Автор: Леонидов Андрей Владимирович
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ "Набережночелнинский педагогический колледж"
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности двигательного режима студента среднего специального учебного заведения"
Раздел: среднее профессиональное
Особенности двигательного режима студента среднего специального учебного
заведения.
Леонидов Андрей Владимирович. ГАПОУ «Набережночелнинский педагогический
колледж». Преподаватель физической культуры. Набережные Челны.
Проблемы в области образования в настоящее время являются ведущими практически во
всех государствах, причем главной из них является проблема качества образования. В
большинстве развитых стран это понятие требуется как совокупность таких качеств, как
знания, умения и навыки собственного в сфере профессиональной деятельности,
творческое
отношение
к
труду,
навыки
самообразования,
общий
интеллект
и
коммуникативные способности при ведущей роли творчества и самообразования. В
отечественной же практике образования пока ведущим требованием остается первая
компонента – уровень знаний
и навыков. Поэтому в настоящее время в стране
интенсивно
ведутся
поиски
новых
форм
и
методов
в
сфере
образования,
интегрирующегося в общеевропейскую систему. Это в полной мере относится и к ССуЗам
физической культуры.
Учебная деятельность занимает ведущее место в жизни студентов. Двигательная
активность взаимосвязана с режимом учебной деятельности. Известно, что длительное и
значительное ограничение физической активности человека приводит к отрицательным
изменениям, в том числе, к ухудшению умственной работоспособности, снижению
функции внимания, мышления, памяти. В условиях недостаточности повседневной
двигательной активности студентов физическое воспитание должно обеспечить развитие
двигательных качеств, а так же высокий уровень работоспособности.
Приобщение студенческой молодежи к самостоятельным занятиям физической культурой
является важным компонентом в формировании здорового образа жизни. При дефиците
двигательной активности снижается работоспособность, устойчивость организма к
заболеваниям, лица, ведущие малоподвижный образ жизни, чаще страдают избыточным
весом, заболеваниями органов дыхания и сердечно- сосудистой системы.
По данным опроса студентов педагогического колледжа только 10% студентов регулярно
выполняют утреннюю гимнастику, 38%- не регулярно, 52%-никогда не выполняли
зарядку по утрам, 20% опрошенных занимаются физическими упражнениями не более 30
минут и более четырёх часов в неделю. Приблизительно 72% опрошенных указали на
недостаток свободного времени, треть на неорганизованность и нежелание заниматься
физическими упражнениями.
Для оценки отношения студентов к собственному здоровью необходимо выяснить, как
учащиеся субъективно оценивают своё психосоматическое состояние, какие мероприятия
выполняют для укрепления здоровья и какие мотивации по его формированию имеются у
опрошенных. Для этого было проведено исследование, в котором приняли участие 618
студентов I,II и III курсов педагогического колледжа.
Субъективно оценивая собственное психосоматическое состояние, 23,6% студентов
отметили, что состояние их здоровья неустойчиво, подвержено неблагоприятным
факторам, а 4,9% регулярно испытывают недомогания, часты обострения хронических
заболеваний. Но всё же, значительная часть опрошенных (32,0%) довольны состоянием
собственного здоровья, а 32,2% утверждают, что «по сравнению с большинством, я
относительно здоров». Подавляющее большинство студентов используют самые
различные мероприятия, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья. В
частности, 41,0% регулярно занимаются физической культурой и спортом, стараются
обеспечить для себя здоровое питание 53,7%, следят за весом – 43,1%, принимают
витамины – 39,1%. Стараются соблюдать режим дня 20,5% опрошенных, проводят
выходные, свободное время на свежем воздухе, на природе 26,3%.
