Напоминание

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Солодова Елена Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №20"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: учебный план
Тема: ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: начальное образование





Назад




ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО

ПРЕОДОЛЕНИЮ

ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

г.Норильск, Красноярский край

МБДОУ «Средняя школа № 20»

учитель – логопед

Солодова Елена Николаевна

Рабочая программа по коррекции дисграфии, составлена в соответствии

с Федеральным государственным образовательным стандартом на основе

методического пособия для учителя-логопеда и авторской программы: Е. В.

Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и

синтеза»,

Т.И.

Прокопьевой

«Логопедический

альбом

по

коррекции

нарушений письма и чтения у младших школьников», а так же «Коррекция

нарушений речи у младших школьников». Авторы – составители: С. Е.

Дорофеева, Л. В. Семенюта, Л.А. Маленьких.

Нормативно - правовые документы, на основании которых разработана

рабочая программа:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

2. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении

и введении в действие Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования»;

3. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении

изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования, утверждённый Приказом Минобрнауки РФ

от 6 октября 2009 года № 373»;

4. Приказ МинобрнаукиРФ от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении

изменений в федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования, утвержденный приказом Министерства

образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

5. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010

года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»;

6. Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки РФ от 14 декабря 2000

г.

№ 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного

учреждения»;

7. Письмо Минобрнауки РФ от 22 января 1998 г. № 20-58-07ин/20-4 «Об

учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования»;

8. Письмо Минобрнауки РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике

деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-

VIII видов»;

9.

Письмо Минобрнауки РФ от 20 июня 2002 г. № 29/2194-6 «Об

организации логопедической работы во вспомогательной школе»;

10. Положения о логопедическом пункте МБОУ СШ №20.

Цель программы:

Целью работы является преодоление ошибок письма у детей,

нуждающихся в логопедической помощи, не зачисленных на логопедический

пункт

общеобразовательного

учреждения.

Коррекция

ошибок,

обусловленных дисграфией на почве нарушения языкового анализа и

синтеза, путем проведения работы на уровне звука, буквы, слога, слова,

словосочетания, предложения и текста. А так же закрепление обучающимися

на логопедических занятиях знаний полученных в классе, восполнение

пробелов в обучении.

Основные задачи программы:

1. Развитие фонематического анализа и синтеза;

2. Развитие слогового анализа и синтеза;

3. Развитие языкового анализа и синтеза.

Планируемые результаты после прохождения программы:

К концу обучения дети должны знать:

— гласные и согласные звуки и буквы;

— определения понятий: звук, буква, слог, слово, словосочетание,

предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог,

безударная гласная, безударный слог;

— чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные

звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

графическое

обозначение

слогов,

звуков

и

слов,

границ

предложения, предлогов и приставок;

— правописание предлогов и приставок.

К концу обучения дети должны уметь:

— различать гласные и согласные звуки;

— различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и

предложения, набор отдельных предложений и текст;

— определять ударные и безударные гласные, слоги;

— определять в словах место и последовательность заданного звука:

гласных и согласных звуков;

— определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в

предложениях, предложений в тексте;

— производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а

также языковой анализ и синтез предложений;

— графически обозначать звуки, слоги и слова.

Организация работы по программе:

Период обучения составляет 22 недели, 44 академических часа. В

основе лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза.

Работа начинается со звукобуквенного анализа, далее изучают гласные

1-го и 2-го ряда. Дети тренируются находить сильные и слабые позиции

звуков, определяют положение определенного звука в начале, середине и в

конце слова, в ряду сходных звуков. Подбирают слова с определенным

звуком в различных позициях. При обучении применяется аналитико-

синтетический метод. Звуки должны быть у детей автоматизированы в речи.

Программа рекомендована для обучающихся 2 - 4 классов. Из каждого

класса формируется одна подгруппа, наполняемость которой от 2 до 6

человек. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут. Период

проведения коррекционных занятий проводится обследование состояния

речи учащихся, на начало, и соответственно, конец учебного года.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

коррекции нарушений письменной речи у детей 2-4 класса

п/п

Тема занятия

Содержание коррекционной

работы

Перспек-

тивное

кол-во

часов

Дата

проведе

-ния

занятий

Примечание

1.

Вводное занятие Знакомство детей с логопедическим

кабинетом, его оборудованием, и с

новыми требованиями

1

2.

Речевые и

неречевые

звуки.

Строение

артикуляционного

аппа-

рата.

Органы

речи.

Звуки

речи,

способы их образования.

1

3

Простые формы

звукового

анализа

Развитие фонематического слуха

восприятия. Дифференциация

понятий «звук» и «буква».

1

4.

Уточнение и

развитие

пространственн

ых

представлений.

Определение схемы собственного

тела, правого и левого направлений в

пространстве.

