Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАОУ ПК “Адымнар” г. Казань
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: среднее образование
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В
УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Учитель русского языка и литературы: Билалова Ф.С
Введение. Личностно-ориентированный подход как компонент системы образования
Личностно
ориентированный
подход
воздействует
на
все
компоненты
системы
образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения,
методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для
школьника обучающей и воспитывающей среды.
Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом
ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-
педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с
ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом
индивидуальных познавательных возможностей,потребностей и интересов.
1. Условия реализации способов личностно-ориентированного подхода
Образовательная стратегия «Наша новая школа» определяет пять ключевых направлений
развития общего образования, одно из которых - обновление образовательных стандартов.
Оно включает три группы требований:
- к структуре образовательных программ;
- к условиям реализации образовательных программ;
- к результатам их усвоения.
Особую
значимость
приобретает
задача
формирования
навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых.
Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и
овладение способами усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала
обучающихся.
Одним из условий реализации образовательных программ становится личностно
ориентированный подход к обучающимся. Анализ этой проблемы позволяет выделить в
качестве собственно личностных проявлений следующее:
- мотивацию (принятие решений и обоснование деятельности);
- рефлексию (конструирование и удержание определенного образа «Я»);
- смыслотворчество (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного
смысла жизни);
- ориентацию (построение личностной картины мира);
- обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира (обеспечение творческого
характера любой личностно значимой деятельности);
- самореализацию (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими);
- обеспечение уровня духовности жизнедеятельности (предотвращение утилитаризма).
В организации учебного процесса важно понимать, что учебная задача решается на
личностном уровне, когда переживается как жизненная проблема.
Литература рассчитана на людей, на их ответную реакцию. Неся в себе что-то огромное -
увиденное и почерпнутое из жизни, художник уже в процессе самого творчества
испытывает потребность прямого или косвенного соучастия других людей. Человеческая
мысль без воображения холодна. Это можно сказать о любой творческой, в том числе и
научной мысли. Не случайно уровень развития воображения и творческой фантазии берут
в качестве одного из критериев при оценке возможностей человека в научной
деятельности.
Личностно ориентированная система обучения предполагает:
признание обучающегося основным субъектом процесса обучения;
признание
основной
целью
развитие
индивидуальных
способностей
обучающегося;
определение
средств,
обеспечивающих
реализацию
поставленной
цели
посредством выявления и структурирования субъективного опыта обучающегося,
целенаправленного развития его личности в процессе обучения.
Характеристики и функции педагога в личностно ориентированном обучении:
установка на обучающегося как на субъект образовательного процесса, как на
личность;
умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
уважительное отношение к самостоятельности мнений, и выводов обучающегося;
опора на субъективный личностный опыт обучающегося;
развитие
мотивационной
сферы
обучающихся,
повышение
степени
самостоятельности на уроке;
направленность педагогической деятельности на развитие личности обучающихся;
диалогическая позиция в общении с обучающимися;
направленность на осознание мотивов собственных действий;
заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания
обучащихся по поводу организации образовательного процесса;
поощрение творческой активности обучающихся.
Существенным образом меняются и функции педагога: он становится собеседником,
исследователем, создателем условий для учения, экспертом.
2. Методы личностно-ориентированной направленности
Исходя из методических концепций В.В.Серикова, С.В. Беловой, И.С. Якиманской и др.
педагогов, ведущим направлением личностно-ориентированного обучения считается
личностно-ориентированный
диалог,
на
основе
которого
разработаны
методы,
обеспечивающие личностно-ориентированную направленность урока литературы.
Метод активизации субъектного опыта
Преподаватель предлагает обучающимся вообразить, будто бы они оказались в такой же
ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе
какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только
работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание
описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одногруппников.
(По рассказу М. Шолохова «Чужая кровь» и по рассказу В. Шукшина «Обида»)
Метод интроспективного анализа
Это один из специфических методов обучения в рамках курса литературы, поскольку
практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из
человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят
эмоциональный отклик в душах читателей. Задача преподавателя – поставить перед
обучающимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных
переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был
бы твой выбор?
(По пьесе М. Горького «На дне» и по пьесе А. Островского «Гроза»)
Метод личностно-ориентированной театрализации
Данный метод ориентирован на включение обучающихся в театрализацию литературного
произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто
сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности
обучающихся, их интереса. Предлагается перевоплотиться в личность литературного
героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе.
(По пьесе А. Чехова «Вишнёвый сад» и пьесе М. Лермонтова «Маскарад»)
Метод творческого самоутверждения
Призван помочь обучающимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и
поэтов. Для этого преподавателю необходимо обеспечить ребят всей необходимой
информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить
их к достойному выступлению.
В художественном творчестве роль воображения, фантазии особенно значительна.
Признано
закономерным
наличие
фантазии,
художественного
домысла
даже
в
произведениях, основанных на известных исторических фактах. Тем более велика роль
вымысла и фантазии в лирической и романтической повести.
Таким образом, приведенный выше комплекс личностно-ориентированных методов
создает на уроках литературы атмосферу заинтересованности в учебном процессе,
эмоциональной открытости, которая способствует развитию лучших личностных качеств
обучающихся, заставляет их быть неравнодушными к тому, что происходит вокруг,
повышает читательский интерес, формирует вкус к чтению классической литературы.
Преподаватель, реализующий личностно-ориентированный подход к обучению, не
принуждает, а убеждает ребят принять то содержание, которое он предлагает как научное
знание. Обучающийся при этом воспринимается преподавателем как «творец» своего
знания, участник его порождения. Именно такие уроки необходимы современным
обучающимся в инновационной среде образовательного учреждения, в условиях все
усложняющейся современной жизни, требующей от нас не только знаний в рамках
конкретных предметов, но также умений находить правильные решения в самых сложных
жизненных ситуациях.
