Автор: Солодова Елена Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №20"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: учебный план
Тема: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ
ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
г.Норильск, Красноярский край
МБДОУ «Средняя школа № 20»
учитель – логопед
Солодова Елена Николаевна
Рабочая программа по коррекции дисграфии, составлена в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе
методического пособия для учителя-логопеда и авторской программы: Е. В.
Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и
синтеза»,
Т.И.
Прокопьевой
«Логопедический
альбом
по
коррекции
нарушений письма и чтения у младших школьников», а так же «Коррекция
нарушений речи у младших школьников». Авторы – составители: С. Е.
Дорофеева, Л. В. Семенюта, Л.А. Маленьких.
Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана
рабочая программа:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении
и введении в действие Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования»;
3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении
изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ
от 6 октября 2009 года № 373»;
4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010
года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;
6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000
г.
№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного
учреждения»;
7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об
учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;
8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике
деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-
VIII видов»;
9.
Письмо Минобрнауки РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Об
организации логопедической работы во вспомогательной школе»;
10. Положения о логопедическом пункте МБОУ СШ №20.
Цель программы:
Целью работы является преодоление ошибок письма у детей,
нуждающихся в логопедической помощи, не зачисленных на логопедический
пункт
общеобразовательного
учреждения.
Коррекция
ошибок,
обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и
синтеза, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова,
словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися
на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение
пробелов в обучении.
Основные задачи программы:
1. Развитие фонематического анализа и синтеза;
2. Развитие слогового анализа и синтеза;
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
Планируемые результаты после прохождения программы:
К концу обучения дети должны знать:
— гласные и согласные звуки и буквы;
— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание,
предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог,
безударная гласная, безударный слог;
— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные
звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
—
графическое
обозначение
слогов,
звуков
и
слов,
границ
предложения, предлогов и приставок;
— правописание предлогов и приставок.
К концу обучения дети должны уметь:
— различать гласные и согласные звуки;
— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и
предложения, набор отдельных предложений и текст;
— определять ударные и безударные гласные, слоги;
— определять в словах место и последовательность заданного звука:
гласных и согласных звуков;
— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в
предложениях, предложений в тексте;
— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а
также языковой анализ и синтез предложений;
— графически обозначать звуки, слоги и слова.
Организация работы по программе:
Период обучения составляет 22 недели, 44 академических часа. В
основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.
Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные
1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции
звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в
конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным
звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-
синтетический метод. Звуки должны быть у детей автоматизированы в речи.
Программа рекомендована для обучающихся 2 - 4 классов. Из каждого
класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от 2 до 6
человек. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Период
проведения коррекционных занятий проводится обследование состояния
речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
коррекции нарушений письменной речи у детей 2-4 класса
№
п/п
Тема занятия
Содержание коррекционной
работы
Перспек-
тивное
кол-во
часов
Дата
проведе
-ния
занятий
Примечание
1.
Вводное занятие Знакомство детей с логопедическим
кабинетом, его оборудованием, и с
новыми требованиями
1
2.
Речевые и
неречевые
звуки.
Строение
артикуляционного
аппа-
рата.
Органы
речи.
Звуки
речи,
способы их образования.
1
3
Простые формы
звукового
анализа
Развитие фонематического слуха
восприятия. Дифференциация
понятий «звук» и «буква».
1
4.
Уточнение и
развитие
пространственн
ых
представлений.
Определение схемы собственного
тела, правого и левого направлений в
пространстве.
Установление пространственных
взаимоотношений объектов;
последовательности предметного
ряда, числового ряда.
Расширение и активизация
лексического запаса на заданную
тему
1
5.
Уточнение и
развитие
временных
Знание возраста и роли членов семьи,
названия и последовательность
частей суток, дней недели, месяцев,
1
отношений.
времен года.
6-
7.
Дифференциаци
я
слов
–
предметов, слов
–
действий,
слов- признаков.
Практическое
овладение
навыками
составления
простого
нераспространенного
предложения.
Графическое изображение простых
предложений.
Подбор
слов
к
графическим схемам.
2
8.
Соотнесение
слов
обозначающих
признаки
предметов
со
схемой.
Умение
называть
и
графически
изображать
слова,
обозначающие
признаки предметов (цвет, величину,
форму, вкус и т.д.)
