Автор: Безъязыкова Наталья Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ, реализующее АООП "Школа № 3"
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Использование современных компьютерных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,
реализующее АООП «школа № 3»
Тема: «Использование современных компьютерных технологий в
коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»
Методические рекомендации по применению метода функционального
биоуправления на аппаратно-программном комплексе «Нейрокурс» с
биологической обратной связью (БОС)
СОСТАВИТЕ
ЛЬ:
учитель-логопед ВКК
Н.С.Безъязыкова
г.Комсомольск-ана-Амуре
2020 г.
Введение
Актуальность. На современном этапе развития образования большое
внимание
уделяется
вопросам
обучения
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ очень
разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения
и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными,
характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, это дети
с диагнозом системное нарушение речи.
Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может
растянуться на годы. Вследствие органического поражения коры головного
мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена
способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются
нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у
таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У них
наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности.
С
такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не
срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные,
инновационные методики, способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть
его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.
Именно поэтому поиск новых эффективных методов коррекции, использующих
резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма
является актуальным.
Один из таких методов - метод функционального биоуправления на
аппаратно-программном комплексе «Нейрокурс» с биологической обратной
связью. который позволяет использовать эти возможности и решить ряд
коррекционных задач.
Особый интерес для меня как логопеда представляет метод
биологической обратной связи (БОС) по выработке у детей диафрагмально-
релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца
(ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный.
Многие специалисты знают, когда речь идет о применении компьютерного
комплекса с его многочисленными функциями и возможностями, современным
программным обеспечением и широким спектром действия, то результаты
долго не заставят ждать. Применяемый мною метод ФБУ с БОС в комплексе с
традиционными
логопедическими
методиками
и
коррекционными
мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные
результаты.
.
Обоснование применения метода БОС в практике логопеда с
детьми с ОВЗ.
Речь - сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из
тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с
ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим
поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка
сформированы патологические стереотипы (поверхностное неравномерное
дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи).
Применение метода БОС позволяет разрушить патологические стереотипы
речи и сформировать новые стереотипы соответствующие индивидуальной
норме ребенка.
По мнению Л.С.Выготского [1], речь немыслима без речевого дыхания. В
механизме голосообразования
задействованы органы
речевого аппарата:
гортань, голосовые складки, язык, губы. Таким образом, здоровое дыхание, а на
его основе речевое дыхание являются непременной основой экспрессивной
речи.
Правильное
речевое
дыхание
у
школьников,
нуждающихся
в
логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно
изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять
плавность речи. Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального
состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма,
помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над
дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями.
Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) -
современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором
пациенту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о
функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная
сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью
аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, ребенок обучается
изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор
принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту
дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов.
Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а
является только регистраторам происходящих физиологических процессов.
Реализация
предлагаемого
нетрадиционного
метода
позволяет
избежать
стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:
способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации
к обучению;
позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;
помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги;
стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;
улучшает процесс постановки и автоматизации звуков;
способствует развитие правильного речевого дыхания.
Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ
Заикание, логоневрозы;
Нарушение темпа речи.
Дислалии, дизартрии.
Функцианальные нарушения голоса.
Противопоказания:
Эпилепсия.
Повышенная судорожная готовность.
Вирусные заболевания.
Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.
Материально-техническое обеспечение:
Кабинет биологической обратной связи;
система с биологической обратной связью АПК «НЕЙРОКУРС»;
компьютерный комплекс с программным обеспечением;
тренажер дыхания;
комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений;
лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.
Методика проведения занятий БОС в практике логопеда.
Цели методики: Формирование, совершенствование, коррекция речи и
функционального состояния организма у детей с ОВЗ.
Задачи:
Обеспечение оптимального физиологического дыхания, с наименьшей
энергетической затратой;
Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования;
Формирование
диафрагмально-релаксационного
дыхания,
способствующего понижению уровня речевой тревоги и, как следствие
естественное включение в речевой акт;
Включение резервных возможностей организма у детей с ОВЗ.
Приобретение
навыков
самоконтороля
и
снятие
психологического
напряжения.
Этапы работы
Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в
методике:[2]
1
этап
-
Диагностический
(Обследование,
знакомство
детей
с
программой).
2 этап– Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному.
дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).
3 этап – Работа над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания,
артикуляции и голосообразования).
4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи
(Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).
5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов
коррекционной работы (итоговая диагностика).
Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи. Обучив
ребенка
навыкам
диафрагмального
дыхания
,
можно
приступать
к
формирование речевого дыхания, на речевом материале:
Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.
Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.
На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их
произносит)
На одном выдохе 1,2,3… слогов.
Произношение 1,2,3… слов.
Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая
логические паузы.
Обучение навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения
и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов,
появляющихся
на
экране
монитора.
Соблюдение
поэтапного
процесса
формирования речевого дыхания у детей с патологией речи, обеспечивает
стабильность получаемых результатов.
Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану логопедического
сопровождения. (Приложение 3)
Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса - до 10 мин).
Продолжительность цикла составляет 30-32 занятия. По завершении цикла,
через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия,
для закрепления навыка.
Ожидаемые результаты
Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы
логопеда,
а
обеспечивает
–
ритм,
темп,
дикцию,
голосообразование,
выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном
итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной
детской
речи
в
работе
учителя-логопеда,
обеспечивается
применением
нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС,
традиционных
и
здоровьесберегающих
технологий.
Включив
логотерапевтический метод БОС в работу, как часть логопедического занятия, я
убедилась в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в
формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке
и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования
нового, устойчивого стереотипа речи.
Используемая литература:
1.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М:Педагогика,1984.
2.
Вовк
О.Н.,Павлова
Л.Н.,Теречева
М.Н.,
Черемных
Н.И.
Учебно-
методическое
пособие
по
применению
логотерапевтического
компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ
«Институт биологической обратной связи»,2004.