Автор: Меркушина Екатерина Леонидовна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №2 "Дельфинчик"
Населённый пункт: город Озёры Московской области
Наименование материала: статья
Тема: "Информационные технологии в воспитательном процессе"
Раздел: дошкольное образование
«Информационные технологии в воспитательном процессе»
Выполнила:
Меркушина Екатерина Леонидовна
воспитатель
МБДОУ детский сад №2 «Дельфинчик»
Г.Озёры
Введение
В настоящее время в России идёт становление новой системы образования,ориентированно
на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство.Этот процесс
сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-
воспитательного процесса,связанными с внесением корректив в содержание технологий
обучения,которые
должны
подходить
современным
техническим
возможностям,и
способствовать
гармоничному
вхождению
ребёнка
в
информационное
общество.Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на
него
компьютерных
технологий,которые
проникают
во
все
сферы
человеческой
деятельности,обеспечивают распространение информационных потоков в обществе,образуя
глобальное информационное пространство.Неотьемленной и важной частью этих процессов
является
компьтеризация
образованияКомпьютерные
технологии
призваны
стать
не
дополнительным
обучением,а
неотьемленной
частью
целостного
образовательного
процесса,значительно повышающей его эффективность.
За последние годы число детей,умеющих пользоваться компьютером,увеличилось в разы.Как
отмечает большинство исследователей,Эти тенденции будут ускорятся независимо от
школьного образования.Однако,дети знакомы в основном с игровыми компьютерными
программами,используя компьютерную технику для развлечения.При этом познавательные,в
частности образовательные ,мотивы с компьютером стоят примерно на двадцатом
месте,Таким образом ,для решения познавательных и учебных задач компьютер используется
недостаточно.
Одна из причин такого положения связана с тем,что компьютерные технологии в учебных
заведениях не нашли ещё своего должного применения,В школах,где ведётся обучение детей
на компьютере,не все его возможности реализуются в полной мере.Большинство учителей
начальных классов даже не знакомы с компьютерными технологиями и не имеют
представления о способах их использования в обучении.Уроки с применением компьютера в
большинстве случаев ведут учителя информатики,в силу специфики своей подготовки слабо
представляющие условия.
1.Информационные технологии
Под информационной технологией понимается процесс,использующий совокупность средств
и методов сбора,обработки и передачи данных(первичной информации)для получения
информации нового качества о состоянии объекта,процесса или явления (информационного
продукта).
Если в качестве признака информационных технологий выбрать инструменты,с помощью
которых
проводится
обработка
инфотмации
(инструментарий
технологии),то
можно
выделить следующие этапы её развития:
1-й этап (до второй половины 19 в.)-«ручная» информационная технология,инструментарий
которой
составляли:перо,чернильница,книга.Коммуникации
осуществлялись
ручным
способом путём переправки через почту писем,пакетов,депеш.Основная цель технологии-
представление информации в нужной форме.
2-й этап (с конца 19 в.)-«механическая» технология,оснащёная более совершенными
средствами
доставки
почты,инструментарий
которой
составляли:пишущая
машинка,телефон,диктофон.Основная цель технологии-представление информации в нужной
форме более удобными средствами.
3-й
этап
(40-60-е
гг.
20в)-«электрическая»технология,инструментарий
который
составляли:большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение,электрические
пишущие
машинки,ксероксы,портативные
диктофоны,Основная
цель
информационной
технологии начинает перемещатся с формы представления информации на формирование её
содержания.
4-й этап (с начала 70-х гг.) –«электронная» технология,основным инструментарием которой
становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления
(АСУ) и информационно-поисковые системы,оснащённые широким спектром базовых и
специализированных
прграммных
комплексов.Центр
тяжести
технологии
ещё
более
смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой
среды различных сфер общественной жизни,особенно на организацию аналитической
работы.
5-й
этап
(с
середины
80-х
гг.)-«компьютерная»
(новая)
технология,основным
инструментарием
которой
является
персональный
компьютер
с
широким
спектром
стандартных программных продуктов разного назначения.На этом этапе происходит процесс
персонализации АСУ, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений
определёнными специалистами.Подобные системы имеют встроенные элементы анализа и
искусственного интеллекта для разных уровней управления,реализуются на персональном
компьютере и используют телекоммуникации.В связи с переходом на микропроцессорную
базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового,культурного
и прочего назначений.
6-й этап-«сетевая технология» (иногда её считают частью компьютерных технологий только
устанавливается.Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и
локальные
компьютерные
сети.Ей
предсказывают
в
ближайшем
будущем
бурный
рост,обуславленный популярностью её основателя-глобальной компьютерной сети Internet.
