Напоминание

"Построение линейных примитивов"


Автор: Федосова Вера Федоровна
Должность: преподаватель информационных технологий в профессиональной деятельности
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Колледж строительной индустрии и городского хозяйства"
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Построение линейных примитивов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Колледж строительной индустрии и городского хозяйства»
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
К выполнению практических работ по теме «Построение линейных примитивов» дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов, обучающихся по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Преподаватель: Федосова В.Ф. Санкт-Петербург 2015

Оглавление
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................ 3 ИНТЕРФЕЙС ПРОГРАММЫ. ОБЩАЯ МЕТОДИКА РАБОТЫ В AutoCAD . ......................................................... 4 СПОСОБЫ ЗАДАНИЯ КООРДИНАТ. ТИПЫ ЛИНИЙ. ЦВЕТ ЛИНИЙ . ................................................................. 7 ПОСТРОЕНИЕ ПРОСТЫХ ОБЪЕКТОВ – ПРИМИТИВОВ..................................................................................11 ШТРИХОВКА И СПОСОБЫ ЕЕ СОЗДАНИЯ В AutoCAD................................................................................... 16 2

ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является формирование у студентов комплекса знаний по современным методам автоматизации технологического проектирования. Учебное пособие предназначено для обучения основам работы с графическим пакетом AutoCAD2013. Пособие содержит справочную информацию о командах, используемых при выполнении заданий, рекомендации и последовательность действий. Предлагаемое пособие способствуют развитию у студентов как общекультурных, так и профессиональных компетенций. Применяя предлагаемые рекомендации, преподаватель и студенты имеют возможность работать в разных режимах (индивидуальном или групповом) с использованием инновационных методов обучения. Выполнение практических заданий производится на практических занятиях. Преподаватель в начале занятия объясняет общие приемы, принципы выполнения работы, выдает задания по вариантам, в ходе занятия вносит корректирующие поправки, направляет ход работы студентов. Выполненные задания студенты представляют преподавателю и отвечают на контрольные вопросы, связанные с выполнением задания. В результате изучения темы «Основные графические примитивы» студенты должны:
Знать
структуру графической системы AutoCAD, общую методику работы в AutoCAD.
Уметь
пользоваться различными компонентами окна программы AutoCAD, использовать при построении объектов различные системы координат. 3

Занятие 1

ИНТЕРФЕЙС

ПРОГРАММЫ

.

ОБЩАЯ

МЕТОДИКА

РАБОТЫ

В

AutoCAD
.
Р

АБОЧЕЕ

ОКНО

AutoCAD

И

ЕГО

ЗОНЫ

.
В рабочем окне AutoCAD можно выделить 4 функциональные зоны, из которых оно состоит:  Графическая зона  Системное меню и панели инструментов  Командная строка  Строка состояния Вверху окна находится строка заголовка, в которой содержится значок программы AutoCAD, название текущего чертежа и кнопки управления (
Свернуть,

Развернуть,

Закрыть
) – стандартные кнопки управления окном в системе Windows.
Графическая зона
– это большое пространство в середине рабочего окна AutoCAD. Именно в графической зоне и производятся все построения. В левом нижнем углу графической зоны размещена пиктограмма системы координат. Эта пиктограмма состоит из двух стрелок, показывающих положительные направления осей координат.
Строка системного меню
расположена под заголовком AutoCAD . Здесь в виде 11 разделов-пунктов сгруппированы по функциональному признаку команды AutoCAD. Щелкнув левой кнопкой мыши по названию раздела, вы раскроете список имеющихся в нем команд – подменю. Для закрытия подменю, следует щелкнуть мышкой в любом месте за пределами меню.
Панели инструментов
представляют собой наборы пиктограмм (квадратных значков с рисунком), с которыми связаны определенные команды. Панели инструментов существенно упрощают работу в AutoCAD. При этом для выполнения команды достаточно просто щелкнуть левой кнопкой мыши по соответствующей пиктограмме на панели инструментов. По умолчанию после установки системы AutoCAD на экране отображаются четыре панели инструментов: 
Стандартная
– это основная панель и расположена она сразу под строкой системного меню. Она содержит пиктограммы наиболее часто применяемых функций управления и несколько специализированных команд AutoCAD, таких как перемещение по чертежу и его масштабирование. 4