При таком объёме выполняемых мероприятий, на вопрос «Полагаете ли Вы, что делаете
достаточно для здоровья?», ответили «нет, не достаточно» большинство – 63,0%,
положительных ответов оказалось 24,4%, затруднились ответить - 11,7%. Следует также
отметить и наличие мотиваций по формированию здоровья с помощью занятий
физической культурой и спортом. Считает, что это полезно для здоровья подавляющее
большинство – 57,7%, хотят повысить работоспособность и быть в хорошей форме 26,1%
и 45,8% соответственно. Считают, что такие занятия необходимы – 13,5% студентов,
просто получают от этого удовольствие 29,2%. С использованием занятий физической
культурой и спортом хотят хорошо выглядеть 46,2%, занимаются ради общения с
единомышленниками 6,5%, думают, что это просто модно – 5,1%. Стремятся добиться
спортивных успехов - 2,8% учащихся. И, к сожалению, высок процент лиц (21,9%),
отметивших, что основной мотивацией к занятиям физической культурой и
оздоровлением является необходимость получения зачёта по предмету.
Внимательно анализируя и сопоставляя полученные данные, можно выделить несколько
исходных факторов – первопричин, которые дают целый ряд последствий. Так, например,
студент может неплохо учиться, имея первоначальный интерес к образованию, если ему
интересно преподносят материал, при этом регулярно контролируют выполнение заданий.
Однако в этом случае у студента может быть крайне слабо развита способность к
самостоятельной работе, к поиску и разбору нового материала. Об этом же говорят и
низкая востребованность хороших методических разработок. Полученные данные говорят
о необходимости грамотного построения системы контроля со стороны преподавателя.
Отсутствие самостоятельности как в овладении знаниями, так и в выборе профессии
приводят и к сложности в осваивании новых предметов, и, отчасти, к непониманию
сущности системы профессиональны знаний, базирующихся на фундаментальных
основах. В прямом логической связи с этим фактом находятся и страх перед родителями,
и боясь отчисления.
На фоне повышения требований к качеству подготовки специалистов, выделяющих среди
первостепенных
профессиональных
ценностей
именно
навыки
самостоятельности,
самообразования и творческого подхода, констатация отмеченных явлений побуждает к
разработке обоснованной, гибкой и управляемой системы профессионального обучения.
В настоящее время в колледже ведется работа, заключающаяся в возможных путях
совершенствования учебного процесса и системы управления качеством образования:
введение рейтингового контроля; разработка необходимой системы консультаций для
студентов, пропускающих занятия, в связи с занятиями спортом и т.п.; разработка
пособий для самостоятельной работы; введение постоянного мониторинга на каждого
студента; система индивидуальных занятий.
Качество подготовки выпускников является основной целью любого профессионального
учебного
заведения
и
основным
показателем
эффективности
его
функционирования ,поэтому в колледже разрабатываются также система индивидуальных
характеристик
студента
по
основным
видам
профессиональной
деятельности,
предназначена для открытой информации работодателем.
Создание данного комплекса, включающего диагностику и прослеживание динамики
активности в самостоятельной и творческой учебной деятельности на всей протяженности
обучения позволит также выявлять наиболее творчески активных и способных студентов
для дальнейшего совершенствования профессионализма, карьерного роста по ступеням
образовательной системы.
Таким образом, в результате проведённого исследования выявлено наличие мотиваций на
ведение здорового образа жизни студентами педагогического колледжа. Они понимают,
что при отсутствии здоровья ставится под сомнение возможность быть в хорошей
физической форме, вести полноценный образ жизни и трудовую деятельность с полной
отдачей. Тем не менее, прослеживаются и некоторые противоречия в мотивационных
установках на формирование здоровья. Они, скорее всего, объясняются недостаточным
количеством получаемых знаний, касающихся формирования и укрепления собственного
потенциала здоровья. Думаем, что это связано с общей направленностью учебного
процесса в колледже на приобретение знаний о причинах болезней и их
медикаментозному лечению, но никак не на профилактическую деятельность по
укреплению резервов организма, достижению физического благополучия собственного и
будущих пациентов.
Несмотря на активную работу кафедры физической культуры и здоровья по пропаганде
здорового образа жизни, специальных знаний явно недостаточно