Напоминание

Практическое пособие по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.


Авторы: Асташова Лариса Геннадиевна, Баяринова Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №22 им.Ф.Я.Фалалеева ГОЩ
Населённый пункт: п.Монино, городской округ Щелково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Практическое пособие по применению игровых технологий на уроках русского языка и литературы.
Раздел: среднее образование





Назад




Практическое пособие по применению игровых технологий

на уроках русского языка и литературы.

Составители:

Н.Н. Баяринова, Л.Г.Асташова, учителя

русского языка и

литературы высшей квалификационной категории.

МАОУ СОШ №22 им.Ф.Я.Фалалеева ГОЩ

п.Монино

2020г.

Пояснительная записка.

Уважаемые коллеги!

В данном пособии вы найдете ответы на многие интересующие вас

вопросы.

Что такое игра? Игра – это важнейшее средство умственного воспитания.

Знания, полученные в школе, находят в игре практическое применение и

развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и

рассказов, ребенок размышляет над тем, что видел, о чем ему читали и

говорили, смысл многих явлений, их значение становятся для него более

понятным.

В игре умственная активность детей всегда связана с работой

воображения: нужно найти себе роль, представить себе, как действует

человек, которому хочется подражать, что он говорит. Воображение

проявляется и развивается также в поиске средств для выполнения

задуманного.

Еще В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «…игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Особое место в обучении занимают сюжетно – ролевые игры (их

называют еще творческими). В этих играх школьники воспроизводят в ролях

все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому

является важнейшим средством воспитания.

Игра подчиняется определенным задачам:

1) победить в каком – то конкурсе, осуществить поиск, выступить в

определенной роли. Перед учащимися не ставится прямая цель овладеть

определенными знаниями, умениями;

2) игра должна отличаться ярко выраженным добровольным характером. С

этим связано и добровольное подчинение всех участников определенным

правилам;

3) игра должна интриговать. Поэтому все должны участвовать. Особенно

игровая методика хорошо « работает » на слабых учеников;

4) игра должна обеспечить более высокую, по сравнению с обычными

формами урока, обучающую, развивающую и воспитательную

результативность.

Организатором игр на уроке является учитель. От его мастерства, от его

знаний зависит активность учащихся на уроке. Очень важно сделать урок

маленьким открытием в познании. Ученик должен видеть перед собой

творческое отношение к делу своего учителя. И тогда он тоже будет

стремиться к творчеству.

Мы надеемся, что данное пособие Вы сможете использовать на своих

уроках.

Унесенные ветром.

Учитель сообщает детям, что по дороге нечаянно рассыпал карточки, или

ветер все перемешал. Необходимо собрать правильно материал.

Так, на уроке, используя набор иллюстраций по сказкам Пушкина, даю

такое задание: рассказать эпизод, изображенный на иллюстрации; вспомнить

сказку, подобрать рассыпанные иллюстрации в такой последовательности,

чтобы восстановить содержание сказки. Или при изучении

одушевленности-неодушевленности существительных предлагаю разложить

карточки в зависимости от категории. Например, при изучении простого

предложения, предлагаю собрать предложение из рассыпанных слов. Затем

охарактеризовать предложение.

Подскажи словечко

Необходимо добавить необходимое слово. Этот прием эффективен при

изучении фразеологизмов, паронимов, пословиц и т.д.

Разброс мнений

" Разброс мнений" представляет собой организованное поочередное

высказывание участниками групповой деятельности суждений по

определенной проблеме или теме. Учитель подготавливает карточки с

незаконченными высказываниями по теме урока. Карточек должно быть

столько, сколько учеников. Начало фразы должно быть проблематично.

Ответ подразумевает гипотезу и ее аргументирование.

Например, при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым»

предлагаются высказывания:

Добро – это… .

Добро не есть… .

Любить словно…

Победа над собой – это… .

Потерянные вещи

Дети должны угадать, из какой сказки данная вещь. Это может быть

хрустальный башмачок или перо Жар-птицы, золотой ключик или

горошинка, яблоко или зеркальце, корыто или лук, цветик - семицветик.

Можно дать задание придумать, что они могли бы сделать или попросить,

если бы имели такие вещи.

