Напоминание

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами музыкально - дидактической игры.


Автор: Перевалова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Созвездие"
Населённый пункт: г. Чусовой, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами музыкально - дидактической игры.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста

средствами музыкально – дидактической игры».

(из опыта работы)

Формирование

личности

человека

в

большой

степени

зависит

от

педагогического

воздействия,

от

того,

насколько

рано

его

начинают

оказывать.

Учитывая это,

детские сады

группами раннего и

дошкольного

возраста) включены в нашей стране в систему народного образования как

важнейшее из ее звеньев, служащее фундаментом для начальной, средней и

высшей школы.

Основной целью дошкольных образовательных учреждений является

всестороннее

развитие

детей

физическое,

умственное,

нравственное

и

эстетическое воспитание, которое осуществляется в процессе обучения речи.

Содержанием речи, усваиваемой ребенком раннего и дошкольного

возраста, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая

его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела,

близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада,

где о воспитывается, ближайшие улицы, родной город, процессы труда людей,

природа – живая и неживая.

В

программах,

реализуемых

в

дошкольных

образовательных

учреждениях, определены две основные формы обучения речи:

- первая – работа по развитию речи детей в свободном общении их с

воспитателем, в общении детей друг с другом;

- вторая – специальные занятия по развитию речи.

Как правило, свободное речевое общение ребенка со взрослыми и

сверстниками

происходит

во

все

режимные

моменты:

утренний

прием,

одевание на прогулку, в процессе игровой деятельности и т.д.

Специальные занятия по развитию речи направлены на то, чтобы

сделать ребенка более способным к усвоению речи в свободном общении, к

усвоению

речи

как

средства

общения

и

познания,

так

и

средства

регулирования собственного поведения.

На

занятиях ребенок учится

соотносить свои речевые действия

с

образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? И как

делать?). он учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми:

вместе слушать объяснения, рассказ, музыку, учится беседовать, принимать

участие в дидактической игре, он привыкает сосредоточивать внимание на

определенном объекте, сдерживаться, говорить по очереди.

Отечественные

педагоги

и

психологи

К.

Д.

Ушинский,

Л.

С.

Выготский, Ж. Пиаже уделили большое внимание проблеме развития речи,

рассматривали

развитие

речи

дошкольников

с

разных

подходов:

коммуникативного, естественно – научного, психологического и т.д.

Традиционно в педагогике предпочтение отдается таким средствам

развития

речи

как

дидактическая

игра,

беседа,

рассматривание

картин,

ознакомление

с

художественными

произведениями.

И

практически

не

рассматриваются возможности использования музыкально – дидактической

игры как средства развития речи. Музыкально – дидактическая игра, как

правило, используется в работе музыкального руководителя для развития

музыкально

сенсорных

способностей,

а

именно

развития

ладового

и

ритмического чувства, мелодического, тембрового и динамического слуха.

Музыкально

дидактическая

игра

обладает

способностью

формировать представления об окружающей действительности, быстрому

запоминанию текстов потешек, песенок, помогают развивать мышление и речь

ребенка, преодолевать те или иные трудности в произношении отдельных слов

и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.

Наблюдения последних лет показали: что дети приходят в среднюю

группу с диагнозом дислаллия, дизартрия стертой формы, ОНР; у многих

детей

коррекция

речевых

недостатков

требует

вмешательства

не

только

учителя – логопеда, но специалистов детской поликлиники (ЛОР психиатр).

Поэтому среди многих важных задач воспитания и обучения, задача

обучения родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.

Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание

звуковой культуры речи, закрепление, обогащение и активизация словаря,

развитие и совершенствование грамматического строя речи.

Работая на группе младшего дошкольного возраста, столкнулись с тем,

что дети, переходя из групп раннего возраста на следующую возрастную

ступень – младший дошкольный возраст характеризуются слабо развитой

речью: они не владеют умением связно излагать свои просьбы и пожелания,

вступать

в

диалог

с

взрослыми

и

сверстниками,

на

занятиях

пассивны,

словарный запас невелик.