В последние годы термин «информационные технологии» часто выступает синонимом
термина «компьютерные технологии»,так как все информационные технологии в настоящее
время так или иначе связаны с применением компьютера.Однако,термин «информационные
технологии» намного шире и включает в себя «компьютерные технологии» в качестве
составляющей.При
этом,имформационные
технолгии,основанные
на
использование
современных
компьютерных
и
сетевых
средств,образуют
термин
«Современные
информационные технологии»
И.В.Роберт под средствами современных и коммуникационных технологий понимает
программные,программно-аппаратные
и
технические
средства,а
так
же
устройства,функционирующие на базе микропроцессорной,вычислительной техники,а также
Современных
средств
и
систем
транслирования
информации,информационного
обмена,обеспечивающие
операции
по
сбору,продуцированию,накоплению,хранению,обработ-
ке
,передаче
информации
и
возможность
доступа
к
информационным
ресурсам
компьютерных сетей (в том числе глобальных).К средствам современных информационных и
коммуникативных
технологий
относятся
ЭВМ,ПЭВМ,комплекты
терминального
оборудования дляЭВМ всех классов,локальные вычислительные сети,устройства ввода-
вывода
информации,средства
ввода
и
манипулирования
текстовой
и
граической
информацией,средства архивного хранения больших объёмов информации и другое
периферийное оборудование современных ЭВМ;устройства для преобразовагия данных из
графической или звуковой формы представления данных в цифровую и обратно;средства и
устройства
манипулирования
аудиовизуальной
информацией(на
базе
технологий
Мультимедиа и «Витруальная реальность»);системы искусственного интеллекта,системы
машинной
графики,программные
комплексы
(языки
прграммирования,трансляторы,компиляторы,операционные
системы,пакеты
прикладных
программ и пр) и др;современные средства связи,обеспечивающие информационное
взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например,в рамках одной
организации или нескольких организаций),так и глобальном (в рамках всемирной
информационной среды)
Международные
образовательные
учреждения
разрабатывают
новые
направления
деятельности
для
создания
условий
перехода
на
современные
информационные
технологии.По их мнению,наиболее быстрый способ включения нашнй страныв мировую
образовательную систему-создание учебным заведениям России условий для использования
глобальной сети Интернет,считающейся моделью коммуникации в условиях глобального
информационного общества.Министерство образования РФ видит следущие пути вхождения
отечественной системы образован я в мировую информационно-образовательную среду:
- совершннствование базовой подготовки учащихся школ и студентов высших и средних
учебных заведений по информатике и современным информационным технологиям;
-переподготовка преподавателей в области современных информационных технологий;
-информатизация процесса обучения и воспитания;
-оснащение сис темы образования техническими средствами информатизации;
-создание современной национальной информационной среды и интеграции в неё
учреждений образования;
-создание
на
базе
современных
информационных
технологий
единой
системы
д
истанционного образования в России;
-участие России в международных программах,связанных с внедрением современных
информационных технологий в образование.
2.Компьютерная сеть Интернет и её использование в образовательных целях.
Создание компьютерных сетей предоставило человечеству абсолютно новый способ
общения.Новейшие достижения в технологии передачи данных с учётом последних
изобретений в области мультимедиа открывают неограниченные возможности по обработке и
передаче массива данных практически в любую точку земного шара.Не вызывает сомнения
предположение о том ,что в обозримом будущем компьютер станет одним из главных средств
общения между людьми.
Ещё одна возможность,которую успешно используют современные учителя –развитие и
поощрение творческого потенциала учащихся.Публикации в Интернет лучших дипломов и
курсовых,сочинений,собраний работ по учебному курсу,гипертекстовых рефератов не только
дадут возможность ученикам выполнить мини-исследование,но и помогут преподавателю
оформить банк материалов по изучаемому курсу.Для реализации намеченных проектов от
учащихся,как и от учителя требуется владение компьютерной грамотностью,которая
предполагает:
-умение вводить и редактировать информацию (текстовую,графическую),пользоваться
компьютерной
телекоммуникационной
технологией,обрабатывать
получаемые
количественные данные с помощью программ электронных таблиц,пользоваться базами
данных,распечатывать информацию на принтере;
-владение коммуникативными навыками при общении с программными продуктами;
-умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным
предметам для решения познаательных задач,содержащихся в телекоммуникационном
проекте;
-умение самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным
предметам для решения познавательных задач,содержащихся в телекоммуникативном
проекте;
-в случае международного проекта-практическое владение языком партнёра;
-умение войти в сеть (электронную почту)
-умение составлять и отправлять по сити письмо;
-умение «перекачать»информацию из сети на жёсткий или гибкий диск и наоборот:
-входить в электронные конференции,размещать там собственную информацию и читать,
«перекачивать» имеющуюся в различных конференциях информацию.
