Напоминание

Здоровьесберегающие технологии, как средство формирования развивающего пространства и успешного обучения младшего школьника


Автор: Синявская Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Клюевская СОШ
Населённый пункт: х. Клюев Зерноградского района Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии, как средство формирования развивающего пространства и успешного обучения младшего школьника
Раздел: начальное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии,

как средство формирования развивающего пространства

и успешного обучения младшего школьника

Сегодня в нашу жизнь прочно вошли такие понятия, как «гуманистическое

обучение»,

«линостно-ориенированный

подход»,

«педагогика

сотрудничества». Работая над совершенствованием учебно-воспитательного

процесса, «оттачивая» свое мастерство, мы должны помнить, что любое

образовательное учреждение является «полем особого риска» для здоровья

ребенка. Хотелось бы свести к минимуму этот риск.

Директор нашей школы одна из первых поняла необходимость

создания в школе программы по сохранению и укреплению здоровья

школьников и стала активно воплощать эту идею в жизнь. Наш коллектив

поддержал своего руководителя, и уже более 7 лет в школе действует

программа «От урока традиционного к уроку здоровьесберегающему». В

реализации программы школа действует вместе с семьей: регулярно

проводятся родительские собрания на темы «Совместные усилия школы и

семьи

по

оздоровлению

учащихся»,

«Основные

пути

оздоровления

школьников». Разработан и введен валеологический курс для младших

школьников «Доктора природы», для старших – «Здоровый образ жизни»,

творческой

группой

учителей

создана

и

действует

модель

здоровьесберегающего урока.

В

школе

создана

здоровьесберегающая

среда,

состоящая

из

следующих компонентов:

1. Оздоровление:

- лечебная физкультура (дополнительные уроки в общеобразовательных

классах);

- витоминотерапия (дети принимают витаминные напитки и витамины во

время летнего оздоровительного лагеря);

- профилактика нарушения зрения с помощью схем универсальных символов

(по методике А.Ф. Базарного);

- работает школьный медицинский кабинет;

- школьный оздоровительный лагерь.

2. ЗОЖ (здоровый образ жизни):

- уроки здоровья (1 раз в неделю);

- профилактика наркомании, курения, алкоголизма;

- родительские лектории;

- проведение дней здоровья;

- ежегодная диспансеризация детей;

- экскурсии, туристические походы;

- экологические десанты.

3. Движение:

- физическая зарядка (ежедневно перед первым уроком);

-

спортивные,

игровые,

музыкальные

перемены,

позволяющие

снять

мышечное и эмоциональное напряжение;

- физкультурные паузы;

- спортивные праздники;

- ритмика;

- спортивный час, прогулки;

- спортивные секции.

4. Диагностика:

- банк данных о состоянии здоровья обучающихся;

- психолого-медико-педагогический консилиум.

Особенно актуальна эта проблема сохранения здоровья

для классов

компенсирующего обучения, где обучаются дети с отклонениями в развитии.

Одним из решения этой проблемы является создание в классе благоприятной

здоровьесберегающей среды, которую можно назвать «территорией успеха».

Такое пространство создает условия для эмоционального, познавательного и

коммуникативного развития. Вместе с тем оно способствует сохранению и

укреплению здоровья учащихся.

В нашей школе есть

классы компенсирующего обучения с группой

продленного дня, дополнительным питанием, с занятиями психолога.

Немаловажно и то, что большую часть дня дети находятся в поле зрения

педагогов. Считаем, что совместное обучение и дружеское общение ребенка

с отклонениями

в развитии с нормальными детьми

бесценно.

Оно

предупреждает

возникновение

чувства

собственной

неполноценности,

ущербности,

вызываемых

изоляцией

от

других

детей,

положительно

сказывается на общем эмоциональном и умственном развитии.

Система работы в классах ККО направлена на:

- Компенсацию недостатков дошкольного развития.

- Восполнение пробелов предшествующего обучения.

- Нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся.

-

Повышение

работоспособности

и

активизацию

познавательной

деятельности детей.

- Укрепление физического и психического здоровья детей.