Установление пространственных

взаимоотношений объектов;

последовательности предметного

ряда, числового ряда.

Расширение и активизация

лексического запаса на заданную

тему

1

5.

Уточнение и

развитие

временных

Знание возраста и роли членов семьи,

названия и последовательность

частей суток, дней недели, месяцев,

1

отношений.

времен года.

6-

7.

Дифференциаци

я

слов

предметов, слов

действий,

слов- признаков.

Практическое

овладение

навыками

составления

простого

нераспространенного

предложения.

Графическое изображение простых

предложений.

Подбор

слов

к

графическим схемам.

2

8.

Соотнесение

слов

обозначающих

признаки

предметов

со

схемой.

Умение

называть

и

графически

изображать

слова,

обозначающие

признаки предметов (цвет, величину,

форму, вкус и т.д.)

Умение

согласовывать

существительное с прилагательным в

роде и числе.

1

9.

Понятие о

личных и

притяжательных

местоимениях

Усвоение склонения местоимений

Обучение связному изложению своих

мыслей, без ненужных повторов

1

10.

Понятие о

числительных,

словоизменение

числительных

Согласование числительных с

существительными.

1

11.

Понятие о

пространственн

ых предлогах

Развитие пространственного

мышления

1

12.

Образование и

употребление

словосочетаний

с

пространственн

ыми предлогами

Развитие пространственного

мышления

13.

Анализ

предложения.

Умение выделять из речи

предложения, записывать их с

помощью условных знаков. Уметь

составлять предложения по картинке.

1

14.

Распространени

е

простого

двусоставного

предложения

прилагательным

Сочетание

прилагательных

с

существительными.

Правильное

употребление

окончаний

прилагательных.

Распространение

двусоставного

предложения

прилагательными.

1

15.

Составление

описательного

рассказа с

использованием

мнемо –

таблицы.

Умение описывать картинку с опорой

на схему, отображающую

последовательность событий и

являющихся зрительным планом

изложения.

1

16.

Составление

Умение пересказывать текст с опорой

1

описательного

рассказа по

серии сюжетных

картинок

на серию сюжетных картинок,

отрабатывающих последовательность

событий.

17.

Виды

предложений

Различение предложений по

интонации.

1

18.

Наблюдения за

природой

родного края.

Связная речь.

Наблюдения за природой.

Составление рассказа по увиденному.

Сюжетные картинки.

1

19.

Восприятие

текста на слух

Воспроизведение прочитанного.

Работа над пониманием текста.

1

20

Развитие

высших

психических

функций.

Развивать речевое внимание и память.

1

21-

26

Дифференциаци

я

оптичеки

и

кинетически

сходных

букв

изолированной

позиции,

в

словах,

в

словосочетаниях

,

в

предложениях,

текстах

Практические упражнения в усвоении

навыка узнавания чтения и написания

букв о-а, и-у, б-д, п-т, з-е

5

27.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции

гласных [ы] - [и]

Дифференциация гласных звуков [ы]

- [и]. Соотнесение звуков с буквами

1

28.

Уточнение и

сравнение

артикуляции

гласных

э - е

Дифференциация

гласных

э

-

е.

Соотнесение звуков с буквами

1

29.

Уточнение и

сравнение

артикуляции

гласных

ё - ю

Дифференциация

гласных

ё

-

ю.

Соотнесение звуков с буквами

1

30.

Интонационные

упражнения

Послушай и воспроизведи по памяти.

1

31.

Уточнение и

сравнение

артикуляции [с]

- [з]

Характеристика

звуков

[с]

-

[з].

Соотнесение

звуков

с

буквами,

символами

и

«опорами»

для

их

обозначения

на

письме.

Дифференциация звуков [с] - [з] в

1

слогах,

словах,

словосочетаниях,

предложениях,

текстах.

Работа

со

словами-паронимами

32.

Уточнение и

сравнение

артикуляции [ш]

- [ж]

Характеристик

звуков

[ш]

-

[ж].

Соотнесение

звуков

с

буквами,

символами

и

«опорами»

для

их

обозначения

на

письме.

Дифференциация звуков [ш] - [ж] в

слогах,

словах,

словосочетаниях,

предложениях,

текстах.

Работа

со

словами - паронимами.

1

33.

Уточнение

и

сравнение

артикуляции [в]

- [ф]

Характеристика

звуков

[в]

-

[ф].

Соотнесение

звуков

с

буквами,

символами

и

«опорами»

для

их

обозначения

на

письме.

Дифференциация звуков [в] - [ф] в

слогах,

словах,

словосочетаниях,

предложениях,

текстах.

Работа

со

словами-паронимами.

1

34.

Уточнение и

сравнение

артикуляции

[б]- [п ]

Характеристика звуков [б] - [п].

