Автор: Карпейчик Светлана Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 8 СП д/с " Тополёк"
Населённый пункт: п.г.т. Алексеевка г.о.Кинель Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Раздел: дошкольное образование
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Одной из главных задач современного общества является задача сохранения
окружающей среды.
В работе с детьми по экологическому воспитанию на занятиях по
изобразительной деятельности нами была поставлена
цель: создание мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира
природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с
помощью изобразительного искусства.
Задачи:
• Формирование общей экологической культуры;
• Развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту
природного мира;
• Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и
творческих способностей;
• Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.
Воспитывая у детей любовь к природе, надо показать каждое время года со
стороны его ярких и выразительных проявлений и особенностей. Важно научить ребенка с
ранних лет видеть красоту природы в разное время года: научить видеть общий колорит –
зелено-голубое лето, с пестрым ковром цветов, яркую золотисто- желтую осень, нежно-
белую зиму и прозрачную зелень весны.
Актуальность данной тематики также обусловлена тем, что экологическое
воспитание - составная часть эстетического воспитания. Поэтому под экологическим
воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с
природой.
Мы считаем, рисование имеет огромное значение для эстетического
воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие,
эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать
красивое.
В процессе работы по теме используем такие ведущие методы как:
- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание,
прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим
рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных
состояниях)
;
- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов,
портретов,
просматривание
видео,
наблюдения в
природе,
пример взрослого)
;
- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций,
анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность
детей, работа в природе) .
В своей работе мы используем следующие направления по экологическому
воспитанию посредством изобразительной деятельности:
— закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования,
аппликации, лепки;
— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и
собственных;
— оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций,
костюмов к экологическим праздникам, постановкам;
—проведение открытых занятий;
— участие в выставках рисунков;
— подбор художественных произведений;
— использование элементов фольклора в целях экологического образования
(народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).
Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего
видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только
сможет держать в руке карандаш? Солнышко, дождик, травку, Для того чтобы что-то
нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети
совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков
становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства,
впечатление с помощью самых разных техник.
Экологическое воспитание подразумевает бережное отношение и любовь к
природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить
любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращать
его внимание на красоту листьев, цветов, необычную форму ветки, вместе любоваться
небом, облаками, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист
бумаги.
На занятиях по изобразительной деятельности мы не руководствуемся принципом
«делай, как я», а формируем в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать
свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для
самостоятельного поиска и решения поставленной задачи.
Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения
сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать
их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира . Изобразительное
искусство дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы
он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь
восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно
важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без
эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание
природных явлений и целостное их освоение.
Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной
составляющей экологического воспитания дошкольников.
Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и
соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более
разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу,
ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние.
Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить и углубить
пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека,
живущего с ней в единстве.