Напоминание

"Формирование культуры поведения дошкольников"


Автор: Варгасова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ Красногуляевская СШ
Населённый пункт: Ульяновская область Сенгилеевский район п.Краный Гуляй
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование культуры поведения дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование культуры поведения у дошкольников.

Формирование культуры поведения – одна из актуальных и сложнейших

проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к

детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет

его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в

обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и

воспитанием ребенка до школы.

Интерес к проблеме формирования культуры поведения дошкольников

обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и

российской национальной культуры в сфере воспитания.

Современное

общество

ставит

перед

педагогами,

воспитателями

и

родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного

молодого человека. Формирование культуры поведения - одна из актуальных

и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к

детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается

воспитательное воздействие семьи и российской национальной культуры в

сфере воспитания. Дети являются гордостью своих родителей. В них всё им

мило

и

дорого.

Но

не

всегда

они

задумывались

над

тем,

что

привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное,

как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его

манеры - мимика, жесты, движения, осанка? Случается, что даже хорошо

образованные люди, не всегда выглядят воспитанными, т.к. не выработали в

себе

элементарных

норм

культуры

поведения,

поэтому

вопросы

нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в

наши дни. Надо ли перечислять все те беды, которые рождает человеческое

равнодушие, жестокость, опустошённость души, безразличие, глухота сердца

и разума. От утраты морали, совести, от наглости и хамства общество уже

достаточно настрадалось.

С культурой общения необходимо знакомить детей с раннего возраста и

продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные

детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости,

внимания и симпатии к сверстникам и взрослым, элементарных навыков

оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить

понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения

человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на

специальных занятиях в дошкольном возрасте. Задача нравственного

воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности

(долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами

развития формирующейся личности. Поэтому тема очень актуальна в

настоящее время.

Перед дошкольными учреждениями в числе наиболее важных стоят

задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности,

высоких нравственных качеств. В детстве усвоение социальных норм

происходит сравнительно легко.

Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих

отношений. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее,

станет его и нашей жизнью. Чем младше ребенок, тем большее влияние

можно оказать на его чувства и поведение.

Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру

общения.

Необходимым условием для всестороннего развития ребенка является

наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека:

коллективизм,

товарищество,

взаимопомощь,

сдержанность,

навыки

общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребенок научится

трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребенок воспитывается

в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей.

Подготовка ребенка к жизни среди взрослых начинается с его умения

строить свои отношения со сверстниками: с начала, в детском саду и в школе

и т.д.

Для развития

личности ребенка,

формирования

культуры поведения,

требуется соблюдение таких принципов как:

Системность.

Работа по формированию культуры поведения должна проводиться

систематически. Педагог гибко распределяет содержание в течение всего

процесса. Целесообразно проводить во второй половине дня специально

организованные занятия. Что же касается нерегламентированной

деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как в

утренние время, так и во второй половине дня. Однако все это не исключает

работы воспитателя с детьми вне занятий, так как нельзя заранее обозначить

всю гамму спонтанно возникающих ситуаций и сложностей, и от педагога

могут потребоваться дополнительные объяснения, ответы на вопросы,

организация игровой ситуации, привлечение соответствующей

художественной литературы.

Опора на положительное.

Педагоги обязаны выявлять положительное в ребенке и, опираясь на

хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно

сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и

гармонического сочетания. В воспитательном процессе недопустима

конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление

сил и позиций. Только сотрудничество. Терпение и заинтересованное участие

воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

Опытные воспитатели не скупятся на комплименты, щедро авансируют

будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение,

внушают уверенность в успешном достижении высоких результатов,

оказывают доверие воспитанникам, ободряют их при неудачах.

Гуманизация воспитательного процесса.

Принцип требует гуманного отношения к личности воспитанника; уважения

его прав и свобод; предъявления воспитаннику посильных и разумно

сформулированных требований; уважения к позиции воспитанника даже

тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

уважения права человека быть самим собой; доведения до сознания

воспитанника конкретных целей его воспитания; ненасильственного

формирования требуемых качеств; отказа от телесных и других унижающих

честь и достоинство личности наказаний; признания права личности на

полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо

причинам противоречат ее убеждениям.