На наш взгляд, это обусловлено следующими факторами:

- многие родители не видят проблемы в том, что их ребенок в 2,5 – 3

года молчит, считают это наследственным фактором: «Он весь в папу» (тетю,

дедушку);

- в группах раннего на недостаточно высоком уровне реализуется

раздел

«Развитие

речи»,

приоритет

отдается

воспитанию

культурно

гигиенических навыков, навыкам самообслуживания и т.д.;

-

в

группах

раннего

возраста

педагог,

как

правило,

использует

традиционные методы и приемы (вопросы репродуктивного характера, чтение

стихов и т.д.), и практически не используются возможности дидактической

игры, в том числе музыкально – дидактической.

И

как

следствие,

педагог

сталкивается

с

проблемой

речевого

недоразвития и необходимостью его коррекции.

Поэтому основным средством обучения в этом возрасте становиться

игра, в частности, музыкально – дидактическая. Она имеет важное значение

для

стимуляции

речевого

развития,

формирования

речевого

слуха,

звуковысотного, фонематического, слухового внимания, восприятия темпа и

ритма речи.

В соответствии свыше изложенным нами были определены цель и

задачи работы.

Цель: развитие речи детей средствами музыкально – дидактической

игры, стимулирование развития всех сторон речи (звуковая культура речи,

грамматически – правильная речь, развитие словаря, связная речь).

В соответствии с поставленной целью, были определены задачи:

- изучить и проанализировать научно – методическую литературу по

проблеме

использования

музыкально

дидактических

игр

и

пособий

в

развитии речи детей младшего дошкольного возраста;

-

разработать систему использования музыкально – дидактических

игр в условиях реализации программы, раздела «Учусь говорить»;

-

наработать

вспомогательный

музыкально

дидактический

материал

и

использовать

его

в

целях

развития

речи

детей

младшего

дошкольного возраста;

-

определить

эффективность

использования

разработанных

материалов (систему музыкально – дидактических игр) в практике работы.

Вопросы значения музыкально – дидактических игр рассматривались в

отечественной педагогике такими авторами, как Н. Г. Кононова «музыкально

дидактические

игры

для

дошкольников»,

О.

О.

Бартова

«Развитие

музыкально – сенсорных способностей дошкольников через музыкально –

дидактические игры», «Основные виды музыкально – дидактических игр и

пособий» в работах Теплова Б. М. эти работы в основном раскрывали значение

музыкально – дидактической игры для развития музыкальных способностей.

Ряд автор рассматривал личности ребенка – дошкольника. М. И. Попова

отмечала, что для освоения грамматики важна самостоятельная деятельность

ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающие

более легкое и прочное запоминание нужной информации.

Проанализировав научно – методическую литературу, мы пришли к

выводу

данная

проблема

недостаточно

разработана,

и

необходимо

разработать систему использования дидактических игр в целях развития речи

у детей младшего дошкольного возраста. Взяв за основу перспективный план

по развитию речи детей второй младшей группы, попытались дополнить его

музыкально

дидактическими

играми

в

соответствии

с

тематикой

и

содержанием занятий по развитию речи.

Работа по развитию речи строилась с учетом тематического принципа

и

на

основе

тесной

взаимосвязи

в

работе

воспитателя

и

музыкального

руководителя, рекомендации логопеда.

Музыкально – дидактические игры осваиваются детьми постепенно.

Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных

занятий.

Музыкальный руководитель знакомит детей

с

правилами игры,

ставит перед ними определенную дидактическую задачу.

Затем воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на

прогулке

или

в

другие

режимные

моменты.

Впоследствии

дети

могут

самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих

товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально

– дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять разнообразные

задания.