Соотнесение звуков с буквами,

символами и «опорами» для их

обозначения на письме.

Дифференциация звуков [б] - [п]

в слогах, словах, слово-

сочетаниях, предложениях, тек-

стах. Работа со словами-паро-

нимами.

1

35.

Уточнение и

сравнение

артикуляции [т-

д]

Характеристика звуков [т] - [д].

Соотнесение звуков с буквами,

символами и «опорами» для их

обозначения на письме.

Дифференциация звуков [т] - [д]

в слогах, словах, слово-

сочетаниях, предложениях, тек-

стах. Работа со словами-паро-

нимами.

1

36.

Уточнение и

сравнение

артикуляции

[ к ] - [ г ]

Характеристика звуков [к] - [г].

Соотнесение звуков с буквами,

символами и «опорами» для их

обозначения на письме.

Дифференциация звуков [к] - [г] в

слогах, словах, словосочетаниях,

предложениях, текстах. Работа со

словами-паронимами.

1

37.

Работа

с

текстом.

Восприятие

Воспроизведение прочитанного.

Работа над пониманием текста.

«Придумай окончание рассказа»

1

текста на слух

38.

Пересказ текста

составленного

по

демонстрируемо

му действию.

Учить отвечать на вопрос

развернутой фразой пересказывать

текст составленный из 3-4 простых

предложений с наглядной опорой в

виде натуральных объектов,

предметов и действий сними.

1

39.

Сравнение слов

по

лексическому

значению.

Подбор

родственных

слов.

Ознакомление

с

однокоренными

словами.

Подготовка

к

словообразованию.

Умение

находить

и

обозначать

общую

часть в группах слов.

1

40.

Группировка

слов

по

значениям.

Корень слова.

Однокоренные слова Знакомство с

понятием «корень». Выделение

единого корня в серии слов.

Образование однокоренных слов,

относящихся к различным частям

речи

1

41.

Падежные

конструкции

имени

существительн

ого.

Правописание

однокоренных

и

родственных

слов.

Группировка

слов по значениям. Составление

словосочетаний и предложений с

однокоренными словами

1

42.

Тренировка

в

языковом

анализе.

Уточнения

значения слов.

Работа

над

автонимами

и

синонимами. Развитие неречевых

процессов. Составляться слова из

значимых частей.

1

43.

Префиксальны

й

способ

образования

слов

Суффиксы

профессий,

уменьши-

тельно-ласкательные

суффиксы,

суффиксы

увеличения,

прилага-

тельных и глаголов. Графическое

обозначение

суффикса.

Суффиксальный

способ

слово-

образования

1

44.

Приставочные

глаголы

Продолжать

дифференцировать

по

смыслу глаголы, имеющие разные

приставки

и

общую

основу.

Графическое обозначение приставки.

Смысловое значение приставки.

1

Итого

44

Программно-методическое обеспечение.

Для проведения занятий необходимы следующие методические

пособия:

1.

Коррекция нарушений речи у младших школьников С. Е. Дорофеевой, Л.

В. Семенюты, Л. А. Маленьких.

2.

Е. В. Мазановой «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового

анализа и синтеза»;

3.

Т.И. Прокопьевой «Логопедический альбом по коррекции нарушений

письма и чтения у младших школьников»

4.

Наглядно – тематический и демонстрационный материал.

Список литературы:

1.

Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы

в школе. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 192 с.

2.

Елецкая О.В., Н.Ю. Горбачевская «Организация логопедической

работы в школе».- ТЦ «Сфера», Москва 2012;

3.

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся

начальных классов».-ИЦ «Владос», Москва, 2014;

4.

Коррекция нарушений речи у младших школьников / Авт.-сост. С. Е.

Дорофеева, Л. В. Семенюта, Л. А. Маленьких. — М.: ТЦ Сфера, 2011.

— 64 с. (Библиотека Логопеда). (3)

5.

Кузнецова Е.В., И.А. Тихонова «Ступеньки к школе», ТЦ «Сфера»,

Москва 2012;

6.

Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод.

пособие для учителя-логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

2001. – 224 с.: ил. (Коррекционная педагогика)

7.

Лисенкова Л.Н. «Развитие и коррекция навыков чтения».- «Школьная

пресса», Москва, 2012;

8.

Логопедический альбом по коррекции нарушений письма и чтения у

младших школьников/ Т. И. Прокопьева. – Чебоксары: Чуваш. ки. изд –

во, 2013. – 64 ч.

9.

Мазанова Е.В. «Методическое пособие для логопедов», «Гном и Д»,

Москва 2011;

10. Прищепова И.В. «Дизорфография младших школьников» -«Каро»,

Санкт-петербург 2014;

11.Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у

младших школьников», « Владос», Москва, 2012.



В раздел образования