Напоминание

Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования с учетом современных тенденций и ценностей образования


Автор: Герасимова Ольга Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО г.Ульяновска "ЦРТДиЮим.А.Матросова"
Населённый пункт: г.Ульяновск. Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность педагога дополнительного образования с учетом современных тенденций и ценностей образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

С УЧЕТОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ И ЦЕННОСТЕЙ

ОБРАЗОВАНИЯ.

Составила

Герасимова О.М.

методист

МБУ ДО г.Ульяновска

«Центр развития творчества

детей и юношества им.А.Матросова»

Дополнительное

образование

является

сложной

педагогической

системой, функционирование которой зависит от множества факторов, но

главным является профессиональная компетенция педагога дополнительного

образования.

Под

профессиональной

компетентностью

педагога

дополнительного образования понимается совокупность профессиональных

и

личностных

качеств,

необходимых

для

успешной

педагогической

деятельности.

Профессионально

компетентным

является

такой

труд

педагога, в котором на высоком уровне осуществляется педагогическая

деятельность, при которой достигаются хорошие результаты. Развитие

профессиональной

компетентности

это

развитие

творческой

индивидуальности,

формирование

восприимчивости

к

педагогическим

инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической

среде. Изучением профессиональной компетентности занимались многие

исследователи: В.А. Адольф, Ю.К. Бабанский, Б.Г. Ананьев, Т.И.Шамова,

А.К. Маркова и другие.

Вот некоторые аспекты педагогической компетентности:

- управленческий аспект: как педагог анализирует, планирует, организует,

контролирует, регулирует учебный процесс, взаимоотношения с учащимися;

- психологический аспект: как влияет личность педагога на учащихся, как

он учитывает индивидуальные способности учащихся;

- педагогический аспект: с помощью каких форм и методов педагог ведет

обучение учащихся.

Модель профессиональной компетентности педагога может быть

представлена как единство его теоретической и практической готовности к

профильной педагогической деятельности. В этом случае появляется

возможность

расширения

его

горизонтальной

компетенции,

а

профессиональные умения можно распределить в четыре группы:

1. Умение преобразовать

во внешнюю среду понимание содержания

объективного

процесса

социализации

личности

в

конкретные

задачи

обучения и воспитания, определять уровень подготовленности личности к

активному

учению

и

проектировать

ее

развитие

на

основе

сформулированных

прогностических

обучающих,

воспитывающих

и

развивающих задач.

2. Умение конструировать логически понятную педагогическую систему,

позволяющую ставить задачи, отбирать содержание учебного материала,

выбирать методы, формы и средства организации учебно-воспитательского

процесса.

3.

Умение педагогически действовать

предполагают вычленение и

установление взаимосвязи между различными структурными элементами

процесса

обучения

и

воспитания,

создание

необходимых

условий

(материальных,

организационных,

гигиенических,

морально-

психологических и собственно педагогических) для осуществления учебно-

воспитательного процесса, формирующих среду развития ребенка.

4. Умение рефлексировать свою педагогическую деятельность и вносить

коррективы, оптимизирующие последующую деятельность.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- использование ИКТ;

- работа в методических объединениях, творческих группах;

-исследовательская деятельность;

-освоение новых педагогических технологий;

-активное участие в педагогических конкурсах, научно – практических

конференциях, форумах и фестивалях;

-обобщение собственного педагогического опыта;

Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования

не имеют профессионально-педагогической подготовки и решение ими задач

социального воспитания происходит интуитивно. В сложившейся ситуации

большую роль по-прежнему играют курсы повышения квалификации

работников дополнительного образования, основная цель которых, как

составной части непрерывного образования, - подготовка специалистов,

обладающих современными знаниями, организаторскими способностями,

умениями решать нестандартные задачи в условиях постоянно меняющейся

внешней среды.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если

педагог

сам

не

осознает

необходимости

повышения

собственной

профессиональной компетентности.

Дополнительное образование увеличивает пространство, в котором

может развиваться личность, обеспечивает ей всегда «ситуацию

успеха», в отличие от основного образования, когда успех сопутствует

далеко не каждому.

На максимальном уровне образованности людей различные компетенции:

профессиональные, личностные, социальные и др. – обретают статус

общезначимых ценностей, и эти ценности становятся основой их самосоз-

нания и самоконтроля.

Таким

образом,

в

современных

условиях

движения

к

информационному обществу, или, как часто говорят, к обществу знания,

ценностью людей становится образование. Процесс получения образования

человеком – формирование различных его компетенций. С формированием

компетенций можно говорить об образованности – уровне и степени

компетентности

человека.

Именно

компетентность

как

совокупность

способностей творчески осуществлять тот или иной вид профессиональной

деятельности и лежит в основе ценности современного образования.

Литература:

1.

Жук, А. И. К теории профессиональной подготовки творческого

учителя / Формирование творческой личности учителя: Сб. науч. ст. /

Минск, 1993. — С. 13–20.

2.

Загвязинский. В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И.

Загвязинский. — М.: Педагогика, 1987. — 160 с.

3.

Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой в

учреждениях

дополнительного

образования

детей:

Пособие

для

руководителей и педагогов / Под общ. ред. Н.К. Беспятовой. – М.:

Айрис-пресс, 2003.

4.

Сластенин В. А. Педагогика: инновационная деятельность / В. А.

Сластенин. – М.: Магистр, 1997. – 221 с.



В раздел образования