Свойства объектов
– содержит пиктограммы формирования объектов, т.е. вы можете изменит цвет объектов, типы линий и т.п. 
Рисование
– содержит пиктограммы наиболее распространенных команд рисования. 
Редактирование
– содержит пиктограммы базовых команд редактирования элементов чертежа. В случае необходимости вы можете отобразить нужную панель или, наоборот, скрыть ненужную. Если указатель мыши задержать над пиктограммой, то через секунду появится всплывающая подсказка в виде окна с названием соответствующей команды.
Командная

строка
расположена внизу рабочего окна AutoCAD. Через командную строку система AutoCAD общается с вами. При этом общение происходит в текстовом режиме. Например, при выполнении какой-либо команды в командной строке будут появляться запросы, отвечая на которые вы будете задавать необходимые параметры для выполнения команды.
Необходимо всегда следить за командной строкой.

Строка состояния
расположена под зоной командной строки. В левой части этой строки отображаются текущие координаты указателя мыши, а в правой размещено несколько кнопок, с помощью которых задаются режимы черчения:
ШАГ, СЕТКА, ОРТО, ОТС-

ПОЛЯР, ПРИВЯЗКА, ВЕС, МОДЕЛЬ.

ШАГ –
перемещение курсора по сетке
СЕТКА
– включение сетки
ОРТО
– позволяет рисовать горизонтальные и вертикальные прямые
ПРИВЯЗКА
– включение объектных привязок. Автоматически осуществляется точная привязка к характерным точкам объектов, имеющихся на чертежах.
ВЕС
– отображает толщину линий Включение и выключение режимов производится щелчком левой кнопки мыши по соответствующей кнопке. Включенная кнопка режима выглядит как утопленная.
ОБЩАЯ МЕТОДИКА РАБОТЫ В AutoCAD.
Следует запомнить, что все действия выполняются с помощью команд. Абсолютно все. При этом каждая команда, как правило, может быть вызвана тремя способами:  Команду можно вызвать, щелкнув кнопкой мыши по соответствующей пиктограмме (значку) на панели инструментов;  Команду можно вызвать из системного меню (точнее, из подменю или подподменю); 5
 Команду можно вызвать, введя ее имя в командную строку и нажав после этого клавишу «Enter». Обычно команды завершают свое выполнение сами собой. Например, команда
Круг
завершится после построения окружности. Но некоторые команды являются циклическими и сами по себе не заканчиваются. Например, команда
Отрезок
, после построения первого отрезка не закончит свое выполнение, а будет запрос о следующей точке для построения еще одного отрезка, потом еще одного отрезка, и так до бесконечности, пока команда не будет принудительно закончена. Завершить выполнение любой циклической команды можно нажатием на клавишу «Enter» или «Esc». Практически все команды имеют опции, которые можно выбирать в ходе выполнения команды.
Опции используются для изменения дальнейшего хода выполнения команды

или

выбора

режима

ее

выполнения.
Перечень опций, доступных в данный момент выполнения команды, приводится в квадратных скобках в конце текущего запроса. При этом опции разделяются между собой косой чертой.
Команда ОТРЕЗОК
Команда может быть вызвана одним из следующих способов:  Щелчком мыши на кнопке команды на панели инструментов  Из строки меню
Рисование Отрезок
 Вводом в командную строку: _
line
Поместите перекрестие курсора на любое место графической зоны и щелкните левой кнопкой мыши. Это ваша первая точка – от нее будет строиться отрезок. Сдвигая курсор, вы увидите, что за ним тянется «нить» от заданной ранее точки. Переведите перекрестие в любое другое место графической зоны и снова щелкните левой кнопкой мыши. Это – вторая точка. В результате отрезок будет построен, а вам будет предложено продолжить рисование следующих отрезков. При этом конец предыдущего отрезка всегда будет началом следующего. Чтобы закончить рисование – нажмите клавишу «Enter».
Упражнение 1.
 Нарисовать прямоугольник размером 6 клеточек на 4 клеточки Нарисовать прямоугольный треугольник, используя опцию
Замкни

Занятие 2

СПОСОБЫ

ЗАДАНИЯ

КООРДИНАТ

.