3. Рефлексивные процессы
Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая
способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность
ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы,
позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и
исправляя их, обучающийся вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную
стратегию.
Это
становится
возможным
благодаря
рефлексивному
компоненту
содержания.
Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и
готовность обучающегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния,
определить причины этих изменений. Рефлексия относится к содержанию предметных
знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной
деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом.
Овладение навыками рефлексии предполагает последовательное освоение следующих
уровней:
- припоминание учеником выполненной деятельности;
- фиксация рассматриваемого содержания, его границ;
- выявление своих результатов и способов их получения;
- выявление имеющихся или возникающих противоречий;
- выявление причин и способов разрешения противоречий;
- вербальные (словесные) формы деятельности за небольшой промежуток времени;
- эмоционально-образные способы рефлексии.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и
на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую
копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с
урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить
способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии,
предлагается следующая классификация:
- рефлексия настроения и эмоционального состояния;
- рефлексия деятельности;
- рефлексия содержания учебного материала;
Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале
урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.
Для этого применяются карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения,
эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).
Например, урок литературы по теме “Возможно ли духовное прозрение героини рассказа
А.П. Чехова “Анна на шее” предлагаю начать с прослушивания аудиозаписи русской
народной песни “У церкви стояла карета” и рассматривания репродукции картины В. В.
Пукирева “Неравный брак”. Такое начало урока создает необходимый эмоциональный
настрой.
Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с
учебным
материалом,
поиска
наиболее
рациональных.
Этот
вид
рефлексивной
деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.
Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность
каждого на разных этапах урока, используя, например, приемы: “лестницы успеха”,
“письмо самому себе”, “телеграмма”.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как
работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока
целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность
выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало
фразы:
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением “Плюс – минус –
интересно”. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости
от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из
трех граф. В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация
и
формы
работы,
которые
вызвали
положительные
эмоции,
либо,
по
мнению
обучающегося, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу “М” –
“минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало
неприязнь, осталось непонятным. Либо информацию, которая, по мнению обучающегося ,
оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу “И” – “интересно” обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых
узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к
преподавателю.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из
вариантов
упражнении
“Комплимент”
(комплимент-похвала,
комплимент
деловым
качествам, комплимент в чувствах), в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга
в урок и благодарят друг друга и преподавателя за проведенный урок. Этот вариант
окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной
значимости каждого.
Концепция личностно ориентированного обучения предполагает научить обучающегося
работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Поэтому
рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной
и коллективной форме.
4. Дидактический материал в системе личностно ориентированного обучения
Технология
личностно-ориентированного
образовательного
процесса
предполагает
специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических
рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за
личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями.
Основные
требования
в
разработке
дидактического
обеспечения
личностно-
ориентированного процесса:
- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта
обучающегося, включая опыт его предшествующего обучения;
- изложение знаний в учебнике (преподавателем) направлено не только на расширение их
объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на
преобразование личного опыта каждого обучающегося;
- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным
содержанием задаваемых знаний;
- активное стимулирование обучающегося к самоценной образовательной деятельности
должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в
ходе овладения знаниями;
- учебный материал организуется таким образом, чтобы обучающийся имел возможность
выбора при выполнении заданий, решений, задач;
- необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору и использованию
наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;
- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять
общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их
функций в личностном развитии;
- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным
образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет обучающийся,
усваивая учебный материал;
- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию,
оценку учения как субъектной деятельности. Для этого требуется выделение единиц
учения, их описание, использование преподавателем на уроке, в индивидуальной работе
(различные формы коррекции).
Дидактический материал при всем различии в содержании, функциях, средствах и
методах его использования предназначен для отработки учебной программы, обеспечения
необходимыми
знаниями,
умениями,
навыками;
для
осуществления
предметной,
разноуровневой дифференциации обучающихся.
Заключение
Опыт имеет практическую значимость и актуален при реализации такой цели, как
формирование у обучающихся системы научных знаний и освоение ими способов
человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта.
Результативность системы личностно-ориентированного обучения характеризуется 100%
успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся.
Работая индивидуально, можно помочь обучающимся в их развитии. Личностно-
ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого
обучающегося, уменьшить отставание, углубить и расширить знания обучающихся,
исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке
благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у
обучающихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования,
саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Список источников
Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф.
Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2010. – № 6. –С. 130–131.
Дорохина Г.В. Личностно ориентированная ситуация на уроке литературы в 9-м
классе по теме “А была ли отповедь, или несколько слов в защиту Евгения
Онегина” [Текст] /Г.В. Дорохина //Завуч. – 2007. – № 2. – С. 44–55.
Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по
предметам
основной
школы
[Текст]
/М.И.
Лукьянова,
Н.А.
Разина,
Т.Н.
Абдуллина //Завуч. – 2008. – № 2. – С. 13–22.
Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно
ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2008. – № 2. – С. 5–12.
Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке
личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. – 2007. – №
2. – С. 35–43.
Никодимова Е.А. Внедрение личностно ориентированных технологий [Текст] / Е.А.
Никодимова, Г.И. Ненилина //Школьные технологии. – 2008. – № 6. – С. 124–132.
Узрютова Г.И. Конспект урока литературы в 11–м классе по теме “Он не заслужил
света, он заслужил покой” (Размышление над финалом романа М.А. Булгакова
“Мастер и Маргарита”) [Текст] /Г.И. Узрютова //Завуч. – 2007. – № 2. – С. 72–79.
Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] /Л.М.
Фридман // Завуч. – 2010. – № 8. – С. 77–87.