Напоминание

Развитие функциональной грамотности на уроках географии


Автор: Егорова Ольга Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ "Кудровский центр образования №1"
Населённый пункт: г.Кудрово, Ленинградская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках географии
Раздел: среднее образование





Назад




Развитие функциональной грамотности на уроках географии

Егорова Ольга Николаевна

учитель географии

МБОУ СОШ «Кудровский центр образования №1»

Функциональная

грамотность

-

это

способность

эффективно

функционировать в обществе; это способность к самоопределению,

к самосовершенствованию и самореализации. Основные признаки

функциональной грамотной личности: это человек самостоятельный,

познающий

и

умеющий

жить

среди

людей,

обладающий

определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

Три основных фактора

Первый - это умение решать конкретные жизненные проблемы (в

различных сферах)

Второй - компьютерные и информационные умения

Третий - коммуникативные умения

На

уроках

географии

формируется

одно

из

направлений

функциональной

грамотности:

естественнонаучная.

Естественнонаучная

грамотность

это

способность

человека

занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с

естественными

науками,

и

его

готовность

интересоваться

естественнонаучными

идеями.

Естественнонаучно

грамотный̆

человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении

проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что

требует от него следующих компетенций:

– научно объяснять явления,

– оценивать и планировать научные исследования,

– научно интерпретировать данные и доказательства.

Естественнонаучная грамотность отображает уровень культуры

общества, охватывая его способность к поддержке научной и

инновационной

деятельности. Понимание, умение объяснять или

описывать

естественнонаучные

явления,

сделать

вывод,

проанализировать и оценить достоверности являются основными

компетенциями естественнонаучной грамотности.

Задача

формирования

естественнонаучной

грамотности

и

достижения

образовательных

результатов

ФГОС

предъявляет

определенные требования к содержанию учебной деятельности на

уроке и необходимым компетенциям учителя. Для обеспечения

эффективности

формирования

естественнонаучной

грамотности

школьников

на уроках географии применяю

методы и приемы

активного обучения, которые побуждают учащихся к активной

мыслительной и практической деятельности в процессе овладения

учебным материалом.

Использую

на уроках географии такие

методы

и приёмы, которые

направлены

главным

образом не на

изложение готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на

самостоятельное овладение учащимися знаниями

и умениями в

процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача

нового материала происходит через создание проблемной ситуации.

Для

учащихся

она

является

интеллектуальным затруднением.

Успешность проблемного обучения

обеспечивается совместными

усилиями учителя и обучаемых.

Основные компетенции, составляющие естественнонаучную грамот-

ность:

понимание

основных

особенностей

естественнонаучного

исследования (или естественнонаучного метода познания);

– умение объяснять или описывать естественнонаучные явления н

основе имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать

изменения;

– умение использовать научные доказательства и имеющиеся

данные для получения выводов, их анализа и оценки достоверности.

Проблемно

-диалогическая технология, которую я использую на

уроках географии, даёт развёрнутый ответ на вопрос, как научиться

ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией

на уроке изучения

нового материала прорабатываю три звена:

постановку учебной проблемы, поиск её

решения и подведение

итога

деятельности.

Постановка

проблемы

это

этап

формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск

решения – этап формулирования нового знания. Подведение итогов

– рефлексия своей деятельности. Постановку проблемы, поиск

решения и подведение итога учащиеся осуществляют в ходе

специально

выстроенного

мною

диалога.

Эта

технология,

применяемая мною на уроках географии, формирует регулятивные

УУД, обеспечивая формирование умения решать проблемы (вслед за

учебными – жизненные). Происходит формирование и других УУД:

за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости

извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. –

познавательных.

Учебные задания, формирующие естественнонаучную грамотность

Одним из основных средств формирования естественнонаучной

грамотности

является

выделение

общей

для

всех

естественнонаучных предметов номенклатуры учебных заданий,

которые

непосредственно

направлены

на

формирование

компетентностей естественнонаучной грамотности.

