Напоминание

Формирование культуры речи


Автор: Чумакова Инга Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лицей № 136
Населённый пункт: город Новосибирск Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование культуры речи
Раздел: полное образование





Назад




Слайд 1

В современном школьном образовании все более явно возникает

необходимость в переходе на качественно новую форму организации

образовательного процесса.

Важно, чтобы организация обучения по

предмету была направлена на формирование качеств и свойств личности,

которые позволят выпускникам школ не только поступить в высшие учебные

заведения, успешно их окончить, но и стать

конкурентоспособными и

востребованными специалистами на рынке труда

, активными участниками

преобразований, происходящих в стране.

Поэтому формирование речевой культуры обучающихся на уроках русского

языка является одним из приоритетных направлений работы учителя.

Основная задача современного филологического образования в школе -

формирование и развитие языковой личности.

Слайд 2

Сегодня, как отмечают и специалисты, и общественность, речевая

культура в России находится на низком уровне, отмечается бурная

либерализация норм литературного языка, активно в лексику его носителей

проникают профессиональный сленг, жаргон, поэтому в образовательном

стандарте по русскому языку усилен аспект культуры речи.

Слайд 3

Как показывает практика, учащиеся, хорошо знающие русскую орфографию

и пунктуацию, часто оказываются неинтересными собеседниками; не могут

продемонстрировать умение завязать знакомство, поддержать беседу;

испытывают страх перед предстоящим деловым телефонным разговором.

Такие учащиеся, как правило, отвергают экзамен в форме собеседования,

предпочитая ему традиционную форму испытания в виде ответа на вопросы

билета; избегают участия в мероприятиях, предполагающих диалоги, дискуссии.

Вопросу формирования речевой культуры и коммуникативной компетенции

следует уделить особое внимание в тех случаях, когда речь идёт о

старшеклассниках. Совсем скоро им придётся организовывать свою речевую

деятельность в самых различных ситуациях, в т.ч. при написании работ ГИА.

Слайд 4

Для того чтобы выпускник смог найти своё место в обществе, мог реализоваться

в своей личной жизни и профессии, ему необходимо обладать многими

качествами, важнейшим среди которых является умение говорить.

Современные стандарты образования выдвигают новые требования к

преподаванию русского языка в школе.

Слайд 5

В случае целенаправленного и систематического использования

возможностей работы с текстом на уроках русского языка и литературы

преподавание позволит значительно повысить качество знаний по русскому

языку и литературе, подготовке к ГИА

Текст – это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой

среды. Именно текст - основной компонент структуры учебника по русскому

языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе:

коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.

Слайд 6

Предполагаемые формы обучения:

-лекции с творческими заданиями и тезисами

-дискуссии

-коррекционные игры и упражнения

-диспуты

-устные выступления

-комплексный анализ текста

Слайд 7

Задания по ГИА и ЕГЭ проверяют подготовку учащихся по всем основным

разделам и аспектам курса. Особое внимание уделено

сформированности

речевых умений и навыков выпускников: чтению и пониманию текста, оценке

его содержания и языкового воплощения (элементы лингвистического анализа),

созданию собственного высказывания на основе предложенного текста. Текст

— это центральное звено второй части экзаменационной работы, более

сложной, предназначенной главным образом для отбора в вузы самых

подготовленных выпускников. На основе этого текста строятся тестовые

задания разного типа: с выбором ответа, с кратким ответом и с развернутым —

сочинением. Не менее важное место в системе заданий ЕГЭ отводится проверке

уровня сформированности культурно-речевых навыков, владения основными

нормами современного русского литературного языка.

Создание на уроке русского языка атмосферы совместной творческой

деятельности учителя и учащегося пробуждает интерес школьников к работе с

текстом.

Постепенно

она

приобретает

исследовательский

характер,

что

сформулированы эти задания, какова последовательность их выполнения. При

этом ученикам должно быть ясно, почему они выполняют эти, а не другие

задания; от урока к уроку они должны убеждаться в том, что исследование

особенностей

употребления

языковых

средств

в

тексте

как

речевом

произведении помогает им глубже понять содержание текста, замысел

автора. Поэтому я стараюсь подбирать задания на основе текста. В свою

работу включаю следующие виды работ:

1)Работа

со

зрительной

опорой.

Виды работ со зрительной опорой:

а) устный диалог; б) устный рассказ; в) письменный рассказ .

2) Творческие

работы

(сочинения) на основе личных впечатлений:

- читательские;

- жизненные;

- фантазийные

3)

Устные

дискуссии

.

Основная цель этой работы – научить слушать и слышать, формулировать

свои мысли и аргументировать их.

4) Устная или

письменная газета.

5) Языковые игры:

- «Корректор»

- «Вставь слово»

- Продолжи рассказ по его началу…

- Собери текст.

- Распространи предложение.

- Найти «третье лишнее» и др.

6) Минутки

поэзии

7) Мини-изложения, мини-сочинения.

8) Творческие

диктанты

на основе картин.

9) Почему так, а не

иначе

.

10)Пересказ художественного

текста

от

лица

героя.

11.Сообщения .

Форма работы – групповая, в парах, индивидуальная.

