Авторы: Подкопаева Оксана Викторовна, Левшакова Наталья Валерьевна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СК "Ставропольский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: Ставропольский край, Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Раздел: среднее профессиональное
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОСОБЕННОСТИ И
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Аннотация: В представленной
статье дается анализ современного состояния
образования, а также рассматриваются перспективы развития и функционирования
электронного образования с применением новых технологий. Подчеркивается особое
значение цифровизации при осуществлении образовательного процесса.
Информационные технологии постепенно увеличивают обороты и распространяются во
все сферы жизнедеятельности общества и государства. Данный феномен также затронул
сферу образования и его элементов. Привычно звучат термины «дистанционное
обучение», «электронный журнал», «электронный образовательный портал учебного
заведения». Также широко и повсеместно распространено применение цифровых
элементов в образовательной среде: смартфоны, гаджеты, персональные компьютеры,
ноутбуки.
Преподаватели активно используют и проводят видео уроки, аудио лекции, электронное
тестирование, презентационный видео материал.
Определение информационных технологий тесно связано с процессом по использованию
различных методик и способов по сбору, обработке и передаче информации.
Автоматизированные
системы
обработки
и
отображения
информации,
информационнокоммуникационные
системы,
базы
данных
и
знаний,
система
информационно-аналитических центров разного уровня должны быть составляющими
информационной инфраструктуры всех, без исключения, университетов и одними из
основных факторов, обеспечивающих экономический и профессиональный подъем
высших учебных заведений страны.
Чтобы
усовершенствовать
систему
образования
важно
повысить
качество
как
автоматизации процессов сбора и обработки информации в учреждениях образования,
автоматизации
управленческих
процессов,
так
и
более
тесное
взаимодействие
1
образовательных
учреждений
с
обучающимися
и
их
родителями.
Основной особенностью современных информационных технологий на
сегодняшний день считаются как процесс автоматизации, так деятельность по
интеграции
с
иными
программными
продуктами.
Представляется
возможность
изменения и хранения больших объемов данных. Поэтому внедрение информационных
систем в образовательную деятельность является актуальной задачей и позволяет
повысить
оперативность
обработки
данных,
упорядочить
документооборот
образовательного учреждения, увеличить производительность труда педагога, ускорить
процессы
взаимодействия
с
обучающими,
родителями,
позволит
эффективнее
контролировать учебный процесс. Компьютерные технологии в образовании призваны
обеспечить создание информационного пространства, насыщенного полной, актуальной,
достоверной информацией.
Информационно-образовательная
среда
вуза
способствует
осуществлению
автоматизации результатов усвоения профессиональных стандартов в электронной
(цифровой) форме, а также всех процессов системы документооборота, составления
расписания занятий, использования учебно- методической базы данных электронных
образовательных ресурсов.
Необходимо отметить, что процесс информатизации несет себя и отрицательные черты,
которые также требуют особого внимания. К разрешению данных вопросов необходимо
подойти серьезно.
На основании опыта других учебных заведений и учреждений с различными формами
собственности
определено,
что
информатизация
способствует
обеспечению
национальных интересов, повышению качества образования, улучшению управляемости
экономикой
учебного
заведения,
развитию
наукоемких
производств
и
высоких
технологий и дальнейшей информатизации всего общества.
Следует
отметить,
что
существуют
определенные
недостатки
процесса
информатизации университетов, которые основываются на частичном или полном
отсутствии: − общенаправленной программы и системного подхода к процессу
информатизации
обособленных
подразделений
университетов
и
программы
их
интеграции в единую информационную среду с учетом мировых требований и
стандартов; − наличии календарного плана мероприятий информатизации с четко
2
указанным
сметой
и
определенными
статьями
поступления
средств;
−
четко
определенной
иерархической
структуры
относительно
системы
управления
подразделениями
университета,
предназначенными
для
воплощения
новейших
технологий в образование, описания их взаимодействия с другими подразделениями
университета;
−
взаимодействия
общеуниверситетской
образовательной
сети
и
интегрированных систем баз данных учебно-методических комплексов по организации
учебного процесса; − системной плановой подготовки электронных образовательных
комплексов и внедрения их в учебный процесс; − общеуниверситетской электронной
системы документооборота между структурными подразделениями различных форм и
рангов; − в должном количестве лицензионного программного обеспечения и системы
контроля за ним.
Если учесть каждый из представленных недостатков, необходимо отметить, что
для их разрешения важно применение иерархической структуры по внедрению новых
технологий и информационных ресурсов, а также электронных учебно-методических
комплексов в сферу образования.
Так, в науке приводится некая классификация соответствующих уровней. По
степени
влияния
на
учебный
процесс
предложено
разделить
модель
информационносправочной
системы
на
пять
уровней
иерархической
структуры
управления процессами:
− 0 уровень – руководство университета как источник руководящего влияния на
все подразделения;
− I уровень – общеуниверситетские подразделения, такие, например, как
библиотека, учебно-методический отдел, приемная комиссия;
− II уровень – подразделения, имеющие более высокий уровень самостоятельности
в пределах университета: институты, лицеи и колледжи;
− III уровень – факультеты;
− IV уровень – кафедры.
К дополнительному V уровню можно отнести обособленные подразделения и
центры университета, если они существуют в данном учебном заведении.
Если говорить об актуальности, исходя из последних событий в мире, связанных с
пандемией коронавируса, важно сказать, что цифровые технологии в образовании не
3
только актуальны, но и как показывает практика, жизненно необходимы для реализации
данным
институтом
своей
деятельности.
Перспективность
«дистанционного
образования» безусловна, так как любому институту общества и государства важно идти
в ногу со временем, быть проводником и помощником для граждан.
Современное информационное обеспечение образовательного процесса – это не
только количество учебников в библиотеке и выполнение тех или иных формальных
требований. Возрастает роль факультетов и кафедр как основных подразделений
образования, отвечающих за качество подготовки специалистов, то есть, на эти
подразделения, в первую очередь, выпадает разработка и внедрение современных
методов образовательной деятельности.
Список литературы
1.
Гончаров
И.С.
Системы
управления
знаниями,
как
основной
инструмент
трансформации образовательных процессов в период информатизации общества // Аллея
науки. 2018. Т. 5. №4(20). С. 946-949
2. Раевский Л.А., Храмова А.И. Качественные тенденции образовательных процессов:
информатизация и компьютеризация // Аллея науки. 2018. Т. 2. №4(20). С. 248-251.
3.
Зуфарова А.С. Роль информационных технологий в образовательном процессе //
Управление образованием: теория и практика. 2020. №3 (39). С. 105-114.
4. Добрынин А.В. Информационные технологии в образовательном процессе // Вестник
ТГУ. 2019. №5. С.319-323.
4