Напоминание

"Использование современных компьютерных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"


Автор: Безъязыкова Наталья Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ, реализующее АООП "Школа № 3"
Населённый пункт: г.Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Использование современных компьютерных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,

реализующее АООП «школа № 3»

Тема: «Использование современных компьютерных технологий в

коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»

Методические рекомендации по применению метода функционального

биоуправления на аппаратно-программном комплексе «Нейрокурс» с

биологической обратной связью (БОС)

СОСТАВИТЕ

ЛЬ:

учитель-логопед ВКК

Н.С.Безъязыкова

г.Комсомольск-ана-Амуре

2020 г.

Введение

Актуальность. На современном этапе развития образования большое

внимание

уделяется

вопросам

обучения

детей

с

ограниченными

возможностями здоровья. Специфика речевых нарушений у детей с ОВЗ очень

разнообразна и определяется локализацией, глубиной органического поражения

и причинами развития заболевания, а также осложняется интеллектуальными,

характерологическими особенностями личности ребенка. Как правило, это дети

с диагнозом системное нарушение речи.

Процесс коррекции речи у детей с ОВЗ более длительный и может

растянуться на годы. Вследствие органического поражения коры головного

мозга у многих детей нарушено восприятие, внимание, память, затруднена

способность устанавливать причинно-следственные связи. Часто проявляются

нарушения эмоционально-волевой сферы (психопатии), волевой контроль у

таких детей неустойчив, мотивация к учебной деятельности отсутствует. У них

наблюдается повышение утомляемости, снижение работоспособности.

С

такими детьми классические логопедические методы и приемы зачастую не

срабатывают, а значит, в арсенале логопеда должны быть современные,

инновационные методики, способствующие заинтересовать ребенка, раскрыть

его потенциал и добиться положительных результатов в коррекционной работе.

Именно поэтому поиск новых эффективных методов коррекции, использующих

резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма

является актуальным.

Один из таких методов - метод функционального биоуправления на

аппаратно-программном комплексе «Нейрокурс» с биологической обратной

связью. который позволяет использовать эти возможности и решить ряд

коррекционных задач.

Особый интерес для меня как логопеда представляет метод

биологической обратной связи (БОС) по выработке у детей диафрагмально-

релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца

(ДАС). Данный метод не панацея, но действительно достаточно эффективный.

Многие специалисты знают, когда речь идет о применении компьютерного

комплекса с его многочисленными функциями и возможностями, современным

программным обеспечением и широким спектром действия, то результаты

долго не заставят ждать. Применяемый мною метод ФБУ с БОС в комплексе с

традиционными

логопедическими

методиками

и

коррекционными

мероприятиями дает значительные положительные, а часто и неожиданные

результаты.

.

Обоснование применения метода БОС в практике логопеда с

детьми с ОВЗ.

Речь - сложнейшая функция человеческого организма. Она состоит из

тонкого взаимодействия дыхания, голосообразования, речевого слуха. У детей с

ОВЗ речевой диагноз осложнен соматическими заболеваниями и органическим

поражением ЦНС, поэтому зачастую это взаимодействие нарушено, у ребенка

сформированы патологические стереотипы (поверхностное неравномерное

дыхание, напряженность общей и артикуляторной мускулатуры, боязнь речи).

Применение метода БОС позволяет разрушить патологические стереотипы

речи и сформировать новые стереотипы соответствующие индивидуальной

норме ребенка.

По мнению Л.С.Выготского [1], речь немыслима без речевого дыхания. В

механизме голосообразования

задействованы органы

речевого аппарата:

гортань, голосовые складки, язык, губы. Таким образом, здоровое дыхание, а на

его основе речевое дыхание являются непременной основой экспрессивной

речи.

Правильное

речевое

дыхание

у

школьников,

нуждающихся

в

логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно

изменять силу их звучания, помогает верно, соблюдать паузы, сохранять

плавность речи. Метод БОС способствует улучшению психоэмоционального

состояния ребенка и направлен на нормализацию внутренней среды организма,

помогает в реализации комплексного подхода в коррекционной работе над

дыхательной, фонационной, речевой, двигательной функциями.

Суть метода: метод биологической обратной связи (БОС) -

современный высокоэффективный не медикаментозный метод, при котором

пациенту с помощью специальной аппаратуры предоставляется информация о

функционировании его органов и систем, в обычных условиях недоступная

сознательному контролю. Опираясь на полученные данные, с помощью

аппаратуры БОС и под руководством инструктора БОС, ребенок обучается

изменять работу собственного организма в требуемом направлении. Прибор

принимает сигналы ЧСС (частоту сердечных сокращений) и ЧД (частоту

дыхания) и передает их в компьютер, где идет преобразование сигналов.

Метод БОС никакого вредного воздействия на организм не оказывает, а

является только регистраторам происходящих физиологических процессов.