- Создание диагностической системы отслеживания уровня развития для

учащихся классов компенсирующего обучения.

Основным в работе в классах компенсирующего обучения является наличие

психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), обеспечивающего

внедрение

здоровьесберегающих

технологий,

максимальное

развитие

учащихся, индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания, а

также

организацию

психолого-педагогической

и

социальной

помощи

нуждающимся детям. Разработана нормативно-правовая база, теоретические,

психолого- педагогические и диагностические аспекты в решении задач

профилактики и коррекции адаптационных нарушений, возникающих у детей

в процессе их школьного обучения.

Наш коллектив рассматривает обучение в ККО через два приоритетных

принципа «Не навреди» и «Ребенок, ты — ценность».

Такая позиция определяет новые подходы и к организации учебного

процесса, и к созданию воспитывающей среды, и к решению вопросов

сохранения и укрепления здоровья школьников.

Рациональная организация учебного процесса: соответствие программ,

применяемых методов и средств возрастным особенностям учащихся;

грамотно

составленное

расписание,

учитывающее

дневную

динамику

работоспособности, контроль за объемом и дозировкой домашнего задания, и

сам урок, выстраиваемый и оцениваемый в здоровьесберегающем аспекте.

В школе действует здоровьесберегающий календарный график.

Недельная циклограмма оздоровительной направленности состоит из

следующих мероприятий:

№ Мероприяти

я

Понедел

.

Вторни

к

Среда

Четверг

Пятниц

а

Суббота

1.

Зарядка

+

+

+

+

+

+

2.

Подвиж.пере

мена

+

+

+

+

+

+

3.

Горячий

завтрак

+

+

+

+

+

+

4.

Уроки

физкульт.

+

+

+

+

+

+

5.

Волейбол

15

00

16

00

6.

Туризм

15

00

16

00

15

00

16

00

7.

Футбол

15

00

16

00

8.

Школа

безопас.

16

00

17

00

9.

Час здоровья

По расписанию учебных занятий

10

.

Баскетбол

15

00

-

17

00

11

.

Филиал

ДЮСШОР

16

00

19

15

16

00

19

15

16

00

19

15

17

45

19

15

16

00

19

15

17

45

19

15

12

.

ЛФК

1кл.

1

гр. - 11

35

3 кл. 1

гр. – 12

30

7а кл. 1

гр. – 13

25

1кл.

2

гр. - 11

35

3 кл. 2

гр. – 12

30

5 кл. 1

гр. – 13

25

2 кл. 1

гр. - 12

30

7б кл. 1

гр. - 13

25

2 кл. 2

гр. - 8

30

7а кл. 2

гр. - 12

30

4 кл. 1

гр. - 12

30

7б кл. 2

гр. - 13

25

5 кл. 2

гр. - 13

25

13

.

Психо-кор.

занятия

12

30

13

15

11

35

12

20

11

35

12

20

8

30

– 9

15

14

.

Пред.

кор.

занятия

11

35

12

10

8

00

– 8

30

8

00

– 8

30

14

10

14

40

12

30

13

00

Правильная

организация

обучения

дает

возможность

предотвратить

перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать

важность сохранения здоровья.

Полезное воздействие на функции организма оказывает изменение позы во

время урока. В классе дети занимаются в режиме динамических поз: сидят за

партой и стоят за конторкой. Смена поз происходит через 15 — 20 минут.

Занятия в таком режиме психическое и физическое развитие за счет

снижения напряженности и утомляемости учащихся.

Известно, что расширение зрительно-пространственной активности в режиме

школьного урока предупреждает развитие близорукости. Поэтому на уроках

необходимо, чтобы дети работали в режиме дальнего зрения.

При чтении в режиме дальнего зрения текст пишется на листе ватмана. При

этом каждый ученик находится строго на своей зрительной дистанции (если

ему отойти на шаг назад, то четкость написанного начнет исчезать). Читая,

дети шаг за шагом подходят к тексту, затем возвращаются на исходную

позицию и вновь начинают очередной «речевой маршрут» (методика

А.Ф.Базарного). Тем самым создаются предпосылки для интенсивного

зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц.

