Автор: Перевалова Екатерина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Созвездие"
Населённый пункт: г. Чусовой, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами музыкально - дидактической игры.
Раздел: дошкольное образование
Статья «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
средствами музыкально – дидактической игры».
(из опыта работы)
Формирование
личности
человека
в
большой
степени
зависит
от
педагогического
воздействия,
от
того,
насколько
рано
его
начинают
оказывать.
Учитывая это,
детские сады
(с
группами раннего и
дошкольного
возраста) включены в нашей стране в систему народного образования как
важнейшее из ее звеньев, служащее фундаментом для начальной, средней и
высшей школы.
Основной целью дошкольных образовательных учреждений является
всестороннее
развитие
детей
–
физическое,
умственное,
нравственное
и
эстетическое воспитание, которое осуществляется в процессе обучения речи.
Содержанием речи, усваиваемой ребенком раннего и дошкольного
возраста, как известно, является отраженная в его сознании, воспринимаемая
его органами чувств окружающая действительность: он сам, части его тела,
близкие люди, комната, где он живет, внутреннее помещение детского сада,
где о воспитывается, ближайшие улицы, родной город, процессы труда людей,
природа – живая и неживая.
В
программах,
реализуемых
в
дошкольных
образовательных
учреждениях, определены две основные формы обучения речи:
- первая – работа по развитию речи детей в свободном общении их с
воспитателем, в общении детей друг с другом;
- вторая – специальные занятия по развитию речи.
Как правило, свободное речевое общение ребенка со взрослыми и
сверстниками
происходит
во
все
режимные
моменты:
утренний
прием,
одевание на прогулку, в процессе игровой деятельности и т.д.
Специальные занятия по развитию речи направлены на то, чтобы
сделать ребенка более способным к усвоению речи в свободном общении, к
усвоению
речи
как
средства
общения
и
познания,
так
и
средства
регулирования собственного поведения.
На
занятиях ребенок учится
соотносить свои речевые действия
с
образцом, показываемым воспитателем, и с его словами (что делать? И как
делать?). он учится выполнять учебные действия совместно с другими детьми:
вместе слушать объяснения, рассказ, музыку, учится беседовать, принимать
участие в дидактической игре, он привыкает сосредоточивать внимание на
определенном объекте, сдерживаться, говорить по очереди.
Отечественные
педагоги
и
психологи
–
К.
Д.
Ушинский,
Л.
С.
Выготский, Ж. Пиаже уделили большое внимание проблеме развития речи,
рассматривали
развитие
речи
дошкольников
с
разных
подходов:
коммуникативного, естественно – научного, психологического и т.д.
Традиционно в педагогике предпочтение отдается таким средствам
развития
речи
как
дидактическая
игра,
беседа,
рассматривание
картин,
ознакомление
с
художественными
произведениями.
И
практически
не
рассматриваются возможности использования музыкально – дидактической
игры как средства развития речи. Музыкально – дидактическая игра, как
правило, используется в работе музыкального руководителя для развития
музыкально
–
сенсорных
способностей,
а
именно
развития
ладового
и
ритмического чувства, мелодического, тембрового и динамического слуха.
Музыкально
–
дидактическая
игра
обладает
способностью
формировать представления об окружающей действительности, быстрому
запоминанию текстов потешек, песенок, помогают развивать мышление и речь
ребенка, преодолевать те или иные трудности в произношении отдельных слов
и звуков, делают речь интонационно богатой и выразительной.
Наблюдения последних лет показали: что дети приходят в среднюю
группу с диагнозом дислаллия, дизартрия стертой формы, ОНР; у многих
детей
коррекция
речевых
недостатков
требует
вмешательства
не
только
учителя – логопеда, но специалистов детской поликлиники (ЛОР психиатр).
Поэтому среди многих важных задач воспитания и обучения, задача
обучения родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных.
Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитание
звуковой культуры речи, закрепление, обогащение и активизация словаря,
развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Работая на группе младшего дошкольного возраста, столкнулись с тем,
что дети, переходя из групп раннего возраста на следующую возрастную
ступень – младший дошкольный возраст характеризуются слабо развитой
речью: они не владеют умением связно излагать свои просьбы и пожелания,
вступать
в
диалог
с
взрослыми
и
сверстниками,
на
занятиях
пассивны,
словарный запас невелик.