Умение
согласовывать
существительное с прилагательным в
роде и числе.
1
9.
Понятие о
личных и
притяжательных
местоимениях
Усвоение склонения местоимений
Обучение связному изложению своих
мыслей, без ненужных повторов
1
10.
Понятие о
числительных,
словоизменение
числительных
Согласование числительных с
существительными.
1
11.
Понятие о
пространственн
ых предлогах
Развитие пространственного
мышления
1
12.
Образование и
употребление
словосочетаний
с
пространственн
ыми предлогами
Развитие пространственного
мышления
13.
Анализ
предложения.
Умение выделять из речи
предложения, записывать их с
помощью условных знаков. Уметь
составлять предложения по картинке.
1
14.
Распространени
е
простого
двусоставного
предложения
прилагательным
Сочетание
прилагательных
с
существительными.
Правильное
употребление
окончаний
прилагательных.
Распространение
двусоставного
предложения
прилагательными.
1
15.
Составление
описательного
рассказа с
использованием
мнемо –
таблицы.
Умение описывать картинку с опорой
на схему, отображающую
последовательность событий и
являющихся зрительным планом
изложения.
1
16.
Составление
Умение пересказывать текст с опорой
1
описательного
рассказа по
серии сюжетных
картинок
на серию сюжетных картинок,
отрабатывающих последовательность
событий.
17.
Виды
предложений
Различение предложений по
интонации.
1
18.
Наблюдения за
природой
родного края.
Связная речь.
Наблюдения за природой.
Составление рассказа по увиденному.
Сюжетные картинки.
1
19.
Восприятие
текста на слух
Воспроизведение прочитанного.
Работа над пониманием текста.
1
20
Развитие
высших
психических
функций.
Развивать речевое внимание и память.
1
21-
26
Дифференциаци
я
оптичеки
и
кинетически
сходных
букв
изолированной
позиции,
в
словах,
в
словосочетаниях
,
в
предложениях,
текстах
Практические упражнения в усвоении
навыка узнавания чтения и написания
букв о-а, и-у, б-д, п-т, з-е
5
27.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции
гласных [ы] - [и]
Дифференциация гласных звуков [ы]
- [и]. Соотнесение звуков с буквами
1
28.
Уточнение и
сравнение
артикуляции
гласных
э - е
Дифференциация
гласных
э
-
е.
Соотнесение звуков с буквами
1
29.
Уточнение и
сравнение
артикуляции
гласных
ё - ю
Дифференциация
гласных
ё
-
ю.
Соотнесение звуков с буквами
1
30.
Интонационные
упражнения
Послушай и воспроизведи по памяти.
1
31.
Уточнение и
сравнение
артикуляции [с]
- [з]
Характеристика
звуков
[с]
-
[з].
Соотнесение
звуков
с
буквами,
символами
и
«опорами»
для
их
обозначения
на
письме.
Дифференциация звуков [с] - [з] в
1
слогах,
словах,
словосочетаниях,
предложениях,
текстах.
Работа
со
словами-паронимами
32.
Уточнение и
сравнение
артикуляции [ш]
- [ж]
Характеристик
звуков
[ш]
-
[ж].
Соотнесение
звуков
с
буквами,
символами
и
«опорами»
для
их
обозначения
на
письме.
Дифференциация звуков [ш] - [ж] в
слогах,
словах,
словосочетаниях,
предложениях,
текстах.
Работа
со
словами - паронимами.
1
33.
Уточнение
и
сравнение
артикуляции [в]
- [ф]
Характеристика
звуков
[в]
-
[ф].
Соотнесение
звуков
с
буквами,
символами
и
«опорами»
для
их
обозначения
на
письме.
Дифференциация звуков [в] - [ф] в
слогах,
словах,
словосочетаниях,
предложениях,
текстах.
Работа
со
словами-паронимами.
1
34.
Уточнение и
сравнение
артикуляции
[б]- [п ]
Характеристика звуков [б] - [п].
Соотнесение звуков с буквами,
символами и «опорами» для их
обозначения на письме.
Дифференциация звуков [б] - [п]
в слогах, словах, слово-
сочетаниях, предложениях, тек-
стах. Работа со словами-паро-
нимами.