Личностно деятельный подход.

Воспитатель должен постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные

особенности темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки

своих воспитанников; умел диагностировать и знать реальный уровень

сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления,

мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни,

труду, ценностные ориентации, жизненные планы; постоянно привлекать

каждого воспитанника к посильной для него воспитательной деятельности,

обеспечивающей прогрессивное развитие личности; своевременно выяснять

и устанавливать причины, которые могут помешать достижению цели,

максимально опираться на собственную активность личности; сочетать

воспитание с самовоспитанием личности, помогать в выборе целей, методов,

форм самовоспитания; развивать самостоятельность, инициативу,

самодеятельность воспитанников, не столько руководить, сколько умело

организовать и направлять ведущую к успеху деятельность.

Единство воспитательных воздействий.

Все лица, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли

воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая другу,

дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и

координация усилий не достигается, а противодействует, то на успех

рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные

психические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может

определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные.

Надо сложить действие всех сил.

Воспитатель в своей работе опирается на деятельностный подход. Это

значит, что педагогическим средством воспитания служат разные виды

деятельности детей (познавательная, игровая, самостоятельная).

Приобретенный опыт служит основой для осуществления целостной

деятельности формирования культуры поведения. Обучение детей нормам

культуры поведения воспитатель осуществляет в совместной игре или

совместном труде. В деятельности, особенно игровой, возникают ситуации,

которые позволяют поддерживать положительные проявления детей,

формулировать правила культуры поведения. Самостоятельная деятельность

способствует формированию способности к волевому усилию, пониманию

необходимости и важности знаний правил культуры поведения, помогает

устанавливать игровые и личностные взаимоотношения в самостоятельной

деятельности, преодолевать конфликты.

Организуя деятельность детей, воспитатель создает условия для

формирования их взаимоотношений на основе правил культуры поведения,

терпимости, вежливости.

Задачи по формированию культуры поведения у детей дошкольного

возраста:

формировать навыки культуры поведения в повседневной жизни;

учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;

познакомить с правилами культуры поведения;

воспитывать

любовь

и

уважительное

отношение

к

близким

и

окружающим людям;

научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом

проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей.

В результате реализации методических рекомендаций можно ожидать, что

ребенок может стать гармонично-развитой личностью, уметь достойно вести

себя в любой обстановке, понимать смысл и значение тех или иных правил

культуры поведения. Уметь приветливо разговаривать друг с другом, со

взрослыми,

вежливо

общаться

со

сверстниками,

уметь

справедливо

оценивать свои поступки и поступки сверстников, быть доброжелательными,

честными, справедливыми.

Важной особенностью содержания методических рекомендаций является

тесная связь с реальной жизнью ребенка, его социально-эмоциональным

опытом. Поэтому, помимо специально организованных занятий, можно

использовать. Названные задачи нравственного воспитания осуществляются

в разных видах деятельности: в общении ребёнка со взрослыми и детьми в

быту, в разных жизненных ситуациях, на занятиях и в играх (подвижных,

сюжетно-ролевых, дидактических).

Из наших детей должны вырасти только хорошие люди, трудолюбивые, ра-

чительные,

экономные

хозяева.

Поэтому

большое

внимание

уделяю

бережному отношению ко всему тому, что окружает ребёнка: к вещам,

игрушкам, хлебу, книгам, продуктам питания, общественному достоянию,

дому, двору, улице, детскому саду, скверу, к результатам человеческого

труда и родной природе.

Помочь познать цену хлеба помогают детям беседы и рассказы, наблюдения

за трудом хлеборобов, художественная литература, пересказы событий дня

из газет, радио- и телепередач о выращивании хлеба, а главное пример

правильного отношения к хлебу самих взрослых.

Воспитывать ребёнка надо не скучной моралью и деспотическим приказом, а

собственным нашим положительным постоянным примером и игрой. Игра,

труд, занятия, общения с близкими людьми и сверстниками являются для

него

своеобразной

школой

нравственности,

благодаря

которой

он

приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения,

культуру речи, у него формируется эмоционально-нравственное отношение к

окружающему миру.

Всё это особенно важно для детей этого возраста - шестого года жизни.