На наш взгляд, это обусловлено следующими факторами:
- многие родители не видят проблемы в том, что их ребенок в 2,5 – 3
года молчит, считают это наследственным фактором: «Он весь в папу» (тетю,
дедушку);
- в группах раннего на недостаточно высоком уровне реализуется
раздел
«Развитие
речи»,
приоритет
отдается
воспитанию
культурно
–
гигиенических навыков, навыкам самообслуживания и т.д.;
-
в
группах
раннего
возраста
педагог,
как
правило,
использует
традиционные методы и приемы (вопросы репродуктивного характера, чтение
стихов и т.д.), и практически не используются возможности дидактической
игры, в том числе музыкально – дидактической.
И
как
следствие,
педагог
сталкивается
с
проблемой
речевого
недоразвития и необходимостью его коррекции.
Поэтому основным средством обучения в этом возрасте становиться
игра, в частности, музыкально – дидактическая. Она имеет важное значение
для
стимуляции
речевого
развития,
формирования
речевого
слуха,
звуковысотного, фонематического, слухового внимания, восприятия темпа и
ритма речи.
В соответствии свыше изложенным нами были определены цель и
задачи работы.
Цель: развитие речи детей средствами музыкально – дидактической
игры, стимулирование развития всех сторон речи (звуковая культура речи,
грамматически – правильная речь, развитие словаря, связная речь).
В соответствии с поставленной целью, были определены задачи:
- изучить и проанализировать научно – методическую литературу по
проблеме
использования
музыкально
–
дидактических
игр
и
пособий
в
развитии речи детей младшего дошкольного возраста;
-
разработать систему использования музыкально – дидактических
игр в условиях реализации программы, раздела «Учусь говорить»;
-
наработать
вспомогательный
музыкально
–
дидактический
материал
и
использовать
его
в
целях
развития
речи
детей
младшего
дошкольного возраста;
-
определить
эффективность
использования
разработанных
материалов (систему музыкально – дидактических игр) в практике работы.
Вопросы значения музыкально – дидактических игр рассматривались в
отечественной педагогике такими авторами, как Н. Г. Кононова «музыкально
–
дидактические
игры
для
дошкольников»,
О.
О.
Бартова
«Развитие
музыкально – сенсорных способностей дошкольников через музыкально –
дидактические игры», «Основные виды музыкально – дидактических игр и
пособий» в работах Теплова Б. М. эти работы в основном раскрывали значение
музыкально – дидактической игры для развития музыкальных способностей.
Ряд автор рассматривал личности ребенка – дошкольника. М. И. Попова
отмечала, что для освоения грамматики важна самостоятельная деятельность
ребенка со словами в сочетании с игровыми упражнениями, обеспечивающие
более легкое и прочное запоминание нужной информации.
Проанализировав научно – методическую литературу, мы пришли к
выводу
–
данная
проблема
недостаточно
разработана,
и
необходимо
разработать систему использования дидактических игр в целях развития речи
у детей младшего дошкольного возраста. Взяв за основу перспективный план
по развитию речи детей второй младшей группы, попытались дополнить его
музыкально
–
дидактическими
играми
в
соответствии
с
тематикой
и
содержанием занятий по развитию речи.
Работа по развитию речи строилась с учетом тематического принципа
и
на
основе
тесной
взаимосвязи
в
работе
воспитателя
и
музыкального
руководителя, рекомендации логопеда.
Музыкально – дидактические игры осваиваются детьми постепенно.
Ознакомление с новой игрой происходит в основном во время музыкальных
занятий.
Музыкальный руководитель знакомит детей
с
правилами игры,
ставит перед ними определенную дидактическую задачу.
Затем воспитатель является инициатором проведения игры в группе, на
прогулке
или
в
другие
режимные
моменты.
Впоследствии
дети
могут
самостоятельно играть и без помощи педагога, выбрав ведущего среди своих
товарищей. Навыки, полученные детьми в процессе разучивания музыкально
– дидактических игр, позволяют им более успешно выполнять разнообразные
задания.
