Напоминание

"Осень золотая"


Автор: Белая Вера Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ягодка"
Населённый пункт: г.Ноябрьск, ЯНАО
Наименование материала: Конспект развивающей прогулки,для детей старшего дошкольного возраста
Тема: "Осень золотая"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект развивающей прогулки для детей старшего дошкольного возраста

«Осень золотая»

Подготовила:

воспитатель

МБДОУ «Ягодка» г.Ноябрьск

Белая Вера Николаевна

Цели:

1.Образовательные:

Закреплять знания детей о признаках осени, назвать народные приметы осени.

Подчеркнуть красоту осенней природы, разнообразие красок.

Расширение и углубление знаний и представлений воспитанников об окружающем мире.

2.Коррекционные:

Продолжить работу по активизации и уточнению словаря детей по теме «Осень»

Обогащение словарного запаса словами-признаками.

Совершенствовать навыки словообразования и словоизменения.

Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивать навыки правильного дыхания.

Способствовать развитию наблюдательности.

3.Воспитательные:

Воспитывать любознательность.

Воспитывать любовь к родной природе.

Ход прогулки: Наблюдение.

Воспитатель. Дети, вспомните ,как выглядел наш участок летом. Что с тех пор изменилось?

Давайте вместе понаблюдаем за изменениями в природе - обойти участок, рассмотреть и назвать,

какие на нем растут деревья, кустарники; обнаружить на них признаки начавшейся осени,

полюбоваться разноцветными листьями, рассмотреть покров земли и отметить, что трава еще

зеленая, много осенних цветов, местами на траве лежат опавшие листья, они яркого цвета

(желтого, красного). Вопросы: много ли на участке зелени цветов? Красив ли участок? Что

создает красоту? Является ли участок для кого-то домом? Для кого? Что есть кому-нибудь домом?

Для кого? Что есть в этом доме для живых обитателей участка?

.( листья на деревьях и кустиках пожелтели, отцвели цветы, песок сырой, люди одеты тепло и

т.д.). Отгадайте загадку:

Солнцу теплому не верьте -

Впереди метели.

В золотистой круговерти

Листья полетели.

Это я пришла с дождями,

Листопадом и ветрами. (Осень)

Ребята, какие признаки осени упоминаются в этой загадке? (Листопад, дождь, ветер.)

Ребята, послушайте сказку: (воспитатель рассказывает сказку, обращаясь к деревьям, птицам.

Можно провести прогулку в осеннем лесу).

Наступил первый день осени – первое сентября. Ранним утром все в лесу увидели, как к ним

через поле идет девушка — с умными, немножко грустными глазами.

— Это Осень, — прошептали деревья.

— Да, это она! — подтвердили травы и цветы.

— Что ж, вы приуныли! — сказала Осень, с улыбкой глядя на всех. — Не бойтесь! Всё будет

хорошо. Только всем жителям леса нужно как следует подготовиться к приходу холодов.

Вам, травы и цветы, помогут эти опадающие жёлтые листья. Они укроют и защитят ваши

корешки от зимних морозов. Так, чтобы весной вы смогли снова расцвести.

А вы, воробьи и синицы, галки и вороны, тоже не волнуйтесь. Я вам приготовила к зиме пищу.

Посмотрите на эти ягоды шиповника и рябины! Они для вас!

Малыши — ёжики, мышки и белочки, почему растерялись? Ищите в лесу грибы, орехи и яблоки,

а в поле — зёрнышки. Делайте для себя запасы на холодную и голодную зиму. Тогда она вам не

будет страшна!

Деревья и кусты! Не плачьте! Все листики, которые вы потеряете сейчас, весной снова вырастут

из ваших почек. Только не растеряйте запасы живицы, что течёт по вашим стволам. Она — ваше

питание на долгую зиму.

Ну, а вы, наши дорогие певчие птицы! Вам не уберечься здесь от холодов. Потому летите на юг.

Вы перезимуете там, а весной, когда потеплеет, вновь вернётесь к нам. Мы вас будем ждать с

нетерпением!

После таких ободряющих слов золотокудрой Осени весь лес повеселел, зашумел, загудел в

работе. А певчие птицы, обсудив планы перелёта и отдохнув, собрались в далекое путешествие.

И вот уже ранним утром к югу потянулись стаи перелётных птиц. А девушка Осень, провожая

их, глядела в небо им вослед и желала доброго и счастливого пути.

Воспитатель: Ребята, так стоит ли грустить , что наступила осень? Чем вам нравится осень?

(ответы детей). Осень красивая, золотая, пестрая, богатая, хлебосольная и очень важная в жизни

всего живого, именно осенью животные, растения и люди готовятся к холодной зиме.

Воспитатель предлагает детям поднять листики осенние и поиграть в игру «Ветер и ветерок»:

Покажите, как ветерок качает ветки деревьев. Дети берут листики, по показу педагога

поднимают руки вверх, раскачиваются в стороны с небольшой амплитудой. «А теперь налетел

сильный ветер…А вот опять легкий ветерок»

Народные приметы:

Белки делают большой запас орехов – жди холодной осени.