Общая продолжительность таких упражнений в течение учебного часа

составляет не менее 10 минут. На уроках русского языка это работа по

сюжетным картинкам, составление по ним рассказов, чтение написанных на

картинках предложений.

Практикуется

проведение

физкультминуток

по

методике

сенсорно-

координаторских тренажей. В четырех верхних углах класса фиксируются

сюжетные изображения. Это могут быть иллюстрации из народных сказок,

былин, пейзажи из природы, из жизни животных и т.д. Под каждой

картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из

цифр: 1 — 2 — 3 — 4. Все учащиеся поднимаются в положение свободного

стояния и под команду учителя «1 — 2 — 3 — 4» начинают фиксировать

взгляд по очереди на соответствующей картинке. Затем порядок счета

меняется 4 — 3 — 2 — 1; 1 — 3 — 4 — 2 и т. д., при этом ученики

совершают

синхронно

движения

глазами,

головой

и

туловищем.

Продолжительность тренажа — 1,5 минуты.

Такая работа предупреждает утомляемость, а также способствует развитию

зрительно-моторной

реакции,

в

том

числе

скорости

ориентации

в

пространстве, реакции в экстремальных ситуациях.

Учителя начальной школы активно применяют проведение части урока в

свободной форме стоя у экологического панно. Во всех классах в целях

профилактики

плоскостопия

проводятся

специальные

упражнения

на

массажных ковриках.

Двигательный компонент разных типов урока формируется педагогами на

основе использования групповых методов работы, сочетающих элементы

соревнования, групповые выходы к доске. Широко используется на уроках

взаимопроверка учащимися заданий, когда школьники переходят с одного

варианта на другой, меняясь местами.

Игровой

элемент

во

время

урока

также

увеличивает

двигательную

активность. Так, учитель бросает ученику мяч со словами «Лови и отвечай».

Такой способ мобилизует внимание учащихся и увеличивает количество

движений.

Интересно проходят уроки — соревнования. Урок «Спортивная

математика», на котором проводилась эстафета — устный счет. Работа

проводится в парах, каждый ученик из ряда выбегает к доске и решает один

пример, затем возвращается на место и передает эстафетную палочку (мел)

следующему. Участвует в движении весь класс. Можно проводить уроки на

ковре.

Организация и проведение уроков с активной динамической нагрузкой

убедительно показали их преимущество по сравнению с традиционными.

Смена видов активности, включение игровой деятельности и соревнований

приводит к повышению умственной работоспособности и к увеличению

двигательной

активности.

После

динамического

урока

дети

не

демонстрируют признаков утомления.

Использование на уроках «Пальчиковой гимнастики» позволяет увеличить

подвижность пальцев, развивать их силу и гибкость, снижает физическую

усталость и моральное напряжение во время урока, а также массаж

«активных точек» на пальцах и ладонях. Эти упражнения помогают детям не

только сделать пальцы подвижнее, но и запомнить, как пишется та или иная

буква и цифра.

Организованное

таким

образом

предметно-развивающее

пространство

помогает

решать

многие

здоровьесберегающие

задачи:

снижение

утомляемости путем чередования различных форм и методов проведения

занятий; использование приемов, способствующих активизации мышления;

создание комфортной психологической обстановки во время проведения

учебных занятий; создание ситуации успешного обучения; индивидуальный

и дифференцированный подход; оздоровительная направленность учебно-

воспитательного процесса.

Суть здоровьесберегающего сопровождения работы учителя заключается в

организации комфортного сотрудничества, приносящего удовольствие от

совместной деятельности. Этому в полной мере способствует предметно-

развивающая среда, созданная в классе. Работа в различных зонах в течение

дня позволяет значительно снизить уровень напряженности детей, дать им

полноценный отдых, сберечь их здоровье.

Не учебой единой жива наша

школа. За долгие годы существования

накоплен огромный опыт

работы. Особая дружественная атмосфера,

сложившиеся традиции — это создание бодрого, оптимистичного тона в

коллективе.

Завершая краткое представление нашей школы, я надеюсь на то, что

внимательный профессионал сможет разглядеть живую жизнь.



В раздел образования