Так, например, при проведении занятия на тему «Домашние животные
и их детеныши», мы включили в ход занятия музыкально – дидактическую
игру
«Где
мои
детки»,
в
ходе
которой
дети
звукоподражали
не
проговариванием отдельных звуков, а пропевали их - Где мо -и у- тя-та, ми -
лы-е ре-бя-та? Кря-кря!
При
проведении
занятия
«Составление
рассказа
по
игрушке»
мы
включили музыкально – дидактическую игру «Чудесный мешочек». Игрушки
появлялись
перед
детьми
с
помощью
песенок
«Серенькая
кошечка»,
«Воробушки», «Петушок». Это способствовали речевой активности детей, и
поддерживало их интерес в ходе всего занятия, так как данный вид занятия по
развитию речи дети воспринимают трудно и быстро утомляются.
Развивая звуковысотный слух, мы учили детей дифференцировать
вариации голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи.
Это достигалось выразительным чтением сказок, подражанием голоса детей и
взрослых и т.д. для развития слухового внимания проводили специальные
игры: «Угадай, что звучит?», «Чей это голос?», «Откуда слышится звук?»
Ребенок должен был сосредоточить вой взгляд на издающих те или иные звуки
игрушки. Одновременно с взрослыми он произносил звуки, слова, изменяя
голос по высоте и тембру, регулирую громкость голоса и темп речи.
Известно, что любая воспитательно – образовательная задача будет
эффективно решаться при создании необходимых условий, т.е. предметно –
развивающей среды. Анализ предметно – развивающей среды показал, что,
как
правило,
музыкально
–
дидактические
игры
имеются
в
группах
в
музыкальных зонах и как правило, используются педагогами очень редко или
вообще не используются. Поэтому мы пересмотрели организацию предметно
– развивающей среды, отошли от принципа бессистемного наполнения ее
разнообразными дидактическими и настольно – печатными играми. В основу
речевого
центра
легла
изучаемая
лексическая
тема
занятия
(например,
«Овощи и фрукты», «Дикие и домашние животные», «Транспорт» и т.д.) в
среду вносились иллюстрации, картинки, дидактические игры, в том числе и
музыкально – дидактические по изучаемой теме.
Мы использовали музыкально – дидактические игры и в повседневной
деятельности.
Например,
организую
познавательный
вечер
загадок,
мы
использовали не только стихотворные тексты, но и карточки с изображением
животных. Детям предлагалась музыкальная загадка – звучала мелодия в
записи («Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки»
М. Красева и др.). Им нужно было узнать мелодию и поднять карточку. При
организации
игр
малой
подвижности
использовались
музыкально
–
дидактические
игры
«Птицы
и
птенчики»,
«Курица
и
цыплята»
и
использованием металлофона. Заучивая стихотворения А. Л. Барто из цикла
«Игрушки», мы использовали звучание музыкальных инструментов. Часто по
утрам у некоторых детей бывает плохое настроение, и мы предлагаем ребенку
определить свое настроение и поставить грустную или веселую музыку в
грамзаписи
или
подобрать
музыкальный
инструмент,
звучание
которого
охарактеризует его настроение (барабан – сердитое настроение, колокольчик
– веселое, дудочка – радостное и т.д.).
Проводя диагностическое обследование в конце учебного года, мы
получили положительные результаты.
Анализирую результаты нашей деятельности, мы пришли к выводу, что
разработанная нами система музыкально – дидактических игр способствует не
только развитию речи детей, но и профилактике нарушений фонетико –
фонематического слуха, развитию мимики и пантомимики, развитию речевого
дыхания, следовательно, является профилактической работой для речевых
отклонений.
При переходе на ступень – старший дошкольный возраст – только
единицы детей группы нуждались в логопедической помощи, у остальных
детей речь была в норме.
Эффективность
данной
работы
была
оценена
музыкальным
руководителем ДОУ. Дети данной группы слышат музыку, у них развит
динамический слух, тембровое восприятие, сформировано чувство ритма.
Ритм, передаваемый детьми, стал более точным не только в хлопках, но и в
передаче его звучащими жестами и на металлофоне. Улучшилась реакция
детей
на
определение
инструментов
по
тембровому
и
динамическому
звучанию