Напоминание

"Особенности двигательного режима студента среднего специального учебного заведения"


Автор: Леонидов Андрей Владимирович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ "Набережночелнинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности двигательного режима студента среднего специального учебного заведения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Особенности двигательного режима студента среднего специального учебного

заведения.

Леонидов Андрей Владимирович. ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический

колледж». Преподаватель физической культуры. Набережные Челны.

Проблемы в области образования в настоящее время являются ведущими практически во

всех государствах, причем главной из них является проблема качества образования. В

большинстве развитых стран это понятие требуется как совокупность таких качеств, как

знания, умения и навыки собственного в сфере профессиональной деятельности,

творческое

отношение

к

труду,

навыки

самообразования,

общий

интеллект

и

коммуникативные способности при ведущей роли творчества и самообразования. В

отечественной же практике образования пока ведущим требованием остается первая

компонента – уровень знаний

и навыков. Поэтому в настоящее время в стране

интенсивно

ведутся

поиски

новых

форм

и

методов

в

сфере

образования,

интегрирующегося в общеевропейскую систему. Это в полной мере относится и к ССуЗам

физической культуры.

Учебная деятельность занимает ведущее место в жизни студентов. Двигательная

активность взаимосвязана с режимом учебной деятельности. Известно, что длительное и

значительное ограничение физической активности человека приводит к отрицательным

изменениям, в том числе, к ухудшению умственной работоспособности, снижению

функции внимания, мышления, памяти. В условиях недостаточности повседневной

двигательной активности студентов физическое воспитание должно обеспечить развитие

двигательных качеств, а так же высокий уровень работоспособности.

Приобщение студенческой молодежи к самостоятельным занятиям физической культурой

является важным компонентом в формировании здорового образа жизни. При дефиците

двигательной активности снижается работоспособность, устойчивость организма к

заболеваниям, лица, ведущие малоподвижный образ жизни, чаще страдают избыточным

весом, заболеваниями органов дыхания и сердечно- сосудистой системы.

По данным опроса студентов педагогического колледжа только 10% студентов регулярно

выполняют утреннюю гимнастику, 38%- не регулярно, 52%-никогда не выполняли

зарядку по утрам, 20% опрошенных занимаются физическими упражнениями не более 30

минут и более четырёх часов в неделю. Приблизительно 72% опрошенных указали на

недостаток свободного времени, треть на неорганизованность и нежелание заниматься

физическими упражнениями.

Для оценки отношения студентов к собственному здоровью необходимо выяснить, как

учащиеся субъективно оценивают своё психосоматическое состояние, какие мероприятия

выполняют для укрепления здоровья и какие мотивации по его формированию имеются у

опрошенных. Для этого было проведено исследование, в котором приняли участие 618

студентов I,II и III курсов педагогического колледжа.

Субъективно оценивая собственное психосоматическое состояние, 23,6% студентов

отметили, что состояние их здоровья неустойчиво, подвержено неблагоприятным

факторам, а 4,9% регулярно испытывают недомогания, часты обострения хронических

заболеваний. Но всё же, значительная часть опрошенных (32,0%) довольны состоянием

собственного здоровья, а 32,2% утверждают, что «по сравнению с большинством, я

относительно здоров». Подавляющее большинство студентов используют самые

различные мероприятия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. В

частности, 41,0% регулярно занимаются физической культурой и спортом, стараются

обеспечить для себя здоровое питание 53,7%, следят за весом – 43,1%, принимают

витамины – 39,1%. Стараются соблюдать режим дня 20,5% опрошенных, проводят

выходные, свободное время на свежем воздухе, на природе 26,3%.

