Автор: Тихонова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: ГБПОУ " Самарский техникум промышленных технологий"
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта учебного занятия Тема занятия: Органические вещества. Органическая химия
Раздел: среднее профессиональное
Технологическая карта учебного занятия
Тема занятия: Органические вещества. Органическая химия
Преподаватель: Тихонова Татьяна Васильевна
Дисциплина: Химия
Специальность: 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Группа: 107
Тема занятия: Органические вещества. Органическая химия
Тип урока: изучение нового материала
Длительность: 45 минут
Технология – развитие критического мышления через чтение и письмо
Цель: Изучить предмет изучения органической химии
Задачи:
Образовательные: сформировать понятия о предмете органической химии и органических веществах, рассмотреть осо-
бенности органических веществ, раскрыть значение органических веществ.
Развивающие: развивать учебно-интеллектуальные умения выделять главное и существенное, устанавливать причинно-
следственные связи (развивать логическое мышление); продолжить развитие учебно-организационных умений, направ-
ленных на выполнение поставленной задачи, осуществление самоконтроля и самоанализа учебной деятельности, разви-
тие критического мышления.
Воспитательные: продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандарт-
ных форм обучения и создание ситуации успеха.
Формируемые ОК
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы
и
способы
выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Реактивы и оборудование.
Органические кислоты: лимонная – С
6
Н
8
О
7
, стеариновая – С
17
Н
35
СООН, олеиновая – С
17
Н
33
СООН, уксусная –
СH
3
COOH,аминоуксусная кислота – NН
2
СН
2
СООН, глюкоза – С
6
Н
12
О
6
, сахар – С
12
Н
22
О
11
, сухое горючее уротропин –
С
6
Н
12
N
4
, этиловый спирт (в спиртовке) – С
2
Н
5
ОН, парафиновая свеча и нефть, бумага; спички, фарфоровая чашка, про-
бирка, держатель, шаростержневые модели метана, пропана, ацетилена, этилена, учебник
.
Химия: учеб. для студ. сред.
проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2012
Ход учебного занятия
Этапы
учебного
занятия
Содержание учебного материала
Методы
обучения
Средства обучения
Ориентировочная
дозировка
времени
Целеполагание Проверка явки обучающихся, сообщение темы занятия.
Беседа
2
Вызов
Напишите
в центре
страницы
слова
«органические
вещества».
Какие
ассоциации
у вас
связаны
с
этими
словами?
Напишите
примеры
органических
веществ
в тетради и всё что с ними связано, разместив их вокруг слов
«органические вещества».
Далее учитель оформляет ответы на доске в виде схемы,
поочередно спрашивая всех
Составление
кластера
3
5
Осмысление
Демонстрируются разнообразные органические вещества
Эти вещества относятся к органическим, и изучают их
в разделе органической химии. Список органических
веществ в настоящее время насчитывает более 25 млн.
наименований. Чем обусловлено такое многообразие
органических веществ? В чем их особенность? Что общего
в составе этих веществ? Почему данные вещества
называются органическими? Ответы на эти вопросы вы
получите, изучая новый раздел науки – органическую
химию.
Чтобы ответить на вопросы, вам необходимо поработать с
учебником. Прочитанный текста зафиксируйте в тетради
в виде таблицы, используя прием «бортовой журнал».
Беседа
Активное чтение
прием «бортовой
журнал».
Демонстрация
органических веществ
Текст параграфа
Химия:
учеб.
для
студ.
сред.
проф.
учеб. заведений / О.С.
Габриелян,
И.Г.
Остроумов.
–
М.,
3
10
Бортовой журнал
Что мне известно
по данной теме?
Что нового я узнал
из текста?
Поиск ответов. Преподаватель все время контролирует
работу обучающихся
2012
Рефлексия
После чтения параграфа и заполнения «бортового журнала»
обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя
Вопрос
1. Как в древности
получали
органические
вещества? Почему данные вещества назвали органическими?
Вопрос 2. Что изучает органическая химия?
Вопрос 3 Кто и когда ввёл в химическую науку термин
«органическая химия»?
Вопрос 4. Давайте подумаем, какое еще можно дать
определение органической химии?
Вопрос 5. А есть среди соединений углерода вещества из
неорганической химии? Давайте их вспомним.
Формулы веществ записываются на доске.
Вопрос 6 . Из всего сказанного, какое определение можно
дать органическим веществам?
Вопрос 9. Помимо углерода какой химический элемент
входит в состав органических веществ?
Вопрос 10. Какое химическое свойство может быть общим
для органических веществ?
Возврат к
ключевым
словам, верным и
неверным
утверждениям
Ответы на
поставленные
вопросы
20
Демонстрация
опытов:
горение
сухого
горючего
(уротропина), свечи и спиртовки; обратить внимание на
характер пламени (спиртовое пламя бледное, бесцветное,
у свечи – яркое, светящееся); последовательно в пламя
спиртовки, уротропина и свечи внести фарфоровую чашку
(или жесть от консервной банки), от пламени свечи
образуется копоть (сажа, состоящая из мельчайших частичек
угля).
Вопрос 11. Как вы думаете, какие вещества образуются
в ходе горения органических веществ?
Преподаватель. Все
органические
вещества
способны
гореть, и все они разлагаются при нагревании без допуска
кислорода, обугливаются.
Демонстрация. Обугливание сахара при нагревании.
Преподаватель.
Приведите примеры из жизни, когда
происходит разложение органических веществ, т.е. их
обугливание. Например, что происходит с продуктами,
содержащими крахмал, белок?
Какое значение имеют органические вещества в жизни
общества?
Дополнение кластера на основе новой информации
Демонстрация опытов
Д\З
Заполнить концептуальную таблицу. Приём используется,
когда
необходимо
сравнить
несколько
объектов
по
нескольким позициям.
Вещества
количество
Характер
горение
2 мин
строения
Органические
вещества
Неорганические
вещества