ТИПЫ

ЛИНИЙ

.

ЦВЕТ

ЛИНИЙ

.
Задание координат при создании чертежа в системе AutoCAD может осуществляться несколькими способами: 6
 Интерактивный метод.  Метод абсолютных координат.  Метод относительных прямоугольных координат.  Метод относительных полярных координат.  Задание направления и расстояния.
Интерактивный

метод
является наиболее простым и наглядным. При этом задание координат осуществляется щелчками мыши в пространстве чертежа в ответ на приглашение командной строки. Неудобство такого способа состоит в недостаточной точности.
Метод

абсолютных

координат
заключается в непосредственном вводе координат в командную строку. Значения координат X и Y вводятся через запятую, а дробная часть числа – отделяется точкой. В левом нижнем углу графической зоны расположена пиктограмма ПСК, показывающая положительное направление осей X и Y. Отсчет координат при абсолютном методе производится из точки пересечения этих осей, называемых началом координат (0, 0).
Упражнение 1.
 Команда ОТРЕЗОК.  В командной строке ввести координаты первой точки:
30, 30
и нажать «Enter».  В командной строке ввести координаты второй точки:
30, 100
и нажать «Enter».  В командной строке ввести координаты третьей точки:
130, 100
и нажать «Enter».  В командной строке ввести координаты четвертой точки:
130, 30
, выбрать опцию
Замкнуть
и нажать «Enter».  Нажать «Enter» для завершения команды. Должен получиться прямоугольник.
Метод относительных прямоугольных координат
отличается от абсолютных координат тем, что координаты X и Y задаются относительно последней заданной точки, а не относительно начала координат. При вводе относительных прямоугольных координат используется специальный символ @ (Shift +2). Например, @20, 10.
Упражнение 2.
 Команда ОТРЕЗОК.  В командной строке ввести координаты первой точки:
30, 130
и нажать «Enter».  В командной строке ввести координаты второй точки: @
0, 70
и нажать «Enter».  В командной строке ввести координаты третьей точки: @
100, 0
и нажать «Enter».  В командной строке ввести координаты четвертой точки: @
0, -70
, выбрать опцию
Замкнуть
и нажать «Enter».  Нажать «Enter» для завершения команды. Должен получиться прямоугольник, расположенный над первым. 7

Задание направления и расстояния
– такой метод удобен, когда все построения ведутся в горизонтальном или вертикальном направлении, т.е. при включенном режиме ОРТО. Значение расстояния вводится в командную строку, а направление задается вручную мышкой.
Упражнение 3.
 Команда ОТРЕЗОК.  В командной строке ввести координаты первой точки:
170, 120
и нажать «Enter».  Мышкой показать направление построения вправо и задать длину отрезка
100
, нажать «Enter».
Метод

