Напоминание

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы


Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАОУ ПК “Адымнар” г. Казань
Населённый пункт: РТ, г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Духовно-нравственное и патриотическое воспитание на уроках русского языка и

литературы

Учитнль русского языка и литературы: Билалова Ф.С.

Основным средством воспитательного воздействия на уроке было и остается слово

– слово учителя. Отдельными моментами опыта работы в этом направлении и хотелось бы

поделиться.

В 5 классе изучается сказка Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Ее

текст использую и на уроках русского языка. Приведу фрагмент урока-обобщения

изученного по теме «Местоимение» в 6 классе.

Это произведение написано для взрослых. Но читать его интересно в любом

возрасте. Эта сказка объясняет людям, что «самого главного глазами не увидишь» и что

«зорко одно лишь сердце». – Разве сердце может быть зрячим? – удивятся некоторые.

А мы удивляемся этому? Кто объединит смысл этих слов? А как удалось автору так

образно, ярко выразить свою мысль? (При ответе повторяются сведения о прямом и

переносном значении слова.)

- А еще в этой сказке есть замечательные слова: «Ты навсегда в ответе за всех, кого

приручили». Попробуем понять их смысл.

Путешествуя по планете Земля, Маленький принц встречается с Лисом. И Лис ему

говорит:

- Если хочешь, чтобы у тебя был друг, приручи меня!

- А что для этого надо делать? – спросил Маленький принц.

- Надо запастись терпением, о ответил Лис.

(Диалог записан на доске.)

- Может, с этого и начинается дружба? Что значит быть терпимым по отношению

друг к другу, быть ответственным за друга?

- А теперь вернемся к предложению, записанному на доске. Здесь много

местоимений. И это не случайно. Давайте определим их разряд и подумаем, как такой

подбор местоимений раскрывает главную мысль автора: Ты навсегда в ответе за всех,

кого приручил.

(Возможный вариант объяснения)

«Все начинается с личного местоимения, т.е. с лично твоей ответственности.

Местоимение всех прямо указывает на других людей, близких тебе, а относительное

местоимение (вспомним его роль в предложении) соединяет две мысли: о тебе и твоих

близких».

- А тот, кто очень внимательно меня слушал, обязательно заметил, что в рассказе

прозвучало

еще

одно

местоимение

– некоторые.

В

связи

с

чем

оно

прозвучало? (Некоторые люди не понимают, что сердце может быть зрячим.)

- Кто эти люди? Понятно это из рассказа? А какие же люди могут не понимать

такой простой истины? (Это люди, не привыкшие думать, люди с черствым сердцем).

- А кто скажет, почему здесь употреблено именно это – неопределенное

местоимение? (Для того чтобы никого конкретно не обидеть таким нелепым

подозрением.)

- Мы уже решили, что для настоящей дружбы нужно терпение и терпимость.

Давайте подберем синонимы к этим словам, определим по словарю значение каждого из

них. И давайте составим свой «Словарь дружбы!»

(В итоге записываются слова: терпение, уважение, сострадание, такт, внимание,

заботливость, сочувствие, нежность.)

- Такие слова обязательно нужно научиться слушать сердцем!

В качестве домашнего задания предлагаю ребятам придумать сказку об умении

дружить или записать свой диалог с другом. Но обязательное условие – использовать

местоимения всех разрядов и посмотреть, как они в их тексте «помогают» дружбе.

При изучении темы «Глагол» мы продолжаем работу с текстом сказки Экзюпери. В

начале урока звучит короткий рассказ учителя, частично воспроизведенный на карточках:

- Путешествуя по разным планетам, Маленький принц посетил один из ближайших

астероидов. (Посмотрим сразу в словаре значение этого слова.)

Там жил король. Он был очень одинок. Король предложил Маленькому принцу

остаться у него. Вот как это было, прочитайте. А чтобы понятен стал записанный диалог,

расставим знаки препинания.

- Останься, я назначу тебя министром юстиции.

- Но ведь здесь некого судить!

- Тогда суди сам себя… Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других.

Если ты сумеешь правильно судить себя, значит ты поистине мудр.

Очень часто учитель сталкивается с тем, что ребята активно проявляют

нетерпимость к недостаткам и поступкам товарищей, наперебой осуждают друг друга. А

самокритика, самоанализ пока им недоступны. Надо стараться помочь им обратить

внимание на свое поведение. Объяснить в доступной форме, что такое самовоспитание и

какую роль играет оно в жизни человека. Отвечаем на вопрос, почему себя труднее

судить, чем других, а затем уже повторим разряды местоимений, объясним их

правописание.

Многие талантливые книги не только помогают сделать урок литературы

интересным, но и обеспечивают главное – дают возможность объединить учителя и

учеников, наполняет жизнь теплом и радостью общения.

