Напоминание

тема: "Логопедический уголок в группе ДОУ как часть предметно-развивающей среды"


Автор: Лумпова Вера Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №242"
Населённый пункт: г. Новокузнецк Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: тема: "Логопедический уголок в группе ДОУ как часть предметно-развивающей среды"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Логопедический уголок в группе ДОУ как часть предметно-развивающей среды

Лумпова В.В., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №242», г. Новокузнецк

В дошкольном возрасте весьма актуальной проблемой является проблема речи во всем ее

видовом разнообразии. Это связано с введением нового Федерального государственного

образовательного

стандарта

(ФГОС)

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы дошкольного образования. Решение программных образовательных задач

предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в

самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Существует множество методик, позволяющих регулировать процесс развития речи у

детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников

является

создание

эмоционально

благоприятной

ситуации,

способствующей

возникновению желания активно участвовать в речевом общении. На развитие ребенка

дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в

которой он находится большую часть времени. Предметно-развивающая среда позволяет

обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и

педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей групп.

Выделяют несколько компонентов развивающей среды:

1. Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологов Е. А. Кузьмина, И. П. Волкова, Ю. Н.

Емельянова

можно

выделить

основные

характеристики

социального

компонента

развивающей образовательной среды:

- Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;

- Преобладающее позитивное настроение;

- Авторитетность руководителей;

- Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

- Сплоченность;

- Продуктивность взаимоотношений.

2. Пространственно-предметный компонент.

В работе В. В. Давыдова и Л. Б. Петровского определены главные требования к

«интегральной среде для всестороннего развития ребенка»:

Среда должна быть

-достаточно гетерогенной и сложной;

- достаточно связной;

- достаточно гибкой и управляемой.

3. Психодидактический компонент.

«Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная

организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые

должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития», - писал В.

А. Ясвин.

На основе анализа исследований В. В. Давыдова и В. А. Петровского были

сформулированы принципы построения предметно-развивающей среды.

1. Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию

пространства для общения взрослого с ребенком («глаза в глаза»): использование

разновысотной мебели (горки, подиумы, уголки).

2. Принцип активности – это возможность совместного участия взрослого с ребенком в

создании окружающей среды: использование больших модульных наборов, центров песка

и воды, мастерских, инструментов для уборки, использование стен.

3. Принцип стабильности – динамичности ориентирован на создание условий для

изменения в соответствии со вкусом, настроением и возможностями. Игровые комнаты

для детей каждой возрастной группы – это зона стабильности. Использование сборно-

разборной мебели, игрушечной мебели, емкостей для хранения игрушек, игрушки, мягкие

плоскости, подиумы для отдыха.

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения

непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными

видами деятельности.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов, т. е. эстетическая

организация среды.

6. Принцип «половых и возрастных» различий реализует возможность для девочек и

мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе

нормами: создание специализированных игровых зон.

7. Принцип свободы достижения ребенком своего права на игру реализуется в выборе:

темы, сюжета игры; необходимых игрушек; места; времени.

8. Предметно-пространственная среда должна ориентироваться на зону «ближайшего

развития», т. е. содержать предметы и материалы, известные детям, предметы и

материалы, которыми воспитанники будут овладевать с помощью взрослого, совсем

незнакомые предметы и материалы.

В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок в группе. Он

представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или

небольшими группами. В его оборудование входят стеллажи, зеркало, игровой,

дидактический и наглядный материал. С их помощью воспитатели создают условия для

коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого

общения. Содержание определяется не случайно, а в строгом соответствии с программой,

физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи.

Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей,

их индивидуальным и возрастным особенностям. Только при таком подходе возможна

эффективная коррекция речи дошкольников. Неотъемлемым атрибутом речевого уголка

должна быть игрушка — “одушевленный персонаж”, который помогает решать такие

важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность,

достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой

интерес,

побуждать

к

речевой

активности.

Расположить

коррекционный

уголок

целесообразно в хорошо освещенном месте и несколько удаленном от игровой зоны. Это

создаст более комфортные условия для занятий в нем. Доступ к уголку должен быть

удобным, чтобы воспитанники сами могли подходить к нему и заниматься. При

недостаточном освещении, необходимо предусмотреть дополнительное. Наполняемость

логопедического уголка в группах осуществляется по разделам: ‒ артикуляционная

гимнастика в картинках: (картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы

упражнений для артикуляции в картинках-таблицах). ‒ мелкая моторика: волчки, сухой

бассейн, шнуровки, трафареты и т. п.; ‒ дыхание: вертушки, дудочки, шары для

надувания, пузырьки, игры на воздушную струю и т. п.; ‒ фонематический слух: игры на

дифференциацию звуков ‒ звукопроизношение: альбомы по автоматизации звуков,

игровые упражнения, игры на автоматизацию звуков: «Логопедические лото» и др. ‒

лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные);

развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое»

и др.; ‒ грамматический строй речи: игры «Чей хвост?», «Один — много», «Назови

ласково», «Чего нет?» и др.; ‒ связная речь: сюжетные картинки, «Угадай по описанию»,

«Когда это бывает?», «Играем в профессии» и др.; ‒ грамота: схемы слов, предложений,

игры: «Подбери слово к схеме», «Составь предложение по схеме», «Сложи слово» и др.

Игровой и дидактический материал заменяется и пополняется в коррекционном уголке

еженедельно,

в

зависимости

от

лексической

темы.

Необходимо

разнообразить

деятельность

детей

в

коррекционном

уголке.

Дидактическое

оснащение

должно

удовлетворять

потребности

актуального,

ближайшего

развития

ребенка

и

его

саморазвития. Не следует перезагружать уголок оборудованием, т. к. это затрудняет

выбор. Но необходимо учитывать, что и пустое по содержанию предметное пространство

утомляет и побуждает к безделью и агрессии. Опора на игру, как на ведущий вид

деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный

эффект в коррекционной работе. Подбор игрового и дидактического материала

осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не

формальным,

а

очень

тесным

и

плодотворным.

Материал,

содержащийся

в

коррекционном

уголке

должен

носить

многофункциональный

характер,

дающим

возможность использовать его в разных целях. Создавая коррекционный уголок группы,

очень важно чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Его

оформление должно быть привлекательным для воспитанников и вызывать у них

стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей

поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Таким образом, использование коррекционного уголка позволяет расширить речевую

среду в группе, создать у воспитанников эмоциональную отзывчивость и желание

участвовать в речевом общении с взрослыми и самостоятельно, в процессе игры, легко и

непринужденно развивать и совершенствовать свои речевые навыки.

Библиографический список:

1.

Артамонова О. В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности

// Дошкольное воспитание. -2005-№ 4

2.

Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. /

Творчество

и

педагогика

(материалы

Всесоюзной

научно-практической

конференции). - М., 2006. - 311 с.

3.

Коноваленко В. В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной

логопедической группе —СПб, ГНОМ и Д, 2009.

4.

Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в старшей

логопедической группе детского сада. - СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. -120с.

5.

Новоселова

С.

Л.

Развивающая

предметно-игровая

среда.

//

Дошкольное

воспитание. - 2005. - №4.

6.

Полякова М. Особенности организации предметно-пространственной среды //

Дошкольное воспитание. - 2006. - №11. - С. 43-51.

7.

Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение

развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.-211 с.



В раздел образования