относительных

полярных

координат
используется тогда, когда необходимо нарисовать отрезок заданной длины и под определенным углом относительно последней точки. При задании относительных полярных координат используются два специальных символа: @ и <. Например, @ 20 < 45 Символ @ означает, что координаты берутся относительно последней точки. Символ < означает, что следующее за ним значение 45 является величиной угла. Число 20 – это расстояние, которое нужно отложить под указанным углом. Причем, угол может быть положительным (поворот против часовой стрелки) и отрицательным (поворот по часовой стрелке).
Упражнение 4.
 Команда ОТРЕЗОК.  «Привязаться» к построенной в задании 3 точке с координатами 170, 120  В командной строке ввести координаты:
@ 100 < 45
и нажать «Enter».  «Привязаться» к точке с координатами 170, 120  В командной строке ввести координаты:
@ 100 < - 45
и нажать «Enter».
Задаем цвет линий
Для изменения текущего цвета линий построений используется раскрывающийся список
Цвета
– это второй слева список на панели инструментов
Свойства объекта.
Щелчком мыши раскройте этот список и выберите нужный цвет. Все объекты в дальнейшем будут рисоваться указанного цвета. Можно изменить цвет имеющихся на чертеже объектов. Для этого сначала следует их выбрать, а затем выбрать для них нужный цвет.
Задаем тип линии
8
Тип линии можно выбрать в раскрывающемся списке
Тип

линии
на панели инструментов
Свойства объекта
(справа от Цвета) → Другой → Загрузить→ Выбрать нужный тип линии → ОК. Для изменения типа линии уже построенных объектов, нужно сначала выбрать объект, а затем выбрать нужный тип линии. Штрихпунктирная линия (линии осевые и центровые) –
ISO ш/пункт
Штриховая линия (линии невидимого контура ) –
Штриховая (5х)

Задаем толщину (вес) линии
Толщину линии можно задать в раскрывающемся списке
Вес

линии
на панели инструментов
Свойства объектов
. Чтобы на экране монитора отобразить чертеж с учетом толщины линий, необходимо нажать на кнопку режима
ВЕС.

Упражнение 5.
На выполненных построениях изменить цвета, типы линий и вес.
Задание 1.
Командой ОТРЕЗОК выполнить построения по заданным координатам
Задание 2.
Выполнить указанные построения (куб) 9

Занятие 3.
10

ПОСТРОЕНИЕ

ПРОСТЫХ

ОБЪЕКТОВ



ПРИМИТИВОВ

Команда КРУГ
Вызов команды:  Из строки меню Рисование → Круг  Из панели инструментов пиктограммой Предусмотрено 6 способов построения окружностей: 1.
Центр, радиус
– по центру и радиусу окружности. 2.
Центр, диаметр
– по центру и диаметру окружности. 3.
2 точки
– по двум точкам на окружности (диаметр окружности). 4.
3 точки
– по трем произвольным точкам (через любые три точки можно провести окружность). 5.
2 точки касания, радиус
– на чертеже указывают два объекта, которых должна касаться окружность, и радиус окружности. 6.
3 точки касания
– на чертеже задаются три объекта, которых должна касаться окружность.
Упражнение 1.
 Красным цветом нарисовать окружность радиусом 30 мм  Синим цветом нарисовать окружность диаметром 50 мм  Желтым цветом нарисовать окружность по двум точкам (расстояние между точками произвольное)  Нарисовать прямой угол (длина стороны угла 60 мм). Зеленым цветом нарисовать окружность, которая должна пройти через три точки. Использовать объектные привязки.
Команда

