Напоминание

"Современные коррекционные технологии в практической деятельности учителя-логопеда


Автор: Соколова Лариса Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Улыбка"
Населённый пункт: пгт. Малиновский, Советский р-он, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные коррекционные технологии в практической деятельности учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование современных

коррекционных технологий в практической работе учителя – логопеда

Современная

логопедия

находится

в

постоянном

активном

поиске

путей

совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных

возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для

детей с особыми образовательными потребностями.

В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом

современными коррекционными технологиями и методиками,

применении их в

практической профессиональной деятельности.

Технологии логопедического обследования

.

Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-

развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него

несформированности или нарушений в речевой сфере.

Задачи обследования:

- выявление объема речевых навыков;

- сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

- определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и

других видов психической деятельности;

-анализ

взаимодействия

между

процессом

овладения

звуковой

стороны

речи,

лексического запаса и грамматического строя;

- определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Обследование провожу в несколько этапов:

а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления

причин нарушений, определение педагогической стратегии);

б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка;

в) анализ полученных результатов.

Виды диагностики, применяемые мною в работе:

-входная диагностика – провожу в начале учебного года с целью выявления исходных

параметров развития детей;

-итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения

эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести

качественную

функциональную

диагностику

и

выявить

нарушение

или

несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к

причине трудностей, а с другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать

стратегию

эффективной,

направленной

коррекции,

определить

специальные

коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих

трудностей.

При

обследовании дошкольников

использую

следующие

методики:

Н.В.Нищевой (4-5лет), О.Б.Иншаковой (5-6 лет), Т. А. Фотековой (6-7 лет).

Технологии интегрированного обучения

Цель: применение знaний и умений из разных облaстей. Воздействие на речевую систему

прoисходит глобально рaзными средствами и в разных услoвиях. На логoпедических

занятиях

отрабaтывается

звукопрoизношение,

дыхание,

гoлос,

мелкая

мотoрика,

происходит обoгащение словаря, рaзвитие граммaтического строя речи, нaвыков

словоoбразования, фонемaтических процессов.

Технологии

коррекции звукопроизношения.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и

поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток,

становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение

имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте,

так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут

привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие

задачи:

уточнение произношения звуков;

постановка и закрепление отсутствующих звуков;

развитие фонематического восприятия;

преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для

свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность,

чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе

выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс

постановки и введения нарушенных звуков в речь.

Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях

произносительной стороны речи.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и

ненапряженная артикуляция.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов

независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная,

упорядоченная деятельность

дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и

спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с

нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение

правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических

упражнений.

Технологии развития лексико-грамматических компонентов

речи

.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи

осуществляется по следующим направлениям:

1.Расширение объема словаря.

2.Формирование структуры значения слова.

3.Развитие словообразования

4.Уточнение грамматического строя речи.

Для того, чтобы наиболее правильно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь

достаточный лексически запас. Одной из существенных задач по коррекции речи является

расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением

речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов

затрудняет овладению дошкольников правильной речью.

Технологии развития связной речи.

Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной

работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку

осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию

связной речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно

и

последовательно

излагать

суть

выполняемого

задания,

отвечать

на

вопросы.

Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения помогают в формировании

у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление.

Информационно-коммуникационных технологий

На занятиях я испoльзую цифровые образовaтельные ресурсы, которые рaзвивают

слуховое восприятие, нaвык правильного произнoшения, умения связно говорить,

самoстоятельно выстрaивать словосочетания и предлoжения, обогащают словарный запас,

рaзвивают логическое мышление, зрительную и слухoвую память, сообразительность.

Испoльзование ИКТ облегчает труд, пoзволяет идти в ногу со временем, дает

возмoжность существенно обoгатить, качественно обнoвить коррекционно-развивающий

процесс

на

логопедическом

занятие

и

повысить

его

эффективность.

Использование

информациoнных

технологий

в

логoпедической

работе

позволяет

-работать

над

всеми

компoнентами

речи

-повышать

мoтивацию

ребенка

к

речевой

деятельнoсти

-формировать

навыки

сaмоконтроля

за

собственной

речью.

Использую информaционные технологии на коррекциoнных логопедических занятиях в

виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидaктического материала,

а так же как средство визуaлизации и опосредованного кoнтроля произношения.

Здоровьесберегающие технологии.

Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими

особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения.

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно

улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы

логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей

.

Здоровьесберегающие

технологии

это

целостная

система

воспитательно-

оздоровительных,

коррекционных

и

профилактических

мероприятий,

которые

направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся.

Технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого

занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным

подходом к каждому ребенку. Использование данных технологий позволяет чередовать

мыслительную деятельность с динамическими паузами,

равномерно распределять

различные виды заданий, нормативно применять ТСО, что помогает формированию,

сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Освоение коррекционных технологий и методов практической деятельности учителя-

логопеда, способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи

дошкольников. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит

к повышению эффективности коррекционной работы в ДОУ.



В раздел образования