12.Сочинение-миниатюра – такой тип упражнений, который таит в себе

неограниченные возможности для развития речи. Научившись писать

миниатюры (что само по себе дело сложное!), ученик спокойнее подойдет и к

большим работам. Дети, надо сказать, охотнее пишут именно небольшие

работы. Может быть, потому что в зарисовках, этюдах ребята делают свои

открытия, пусть маленькие, но открытия. « Дети, постарайтесь отразить свое,

неповторимое видение березки, неба, весеннего цветка…» - обращаюсь я к

ребятам.

К сочинению-миниатюре учащихся нужно готовить. Использую несколько

приемов при подготовке учащихся к написанию небольшой творческой работы.

Один прием: первый шаг – учимся у мастеров художественного слова; второй

шаг – пишем свои этюды.

В своей работе использую информативные и игровые технологии, личностно-

ориентированное и дифференцированное обучение. Всё это помогает понять

ученикам, что, овладев тем или иным речевым умением, они расширяют свои

возможности общаться как устно, так и письменно.

Слайд 8

Эти

цели

достигаются

в

процессе

использования

следующих

видов

деятельности:

нахождение границ предложений в тексте;

деление текста на абзацы;

восстановление деформированного текста;

собирание текста из фрагментов;

определение темы, главной мысли, идеи;

озаглавливание;

дописывание концовки текста;

создание текстов разных стилей, разных типов речи.

Слайд 9

Предлагаю Вашему вниманию некоторые приёмы работы с текстом

Предлагаю вашему вниманию некоторые приемы работы с текстом.

1. Комплексный анализ текста. Интерес к этому приему работы с текстом

продиктован необходимостью подготовки учащихся к выпускным экзаменам в

9, 11 классах. Работа над анализом текста начинается в 5 классе на уроках

русского языка и продолжается до 11 с учетом возраста и полученных знаний.

Ученики приучаются к первичным основам лингвистического комплексного

анализа текста.

2. Реконструкция текста. Один из продуктивных приемов работы с текстом на

уроке русского языка является «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ».

Этот прием

подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний и для работы с

параграфом при изучении нового материала.

3. Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в

5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”, “Темы широкие и узкие”.

4. Верные-неверные утверждения. Этот прием может стать нетрадиционным

началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом,

критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности

информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают

дважды: до чтения текста параграфа учебника и после знакомства с ним.

Полученные результаты обсуждаются.

5. Синквейн. (стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам). К

этому приему, позволяющему высказать свою точку зрения, прибегаю при

знакомстве с текстами, посвященными лингвистам прошлого и настоящего. Эта

работа не вызывает особого интереса у учащихся, но по-своему нужна и важна.

6. Поэтическая разминка. Этот прием использую на уроках изучения лирики.

Он активизирует мысль, учит узнавать поэта по его слову, оживляет урок.

Представленные приемы работы с текстом позволяют решать такие

речевые задачи:

учить видеть, слышать и чувствовать текст;

пополнять речевую память учащегося;

обогащать словарный запас;

продуктивно усваивать учебный материал;

прививать эстетический вкус;

формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

Эффективность использования текста как основной дидактической единицы

на уроках русского языка в рамках деятельностного подхода очевидна.

Использование текста при обучении русскому языку создает условия для

осуществления личностно-ориентированной педагогики – эта работа позволяет

воспитать свободную личность, наделенную субъективным опытом и

реализовавшую свои способности и возможности на интеллектуальном,

речевом, духовно-нравственном уровне. Именно в тексте отражаются факты и

особенности национальной культуры..

Слайд 10

Текст

можно использовать

не только с целью правописно-

орфографической

направленности, но и

для

развития

речевой культуры

учащихся. Он способствует интенсивному речевому и интеллектуальному

развитию учащихся. В процессе лингвистического анализа текста происходит

активизация логико-познавательных сторон деятельности учащихся, развитие

их способности самостоятельно анализировать факты и делать выводы.

С 5 класса развиваю культуру общения с художественным текстом: любой

отрывок из произведения сопровождаю указанием автора строк, учу оформлять

на письме цитаты, подбирать эпиграфы. В результате систематической,

целенаправленной работы к 9 классу учащиеся определяют тему, идею, стиль,

тип речи данного текста, выделяют микротемы, определяют средства связи

между предложениями. В старших классах идёт более глубокое осмысление

лингвистических средств создания образности художественного текста.

Слайд 11

Сравнив результаты работ по развитию речи учащихся, я сделала вывод, что

положительная динамика роста прослеживается. Систематическое

использование различных методических приемов позволяет развивать речь

учащихся. Ребята не боятся высказывать свое мнение, стараются его отстаивать,

пытаются доказать свою точку зрения. Они составляют высказывания, создают

творческие работы с использованием различных языковых средств. У них

начинает развиваться чувство языка, чувство слова. Совершенствование

речевых навыков способствует успешной учебе. Возрастает активность

учащихся. Они с удовольствием выступают на различных конкурсах, участвуют

в олимпиадах, успешно сдают ОГЭ и ЕГЭ.

Слайд 12



В раздел образования