МНОГОУГОЛЬНИК.
Строит правильный многоугольник с заданным числом сторон. Построение может осуществляться 3 способами: 1. По центру многоугольники и радиусу вписанной окружности 2. По центру многоугольника и радиусу описанной окружности 3. По длине одной стороны и ее положению Вызов команды:  Из строки меню Рисование → Многоугольник 11
 Из панели инструментов пиктограммой После вызова команды в командной строке появится запрос: Задайте число сторон <4> : нужно ввести количество сторон многоугольника Укажите центр многоугольника или [Сторона] : задать координаты центра или указать мышью точку на экране Выберите параметр размещения [Вписанный в окружность / Описанный вокруг окружности] < В > : Опция, выбранная по умолчанию, указана в конце запроса в угловых скобках Задайте радиус окружности: С клавиатуры ввести значение радиуса. Если необходимо построить многоугольник по заданному размеру стороны: Задайте число сторон <4> : нужно ввести количество сторон многоугольника Укажите центр многоугольника или [Сторона] : Выбрать опцию Сторона и указать курсором на экране две точки – начало и конец одной из сторон.
Упражнение 2.
Нарисовать 5-ти угольник описанный вокруг окружности радиусом 40 мм Нарисовать 7-ми угольник по стороне (размер стороны 4 клетки)
Команда ПОЛИЛИНИЯ
12
Эти линии более универсальные по сравнению с отрезками, создаваемыми командой ОТРЕЗОК и имеют ряд особенностей:  Можно задавать толщину. Причем толщина полилинии может изменяться по ее длине.  Полиилинии могут включать в себя несколько сегментов и они воспринимаются системой AutoCAD как единый объект.  Полилинии могут включать в себя дуги. Вызов команды:  Из строки меню Рисование → Полилиния  Из панели инструментов пиктограммой После вызова команды потребуется задать начальную точку построения. При этом в командной строке появится запрос: Задайте начальную точку: Указав первую точку, вы получите следующий запрос: Текущая ширина полилинии равна 0.000 Задайте следующую точку или [Дуга/Полуширина/длИна/Отменить/Ширина]: Можно выбрать опцию Ширина и задать начальную и конечную ширину.
Упражнение 3.
Построить прямоугольник полилинией шириной 2 мм (размеры произвольные).
Упражнение 4.
Построение дуги в составе полилинии. Последовательность построения арки: 1. Включить ШАГ и ОРТО 2. От точки 1 нарисовать вверх вертикальную прямую шириной 2 мм, выбрать опцию Дуга и нарисовать дугу, выбрать опцию Линейный и нарисовать вертикальную прямую вниз, выбрать опцию Замкнуть. 13
1 Последовательность построения свода окна: 1. От точки 1 нарисовать горизонтальную прямую, выбрать опцию Дуга, выбрать опцию Центр, указать точку посередине отрезка (привязка Середина), указать конечную точку дуги (точка 1). 1
Упражнение 5.
Нарисовать стрелку. Шириной 2 мм нарисовать прямую, выбрать опцию Ширина и задать начальную ширину 10, а конечную ширину 0.
Команда ПРЯМОУГОЛЬНИК
На первый запрос команды нужно задать местоположение одного из углов прямоугольника (ввести координаты точки или указать его с помощью мыши). Затем система AutoCAD попросит задать противоположный угол прямоугольника. Удобно использовать относительные координаты при задании месторасположения второго угла. Например, необходимо построить прямоугольник длиной 60 и шириной 40, то сначала нужно указать месторасположение левого нижнего угла, а в качестве координат второго - @ 60,40. 14

Задание 1.
Выполнить указанные построения заданными командами.
Занятие 4.

ШТРИХОВКА

И

СПОСОБЫ

ЕЕ

СОЗДАНИЯ

В

AutoCAD.

Команда ШТРИХОВКА
(Рисование → Штриховка) 15
В AutoCAD штриховка может быть выполнена:  Одним из стандартных образцов штриховок, имеющихся в самой системе AutoCAD;  Образцом, созданным пользователем;  Набором линий, расположенных под определенным углом. Если в качестве типа штриховки выбрать
Стандартный
, то в раскрывающемся списке Образец можно выбрать один из стандартных образцов. При этом в поле
Структура
будет показано, как выглядит выбранная штриховка. В списке
Образец
выбор образца производится по имени. Однако это не всегда удобно. Выбрать по внешнему виду штриховку можно нажав на кнопку, расположенную рядом с полем. В результате будет открыто окно
Палитра образцов штриховки
. В ней можно выбрать нужную штриховку, выделить её и нажать «ОК». В поле
Угол
на вкладке
Основные
можно изменить угол наклона штриховки. Иногда бывает, что начертание штриховки подходит, но не подходит принятые в образце масштаб линий штриховки и расстояние между ними. В этом случае поможет поле
Масштаб
. Изначальный масштаб штриховки принимается за 1. Если нужно растянуть штриховку, то для этого нужно указать значение, превышающее 1, если нужно уменьшить штриховку, то нужно указать значение меньше 1. 16


В раздел образования