Напоминание

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ


Авторы: Подкопаева Оксана Викторовна, Левшакова Наталья Валерьевна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СК "Ставропольский базовый медицинский колледж"
Населённый пункт: Ставропольский край, Ставрополь
Наименование материала: статья
Тема: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ: ОСОБЕННОСТИ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация: В представленной

статье дается анализ современного состояния

образования, а также рассматриваются перспективы развития и функционирования

электронного образования с применением новых технологий. Подчеркивается особое

значение цифровизации при осуществлении образовательного процесса.

Информационные технологии постепенно увеличивают обороты и распространяются во

все сферы жизнедеятельности общества и государства. Данный феномен также затронул

сферу образования и его элементов. Привычно звучат термины «дистанционное

обучение», «электронный журнал», «электронный образовательный портал учебного

заведения». Также широко и повсеместно распространено применение цифровых

элементов в образовательной среде: смартфоны, гаджеты, персональные компьютеры,

ноутбуки.

Преподаватели активно используют и проводят видео уроки, аудио лекции, электронное

тестирование, презентационный видео материал.

Определение информационных технологий тесно связано с процессом по использованию

различных методик и способов по сбору, обработке и передаче информации.

Автоматизированные

системы

обработки

и

отображения

информации,

информационнокоммуникационные

системы,

базы

данных

и

знаний,

система

информационно-аналитических центров разного уровня должны быть составляющими

информационной инфраструктуры всех, без исключения, университетов и одними из

основных факторов, обеспечивающих экономический и профессиональный подъем

высших учебных заведений страны.

Чтобы

усовершенствовать

систему

образования

важно

повысить

качество

как

автоматизации процессов сбора и обработки информации в учреждениях образования,

автоматизации

управленческих

процессов,

так

и

более

тесное

взаимодействие

1

образовательных

учреждений

с

обучающимися

и

их

родителями.

Основной особенностью современных информационных технологий на

сегодняшний день считаются как процесс автоматизации, так деятельность по

интеграции

с

иными

программными

продуктами.

Представляется

возможность

изменения и хранения больших объемов данных. Поэтому внедрение информационных

систем в образовательную деятельность является актуальной задачей и позволяет

повысить

оперативность

обработки

данных,

упорядочить

документооборот

образовательного учреждения, увеличить производительность труда педагога, ускорить

процессы

взаимодействия

с

обучающими,

родителями,

позволит

эффективнее

контролировать учебный процесс. Компьютерные технологии в образовании призваны

обеспечить создание информационного пространства, насыщенного полной, актуальной,

достоверной информацией.

Информационно-образовательная

среда

вуза

способствует

осуществлению

автоматизации результатов усвоения профессиональных стандартов в электронной

(цифровой) форме, а также всех процессов системы документооборота, составления

расписания занятий, использования учебно- методической базы данных электронных

образовательных ресурсов.

Необходимо отметить, что процесс информатизации несет себя и отрицательные черты,

которые также требуют особого внимания. К разрешению данных вопросов необходимо

подойти серьезно.

На основании опыта других учебных заведений и учреждений с различными формами

собственности

определено,

что

информатизация

способствует

обеспечению

национальных интересов, повышению качества образования, улучшению управляемости

экономикой

учебного

заведения,

развитию

наукоемких

производств

и

высоких

технологий и дальнейшей информатизации всего общества.

Следует

отметить,

что

существуют

определенные

недостатки

процесса

информатизации университетов, которые основываются на частичном или полном

отсутствии: − общенаправленной программы и системного подхода к процессу

информатизации

обособленных

подразделений

университетов

и

программы

их

интеграции в единую информационную среду с учетом мировых требований и

стандартов; − наличии календарного плана мероприятий информатизации с четко

2

указанным

сметой

и

определенными

статьями

поступления

средств;

четко

определенной

иерархической

структуры

относительно

системы

управления

подразделениями

университета,

предназначенными

для

воплощения

новейших

технологий в образование, описания их взаимодействия с другими подразделениями

университета;

взаимодействия

общеуниверситетской

образовательной

сети

и

интегрированных систем баз данных учебно-методических комплексов по организации

учебного процесса; − системной плановой подготовки электронных образовательных

комплексов и внедрения их в учебный процесс; − общеуниверситетской электронной

системы документооборота между структурными подразделениями различных форм и

рангов; − в должном количестве лицензионного программного обеспечения и системы

контроля за ним.

Если учесть каждый из представленных недостатков, необходимо отметить, что

для их разрешения важно применение иерархической структуры по внедрению новых

технологий и информационных ресурсов, а также электронных учебно-методических

комплексов в сферу образования.

Так, в науке приводится некая классификация соответствующих уровней. По

степени

влияния

на

учебный

процесс

предложено

разделить

модель

информационносправочной

системы

на

пять

уровней

иерархической

структуры

управления процессами:

− 0 уровень – руководство университета как источник руководящего влияния на

все подразделения;

− I уровень – общеуниверситетские подразделения, такие, например, как

библиотека, учебно-методический отдел, приемная комиссия;

− II уровень – подразделения, имеющие более высокий уровень самостоятельности

в пределах университета: институты, лицеи и колледжи;

− III уровень – факультеты;

− IV уровень – кафедры.

К дополнительному V уровню можно отнести обособленные подразделения и

центры университета, если они существуют в данном учебном заведении.

Если говорить об актуальности, исходя из последних событий в мире, связанных с

пандемией коронавируса, важно сказать, что цифровые технологии в образовании не

3

только актуальны, но и как показывает практика, жизненно необходимы для реализации

данным

институтом

своей

деятельности.

Перспективность

«дистанционного

образования» безусловна, так как любому институту общества и государства важно идти

в ногу со временем, быть проводником и помощником для граждан.

Современное информационное обеспечение образовательного процесса – это не

только количество учебников в библиотеке и выполнение тех или иных формальных

требований. Возрастает роль факультетов и кафедр как основных подразделений

образования, отвечающих за качество подготовки специалистов, то есть, на эти

подразделения, в первую очередь, выпадает разработка и внедрение современных

методов образовательной деятельности.

Список литературы

1.

Гончаров

И.С.

Системы

управления

знаниями,

как

основной

инструмент

трансформации образовательных процессов в период информатизации общества // Аллея

науки. 2018. Т. 5. №4(20). С. 946-949

2. Раевский Л.А., Храмова А.И. Качественные тенденции образовательных процессов:

информатизация и компьютеризация // Аллея науки. 2018. Т. 2. №4(20). С. 248-251.

3.

Зуфарова А.С. Роль информационных технологий в образовательном процессе //

Управление образованием: теория и практика. 2020. №3 (39). С. 105-114.

4. Добрынин А.В. Информационные технологии в образовательном процессе // Вестник

ТГУ. 2019. №5. С.319-323.

4



В раздел образования