Эрудит

Могут быть разные варианты заданий

1. Угадайте слово по толкованию его лексического значения.

2. Объясни разницу в значении слов.

3. Кто даст самую точную и самую полную информацию о слове?

Незабудка.

На доске прикрепляется бумажная незабудка с отрывными лепестками. Под

каждым лепестком спрятан вопрос по теме. Хорошо таким способом

проверять домашнее задание.

Толковый словарь

Предлагается по определению отгадать слово или, наоборот, дать

лексическое значение слова. Хорошо применять такой прием во время

изучения лексики.

Почемучка.

Данная формы работы обращена к проблеме постановки вопросов.

Учителям необходимо объяснить ученикам, что в современном мире

информация меняется с высокой скоростью, находиться в курсе дел можно

только в том случае, если умеешь формулировать проблемы и задавать

нужные вопросы. Данный вид работы может быть элементом урока,

например, при освоении и закреплении материала.

Начать занятие можно с вопроса : " Знаете ли вы кого - нибудь, кто задает

интересные вопросы? Можете ли привести пример интересного вопроса по

нашему предмету? А теперь задайте скучный вопрос. Кем бы вы хотели

стать: человеком, который умеет задавать хорошие вопросы, или же

человеком, который умеет выдавать хорошие ответы?

Предлагаю вам игру, в которой вы сможете придумать интересные

вопросы по нашему предмету. Мы запишем эти вопросы на карточках,

сложим их и перемешаем. Потом вы по очереди будете вытаскивать вопрос и

постараетесь ответить на него. После ответа выскажите свое мнение о том,

интересен ли был вопрос и чем именно".

После занятия стоит проанализировать его с помощью вопросов:

-какие вопросы ученикам понравились,

-какой ответ показался более удачным,

-какие вопросы были трудными,

-доставило ли ученикам удовольствие придумывать вопросы.

Наиболее эффективно проведение данного вида работы с учащимися 6-8

классов.

Зеркало.

Каждый ученик получает карточку с определенным понятием (например,

обозначение приставки, корня и т.д.). Затем учитель поднимает карточку со

словом. На ней выделена часть слова (например, заехать). Поднимает

карточку тот ученик, который «себя» узнал. То же самое можно использовать

при определении члена предложения, части речи, рода и т.д.

Конструктор

Предлагается составить слово, взяв из указанных слов значимые части.

Предлагается составить слово по схеме (приводятся необходимые морфемы).

Незавершенность

У каждого ученика отрыт учебник. За ограниченное время, полистав его,

нужно освоить заданную информацию. А потом посмотреть, что осталось за

пределами освоения.

Определяется, какой раздел учебника необходимо изучить (время- 10

минут). Когда время пройдет, всем закрыть учебник. Ученикам требуется

сформулировать несколько вопросов: что оказалось непонятным в тексте и

записать их. Выбирается ведущий, который собирает все записки с

вопросами и анализирует, какой из них показался наиболее интересным и

полным. Пока ведущий выбирает интересный вопрос, предлагаете каждому

полистать учебник и постараться найти ответ. Ведущий зачитывает вопросы,

которые выбрал и просит ответить на них.

Да-нетка.

Учитель читает вопрос, а учащиеся должны показывать карточку либо с

«да», либо с «нет».

Театрализованное представление

Эффективен прием на уроках литературы, причем на любом этапе изучения

произведения.

Мягкая посадка

Например, изучается тема «Род имен существительных». Учитель бросает

ученику мяч, называет какое-либо существительное. Ученик ловит мяч,

называет род существительного и возвращает мяч учителю. Ответивший на

вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием,

продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

Третий лишний

Необходимо найти слово, не соответствующее определенному правилу, части

речи, смыслу и т. д.

Например:

• лимонный, карманный, соломенный (лишнее - соломенный);

• горяч, могуч, плач (лишнее - плач, так как существительное);

• революция, циркуль, нация (лишнее - циркуль).

Лови ошибку

Предлагается текст, слова с ошибками. Кто увидит и объяснит (поймает) все

ошибки?

Игра «Я работаю волшебником»

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение

применять полученные знания в новых ситуациях.

Например: Превратить имена нарицательные в собственные.

Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля

(планета Земля), вкусный изюм (город Изюм).

