Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАОУ ПК “Адымнар” г. Казань
Населённый пункт: РТ, г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и
литературы
Учитнль русского языка и литературы: Билалова Ф.С.
Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово
– слово учителя. Отдельными моментами опыта работы в этом направлении и хотелось бы
поделиться.
В 5 классе изучается сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее
текст использую и на уроках русского языка. Приведу фрагмент урока-обобщения
изученного по теме «Местоимение» в 6 классе.
Это произведение написано для взрослых. Но читать его интересно в любом
возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что
«зорко одно лишь сердце». – Разве сердце может быть зрячим? – удивятся некоторые.
А мы удивляемся этому? Кто объединит смысл этих слов? А как удалось автору так
образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе повторяются сведения о прямом и
переносном значении слова.)
- А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого
приручили». Попробуем понять их смысл.
Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему
говорит:
- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!
- А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.
- Надо запастись терпением, о ответил Лис.
(Диалог записан на доске.)
- Может, с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по отношению
друг к другу, быть ответственным за друга?
- А теперь вернемся к предложению, записанному на доске. Здесь много
местоимений. И это не случайно. Давайте определим их разряд и подумаем, как такой
подбор местоимений раскрывает главную мысль автора: Ты навсегда в ответе за всех,
кого приручил.
(Возможный вариант объяснения)
«Все начинается с личного местоимения, т.е. с лично твоей ответственности.
Местоимение всех прямо указывает на других людей, близких тебе, а относительное
местоимение (вспомним его роль в предложении) соединяет две мысли: о тебе и твоих
близких».
- А тот, кто очень внимательно меня слушал, обязательно заметил, что в рассказе
прозвучало
еще
одно
местоимение
– некоторые.
В
связи
с
чем
оно
прозвучало? (Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим.)
- Кто эти люди? Понятно это из рассказа? А какие же люди могут не понимать
такой простой истины? (Это люди, не привыкшие думать, люди с черствым сердцем).
- А кто скажет, почему здесь употреблено именно это – неопределенное
местоимение? (Для того чтобы никого конкретно не обидеть таким нелепым
подозрением.)
- Мы уже решили, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость.
Давайте подберем синонимы к этим словам, определим по словарю значение каждого из
них. И давайте составим свой «Словарь дружбы!»
(В итоге записываются слова: терпение, уважение, сострадание, такт, внимание,
заботливость, сочувствие, нежность.)
- Такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем!
В качестве домашнего задания предлагаю ребятам придумать сказку об умении
дружить или записать свой диалог с другом. Но обязательное условие – использовать
местоимения всех разрядов и посмотреть, как они в их тексте «помогают» дружбе.
При изучении темы «Глагол» мы продолжаем работу с текстом сказки Экзюпери. В
начале урока звучит короткий рассказ учителя, частично воспроизведенный на карточках:
- Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших
астероидов. (Посмотрим сразу в словаре значение этого слова.)
Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу
остаться у него. Вот как это было, прочитайте. А чтобы понятен стал записанный диалог,
расставим знаки препинания.
- Останься, я назначу тебя министром юстиции.
- Но ведь здесь некого судить!
- Тогда суди сам себя… Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других.
Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.
Очень часто учитель сталкивается с тем, что ребята активно проявляют
нетерпимость к недостаткам и поступкам товарищей, наперебой осуждают друг друга. А
самокритика, самоанализ пока им недоступны. Надо стараться помочь им обратить
внимание на свое поведение. Объяснить в доступной форме, что такое самовоспитание и
какую роль играет оно в жизни человека. Отвечаем на вопрос, почему себя труднее
судить, чем других, а затем уже повторим разряды местоимений, объясним их
правописание.
Многие талантливые книги не только помогают сделать урок литературы
интересным, но и обеспечивают главное – дают возможность объединить учителя и
учеников, наполняет жизнь теплом и радостью общения.
Думается, очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным
проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определенные
моральные понятия, можно предложить при этом и переход к определенным навыкам
поведения. Так, при изучении глав из повестей «Детство» и «Отрочество» Л.Н.Толстого в
7 классе продолжаем разговор об умении «судить самого себя». Чтение и обсуждение
глав вызывает интерес к творчеству писателя-классика и проблемам, поставленным в его
произведении,
учит
связывать
размышления
о
художественном
произведении
с
собственным жизненным опытом: ведь эта повесть о том, как в минуту взросления к
герою приходит понимание своей роли в жизни людей, как рождается способность к
самоанализу, критическому отношению к себе.