Думается, очень важно обращаться к поставленным на уроках нравственным

проблемам на разных этапах формирования личности ученика. Закрепляя определенные

моральные понятия, можно предложить при этом и переход к определенным навыкам

поведения. Так, при изучении глав из повестей «Детство» и «Отрочество» Л.Н.Толстого в

7 классе продолжаем разговор об умении «судить самого себя». Чтение и обсуждение

глав вызывает интерес к творчеству писателя-классика и проблемам, поставленным в его

произведении,

учит

связывать

размышления

о

художественном

произведении

с

собственным жизненным опытом: ведь эта повесть о том, как в минуту взросления к

герою приходит понимание своей роли в жизни людей, как рождается способность к

самоанализу, критическому отношению к себе.

Домашнее задание предлагаю в форме небольшого сочинения на одну из тем:

«Близки ли мне мои родственники?», «Судил ли я самого себя?», «Я чувствую, что

взрослею», «Иногда мне удается быть внимательным к людям».

На уроках русского языка и литературы приобщаем к сокровищам духовной

культуры русского народа через знакомство с древнейшими традиционными жанрами

русского фольклора.

По-прежнему самым сложным в работе словесника остается выбор дидактического

материала – обучающего, воспитывающего. В качестве примеров подбираю пословицы и

поговорки, сгруппированные по тематике (добро/зло, учение, дружба, смелость/трусость,

вежливость, бережливость, долг и т.д.) и определяющие совокупность норм ценностей,

установок, регулирующих человеческое поведение.

Задаваемые вопросы помогают учащимся осмыслить нравственные ценности с

учетом личностной позиции. Например:

- Какие нравственные качества человека ценились во все времена и считаются

общечеловеческими ценностями?

- Почему нравственность как норма необходима для развития человеческого

общества, цивилизации в целом?

- Какой поучительный смысл содержат народные изречения?

Задания практического характера позволяют, используя данный жанр фольклора,

повторить и закрепить правила орфографии, пунктуации, виды разбора.

На уроках русского языка и литературы в качестве примеров нравственного

поведения подбираю тексты для анализа, изложения, диктанта, отражающие данную

проблему.

Наиболее

яркими

примерами

являются

произведения

художественной

литературы, которые предлагает учебник-хрестоматия по литературе: «Конь с розовой

гривой» В.П.Астафьева, «Уроки французского» В.Г.Распутина в 6 классе; фрагмент

«Мальчики» из романа «Братья Карамазовы» Ф.М.Достоевского в 7 классе и другие. С

помощью произведений художественной литературы помогаем понять самого себя через

добро, порядочность и сострадание.

Работа над авторским текстом часто рождает творческие поиски самих учащихся.

Ребят увлекает не только дружеская беседа по близким уже им проблемам, но и сам

процесс придумывания сходных ситуаций.

Говоря о проблеме нравственности, вспоминаются слова героини повести-сказки

Ирины Токмаковой «Счастливо, Ивушкин»: «В каждом человеке и звере, в каждой птице

живет маленький теплый лучик. И если ко всякому живому существу отнестись с

добром (только не притворяться, только по-настоящему!), то в нем этот солнечный

зайчик проснется, и всякий ответит вам тоже добром, потому что почувствует в себе

солнышко и жизнь. И если тебе вдруг покажется, что человек - злой или делает плохо,

ты сразу же не сердись на него, не обвиняй его. Это значит просто, что солнечный

зайчик уж очень крепко заснул. Ты постарайся разбудить его, и увидишь, как все будет

хорошо!»

Одним из непременных качеств иллюстративного материала должна быть

личностная направленность самого учителя, ориентированность на духовные запросы

данного ученического коллектива и каждого ученика.

Россия. Какое красивое слово –

и роса, и сила, и синее что-то…

С.А.Есенин

Воспитание

патриотизма

у

подрастающего

поколения

невозможно

без

пробуждения любви к родной земле. Чувство Родины начинается с ощущения

неповторимости и красоты родной природы. Оно впервые пробуждается в тот миг, когда

замечаешь, как мелко дрожат в прозрачном воздухе розовые стволы сосен, когда

слышишь, как в небесной синеве заливается прерывистой трелью пташка. Ныне уже

очевидно, что не красота спасет Россию, но учитель, способный пробудить в

воспитанниках «мечту своей родины». Поэтому чувство патриотизма необходимо

воспитывать в детях со школьной скамьи. Ведь работать с полной отдачей для

процветания своей Родины будет только тот, кто горячо ее любит.

Развитие патриотических чувств начинаю с кабинета русского языка и литературы,

где на видном месте расположена государственная символика. Таким образом, при

каждом занятии в кабинете ребята обращают внимание на символику, а, значит, в них уже

развивается уважение и особое отношение к святым для каждого человека символам своей

страны.

В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – классическое

искусство, литература Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Достоевского. Есенина и

Рубцова.

Произведения, изучаемые в 5-7 классах, формируют у учащихся чувства

справедливости, долга, ответственности, любви к родному краю, интерес к историческим

ценностям. Начиная с фольклора, мы говорим на уроках о богатстве устного народного

творчества, о былинных героях как выражении национального представления о героях.

Анализируя репродукцию картины В.М.Васнецова «Богатыри» в 6 классе, говорю о том,

что героев объединяет любовь к родной земле: они никогда не задумываются, служить

или не служить Руси, защищать или не защищать ее. Древнерусская литература

продолжает тему. Ребята знакомятся не только с историческими фактами, но и с

народными идеалами и т. д.