Пришло время подумать о формировании у мальчиков правильного понима-

ния мужского достоинства, способности защищать и покровительствовать,

преодолевать посильные трудности, а у девочек - формировать смелость,

настойчивость,

умение

постоять

за

себя,

развивать

у

них

черты

женственности - доброту, мягкость, деликатность, нежность, трудолюбие,

аккуратность, умение сопереживать. Ведь сегодняшний мальчик - это

будущий мужчина, а маленькая девочка - будущая женщина.

Что-то случилось со всеми нами, за многое предстоит бороться, многое вос-

станавливать, в том числе и вежливость, её форму. Незадолго до смерти А.В.

Эфрос в статье "О благородстве" писал: "Мне кажется, мы слишком

опростились.Мы слишком опростили искусство, мы слишком опростили

собственную жизнь, мы потеряли форму".

Вежливость, как форму речевого поведения, приходится отстаивать. Потому

что она нужна и тому, кто вежлив, и тому с кем вежливы; здесь выигрывают

обе стороны: и "я", и "ты". Вежливо говорящий оберегает и собственное

достоинство, и достоинство другого человека, а значит и общества.

Так что за вежливость стоит бороться. А если не бороться, то все мы просто

перестанем быть вежливыми. И тогда это место будет занято всем тем, чему

противопоставляется вежливость - проявления неуважения к человеку (это и

высокомерие, и заносчивость, и спесь, и грубость, и хамство).

Один из путей борьбы с этими явлениями - вежливый ответ, мягкость, терпи-

мость. И хотя это не везде достигает цели, зато человек сохраняет своё

достоинство.

Вежливость - это сумма поступков, определяющих внутреннюю культуру че-

ловека. Между тем ни у кого, видимо, не вызовет возражений утверждение

того, что само понятие "культура" вытекает из нравственно-моральных и

даже социальных норм.

Таким образом, и понятие "вежливость" перерастает свои узкие, кажущиеся

рамки, становясь пусть внешним - отражением внутренней нашей культуры и

духовности, которые естественно вытекают из нравственно-моральной

образованности и социальной воспитанности каждого из нас.

Вот почему, объясняя детям, как? для чего? зачем? человек обязан вести себя

так или иначе, нужно стараться пробудить их нравственные чувства, их

духовность, гуманизм, деликатное, доброе отношение к людям.

Именно сейчас надо воспитывать в ребёнке отзывчивость и деликатность, за-

ботливость, тактичность и сочувствие к знакомым и незнакомым людям. Мы

взрослые

воспитываем

эти

качества

в

детях

собственным

своим

положительным примером и дружеской похвалой, одобрением. При всей

требовательности, нельзя скупиться на ласку. У ребёнка появляется чувство

эмоционального благополучия. Только тогда наша требовательность приучит

к необходимому порядку, к дисциплине.

Вежливость ребёнка проявляется в его умении правильно вести себя,

соблюдать правила поведения, в его внешнем облике, речи, отношении к

вещам, характере общения с окружающими.

Поэтому ребёнку нужно знать эти правила и уметь выполнять их. Он должен

освоить следующие навыки:

-

навыки, связанные с личной опрятностью;

-

с культурой еды - поведения за столом, умение пользоваться

столовыми приборами;

-

с культурой общения с взрослыми и сверстниками - дома и в

общественных местах;

-

с культурой игры, выполнения трудовых обязанностей.

Как прививать навыки вежливого поведения? Систематическая, планомерная

работа (а не от случая, к случаю) несомненно, принесёт свои плоды.

Когда прививать эти навыки? С самого раннего возраста. Чем раньше ребё-

нок усвоит правила поведения, тем естественнее он их будет выполнять.

Многие правила поведения усваиваются детьми по подражанию. Благодаря

правилам ребёнок уясняет и осмысливает, как вести себя дома и в детском

саду, на улице и в общественных местах. Он усваивает правила, связанные с

соблюдением чистоты и опрятности, общения и речевого этикета, правила

поведения за столом, а также в процессе различной деятельности - в играх, на

занятиях, в труде. В этом плане очень важно создать вежливую, добрую,

терпимую, сочувственную и ласковую атмосферу в группе.

И учитывая возраст, воспитание необходимо начинать с создания духа игры,

с причудливо-живой сказки, чтобы питать собой фантазию, творчество и

живую наблюдательность ребёнка.

