Автор: Соколова Лариса Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ д/с "Улыбка"
Населённый пункт: пгт. Малиновский, Советский р-он, ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные коррекционные технологии в практической деятельности учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
Использование современных
коррекционных технологий в практической работе учителя – логопеда
Современная
логопедия
находится
в
постоянном
активном
поиске
путей
совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных
возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для
детей с особыми образовательными потребностями.
В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом
современными коррекционными технологиями и методиками,
применении их в
практической профессиональной деятельности.
Технологии логопедического обследования
.
Цель логопедического обследования - определение путей и средств коррекционно-
развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него
несформированности или нарушений в речевой сфере.
Задачи обследования:
- выявление объема речевых навыков;
- сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;
- определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и
других видов психической деятельности;
-анализ
взаимодействия
между
процессом
овладения
звуковой
стороны
речи,
лексического запаса и грамматического строя;
- определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.
Обследование провожу в несколько этапов:
а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления
причин нарушений, определение педагогической стратегии);
б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка;
в) анализ полученных результатов.
Виды диагностики, применяемые мною в работе:
-входная диагностика – провожу в начале учебного года с целью выявления исходных
параметров развития детей;
-итоговая диагностика – провожу в конце учебного года с целью определения
эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести
качественную
функциональную
диагностику
и
выявить
нарушение
или
несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к
причине трудностей, а с другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать
стратегию
эффективной,
направленной
коррекции,
определить
специальные
коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих
трудностей.
При
обследовании дошкольников
использую
следующие
методики:
Н.В.Нищевой (4-5лет), О.Б.Иншаковой (5-6 лет), Т. А. Фотековой (6-7 лет).
Технологии интегрированного обучения
Цель: применение знaний и умений из разных облaстей. Воздействие на речевую систему
прoисходит глобально рaзными средствами и в разных услoвиях. На логoпедических
занятиях
отрабaтывается
звукопрoизношение,
дыхание,
гoлос,
мелкая
мотoрика,
происходит обoгащение словаря, рaзвитие граммaтического строя речи, нaвыков
словоoбразования, фонемaтических процессов.
Технологии
коррекции звукопроизношения.
Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и
поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток,
становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение
имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте,
так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут
привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие
задачи:
уточнение произношения звуков;
постановка и закрепление отсутствующих звуков;
развитие фонематического восприятия;
преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;
закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.
Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для
свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность,
чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе
выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс
постановки и введения нарушенных звуков в речь.
Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях
произносительной стороны речи.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и
ненапряженная артикуляция.
Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов
независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная,
упорядоченная деятельность
дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и
спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с
нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение
правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических
упражнений.
Технологии развития лексико-грамматических компонентов
речи
.
Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи
осуществляется по следующим направлениям:
1.Расширение объема словаря.
2.Формирование структуры значения слова.
3.Развитие словообразования
4.Уточнение грамматического строя речи.
Для того, чтобы наиболее правильно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь
достаточный лексически запас. Одной из существенных задач по коррекции речи является
расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением
речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов
затрудняет овладению дошкольников правильной речью.
Технологии развития связной речи.
Формированию связной речи отвожу одно из центральных мест в коррекционной
работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку
осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работу по развитию
связной речи провожу методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно
и
последовательно
излагать
суть
выполняемого
задания,
отвечать
на
вопросы.
Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения помогают в формировании
у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление.
Информационно-коммуникационных технологий
На занятиях я испoльзую цифровые образовaтельные ресурсы, которые рaзвивают
слуховое восприятие, нaвык правильного произнoшения, умения связно говорить,
самoстоятельно выстрaивать словосочетания и предлoжения, обогащают словарный запас,
рaзвивают логическое мышление, зрительную и слухoвую память, сообразительность.
Испoльзование ИКТ облегчает труд, пoзволяет идти в ногу со временем, дает
возмoжность существенно обoгатить, качественно обнoвить коррекционно-развивающий
процесс
на
логопедическом
занятие
и
повысить
его
эффективность.
Использование
информациoнных
технологий
в
логoпедической
работе
позволяет
-работать
над
всеми
компoнентами
речи
-повышать
мoтивацию
ребенка
к
речевой
деятельнoсти
-формировать
навыки
сaмоконтроля
за
собственной
речью.
Использую информaционные технологии на коррекциoнных логопедических занятиях в
виде применения компьютерной презентации, как наглядного дидaктического материала,
а так же как средство визуaлизации и опосредованного кoнтроля произношения.
Здоровьесберегающие технологии.
Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими
особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе позволяют значительно
улучшить результативность коррекционной работы, разнообразить приемы и методы
логопедического воздействия и способствовать оздоровлению детей
.
Здоровьесберегающие
технологии
–
это
целостная
система
воспитательно-
оздоровительных,
коррекционных
и
профилактических
мероприятий,
которые
направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся.
Технологии, которые я использую, тесно перекликаются с целями и задачами каждого
занятия, этапами коррекционной работы и применяются с максимально индивидуальным
подходом к каждому ребенку. Использование данных технологий позволяет чередовать
мыслительную деятельность с динамическими паузами,
равномерно распределять
различные виды заданий, нормативно применять ТСО, что помогает формированию,
сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Освоение коррекционных технологий и методов практической деятельности учителя-
логопеда, способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи
дошкольников. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит
к повышению эффективности коррекционной работы в ДОУ.