе комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Развитие» через взаимодействие участников
образовательного процесса.
Основные направления коррекционно-развивающей работы в
образовательной области «Речевое развитие»:
•
Развитие словаря.
•
Формирование и совершенствование грамматического строя речи.
•
Развитие
фонетико-фонематической
системы языка
и
навыков
языкового анализа и синтеза.
•
Развитие связной речи.
•
Формирование коммуникативных навыков.
•
Обучение элементам грамоты.
Все коррекционно-развивающие индивидуальные, групповые
занятия в соответствии с программой носят игровой характер,
насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми
упражнениями и не дублируют школьных форм обучения.