Именно игра и сказка должны стать добрыми и надёжными помощниками

педагога в общении с детьми. Такими добрыми помощниками являются

книги, живопись, театр, музыка, радио, газеты. Дети должны научиться сами

думать и рассуждать над увиденным или прочитанным, развить свой вкус

искусством и общением с природой; постараться обогатить свои чувства

добрым отношением ко всему живому и в первую очередь к людям.

Нужно больше играть с ребёнком, играя учить культуре поведения. Учить

его общению с людьми. Играя же, приучать ребёнка к дисциплине, порядку,

труду.

Готовить ребёнка к школе (тоже в игре) ибо за игровым этапом следует учеб-

ный этап детства. Собственно, любознательность его, жадное стремление к

знаниям пробуждается гораздо раньше. Уже в возрасте от трёх до пяти лет

дети становятся «почемучками», а к шести годам ребёнок готов не только к

случайным «почему», но и к постоянным систематическим занятиям.

Психически и физически каждый ребёнок развивается в достаточной степени

своеобразно. Но разнообразные игры, объединяющие детей, трудовые

поручения, непосредственно образовательная деятельность, наблюдения,

экскурсии, увлекательные дела, совместные беседы способствуют рождению

общих интересов.

Необходимо воспитывать привычку быть занятым. Ведь это скажется в даль-

нейшем, в умении самостоятельно распределять время на учебный труд (год)

и отдых, на занятиях и обязанностях по дому. В этом поможет игра.

Ценность игры в том, что в ней ребёнок проявляет способность к

самовоспитанию: он намеренно ведёт себя так, как этого требует роль.

Например, быть сдержанным, действовать не так, как хотелось бы, а как того

требует коллективный замысел.

Подобные действия, связанные с самоограничением желаний, ребёнок осу-

ществляет с удовольствием. И в этом особая сила воздействия игры на

нравственно- волевую сферу ребёнка. Игра же, которая нарушает удобство

окружающих, не может расцениваться как деятельность нравственная,

поэтому в этом случае, нужно всегда переключать внимание детей на игры,

требующие от них сосредоточенности и тишины. Это приучает ребёнка

уважать дела старших, вырабатывает деликатность, умение определять, где и

во что играть, сообразуя свой замысел с делами окружающих.

Источником,

обогащающим

игру,

являются

наглядно-изобразительные

средства (картины, альбомы, маленькие картинки,).

Истории в картинках являются первой азбукой для ребёнка, дают возмож-

ность легко переводить изображения в слова, иногда в рассказ, способствуют

пониманию идеи, вызывает переживание детей.

Знакомство детей с искусством, с красотой поэзии, живописи, музыки обога-

щает его, приобщает к творческому отношению к людям и к окружающему

миру.

В своих рисунках (также как и в игре, лепке, аппликации) дети отражают пе-

реполняющие их жизненные впечатления. Открывают новое, увиденное или

в мире, котором живут.

Рисунок, также как и игра, приучает малыша мыслить, фантазировать, актив-

но переживать увиденное. Все эти умения, в свою очередь воспитывают и

формируют культуру чувств, культуру восприятия в мысли ребёнка.

Через рисунки мы понимаем их проблемы, страхи, радости и сложности их

развития, а это значит - мы получили новые возможности для разумного

воспитания детей. А чтобы увлечение ребёнка послужило добру, при каждом

удобном случае посоветовать маленькому художнику подарить его самый-

самый замечательный рисунок (поделку, аппликацию) бабушке, товарищу,

сестрёнке.

Воспитание искусством включает воспитание музыкой (пусть на первых по-

рах простые детские песенки) и литературной (тоже детской). Оно должно

быть избирательным.

Каждый увиденный по телевизору фильм, каждая прочитанная сказка, детс-

кий

спектакль

следует

внимательно

обсудить

вместе

с

ребёнком.

Расспросить, какие герои и почему ему понравились, а какие нет.

Пофантазировать, как бы он сам поступил на месте любимого героя. Так, мы

приучаем детей культуре восприятия, воспитываем их чувства и разум,

приобщаем к прекрасному, к природе, знакомим с архитектурой нашего

города, рассказываем о замечательных людях, которые жили и теперь живут

на нашей Земле.