Так, например, при проведении занятия на тему «Домашние животные

и их детеныши», мы включили в ход занятия музыкально – дидактическую

игру

«Где

мои

детки»,

в

ходе

которой

дети

звукоподражали

не

проговариванием отдельных звуков, а пропевали их - Где мо -и у- тя-та, ми -

лы-е ре-бя-та? Кря-кря!

При

проведении

занятия

«Составление

рассказа

по

игрушке»

мы

включили музыкально – дидактическую игру «Чудесный мешочек». Игрушки

появлялись

перед

детьми

с

помощью

песенок

«Серенькая

кошечка»,

«Воробушки», «Петушок». Это способствовали речевой активности детей, и

поддерживало их интерес в ходе всего занятия, так как данный вид занятия по

развитию речи дети воспринимают трудно и быстро утомляются.

Развивая звуковысотный слух, мы учили детей дифференцировать

вариации голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи.

Это достигалось выразительным чтением сказок, подражанием голоса детей и

взрослых и т.д. для развития слухового внимания проводили специальные

игры: «Угадай, что звучит?», «Чей это голос?», «Откуда слышится звук?»

Ребенок должен был сосредоточить вой взгляд на издающих те или иные звуки

игрушки. Одновременно с взрослыми он произносил звуки, слова, изменяя

голос по высоте и тембру, регулирую громкость голоса и темп речи.

Известно, что любая воспитательно – образовательная задача будет

эффективно решаться при создании необходимых условий, т.е. предметно –

развивающей среды. Анализ предметно – развивающей среды показал, что,

как

правило,

музыкально

дидактические

игры

имеются

в

группах

в

музыкальных зонах и как правило, используются педагогами очень редко или

вообще не используются. Поэтому мы пересмотрели организацию предметно

– развивающей среды, отошли от принципа бессистемного наполнения ее

разнообразными дидактическими и настольно – печатными играми. В основу

речевого

центра

легла

изучаемая

лексическая

тема

занятия

(например,

«Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Транспорт» и т.д.) в

среду вносились иллюстрации, картинки, дидактические игры, в том числе и

музыкально – дидактические по изучаемой теме.

Мы использовали музыкально – дидактические игры и в повседневной

деятельности.

Например,

организую

познавательный

вечер

загадок,

мы

использовали не только стихотворные тексты, но и карточки с изображением

животных. Детям предлагалась музыкальная загадка – звучала мелодия в

записи («Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки»

М. Красева и др.). Им нужно было узнать мелодию и поднять карточку. При

организации

игр

малой

подвижности

использовались

музыкально

дидактические

игры

«Птицы

и

птенчики»,

«Курица

и

цыплята»

и

использованием металлофона. Заучивая стихотворения А. Л. Барто из цикла

«Игрушки», мы использовали звучание музыкальных инструментов. Часто по

утрам у некоторых детей бывает плохое настроение, и мы предлагаем ребенку

определить свое настроение и поставить грустную или веселую музыку в

грамзаписи

или

подобрать

музыкальный

инструмент,

звучание

которого

охарактеризует его настроение (барабан – сердитое настроение, колокольчик

– веселое, дудочка – радостное и т.д.).

Проводя диагностическое обследование в конце учебного года, мы

получили положительные результаты.

Анализирую результаты нашей деятельности, мы пришли к выводу, что

разработанная нами система музыкально – дидактических игр способствует не

только развитию речи детей, но и профилактике нарушений фонетико –

фонематического слуха, развитию мимики и пантомимики, развитию речевого

дыхания, следовательно, является профилактической работой для речевых

отклонений.

При переходе на ступень – старший дошкольный возраст – только

единицы детей группы нуждались в логопедической помощи, у остальных

детей речь была в норме.

Эффективность

данной

работы

была

оценена

музыкальным

руководителем ДОУ. Дети данной группы слышат музыку, у них развит

динамический слух, тембровое восприятие, сформировано чувство ритма.

Ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в

передаче его звучащими жестами и на металлофоне. Улучшилась реакция

детей

на

определение

инструментов

по

тембровому

и

динамическому

звучанию



В раздел образования