Игра «Помоги Незнайке»

Например:

1) В слове вьюга Незнайка написал твердый знак, так объяснив выбор

орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается

корень юг, пишется твердый знак. Coгласны ли вы с ним?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное

слово - сало», - объяснил он. Правильно ли это?

3) Не был Незнайка написал слитно. «Это слово, - сказал

он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал».

4) Ненавидел в тетради Незнайки написано раздельно. «Не с глаголами

пишется раздельно», - заявилон.

5) Шепот Незнайка написал с буквой о. «После шипящих под

ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Незнайка?

6) Расчистил Незнайка написал с буквой З. Он рассуждал так:

«Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не

изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Незнайка написал с и. «В конце слова после ц пишется и, это я

точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго

склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке,

Как его поправить?

9) Вырастили у Незнайки написано с буквой о, рядом стоит

проверочное слово - рослый. А как надо?

ВЕЩДОК

Узнай героя по вещи (по описанию)

шинель Акакия Акакиевича Башмачкина из одноимённой повести Н.В.

Гоголя,

ларчик красного дерева с штучными выкладками из карельской берёзы Павла

Ивановича Чичикова из поэмы «Мёртвые души» Н.В. Гоголя,

гусли Бояна из «Слово о полку Игореве» или Садко из одноимённой былины,

заячий тулуп Петра Андреевича Гринёва из повести А.С.Пушкина

«Капитанская дочка»,

портрет Байрона и бюст Наполеона Евгения Онегина из одноимённого

романа А.С. Пушкина.

рыжая рваная шляпа и топор Раскольникова из романа Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»,

шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал Григория

Александровича Печорина из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего

времени».

Светофор

Работа с сигнальными карточками.

Игра «По щучьему велению»

Учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму

хотели бы они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные ученики

называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с

орфограммой -тся -ться- в глаголах». И др.

Переводчик

Кто быстрее и правильнее переведет все слова, подберет синонимы, заменит

сленг общеупотребительными словами и т.д.

По следу…

Необходимо отгадать, о какой профессии идет речь (текст с

профессиональными словами), о чем речь (фразеологизмы).

Игра «Справочное бюро»

Учитель называет слово. А ученики ищут его в словаре (либо правописание

слова, либо его толкование). Балл получает тот ученик, который быстрее

нашел слово.

Диктанты:

Диктат-шутка.

Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные

для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная

после шипящих в корне» больную сложность вызывают слова-исключения.

Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет

детям запомнить их.

По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись

чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и

шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал

крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на

шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади.

Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал

чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на

веселое шоу.

«Немой».

Работа по карточкам (найти слова с ударением на 2 слог)

Диктант с продолжением (придумать слова на правило).

Творческий диктант-молчанка. Учитель показывает учащимся карточку с

изображенной на ней орфограммой, например: пол- ..., пол.... Подождав

одну-две минуты, пока учащиеся вспомнят соответствующее правило, он

поочередно показывает набор иллюстраций, а ребята должны записывать

слова, обозначающие изображенные на них предметы. В набор к данной

орфограмме входят фотографии, журнальные вырезки, рисунки разрезанных

пополам овощей и фруктов: капусты, лимона, дыни, яблока, сливы и т.д.

Ученики, соответственно, должны написать: полкапусты, пол-лимона,

полдыни, пол-яблока, полсливы и т. д.

Пунктуационный (решить пунктуационные задачи).

Графический(+ -пишем с а; --пишем с о).

Распределительный (распределить в 2 столбика).

Зрительный (письмо по памяти).

«Предметные» (терминологические) диктанты.

Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

Лингвистический диктант

Необходимо узнать лингвистический термин по определению.

Литературоведческий диктант

Необходимо узнать литературоведческий термин по определению.

Диктант - «Молчанка»

Перед тем, как начать данный диктант, я показываю карточку ( пол-…, пол-

…и даю 1-2 минуты на то, чтобы они вспомнили правило, вам вспоминать

его ненужно, Пол- (половина) с последующим в родительном падеже

существительным, если существительное начинается с гласной буквы или

согласной л, например: пол-оборота, пол-яблока, пол-лимона, но: полметра,

полчаса, полкомнаты; через дефис пишутся также сочетания пол- с

последующим именем собственным, например: пол-Москвы, пол-Европы.