Реализация

предлагаемого

нетрадиционного

метода

позволяет

избежать

стереотипности в коррекционно-развивающем процессе, а так же:

способствует формированию у ребенка с ОВЗ познавательной мотивации

к обучению;

позволяет снизить учебную нагрузку на ребенка;

помогает детям преодолеть уровень речевой тревоги;

стабилизирует у ребенка психофизиологические процессы;

улучшает процесс постановки и автоматизации звуков;

способствует развитие правильного речевого дыхания.

Показания к применению метода БОС у детей с ОВЗ

Заикание, логоневрозы;

Нарушение темпа речи.

Дислалии, дизартрии.

Функцианальные нарушения голоса.

Противопоказания:

Эпилепсия.

Повышенная судорожная готовность.

Вирусные заболевания.

Грубые нарушения волевой сферы, интеллекта.

Материально-техническое обеспечение:

Кабинет биологической обратной связи;

система с биологической обратной связью АПК «НЕЙРОКУРС»;

компьютерный комплекс с программным обеспечением;

тренажер дыхания;

комплект многоразовых датчиков частоты сердечных сокращений;

лечебно-коррекционно-оздоровительные методические рекомендации.

Методика проведения занятий БОС в практике логопеда.

Цели методики: Формирование, совершенствование, коррекция речи и

функционального состояния организма у детей с ОВЗ.

Задачи:

Обеспечение оптимального физиологического дыхания, с наименьшей

энергетической затратой;

Коррекция дыхания, артикуляции и голосообразования;

Формирование

диафрагмально-релаксационного

дыхания,

способствующего понижению уровня речевой тревоги и, как следствие

естественное включение в речевой акт;

Включение резервных возможностей организма у детей с ОВЗ.

Приобретение

навыков

самоконтороля

и

снятие

психологического

напряжения.

Этапы работы

Коррекционная работа делится на пять этапов, которые предусмотрены в

методике:[2]

1

этап

-

Диагностический

(Обследование,

знакомство

детей

с

программой).

2 этап– Подготовительный (Обучение диафрагмально-релаксационному.

дыханию с максимальной ДАС под контролем тренажера БОС).

3 этап – Работа над основными компонентами речи. (Коррекция дыхания,

артикуляции и голосообразования).

4 этап – Формирование навыков слитной, плавной, интонированной речи

(Чтение слогов, предложений и текстов, автоматизация звуков).

5 этап – Закрепление полученных навыков и подведение итогов

коррекционной работы (итоговая диагностика).

Каждый из этих этапов решает свои коррекционные задачи. Обучив

ребенка

навыкам

диафрагмального

дыхания

,

можно

приступать

к

формирование речевого дыхания, на речевом материале:

Произношение 1,2,3… гласных, а затем всего ряда гласных на выдохе.

Произношение всего гласного ряда на выдохе шепотом.

На одном выдохе 1 согласный (шипящий, свистящий – если ребенок их

произносит)

На одном выдохе 1,2,3… слогов.

Произношение 1,2,3… слов.

Рассказывание чистоговорок, поговорок, стихотворных текстов, соблюдая

логические паузы.

Обучение навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения

и произнесения звуков, слогов, слов, словосочетаний, фраз и текстов,

появляющихся

на

экране

монитора.

Соблюдение

поэтапного

процесса

формирования речевого дыхания у детей с патологией речи, обеспечивает

стабильность получаемых результатов.

Занятия с детьми проводятся по индивидуальному плану логопедического

сопровождения. (Приложение 3)

Каждый сеанс БОС продолжается (от 5 мин. в начале курса - до 10 мин).

Продолжительность цикла составляет 30-32 занятия. По завершении цикла,

через 1-2 недели ребенок может быть приглашен на дополнительные занятия,

для закрепления навыка.

Ожидаемые результаты

Формирование речевого дыхания не является самоцелью работы

логопеда,

а

обеспечивает

ритм,

темп,

дикцию,

голосообразование,

выразительность, правильность речи и звукопроизношения. Что в конечном

итоге является показателем совершенной речи. Достижение совершенной

детской

речи

в

работе

учителя-логопеда,

обеспечивается

применением

нетрадиционного подхода, заключающегося в разумном сочетании метода БОС,

традиционных

и

здоровьесберегающих

технологий.

Включив

логотерапевтический метод БОС в работу, как часть логопедического занятия, я

убедилась в том, что данный подход дает возможность сократить сроки в

формировании правильного речевого дыхания, которое помогает в постановке

и автоматизации звуков, а также достигнуть успехов на пути формирования

нового, устойчивого стереотипа речи.

Используемая литература:

1.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т,2.- М:Педагогика,1984.

2.

Вовк

О.Н.,Павлова

Л.Н.,Теречева

М.Н.,

Черемных

Н.И.

Учебно-

методическое

пособие

по

применению

логотерапевтического

компьютерного комплекса для коррекции речи методом БОС. Издание НОУ

«Институт биологической обратной связи»,2004.



В раздел образования