Домашнее задание предлагаю в форме небольшого сочинения на одну из тем:
«Близки ли мне мои родственники?», «Судил ли я самого себя?», «Я чувствую, что
взрослею», «Иногда мне удается быть внимательным к людям».
На уроках русского языка и литературы приобщаем к сокровищам духовной
культуры русского народа через знакомство с древнейшими традиционными жанрами
русского фольклора.
По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор дидактического
материала – обучающего, воспитывающего. В качестве примеров подбираю пословицы и
поговорки, сгруппированные по тематике (добро/зло, учение, дружба, смелость/трусость,
вежливость, бережливость, долг и т.д.) и определяющие совокупность норм ценностей,
установок, регулирующих человеческое поведение.
Задаваемые вопросы помогают учащимся осмыслить нравственные ценности с
учетом личностной позиции. Например:
- Какие нравственные качества человека ценились во все времена и считаются
общечеловеческими ценностями?
- Почему нравственность как норма необходима для развития человеческого
общества, цивилизации в целом?
- Какой поучительный смысл содержат народные изречения?
Задания практического характера позволяют, используя данный жанр фольклора,
повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, виды разбора.
На уроках русского языка и литературы в качестве примеров нравственного
поведения подбираю тексты для анализа, изложения, диктанта, отражающие данную
проблему.
Наиболее
яркими
примерами
являются
произведения
художественной
литературы, которые предлагает учебник-хрестоматия по литературе: «Конь с розовой
гривой» В.П.Астафьева, «Уроки французского» В.Г.Распутина в 6 классе; фрагмент
«Мальчики» из романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского в 7 классе и другие. С
помощью произведений художественной литературы помогаем понять самого себя через
добро, порядочность и сострадание.
Работа над авторским текстом часто рождает творческие поиски самих учащихся.
Ребят увлекает не только дружеская беседа по близким уже им проблемам, но и сам
процесс придумывания сходных ситуаций.
Говоря о проблеме нравственности, вспоминаются слова героини повести-сказки
Ирины Токмаковой «Счастливо, Ивушкин»: «В каждом человеке и звере, в каждой птице
живет маленький теплый лучик. И если ко всякому живому существу отнестись с
добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный
зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе
солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек - злой или делает плохо,
ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный
зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как все будет
хорошо!»
Одним из непременных качеств иллюстративного материала должна быть
личностная направленность самого учителя, ориентированность на духовные запросы
данного ученического коллектива и каждого ученика.
Россия. Какое красивое слово –
и роса, и сила, и синее что-то…
С.А.Есенин
Воспитание
патриотизма
у
подрастающего
поколения
невозможно
без
пробуждения любви к родной земле. Чувство Родины начинается с ощущения
неповторимости и красоты родной природы. Оно впервые пробуждается в тот миг, когда
замечаешь, как мелко дрожат в прозрачном воздухе розовые стволы сосен, когда
слышишь, как в небесной синеве заливается прерывистой трелью пташка. Ныне уже
очевидно, что не красота спасет Россию, но учитель, способный пробудить в
воспитанниках «мечту своей родины». Поэтому чувство патриотизма необходимо
воспитывать в детях со школьной скамьи. Ведь работать с полной отдачей для
процветания своей Родины будет только тот, кто горячо ее любит.
Развитие патриотических чувств начинаю с кабинета русского языка и литературы,
где на видном месте расположена государственная символика. Таким образом, при
каждом занятии в кабинете ребята обращают внимание на символику, а, значит, в них уже
развивается уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей
страны.
В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – классическое
искусство, литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Достоевского. Есенина и
Рубцова.
Произведения, изучаемые в 5-7 классах, формируют у учащихся чувства
справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим
ценностям. Начиная с фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного
творчества, о былинных героях как выражении национального представления о героях.
Анализируя репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри» в 6 классе, говорю о том,
что героев объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить
или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Древнерусская литература
продолжает тему. Ребята знакомятся не только с историческими фактами, но и с
народными идеалами и т. д.
