Автор: Шумакова Лариса Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Преображенский детский сад "Малышок"
Населённый пункт: Назаровский район Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: "Волшебный песок!
Раздел: дошкольное образование
«Самая лучшая игрушка
для детей – кучка песка!»
Шумкова Лариса Викторовна МБДОУ «Преображенский детский сад
«Малышок», Назаровского района. Воспитатель подготовительной к школе
группы , тема мастер-класса: «Волшебный песок»
В своей практике применяю песочную терапию. Песочная терапия – одна
из разновидностей игротерапии и наиболее интересна, так как направлена на
снятие напряжения, стресса, достижения комфорта и, кроме всего, на
развитие воображения, творчества, мелкой моторики и, как следствие, речи и
когнитивных функций. Игра с песком – это естественная и доступная для
каждого ребёнка. А самое главное – ребёнок приобретает собственный
бесценный опыт символического разрешения множества жизненных
ситуаций. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу даёт
больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные
формы обучения.
Во – первых, существенно усиливается желание ребёнка узнать что-то
новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во – вторых, в песочнице мощно
развивается «тактильная» чувствительность.
В – третьих, в игре с песком более гармонично и интенсивно развиваются
все высшие психические функции (память, мышление, восприятие,
внимание, а также речь и моторика.
В – четвёртых, совершенствуется развитие предметно – игровой
деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой
игры и коммуникативных навыков ребёнка.
В – пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную
энергию. Это его свойство особенно востребовано в работе с «особыми»
детьми: дети с нарушениями речи, агрессивные дети, тревожные дети и др.
. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую
составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается
образовательный процесс.
Песочная терапия решает следующие задачи:
развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, навыков
самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и
фантазии;
формирование у ребёнка представления об окружающем мире;
развитие общей и мелкую моторики.
Цель такой терапии – не менять и переделывать ребенка, не учить его каким
– то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть
самим собой.
Итак, некоторые рекомендации:
• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше
свободы движений.
• Не помещайте песочницу в углу комнаты. К ней должен быть обеспечен
свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по
желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или
вертикальный).
• песочница с песком следует установить на большом и прочном столе,
высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы
детей.
• Все принадлежности для занятий следует размещать на уровне глаз
ребенка.
• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время
которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для
игр и рисования в лотке.
• Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали
это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все
загрязнения останутся в нем.
• Требуйте, чтобы перед началом занятий и после с песком дети мыли
руки – таковы гигиенические нормы.
После того, как ребенок построит свою картину на песке, он должен
придумать название и немного рассказать о своей работе. Если не хочет
рассказывать о своей постройке, то принуждать не надо. По окончанию
занятия ребенок должен сам разобрать свою работу, так как в следующий
раз «сказочная страна» будет другой.
Как правило, на такие занятия детей берут 1-2 раза в неделю. Курс «песочная
терапия» рассчитан примерно на 10 занятий. Игры с песком в группе в
основном на развитие коммуникативных навыков: умения гармонично и
эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать. Группа может
состоять из 2-х, 3-х человек, и более, в зависимости от размера песочницы.
Я в своей практике принимаю разные инструментарий работы с песком:
*столик с кварцевым песком и с подсветкой;
*индивидуальные формы (чашки с песком);
* песочница для песка для минигруппы;
*цветная соль;
* игрушки, бросовый материал.
Основные методы и приемы песочной терапии:
1. Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу
с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки), элементы
экспериментирования, наблюдения.
2. Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций («песочная буря»,
«проливной дождь»), инсценировка, элементы театрализации.
3. Словесные методы – беседы, рассказ педагога, чтение произведений
литературы (стихи, сказки), использование фольклорного жанра (потешки,
прибаутки).
4. Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и
иллюстраций, моделирование).
5. Релаксация.
6. Функциональная музыка.
7. Сказкотерапия.
Формы работы:
1. Сюжетные игры – «Построим дорожку (дом, заборчик)», «Норки для
мышки». Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием
бросового материала (палочки, травка, дощечки, платочки и т.д.).
2. Игры-забавы – «Найди предмет», «Откопай сюрприз», «Ты спрячь, а я буду
искать», «Необыкновенные следы».
3. Дидактические игры-упражнения — «Узоры на песке», «Мы создаем мир».
4. Рассказывание сказок – лепим героев или рисуем на песке палочкой сказку
и сопровождаем рассказом.
5. Инсценировка: «Девочка чумазая», «Испечем пирожки».
6. Читаем на песке – предварительно лепим формочки животных или
предметов, а потом показываем детям и читаем стихотворение, например,
из цикла А.Барто «Игрушки».
7. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок набираем в
ладошку или насыпаем в кулечек с отрезанным уголком и рисуем по
готовому контуру картинку.
8. Конструирование – например, лепим «Замок из песка».
В занятиях по пескотерапии есть свой ритуал. Необходимо подготовить
детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-
посредника у нас это - мальчик-Песошка Он хозяева песка и следят за
порядком в песочнице во время игр детей. Перед началом игры необходимо
провести ритуал знакомства.
В гости к детям приходит Мальчик – Песошка, знакомится, говорит, что у
него есть подружки-песчинки, которые очень любят играть с детьми. Затем
дети дотрагиваются каждым пальчиком до песка, сжимают его в кулачках,
высыпают, подбрасывают, пересыпают с одной ладошки на другую, делают
отпечатки рук, рисуют на песке. Песошка напоминает детям, что песок
бывает волшебным только тогда, когда он находится в песочнице, а когда он
разбросан, он становится грязным и теряет свои волшебные
свойства. Песошка загрустила, потому что её подружки-песчинки
потерялись и смогли вернуться домой в песочницу. Он просит тебя, малыш:
1. Береги песчинки, – не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок
всыпался, покажи это взрослому, и он поможет вернуться им обратно
домой. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот, или бросаются ими в
других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.
3. Песошка любит, когда у детей чистые ручки и носики. Поиграл с песком –
помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.
Таким образом, мы знакомим ребёнка с правилами поведения в песочнице
(чем младше дети, тем короче правила). т.к. часть песка обычно при игре
высыпается из песочницы, нужно обратить внимание на этот факт.
Весь игровой материал должен легко обрабатываться и храниться в
пластиковых контейнерах с крышками. Для работы с влажным песком
необходимы фартуки для детей, ёмкости с водой, салфетки. Также
нужно иметь специальный совок и щётку для уборки просыпанного
песка.
Очень много игр с песком, но я условно их классифицировала на три
группы:
Игры для «общей» песочницы для минигруппы;
Игры для работы с кварцевым песком на столике с подсветкой;
Игры для индивидуальных мини песочниц.
Игры в песочницы для минигруппы;
Дидактическая игра « Достань 5 (6,7 и т.д.) ракушек, камешек»
Цель: учить детей счету порядковому; развитие внимания, координации
движений.
Содержание: В песочницу взрослый выкладывает несколько
камешков, ракушек. Затем предлагает ребёнку достать определённое
количество ракушек. Обязательно задаёт вопрос: «Сколько ракушек ты
достал? Почему столько?»
для разминки
-Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.
-Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и
размеру камни и природные материалы.
-«Чувствительные ладошки» (по Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой):
- Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.
откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).
-Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о
своих ощущениях.
-Предложите нарисовать линии змейки, используя разные части руки,
например, палец, ребро, ладонь.
- Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.
-Совместно выложить фишками геометрическую фигуру.
-Посчитать камешки и решить на песке математическую задачку.
- Найди животных, предметов, определенной буквы, вариация игры
«Волшебный мешочек»).
Дидактическая игра «Веселая ферма».
Цель: развитие внимания, памяти, умения определять и классифицировать.
Начинаем игру с того, что просим построить в песочнице веселую ферму и
поселить на ней только домашних животных. Ребенок должен сам
построить песочную композицию и выбрать из предложенных игрушечек
только нужные. Далее просим ребенка запомнить всех животных, которых он
поселил на ферме. После этого он отворачивается, а вы убираете одну из
игрушечек. Когда малыш повернется, он должен найти и назвать, кого не
хватает. По аналогии можно сделать из песка сказочный лес, волшебный
сад, цветочное поле и другое.
Дидактическая игра «Учимся считать».
Цель: обучить ребенка порядковому счету.
Делаем из песка несколько кучек, в одной из них прячем игрушку. Ребенку
нужно найти ее по подсказке взрослого: «Ищи в третьей кучке
справа» или «В пятой слева». После можно предложить малышу самому
спрятать игрушку и подсказать вам, как ее найти. Постепенно увеличиваем
количество кучек.
Дидактическая игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию
Содержание: Ребенку предлагается нащупать в песке предмет и описать,
какой он формы.
Игры для работы с кварцевым песком на столике с подсветкой
Дидактическое упражнение «Разговор с руками»
Взрослый и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы
оживляете песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик,
выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого
необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?»,
«Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас
огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д. . При этом важно подчеркнуть,
что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но
иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их
хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней они постараются
делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут
никого обижать.
Дидактическое упражнение
«Узоры на песке»
Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.
Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные
знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные
узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т.д.. После
чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или
продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети
могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных
предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.
Игра «Найди отличие».