Раннее опадание листвы – к ранней зиме.

(Дети объясняют содержание примет).

Дидактическая игра «С какого дерева лист

(клён-кленовый, дуб-дубовый, берёза-берёзовый, рябина – рябиновый, ит.д)

Творческая словесная игра «Придумай слова-рифму к слову листопад»(перепад, камнепад,

мармелад, звездопад, самокат, снегопад, невпопад и т.д.)

Трудовая деятельность. Воспитатель предлагает детям собрать на участке сухие веточки,

шишки, листики. Объяснить детям, что всё это можно использовать : из листиков сделать

гербарий, веточки и шишки использовать для поделок.

Индивидуальная работа

1.«Найди и назови нужное слово»(воспитатель предлагает ребёнку выделять и называть только

те слова, в которых есть звук С (лист, сосна, песок, скакалка, листопад, осень и т.д.)

2.Индивидуальное физическое упражнение: пройти по листикам четко наступая на выложенную

дорожку.

Подвижная игра «Весёлые ребята» Цель: закрепить умение бегать легко, быстро, ловко.

На двух противоположных сторонах площадки чертят линии, а сбоку – несколько кружков. Это

дом водящего. Играющие собираются за линией на одной стороне площадки и хором

произносят:

Мы, весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас поймать!

Раз, два, три – лови!

После слова «лови!» все перебегают на противоположную сторону площадки. Водящий должен

поймать кого-либо из бегущих, прежде чем тот переступит вторую линию. Пойманный

становится в кружок – дом водящего. Затем дети снова читают стихи и перебегают площадку в

обратном направлении.

После 2-3 попыток подсчитывают, сколько детей поймано, выбирают нового водящего и игра

продолжается.

Подвижная игра «Мяч водящему» Цель: закреплять умение бросать и ловить мяч.

Играющие строятся в две-три колонны. На расстоянии 1 м от них стоят водящие с большим

мячом в руках. Между ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку,

стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и бежит в конец колонны,

затем водящий бросает мяч второму и т.д. Когда первый игрок в колонне вновь окажется на

своем месте, он поднимает руки вверх.

Варианты игры:

1. Использовать мячи разных размеров (малые - диаметр 100-120 мм, большие - диаметр 200-

250 мм).

2. Водящий, бросая мяч игроку, называет какое-нибудь обобщающее слово, например луг (река,

лес, транспорт, игрушки, одежда, посуда и т.д.). Остальные дети, принимая мяч, должны

произнести слова, которые этим обобщающим словом объединяются, например растение - это

цветок, трава, ромашка и т.д.

Сюжетно-ролевая игра «Весёлое путешествие»

Задачи. Продолжать знакомить детей с профессией – шофер.

Расширение словарного запаса детей.

Воспитывать интерес и уважение к профессии шофера.

Ход игры

Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие? Мы поедем на автобусе. Кто

управляет автобусом? (Шофер).

- Кто еще работает в автобусе? (кондуктор)

Назначаются дети на роль шофера и кондуктора

- А оставшиеся кем будут? (Пассажиры)

- Чтобы ехать в автобусе, мы должны заплатить за проезд. Возьмите монеты.

Каждому пассажиру раздать монеты.

- Кондуктор раздаст билеты. - Ну вот, за проезд все заплатили, автобус может отправляться.

Водитель, нам пора в путь.

Дети поют:

Машина, машина, идет, гудит.

В машине, в машине шофер сидит.

Би – би – би (2 раза).

Водитель объявляет разные остановки ( море, зоопарк, лес, магазин, и т. д. ); дети обыгрывают

данные ситуации. Пока дети совершают прогулку на остановках, шофер проверяет и накачивает

колеса, ремонтирует автобус. Пассажиры совершают прогулки, соблюдают правила поведения в

транспорте. Последняя остановка – детский сад.

Воспитатель. Ребята, вам понравилось путешествие? А что вам больше всего понравилось?

(Ответы детей). Скажите, какая роль была самая главная? (Шофер). А каким должен быть

шофер? (Внимательным, аккуратным, уметь чинить машину и т. д.) Молодцы!

Литература:

1.М.Ф.Литвинова «Русские народные подвижные игры». АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2003.

2.Т.А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях». Творческий Центр. Москва,2012.

3.И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова «Прогулки в детском саду». Творческий Центр. Москва,2010.

4. О.В. Епифанова. «Развитие речи. Окружающий мир». Издательство «Учитель». Волгоград,

2007.

5.О.С. Рудик «Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности». Творческий Центр.

Москва, 2010.

6А.А. Петухова «Тематические дни в детском саду» Издательство «Учитель», Волгоград, 2008 г.

7. Л.Н. Шаманская, П. Ю. Кодина «Путешествие по сказкам», Творческий Центр СФЕРА

Москва, 2010г.

8.Т.Н. Вострухина, Л.А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет».

Творческий Центр СФЕРА. Москва, 2010г.



В раздел образования