Произведения, изучаемые в 8-9 классах, направлены на воспитание патриотизма у
ребят, а также таких качеств, как милосердие, сопереживание, уважение. При знакомстве с
литературой XVIII века говорим о том, что русская земля богата славными именами.
Среди них особое место занимает имя первого нашего гениального ученого, выдающегося
поэта,
общественного
деятеля
–
В.М.Ломоносова,
двинувшего
вперед
развитие
отечественной науки, культуры, языка. Изучение произведения А.С.Пушкина (повесть
«Капитанская дочка, поэма «Медный всадник») позволяет продолжить работу над
воспитательными моментами т.д.
Часто на уроках русского языка и литературы обращаемся к описанию родной
природы, которая привлекала и привлекает поэтов и писателей своей скромной простотой.
Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна
спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для
русского поэта означает веру в народ и его возможности. Природа родного края кажется
человеку самой красивой, будь то степь, горы, тундра или тайга. Для большего
эмоционального воздействия привожу слова В.Белова из книги очерков «Лад»: «Родная
природа, как родная мать существует лишь в единственном числе. Все чудеса и красоты
мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где
растет береза или верба».
Тему «малой родины» продолжаю при закреплении темы «Словообразование» в 6
классе.
…Перед нами распростерся
Наш любимый городок.
Малой родиной зовется
Этот скромный уголок.
Любим мы свою сторонку,
Хоть на карте не видать.
Дорог край даже ребенку,
Ведь родным успел он стать.
В качестве творческого задания предлагаю сначала подобрать слова с корнем –
род-, а затем составить небольшой рассказ о городе Белогорске, используя подобранные
слова.
В старших классах продолжаю работу над темой родины. При написании
изложения с элементами сочинения выбираю текст № 61 из сборника изложений для
проведения письменного экзамена (7-изд., 2003г). Во вступительной беседе задаю ребятам
вопросы, которые помогут им при выполнении творческого задания: Что такое Родина?
Почему, когда мы произносим это слово из обычных шести букв, в нашем сердце
начинает играть бурный водопад искрящихся, самых теплых и сильных чувств? Почему,
когда мы надолго оказываемся вдали от Родины, нас тянет обратно с непреодолимой
силой?
Прослушав
ответы,
предлагаем
обратиться
к
эпиграфу
урока,
словам
К.Паустовского: «Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только
потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю
исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из важнейших
признаков любви к родной стране». Далее работаем над текстом.
На уроке обобщения по теме «Наречие» в качестве творческого задания предлагаю
вспомнить событиям Сталинградской битвы, завершившуюся победой советских войск 2
февраля 1943 года (по календарному плану урок выпадает на февраль месяц). Яркий, но
краткий рассказ о великом сражении и изображения памятника-ансамбля «Героям
Сталинградской битвы» переносит ребят в те далекие годы. После рассматривания
фрагмента панорамы «Сталинградская битва» предлагаю ребятам построить и записать
словосочетания, используя наречия (например, слева мы видим, справа изображен,
стойко сражаются, бьются насмерть, бесстрашно, самоотверженно, идут в атаку
плечом к плечу, решительно, стремительно бросаются на врага, погибнет героически, с
ненавистью смотрит на фашистов, с трудом поднимаются, немало врагов, сражаются
не щадя своей жизни). Подобранный материал поможет при выполнении домашнего
задания – сочинения по картине, а проведенная работа воспитывает чувство гордости за
отвагу и героизм советских солдат.
При организации внеурочной работы, также надо
учитывать воспитательный
момент.
Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо
прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо 14
делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий,
духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий,
духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что
делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью.
Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка
двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она
показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но
стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько
он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека». Итак, нравственность - наивысшая
мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного
решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на
обыкновенное чувство бл
Литература 1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //
Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68 2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании
детей/Л.И.Божович//
Вопросы
психологии.
-
М.:Просвещение,
1975.-
254с.
3.
Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной
реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с. 4.
Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.-
376с.
5.
Жарковская
Т.Г.
Возможные
пути
организации
духовно-нравственного
образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в
образовании - 2003 - №3 - С. 9-12