Ребенок рисует на поверхности песка любую несложную картинку, затем
показывает её взрослому, а сам в это время отворачивается. Взрослый
дорисовывает некоторые детали и показывает полученное изображение
ребенку. Малыш должен заметить, что изменилось в картинке
Дидактическое упражнение «Волшебное исчезновение»
Цель: развитие памяти и внимательности.
Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть
каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются.
Например :"А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса
Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много
сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто
приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6
предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть
глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый
прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает
каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с
найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять увеличивая
количество фигурок.
Дидактическое упражнение: «Дорожка из счётных палочек»
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до
конца задание; развивать мелкую моторику рук, путём взаимодействия
пальчиков с песком, счётными палочками и мелкими игрушками.
Материал: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки.
Ход игры:
Дети друг другу указывают направление движения –
2 палочки вверх, 3 вправо, 1вниз, 1 вправо – здесь живёт котик;
2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк;
2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать
движение
всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.
Дидактическая игра «Песочный телеграф»
Цель: доставить детям тактильное удовольствие, обучать переводу
тактильных ощущений в знаки.
Материал: песочница с песком.
Ход игры.
Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Взрослый, ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего ребенка
геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность,
прямоугольник, треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен
передать его следующему игроку точно таким же способом — нарисовать
фигуру пальцем на спине соседа.
Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке.
После этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.
Можно разбить детей на две команды. Тогда взрослый посылает
«сообщение» то одной, то другой команде и следит, чтобы телеграммы были
переданы без ошибок.
В этом случае игра приобретает элементы соревнования. Когда дети освоят
«чтение» и «передачу по телеграфу» информации о фигурах,
можно перейти к рисованию цифр и букв. При этом необязательно, чтобы
дети уже знали все буквы. Достаточно, чтобы они умели повторить за
взрослым движения. Потом, когда знак появится на песке, ведущий может
сообщить название буквы. Самым сложным вариантом является вариант,
когда в результате передачи знаков должно появиться целое слово из трех-
четырех букв: мама, папа, лук, сук, кот, сом,рот, корм и т.п.
-Создать узоры и рисунки – солнышко, бабочка, буква А или целое слово.
- «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно по
заранее нарисованному лабиринту.
- нарисовать узор кисточкой или палочкой
.
Игры для индивидуальных мини песочниц.
- Просеять песок сквозь пальцы. «Дождь».Воспитанник набирает песок в
руку и постепенно выпускает его, равномерно рассыпая. Песок похож на
дождик. Упражнение тренирует мышечный тонус кисти.
- Просеять песок через сито, просеять песок через систему воронок и т.д.
- Можно «поиграть» на поверхности песка, как на пианино или клавиатуре
компьютера.
«Веселая история». Постройте фигурки. Пусть ребенок запомнит, в каком
порядке они стоят. Затем заройте их. Задача малыша – достать фигурки и
расставить их в том же порядке, как они стояли. Если малыш учит буквы,
можно взять буквы из пластмассы и зарыть их в песок. Когда буквы будут
найдены, из них можно сложить слово.
Из исходного материала можно построить город. В нем расселите фигурки. В
городе можно оставить место и для ребенка.
Игры и упражнения с песком. ( «Угадай». Фигурки зарываются в материал,
пока ребенок закрывает глаза. Руками на ощупь он должен потом угадать,
какие фигурки зарыты в песке. Это упражнение тренирует тактильные
ощущения и одновременно способно заинтересовать кроху.
«Отгадай загадку»
. Цель
: развитие мелкой моторики и мышления. Для
игры вам понадобится песочница с песком и маленькие игрушечки.
Правила очень просты – малыш отворачивается, а вы прячете
в песке игрушку-ответ к загадке. Далее ребенок поворачивается, вы
загадываете загадку, а он должен отгадать ее и проверить правильность
ответа, найдя отгадку в песке
Дудлинг. В целом процесс заключается в том, что вы рисуете двумя руками
одновременно, создавая симметричный, «зеркальный» рисунок.
«Держа в обеих руках по палочке, поставьте их кончики рядом, в одной
точке в центре. Начните рисовать двумя палочками одновременно, создавая
„зеркальный“ рисунок. Например, когда левая рука движется в левый край,
правая должна двигаться в правый край. И когда левая палочка движется к
центру, то и правая тоже должна двигаться к той же точке.»
Это весело, это расслабляет и это является отличной зарядкой для мозга, так
как
во
время
«двойного
дудлинга»
задействуются
оба
полушария
одновременно.
Закончить игры с песком можно тоже стихами:
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти (поумнеть) помог!
Дети, которые активно играли в песке, чаще вырастают уверенными и
успешными людьми