При таком объёме выполняемых мероприятий, на вопрос «Полагаете ли Вы, что делаете

достаточно для здоровья?», ответили «нет, не достаточно» большинство – 63,0%,

положительных ответов оказалось 24,4%, затруднились ответить - 11,7%. Следует также

отметить и наличие мотиваций по формированию здоровья с помощью занятий

физической культурой и спортом. Считает, что это полезно для здоровья подавляющее

большинство – 57,7%, хотят повысить работоспособность и быть в хорошей форме 26,1%

и 45,8% соответственно. Считают, что такие занятия необходимы – 13,5% студентов,

просто получают от этого удовольствие 29,2%. С использованием занятий физической

культурой и спортом хотят хорошо выглядеть 46,2%, занимаются ради общения с

единомышленниками 6,5%, думают, что это просто модно – 5,1%. Стремятся добиться

спортивных успехов - 2,8% учащихся. И, к сожалению, высок процент лиц (21,9%),

отметивших, что основной мотивацией к занятиям физической культурой и

оздоровлением является необходимость получения зачёта по предмету.

Внимательно анализируя и сопоставляя полученные данные, можно выделить несколько

исходных факторов – первопричин, которые дают целый ряд последствий. Так, например,

студент может неплохо учиться, имея первоначальный интерес к образованию, если ему

интересно преподносят материал, при этом регулярно контролируют выполнение заданий.

Однако в этом случае у студента может быть крайне слабо развита способность к

самостоятельной работе, к поиску и разбору нового материала. Об этом же говорят и

низкая востребованность хороших методических разработок. Полученные данные говорят

о необходимости грамотного построения системы контроля со стороны преподавателя.

Отсутствие самостоятельности как в овладении знаниями, так и в выборе профессии

приводят и к сложности в осваивании новых предметов, и, отчасти, к непониманию

сущности системы профессиональны знаний, базирующихся на фундаментальных

основах. В прямом логической связи с этим фактом находятся и страх перед родителями,

и боясь отчисления.

На фоне повышения требований к качеству подготовки специалистов, выделяющих среди

первостепенных

профессиональных

ценностей

именно

навыки

самостоятельности,

самообразования и творческого подхода, констатация отмеченных явлений побуждает к

разработке обоснованной, гибкой и управляемой системы профессионального обучения.

В настоящее время в колледже ведется работа, заключающаяся в возможных путях

совершенствования учебного процесса и системы управления качеством образования:

введение рейтингового контроля; разработка необходимой системы консультаций для

студентов, пропускающих занятия, в связи с занятиями спортом и т.п.; разработка

пособий для самостоятельной работы; введение постоянного мониторинга на каждого

студента; система индивидуальных занятий.

Качество подготовки выпускников является основной целью любого профессионального

учебного

заведения

и

основным

показателем

эффективности

его

функционирования ,поэтому в колледже разрабатываются также система индивидуальных

характеристик

студента

по

основным

видам

профессиональной

деятельности,

предназначена для открытой информации работодателем.

Создание данного комплекса, включающего диагностику и прослеживание динамики

активности в самостоятельной и творческой учебной деятельности на всей протяженности

обучения позволит также выявлять наиболее творчески активных и способных студентов

для дальнейшего совершенствования профессионализма, карьерного роста по ступеням

образовательной системы.

Таким образом, в результате проведённого исследования выявлено наличие мотиваций на

ведение здорового образа жизни студентами педагогического колледжа. Они понимают,

что при отсутствии здоровья ставится под сомнение возможность быть в хорошей

физической форме, вести полноценный образ жизни и трудовую деятельность с полной

отдачей. Тем не менее, прослеживаются и некоторые противоречия в мотивационных

установках на формирование здоровья. Они, скорее всего, объясняются недостаточным

количеством получаемых знаний, касающихся формирования и укрепления собственного

потенциала здоровья. Думаем, что это связано с общей направленностью учебного

процесса в колледже на приобретение знаний о причинах болезней и их

медикаментозному лечению, но никак не на профилактическую деятельность по

укреплению резервов организма, достижению физического благополучия собственного и

будущих пациентов.

Несмотря на активную работу кафедры физической культуры и здоровья по пропаганде

здорового образа жизни, специальных знаний явно недостаточно



В раздел образования