Автор: Лумпова Вера Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №242"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: тема: "Логопедический уголок в группе ДОУ как часть предметно-развивающей среды"
Раздел: дошкольное образование
Логопедический уголок в группе ДОУ как часть предметно-развивающей среды
Лумпова В.В., учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №242», г. Новокузнецк
В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее
видовом разнообразии. Это связано с введением нового Федерального государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС)
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы дошкольного образования. Решение программных образовательных задач
предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в
самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у
детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников
является
создание
эмоционально
благоприятной
ситуации,
способствующей
возникновению желания активно участвовать в речевом общении. На развитие ребенка
дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в
которой он находится большую часть времени. Предметно-развивающая среда позволяет
обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и
педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей групп.
Выделяют несколько компонентов развивающей среды:
1. Социальный компонент.
На основе исследований социальных психологов Е. А. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н.
Емельянова
можно
выделить
основные
характеристики
социального
компонента
развивающей образовательной среды:
- Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;
- Преобладающее позитивное настроение;
- Авторитетность руководителей;
- Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;
- Сплоченность;
- Продуктивность взаимоотношений.
2. Пространственно-предметный компонент.
В работе В. В. Давыдова и Л. Б. Петровского определены главные требования к
«интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:
Среда должна быть
-достаточно гетерогенной и сложной;
- достаточно связной;
- достаточно гибкой и управляемой.
3. Психодидактический компонент.
«Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная
организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые
должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития», - писал В.
А. Ясвин.
На основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского были
сформулированы принципы построения предметно-развивающей среды.
1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию
пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»): использование
разновысотной мебели (горки, подиумы, уголки).
2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в
создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка
и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.
3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для
изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты
для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. Использование сборно-
разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие
плоскости, подиумы для отдыха.
4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения
непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными
видами деятельности.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая
организация среды.
6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и
мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе
нормами: создание специализированных игровых зон.
7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе:
темы, сюжета игры; необходимых игрушек; места; времени.
8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего
развития», т. е. содержать предметы и материалы, известные детям, предметы и
материалы, которыми воспитанники будут овладевать с помощью взрослого, совсем
незнакомые предметы и материалы.
В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он
представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или
небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой,
дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для
коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого
общения. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой,
физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.
Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей,
их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна
эффективная коррекция речи дошкольников. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка
должна быть игрушка — “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие
важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность,
достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой
интерес,
побуждать
к
речевой
активности.
Расположить
коррекционный
уголок
целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это
создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть
удобным, чтобы воспитанники сами могли подходить к нему и заниматься. При
недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное. Наполняемость
логопедического уголка в группах осуществляется по разделам: ‒ артикуляционная
гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы
упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). ‒ мелкая моторика: волчки, сухой
бассейн, шнуровки, трафареты и т. п.; ‒ дыхание: вертушки, дудочки, шары для
надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.; ‒ фонематический слух: игры на
дифференциацию звуков ‒ звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков,
игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др. ‒
лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные);
развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое»
и др.; ‒ грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови
ласково», «Чего нет?» и др.; ‒ связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию»,
«Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.; ‒ грамота: схемы слов, предложений,
игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово» и др.
Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в коррекционном уголке
еженедельно,
в
зависимости
от
лексической
темы.
Необходимо
разнообразить
деятельность
детей
в
коррекционном
уголке.
Дидактическое
оснащение
должно
удовлетворять
потребности
актуального,
ближайшего
развития
ребенка
и
его
саморазвития. Не следует перезагружать уголок оборудованием, т. к. это затрудняет
выбор. Но необходимо учитывать, что и пустое по содержанию предметное пространство
утомляет и побуждает к безделью и агрессии. Опора на игру, как на ведущий вид
деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный
эффект в коррекционной работе. Подбор игрового и дидактического материала
осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не
формальным,
а
очень
тесным
и
плодотворным.
Материал,
содержащийся
в
коррекционном
уголке
должен
носить
многофункциональный
характер,
дающим
возможность использовать его в разных целях. Создавая коррекционный уголок группы,
очень важно чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Его
оформление должно быть привлекательным для воспитанников и вызывать у них
стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей
поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую
среду в группе, создать у воспитанников эмоциональную отзывчивость и желание
участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и
непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.
Библиографический список:
1.
Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности
// Дошкольное воспитание. -2005-№ 4
2.
Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. /
Творчество
и
педагогика
(материалы
Всесоюзной
научно-практической
конференции). - М., 2006. - 311 с.
3.
Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной
логопедической группе —СПб, ГНОМ и Д, 2009.
4.
Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей
логопедической группе детского сада. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. -120с.
5.
Новоселова
С.
Л.
Развивающая
предметно-игровая
среда.
//
Дошкольное
воспитание. - 2005. - №4.
6.
Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды //
Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 43-51.
7.
Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение
развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.-211 с.