Я показываю слайды с изображением предметов, дети записывают, а вы

можете произносить вслух - слитно или через дефис. Попробуем?

Игры со словом - «По щучьему велению»

Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм,

четко формулировать наименования орфограмм. Суть работы заключается в

том, что учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую

орфограмму хотели они видеть в тетрадях своих товарищей. Остальные

ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой.

Например: «По щучьему велению, по моему хотенью, назовите мне слова с

орфограммой –тся-, -тъся- в глаголах» и др.

«Собери пословицу» (имитируем игру с присутствующими)

Вам необходимо части пословиц соединить правильно, вставить

пропущенные буквы и расставить знаки препинания.

При выполнении этого задания мы повторяли правописание Ь и спряжение

глаголов.

1. Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново

расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3.

При выполнении этого задания мы повторяем правописание Ь, опять же

повторяем спряжение глагола.

«Лингвотека»

В этой игре побеждает тот, кто последним назовёт фразеологический оборот,

в котором встречаются названия животных, птиц, насекомых.

Покупать кота в мешке; волка ноги кормят; всяк кулик свое болото хвалит;

куры не клюют; комар носа не подточит; когда рак свистнет; мартышкин

груд; подложить свинью; кот наплакал; первая ласточка; умирающий лебедь;

брать быка за рога; блоху подковать; надуться как мышь па крупу; хорош

гусь; упрямый осел; носиться как курица с яйцом и т. п.

Эту игру можно проводить и при закреплении орфографических правил.

Например, при работе со склонениями существительного, безударной

гласной.

Лингвистический футбол

Ученик приглашается к доске - «встает на ворота», класс учащихся всегда

имеет в своем «арсенале» сформулированные вопросы. Ребятам разрешается

«забить» вратарю десять «мячей»-вопросов. Сколько «голов» отбил вратарь,

такую оценку и получил.

Орлиный глаз

Письмо по памяти. В тексте встречаются слова на изучаемую орфограмму.

Преступник ночью дом поджег,

Но, совершив такой поджог,

Он и лицо себе ожег.

Так, получив большой ожог,

Он был наказан за поджог.(О-е после шипящих.)

Клички.

Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Выделить ту часть слова, которой вы воспользовались при составлении

кличек (суффикс, окончание).

Игра «Блеф-клуб»

Детям дается установка:

- Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть

правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в

тетради цифру 1, если нет - 0. Затем проверьте ответы и разберитесь в

ошибках. Итак, дайте свой ответ на мои утверждения.

1) Слово «пунктуация» произошло от «пунктуальный». (Нет.)

2) В предложении Скоро будет лето в грамматической основе нет сказуемого.

(Нет.)

3) В предложении Мы живем в городе, в котором много новых и красивых

домов есть определения. (Да.)

4) Придаточное предложение может стоять только после главного. (Нет.)

5) Независимое предложение в составе сложноподчиненного]

называется главным. (Да.)

6) И - это схема сложносочиненного предложения с союзом.

(Нет.)

Итого ответов: 0 0 1 0 1 0

Перевертыш.

Необходимо подобрать слова-перевертыши к предложенным (антонимы,

поменять прямое значение на переносное или наоборот). Учитель называет

имена существительные. Но в контексте они могут быть и глаголами. Нужно

придумать предложения, чтобы эти слова являлись разными частями речи.

Например: Мама белила стену. Рабочие используют для покраски белила.

Белила, дали, жгут, надел, пила, запевала, прут, опал, нагоняй, дуло, гладь,

припас, припёк, стекло, стих, гнёт, покрывало, печь, вой, лай, покрой,

попугай, строй, рой, течь, знать, постой.

Дерево мудрости

Одна группа учеников пишет на листках разного цвета вопросы по правилам

учебника, другая группа (3-4 ученика) выходят к доске , срывают с дерева

листочки с вопросами и отвечают на них.

Я начну, а ты продолжи.

Учитель начинает фразу, ученик заканчивает.

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Ученик выбирает по теме вопросы на выбор. «Тонкие» вопросы оцениваются

ниже, предполагают ответ «да-нет». «Толстые» вопросы выше оцениваются и

предполагают развернутый ответ.