Например:

1 Используя физическую и климатическую карты, приведите

примеры территорий России с благоприятным и неблагоприятным

для ведения сельского хозяйства климатом.

2 Представьте себе, что Вы можете повлиять на климатообразующие

факторы России. На каких территориях нашей большой страны Вы

хотели

бы

изменить

климатические

условия?

Что

бы Вы

предприняли, чтобы этого добиться?

3

Предположите,

как

изменения

климата

в

районе

Ваших

экспериментов скажутся на климате прилегающих территорий. А на

климате планеты?

Проект ФГОС ООО по географии включает функциональную

грамотность, и модель КИМ ОГЭ-2020 предусматривает проверку

соответствующих

навыков.

Можно

использовать

готовые

материалы КИМ как примеры заданий для построения собственного

мониторинга: задания 27-29 предполагают анализ текста, а 16-17 —

данных

из таблицы.

Так оценка

функциональной

грамотности

влияет

на повышение

качества

школьного

географического

преподавания:

направляет

его

в сторону

разносторонности

и практикоориентированности.

Например, задания 27-29 из КИМ ОГЭ по географии ( выполняются

с использованием приведённого ниже текста):

27. В пределах какого субъекта России произошло данное событие?

Ответ: _____________ край.

Тропический циклон «Санба»

В сентябре 2012 г. на одной из центральных улиц Владивостока на

проспекте Красоты сошёл оползень. Камнями и землёй засыпало

большую часть дорожного полотна. В результате инцидента никто

не пострадал, но движение было закрыто. Причиной оползня стали

сильные дожди, вызванные пришедшим тропическим циклоном

«Санба».

28. Как называются ветры, которые приносят сезонные дожди в эту

часть России?

29. Объясните, почему сильные дожди могли стать причиной

оползня?

Трудности

у

учащихся

вызывают

задания

практического

содержания,

в которых данные представлены в нестандартной

форме, требующие проведения анализа,интерпретацию данных.

Например: задание «Ресурсы и отходы»

Каждый день вы используете множество предметов из различных

материалов

и

продуктов

природного

и

искусственного

происхождения.

Для

их

получения

требуются

разнообразные

природные ресурсы. После использования большинство предметов

становятся ненужными, превращаются в отходы, промышленные

или бытовые, которые мы иногда называем мусором.

Представьте, что вы купили в торговом центре:

А) книгу

Б) набор простых карандашей

В) газированную воду в стеклянной бутылке

Г) зелёный горошек в металлической банке

Д) упаковку йогурта

Для производства всех этих продуктов и предметов необходимы

природные ресурсы.

Какие

природные

ресурсы

понадобились

для

производства

продуктов и предметов, перечисленных выше?

Выберите из списка ресурсов, расположенного ниже, и запишите в

таблицу

те

ресурсы

(цифры),

которые

потребовались

для

производства предметов (буквы), купленных в торговом центре.

Ресурсы:

Растения

2. Животные

3. Природная вода

4. Минералы неметаллов, солей и оксидов

5. Руды металлов

6. Топливо: нефтепродукты, газ

Запишите свой ответ.

Продукт/предмет

А

Б

В

Г

Д

Ресурсы

Таким образом, использование методов и приёмов активного

обучения на уроках географии создаёт необходимые условия для

развития

умений

обучающихся

самостоятельно

мыслить,

анализировать,

отбирать

материал,

ориентироваться

в

новой

ситуации,

находить

способы

деятельности

для

решения

практических задач в жизненном пространстве. Что способствует

формированию компетентности естественнонаучной грамотности

школьников.

Литература:

1

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного общего образования.

2. Болотникова Н.В. , Затямина Т.А., Куликова С.В. - Формирование

функциональной

грамотности

учащихся

по

географии:

образовательные практики реализации концепции географического

образования в Российской Федерации. Редакционно-издательский

центр ВГАПО, 2019. – 124 с.

3.О.А. Панасенкова, Ким Э.В Работа с учебным текстом на уроках

географии как средство реализации требований ФГОС основного

общего образования.,2016г.



В раздел образования