Питает душевное богатство детей и художественная литература для детей. В

произведениях К. Чуковского, С. Маршака, Л. Кассиля, К. Паустовского; в

сказках П. Бажова сказочное сочетается с реальным, разворачиваются

чудесные

приключения,

необычайные

истории,

совершенствуются

необыкновенные путешествия. В поступках и действиях героев сказок

заложены многие моральные основы: находчивость, упорство, трудолюбие,

доброта, бескорыстная помощь.

Сказка - любимый литературный жанр детей. В этом озорном, фантастичес-

ком, игровом жанре легче всего преподнести ребёнку высокие нравственные

истины. Всё это влечёт детей. Во многих произведениях, обращённых к

детям, нарисованы близкие и понятные образы, и с детьми говорят о самом

важном: о любви к своей Родине, об уважении к старшим, о том, что нужно

уметь радоваться радостью другого, сопереживать в горе, помогать в беде.

Художественная

литература

используется

как

средство

развития

человечности, добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с

этим нужно обращать внимание на отбор произведений, методику чтения и

проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования

у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих пред-

ставлений в жизнь и деятельность детей. Художественное произведение

затрагивает душу детей, вызывает сопереживание, сочувствие герою.

Дети старшего дошкольного возраста очень любят незатейливые, но

поучительные рассказы Н. Носова, особенно «Огурцы», «Фантазёры»,

«Карасик» и другие. Рассказы о Дениске и его друзьях В. Драгунского тоже

не оставили детей равнодушными. Они прекрасно понимают, юмор,

правильно оценивают поступки героев. После прочтения таких произведений

дети активно начинают рассказывать о подобных смешных ситуациях из

своей жизни.

Поступки героев заставляют задуматься детей о состоянии души, пережива-

ниях, о характере, о совести, о сложности различных ситуаций.

Самой природой заложено в маленьком ребёнке стремление проиграть как

можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы

понять его. Чтобы найти его сложностей своё место в жизни. И в этом плане

сказка - один из лучших помощников ребёнка, так как сказка не только

мудрая «ложь», но и всегда ещё игра.

И там, где «тесно» в рамках обычной образовательной деятельности, на

помощь приходят куклы: Петрушка, Буратино, Незнайка, мальчик Гоша, фея

Вежливости.

Или

персонажи

сказки

Л.

Васильевой-Гангнус

«Азбука

вежливости» в виде пальчикового театра в некоторой степени помогают,

подсказывают в такого рода воспитательной игре. Это Фея Здрасте. В

кармане её передника дети находят шуточные замечания или упражнения,

которых не мало в этой книге и которые ребёнок должен преодолеть, оценить

свои поступки. Оценка может быть не только в балах или звёздочках, а

может вывешиваться на стене или вручаться оценкой - маской.

Если дети хорошо себя ведут, появляется улыбающаяся маска феи Здрасте.

Если слегка нашалили - маска одного из гномов. Если ведут себя совсем из

рук вон плохо, на стене появляется изображение дракона.

А ещё в работе над воспитанием культуры поведения, вежливости очень

помогает опыт Нины Пикулевой «О вежливости - с вами вместе». Система

поэтических уроков, которые можно использовать из её книги рассчитана на

ребятишек 5-7 лет, прекрасный возраст фантазёров, не расстающихся со

сказкой. С помощью несложных реквизитов, поэтических и прозаических

произведений, создания очень знакомых детям ситуаций (в гостях, на

празднике, обращению с телефоном, поведение в лесу), в спокойной (без

апломба) беседе, простом разговоре, без назиданий и увещеваний, дети

учатся добру, культуре поведения, вежливости.

Формирование

нравственных

ценностей

целесообразно

посредством

технологии

«Метод

проектов».

Такие

мини-проекты,

как

«Правила

поведения», «Представления о вежливости», «Культурный человек» и др.,

помогут узнать детям новые правила поведения. Результатом могут стать

групповые альбомы рисунков, фотографий, в которых дети отразят свои

представления и поступки о вежливости, благородстве и т.д. самые разные

ситуации, возникающие в процессе взаимодействия детей (на других

занятиях, в игре, на прогулке, дома), с целью обогащения программного

содержания занятий и развития социальной компетентности детей.



В раздел образования