Интеллектуальный марафон .

Один ученик у доски должен ответить на 10 вопросов по теме и по

повторению. Только в этом случае он «осилит» «мозговой марафон».

Найди пару

Соединить половинки сложных предложений. Выделить среди них главное

и придаточное.

Дерево жизни.

Прикрепляются листочки с хорошими привычками, а листочки с вредными

привычками бросаются в корзину. Можно подстроить под любое правило

(например, не пишется слитно – прикрепляет на дерево; раздельно – бросаем

в корзину).

Умный редактор.

Предлагается исправить речевые ошибки, орфограммы.

Неотправленное письмо. Предлагается написать письмо одному из

литературных героев.

Эстафета восторга.

Хорошо подходит при изучении глагола.

Используя данные глаголы , обозначающие чувства (любить, радоваться,

восхищаться, восторгаться, наслаждаться, обожать), составьте

словосочетания или предложения. Условие: для выполнения этого игрового

задания школьники делятся на две команды и рассаживаются по рядам друг

за другом. Ведущий дает членам команд, сидящим первыми, карточки с

записанными на них глаголами чувства.

Выполнив задания, члены команд передают карточки сидящим сзади.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее (выразительнее)

составит словосочетания и предложения. Вместо глаголов можно подставить

существительные или прилагательные.

Найдите друзей и врагов.

Слово «правда». Какие слова вы будите подбирать? (Синонимы,

однокоренные слова – это «друзья», а антонимы – «враги»).

Лингвистическое домино.

Учащимся необходимо отыскать пары слов . Например , совершенный и

несовершенный вид глаголов, слова-синонимы и др.

Отними букву

Есть глагол, от которого можно образовать другие слова, отнимая по одной

букве. Составить рассказ с этими словами.

Например : Срубили, рубили, убили, били, или, ли, и.

Лесорубы ... в лесу дерево и вскоре двинулись в путь. Te, которые шли

впереди, ...ветви, мешающие идти. По дороге они... двух гадюк, ... их

палками. «А гадюки ядовитые ... нет?» - спросил самый молодой. «Ты ... это

спрашиваешь? - укоризненно покачал головой старый охотник. - Пора бы и

самому знать».

Интеллектуальный штурм

Быстрый фронтальный опрос.

Узнай чужое слово

Позволяет проверить интуитивное ощущение учеником стиля писателя.

Например, после изучения произведений И.С.Тургенева «Стихотворения в

прозе»». На карточках ребятам предлагаются несколько отрывков из текстов

Тургенева. В некоторых предложениях вставлены чужие слова, ученики

должны найти и выделить их, объясняя свой выбор. Можно вспомнить и

авторские слова, которые должны здесь быть.

Угадай автора.

В старших классах можно провести игру, в которой по стилю ученики

пытаются узнать автора. Для этой игры лучше подбирать отрывки или из

незнакомых школьникам текстов, или не откровенно связанных с сюжетом.

Журналист.

Работа в парах. В каждой паре «журналист» задает вопросы своему «герою».

Прогнозирование по названию

Учащимся предлагается определить цели урока, о чем пойдет речь и т.д. по

названию темы, произведения.

Загадки-шутки

В каком глаголе 100 отрицаний? (Стонет.) В каком 100 букв «й»? (Стой.) В

каком - 100 букв «ю»? (Стою.)

Бой в одиночку

Класс задает вопросы по теме(нескольким последним темам) ученику.

Откуда взята эта фраза?

Применяется на уроках литературы. Хорош при повторении, обобщении.

Игра «Расшифруй текст»

Например, весь текст состоит из фразеологизмов, слов с ошибками.

Игра «Верю-не верю».

Хорошо подходит для проверки домашнего задания. Задаются вопросы по

теме. Учащиеся соглашаются либо не соглашаются с утверждениями

учителя. Вопросы начинаются с фразы: «Верите ли вы, что…».

Путешествие.

Во время проведения уроков –путешествий необходимо придумать названия

географических объектов с интересными названиями. Например, Пещеры

Вопросов, море Новых слов, город Художников, глагольные луга, остров

Волшебных букв, поэтический теремок, просека Выводов, избушка падежей,

река Ошибок, берег Грамотеев, тупик (туннель) Ошибок, деревья с

«двоечными» плодами, привал Оценка, площадь Звуков, переулок Ударений

и др.