1
35.
Уточнение и
сравнение
артикуляции [т-
д]
Характеристика звуков [т] - [д].
Соотнесение звуков с буквами,
символами и «опорами» для их
обозначения на письме.
Дифференциация звуков [т] - [д]
в слогах, словах, слово-
сочетаниях, предложениях, тек-
стах. Работа со словами-паро-
нимами.
1
36.
Уточнение и
сравнение
артикуляции
[ к ] - [ г ]
Характеристика звуков [к] - [г].
Соотнесение звуков с буквами,
символами и «опорами» для их
обозначения на письме.
Дифференциация звуков [к] - [г] в
слогах, словах, словосочетаниях,
предложениях, текстах. Работа со
словами-паронимами.
1
37.
Работа
с
текстом.
Восприятие
Воспроизведение прочитанного.
Работа над пониманием текста.
«Придумай окончание рассказа»
1
текста на слух
38.
Пересказ текста
составленного
по
демонстрируемо
му действию.
Учить отвечать на вопрос
развернутой фразой пересказывать
текст составленный из 3-4 простых
предложений с наглядной опорой в
виде натуральных объектов,
предметов и действий сними.
1
39.
Сравнение слов
по
лексическому
значению.
Подбор
родственных
слов.
Ознакомление
с
однокоренными
словами.
Подготовка
к
словообразованию.
Умение
находить
и
обозначать
общую
часть в группах слов.
1
40.
Группировка
слов
по
значениям.
Корень слова.
Однокоренные слова Знакомство с
понятием «корень». Выделение
единого корня в серии слов.
Образование однокоренных слов,
относящихся к различным частям
речи
1
41.
Падежные
конструкции
имени
существительн
ого.
Правописание
однокоренных
и
родственных
слов.
Группировка
слов по значениям. Составление
словосочетаний и предложений с
однокоренными словами
1
42.
Тренировка
в
языковом
анализе.
Уточнения
значения слов.
Работа
над
автонимами
и
синонимами. Развитие неречевых
процессов. Составляться слова из
значимых частей.
1
43.
Префиксальны
й
способ
образования
слов
Суффиксы
профессий,
уменьши-
тельно-ласкательные
суффиксы,
суффиксы
увеличения,
прилага-
тельных и глаголов. Графическое
обозначение
суффикса.
Суффиксальный
способ
слово-
образования
1
44.
Приставочные
глаголы
Продолжать
дифференцировать
по
смыслу глаголы, имеющие разные
приставки
и
общую
основу.
Графическое обозначение приставки.
Смысловое значение приставки.
1
Итого
44
Программно-методическое обеспечение.
Для проведения занятий необходимы следующие методические
пособия:
1.
Коррекция нарушений речи у младших школьников С. Е. Дорофеевой, Л.
В. Семенюты, Л. А. Маленьких.
2.
Е. В. Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового
анализа и синтеза»;
3.
Т.И. Прокопьевой «Логопедический альбом по коррекции нарушений
письма и чтения у младших школьников»
4.
Наглядно – тематический и демонстрационный материал.
Список литературы:
1.
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы
в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.
2.
Елецкая О.В., Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической
работы в школе».- ТЦ «Сфера», Москва 2012;
3.
Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов».-ИЦ «Владос», Москва, 2014;
4.
Коррекция нарушений речи у младших школьников / Авт.-сост. С. Е.
Дорофеева, Л. В. Семенюта, Л. А. Маленьких. — М.: ТЦ Сфера, 2011.
— 64 с. (Библиотека Логопеда). (3)
5.
Кузнецова Е.В., И.А. Тихонова «Ступеньки к школе», ТЦ «Сфера»,
Москва 2012;
6.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.
пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика)
7.
Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения».- «Школьная
пресса», Москва, 2012;
8.
Логопедический альбом по коррекции нарушений письма и чтения у
младших школьников/ Т. И. Прокопьева. – Чебоксары: Чуваш. ки. изд –
во, 2013. – 64 ч.
9.
Мазанова Е.В. «Методическое пособие для логопедов», «Гном и Д»,
Москва 2011;
10. Прищепова И.В. «Дизорфография младших школьников» -«Каро»,
Санкт-петербург 2014;
11.Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у
младших школьников», « Владос», Москва, 2012.