Произведения, изучаемые в 8-9 классах, направлены на воспитание патриотизма у

ребят, а также таких качеств, как милосердие, сопереживание, уважение. При знакомстве с

литературой XVIII века говорим о том, что русская земля богата славными именами.

Среди них особое место занимает имя первого нашего гениального ученого, выдающегося

поэта,

общественного

деятеля

В.М.Ломоносова,

двинувшего

вперед

развитие

отечественной науки, культуры, языка. Изучение произведения А.С.Пушкина (повесть

«Капитанская дочка, поэма «Медный всадник») позволяет продолжить работу над

воспитательными моментами т.д.

Часто на уроках русского языка и литературы обращаемся к описанию родной

природы, которая привлекала и привлекает поэтов и писателей своей скромной простотой.

Во вступительном слове сообщаю о том, что в ней нет показной пышности, она полна

спокойствия и раздолья, степенности и величия. Чувство любви к родной земле для

русского поэта означает веру в народ и его возможности. Природа родного края кажется

человеку самой красивой, будь то степь, горы, тундра или тайга. Для большего

эмоционального воздействия привожу слова В.Белова из книги очерков «Лад»: «Родная

природа, как родная мать существует лишь в единственном числе. Все чудеса и красоты

мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где

растет береза или верба».

Тему «малой родины» продолжаю при закреплении темы «Словообразование» в 6

классе.

…Перед нами распростерся

Наш любимый городок.

Малой родиной зовется

Этот скромный уголок.

Любим мы свою сторонку,

Хоть на карте не видать.

Дорог край даже ребенку,

Ведь родным успел он стать.

В качестве творческого задания предлагаю сначала подобрать слова с корнем

род-, а затем составить небольшой рассказ о городе Белогорске, используя подобранные

слова.

В старших классах продолжаю работу над темой родины. При написании

изложения с элементами сочинения выбираю текст № 61 из сборника изложений для

проведения письменного экзамена (7-изд., 2003г). Во вступительной беседе задаю ребятам

вопросы, которые помогут им при выполнении творческого задания: Что такое Родина?

Почему, когда мы произносим это слово из обычных шести букв, в нашем сердце

начинает играть бурный водопад искрящихся, самых теплых и сильных чувств? Почему,

когда мы надолго оказываемся вдали от Родины, нас тянет обратно с непреодолимой

силой?

Прослушав

ответы,

предлагаем

обратиться

к

эпиграфу

урока,

словам

К.Паустовского: «Если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только

потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю

исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из важнейших

признаков любви к родной стране». Далее работаем над текстом.

На уроке обобщения по теме «Наречие» в качестве творческого задания предлагаю

вспомнить событиям Сталинградской битвы, завершившуюся победой советских войск 2

февраля 1943 года (по календарному плану урок выпадает на февраль месяц). Яркий, но

краткий рассказ о великом сражении и изображения памятника-ансамбля «Героям

Сталинградской битвы» переносит ребят в те далекие годы. После рассматривания

фрагмента панорамы «Сталинградская битва» предлагаю ребятам построить и записать

словосочетания, используя наречия (например, слева мы видим, справа изображен,

стойко сражаются, бьются насмерть, бесстрашно, самоотверженно, идут в атаку

плечом к плечу, решительно, стремительно бросаются на врага, погибнет героически, с

ненавистью смотрит на фашистов, с трудом поднимаются, немало врагов, сражаются

не щадя своей жизни). Подобранный материал поможет при выполнении домашнего

задания – сочинения по картине, а проведенная работа воспитывает чувство гордости за

отвагу и героизм советских солдат.

При организации внеурочной работы, также надо

учитывать воспитательный

момент.

Как уместны ко всему сказанному слова Л.Н.Толстого: «Для того чтобы хорошо

прожить жизнь, надо понимать, что такое жизнь и что в этой жизни надо и чего не надо 14

делать. В каждом человеке живут 2 человека: один слепой, телесный, а другой зрячий,

духовный. Один - слепой человек - ест, пьет, работает, отдыхает... Другой - зрячий,

духовный человек - сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что

делает слепой, животный человек. Зрячую, духовную часть человека называют совестью.

Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. Стрелка

двигается с места только тогда, когда тот, кто ее несет, сходит с того пути, который она

показывает... То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. Но

стоит человеку сойти с настоящего пути, совесть показывает человеку, куда и насколько

он сбился. Совесть - это закон добра в душе человека». Итак, нравственность - наивысшая

мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного

решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на

обыкновенное чувство бл

Литература 1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян //

Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68 2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании

детей/Л.И.Божович//

Вопросы

психологии.

-

М.:Просвещение,

1975.-

254с.

3.

Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной

реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с. 4.

Дробницкий О.Г Проблемы нравственности./О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977.-

376с.

5.

Жарковская

Т.Г.

Возможные

пути

организации

духовно-нравственного

образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в

образовании - 2003 - №3 - С. 9-12



В раздел образования