Кто больше?

Записать как можно больше слов на заданное правило.

Я напишу без ошибок

Индивидуальное задание по желанию учащегося. Задание выбирает сам

ученик из нескольких предложенных.

Работа в группах, где есть Консультант, Проверяющий, Читающий,

Хранитель времени (пишущий).

Таблички

В разных частях класса висят таблички с заданиями (например, расскажи

словечко, Н или НН? Слитно или раздельно?) на протяжении урока учащиеся

должны выполнить все задания (удобен на уроке-путешествии).

Даем объявление

Необходимо поместить «объявление», в котором раскрыть сущность

понятия, его характерные признаки.

Запятые, не теряйтесь!

Дан текст без запятых. Решить пунктуационные задачи.

Сеанс одновременной игры.

Двое против всего класса.

В две колонны становись!

На доске 2 таблички: вода, водить. Учащиеся получают по карточке. Учитель

читает слова, а учащиеся, чье слово было названо, становятся под нужную

табличку у доски.

Игра: «6 ленточек ».

Белая ленточка. Расскажите о числительном только определениями,

фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.

Жёлтая ленточка. Расскажите, где и как используются числительные.

Выделите, что хорошо, и объясните почему.

Чёрная ленточка. Выделите негативные моменты, проанализируйте их.

Зелёная ленточка. Ответьте на вопрос: что придумали бы люди, если бы не

было числительных.

Красная ленточка Расскажите, какие эмоции вызвала та или иная

информация по теме “Имя числительное”. Не надо рассказывать почему.

Эмоция – факт.

Синяя ленточка. Обобщите высказывания других шляп. Сделайте вывод.

Прочитайте слова:

Глазами;

Шепотом;

Вслух. (Хорош прием при работе со словарными словами.)

Игра «Деловые люди».

- Вы - руководитель. Должны знать значение данных слов…

Аукцион.

Записать как можно больше слов на определенное правило. Например,

выставляется лот «Неодушевленные существительные». Победит тот, кто

больше «предложит» слов на это правило.

Микроисследования.

Наиболее типичны следующие задания:

• развернутый ответ на вопрос проблемного характера или обычно

сформулированный вопрос (в основе сопоставление несопоставимых, на

первый взгляд, фактов);

• сочинение на лингвистическую тему (в серьезной или занимательной

форме);

• исследование вопроса в форме деловой или ролевой игры (инсценировка,

сказка, путешествие, детективная история).

З а д а н и е 1. Подготовьте развернутый ответ- исследование на один из

вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в

каждом конкретном случае они рекомендуются учителем). Не забудьте

проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и пелёнкой?

2. Что общего между капором, капюшоном и капустой?

(По И. М. Подгаецкой.)

3. Являются ли однокоренными слова: кусок, закуска, искусать,

искушение, искусство, искусный?

4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл,

основа, остов, остров, острый?

5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть

разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей,

три?

З а д а н и е 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада,

реферата, сказки, детектива и др. - в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник но имени Йот. (Варианты: Приключения

Йота. Где прячется Невидимка?)

2. «Портреты» суффиксов (-чик- -щик, -тель), приставок

(пре- / при-, раз- / рас-, с-), корней-омонимов.

3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

4. Как вас теперь называть? (О переходе слов из одной части

речи в другую.)

5. История слов в истории города (о топонимах).

6. Пропала буква (детективное расследование).

Задания «на засыпку»

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

• диктанты «на засыпку»;

• редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных

однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно

употребленными словами и конструкциями);

• подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных

слов и др.) к данной (по принципу «кто больше?»);

• упражнения с выборочным ответом (выбор правильного

варианта из нескольких предложенных или исключение явления

из ряда по принципу «третий лишний»).

Кроссворды, чайнворды, ребусы

Этот вид заданий по-прежнему достаточно часто используется на уроках

русского языка.

Кроссворд может быть предложен учителем классу в начале урока с целью

актуализации знаний или постановки проблемы нового урока.

Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным

подведением итогов работы на уроке.

. Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо

этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся

в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по

изучаемой (изученной) теме.



В раздел образования