Несмотря
на
преимущества
и
перспективы
включения
Интернет-технологий
в
образование,существует область образования,где развитие информационных технологий,с
точки зрения педагогов,принесло больше вреда,чем пользы.Если в бумажную эру наиболее
распространённым способом обойти контроль было списывание домашнего задания у
соседа,то сейчас обмен рефератами и подобным материалом поставлен на поток:найти
реферат
На базе сетевых технологий возник совершенно новый вид учебных материалов:Интернет-
учебник.Область
применения
Интернет-учебников
велика:обычное
и
дистанционное
обучение,самостоятельная работа.
Интернет-учебник обладает теми же качествами,что и компьютерный учебник,плюс
возможность тиражирования практически без носителя-существует одна версия учебного
материала в сети Интернет и ученик-пользователь получает к ней доступ привычным для
себя способом через свой браузер.Это вносит существенные преимущества по сравнению с
электронным учебником,а именно:
-сокращается путь от автора учебника к ученику
-появляется возможность оперативно обновлять содержание учебника;
-сокращаются расходы на изготовление учебника;
-решается прблема идентичности,то есть почти на всех аппаратных платформах материал
будет выглядеть практически одинаково (отличия,конечно же,будут,но их влияние на работу
ученика с учебником свести к минимуму);
Появляется возможность включения в учебник любого дополнительного материала,которой
уже имеется в сети Интернет.
Он предоставляет богатейшие возможности:от ставшей уже традиционной электронной
почты до видеоконференций .На основе организуются в настоящее время дистанционное
образование.
3.Дистанционное образование.
Система открытого образования призвана обеспечить равноправную возможность получения
образования для всех категорий граждан без исключения.Эта возможность ценна для
лиц,которые физически не моут добраться до места учёбы.К этой категории относятся
лица,имеющие ограничения передвижения по состоянию здоровья;лица,работающие по
вахтовому методу.По данным социологического исследования Министерства образования
России,открытые образовательные программы пользуются популярностью у жителей
населённых
пунктов,удалённых
от
административных
центров;у
лиц,получающих
параллельно
второе
образование.Гибкие
условия
формирования
собственной
образовательной программы привлекают государственных служащих,инженеров,педагогов,а
так же людей ,желающих квалификацию по плану,наиболее приемлемому для них.Свобода в
выборе
времени,места
и
темпов
обучения
привлекает
огромное
количество
лиц,образовательные потребности которых не могут быть удовлетворены в следствии
невозможности прерывания основной деятельности.В основном это работа или уход за
ребёнком или больным.
Идея непрерывного образования предполагает развитие и совершенствование каждого
человека на протяжении всей жизни.Открытое образование реализует идею опережающего
образования,что
является
требованием
времени.По
утверждению
специалистов,технологические знания стареют каждые 2-3 года.
Открытое образование предполагает свободный выбор абитурентом образовательного
учреждения и бесконкурсное поступление в него.
Для укрепления конкурентоспособности России на международном рынке образовательных
услуг в нашей стране ведётся разработка глобальной международной программы «Открытая
образовательная система 21 века»В данном приказе система открытого образования
определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам
путём
широкого
использования
информационных
образовательных
технологий
дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной
реализации гражданами своих прав на образование экономики и гражданского общества»
Заключение
В современной образовательной системе большинства территорий России особое место
занимают сельские малокомплектные школы.В сельских школах обучается примерно треть
школьников
страны.Определяющими
характеристиками
этих
школ
является
малая
наполняемость класса и осуществление учебного процесса с разновозрастными группами.
Изменить положение дел в данном направлении возможно на основе включения сельской
малокомплектной школы в открытое образовательное пространство.Дистанционные формы
обучения в этих условиях будут играть более значимую роль для учащихся сельских
школ,чем для их сверстников из административных центров.Наличие же школьного
компьютера с выходом в Интернет позволит использовать образовательное в учреждение в
качестве местного
центра открытой системы образования,что даст возможность
выпускникам
школы
дистанционно
продолжить
своё
образование
в
разлиных
профессиональных и высших учебных заведениях.
Идея использования компьютера в школах,где необходима частичная подмена учителя при
совместном обучении в начальных классах,либо в качестве компенсации профессиональной
неподготовленности
учителя-совместителя
является
новой
и
нуждается
в
проверке
эффективности и соответствия полученного результата с уровнем экономических затрат.