Напоминание

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Автор: Билалова Фарида Сагитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАОУ ПК “Адымнар” г. Казань
Населённый пункт: г. Казань
Наименование материала: Статья
Тема: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В

УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Учитель русского языка и литературы: Билалова Ф.С

Введение. Личностно-ориентированный подход как компонент системы образования

Личностно

ориентированный

подход

воздействует

на

все

компоненты

системы

образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения,

методы и приемы/технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для

школьника обучающей и воспитывающей среды.

Цель такого обучения, основной ценностью которого является признание в каждом

ученике неповторимой индивидуальности, состоит в создании системы психолого-

педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с

ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом

индивидуальных познавательных возможностей,потребностей и интересов.

1. Условия реализации способов личностно-ориентированного подхода

Образовательная стратегия «Наша новая школа» определяет пять ключевых направлений

развития общего образования, одно из которых - обновление образовательных стандартов.

Оно включает три группы требований:

- к структуре образовательных программ;

- к условиям реализации образовательных программ;

- к результатам их усвоения.

Особую

значимость

приобретает

задача

формирования

навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых.

Основной целью учебного процесса становится не только усвоение знаний, но и

овладение способами усвоения, развитие познавательных сил и творческого потенциала

обучающихся.

Одним из условий реализации образовательных программ становится личностно

ориентированный подход к обучающимся. Анализ этой проблемы позволяет выделить в

качестве собственно личностных проявлений следующее:

- мотивацию (принятие решений и обоснование деятельности);

- рефлексию (конструирование и удержание определенного образа «Я»);

- смыслотворчество (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного

смысла жизни);

- ориентацию (построение личностной картины мира);

- обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира (обеспечение творческого

характера любой личностно значимой деятельности);

- самореализацию (стремление к признанию своего образа «Я» окружающими);

- обеспечение уровня духовности жизнедеятельности (предотвращение утилитаризма).

В организации учебного процесса важно понимать, что учебная задача решается на

личностном уровне, когда переживается как жизненная проблема.

Литература рассчитана на людей, на их ответную реакцию. Неся в себе что-то огромное -

увиденное и почерпнутое из жизни, художник уже в процессе самого творчества

испытывает потребность прямого или косвенного соучастия других людей. Человеческая

мысль без воображения холодна. Это можно сказать о любой творческой, в том числе и

научной мысли. Не случайно уровень развития воображения и творческой фантазии берут

в качестве одного из критериев при оценке возможностей человека в научной

деятельности.

Личностно ориентированная система обучения предполагает:

признание обучающегося основным субъектом процесса обучения;

признание

основной

целью

развитие

индивидуальных

способностей

обучающегося;

определение

средств,

обеспечивающих

реализацию

поставленной

цели

посредством выявления и структурирования субъективного опыта обучающегося,

целенаправленного развития его личности в процессе обучения.

Характеристики и функции педагога в личностно ориентированном обучении:

установка на обучающегося как на субъект образовательного процесса, как на

личность;

умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

уважительное отношение к самостоятельности мнений, и выводов обучающегося;

опора на субъективный личностный опыт обучающегося;

развитие

мотивационной

сферы

обучающихся,

повышение

степени

самостоятельности на уроке;

направленность педагогической деятельности на развитие личности обучающихся;

диалогическая позиция в общении с обучающимися;

направленность на осознание мотивов собственных действий;

заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания и замечания

обучащихся по поводу организации образовательного процесса;

поощрение творческой активности обучающихся.

Существенным образом меняются и функции педагога: он становится собеседником,

исследователем, создателем условий для учения, экспертом.

2. Методы личностно-ориентированной направленности

Исходя из методических концепций В.В.Серикова, С.В. Беловой, И.С. Якиманской и др.

педагогов, ведущим направлением личностно-ориентированного обучения считается

личностно-ориентированный

диалог,

на

основе

которого

разработаны

методы,

обеспечивающие личностно-ориентированную направленность урока литературы.

Метод активизации субъектного опыта

Преподаватель предлагает обучающимся вообразить, будто бы они оказались в такой же

ситуации, как и герои произведения. При этом ребята, как правило, представляют себе

какую-то конкретную ситуацию из собственной жизни, и получается, что у них не только

работает воображение, но и происходит активизация жизненного опыта. Дается задание

описать свои ощущения и сравнить их с ощущениями одногруппников.

(По рассказу М. Шолохова «Чужая кровь» и по рассказу В. Шукшина «Обида»)

Метод интроспективного анализа

Это один из специфических методов обучения в рамках курса литературы, поскольку

практически всегда в литературном произведении описывается ситуация, взятая из

человеческой жизни, акт человеческого переживания, которые обязательно находят

эмоциональный отклик в душах читателей. Задача преподавателя – поставить перед

обучающимися проблему так, чтобы они узнали в ней отражение собственных

переживаний. Например: возможно ли противостоять мнению большинства? Каким был

бы твой выбор?

(По пьесе М. Горького «На дне» и по пьесе А. Островского «Гроза»)

Метод личностно-ориентированной театрализации

Данный метод ориентирован на включение обучающихся в театрализацию литературного

произведения. Речь идет о неком использовании элементов театра (или просто

сценического реквизита) для повышения эмоциональной и интеллектуальной активности

обучающихся, их интереса. Предлагается перевоплотиться в личность литературного

героя и прочувствовать все переживания персонажа на себе.

(По пьесе А. Чехова «Вишнёвый сад» и пьесе М. Лермонтова «Маскарад»)

Метод творческого самоутверждения

Призван помочь обучающимся найти «свое» место в культуре, «своих» писателей и

поэтов. Для этого преподавателю необходимо обеспечить ребят всей необходимой

информацией об участии в различных творческих конкурсах, театрализациях, подготовить

их к достойному выступлению.

В художественном творчестве роль воображения, фантазии особенно значительна.

Признано

закономерным

наличие

фантазии,

художественного

домысла

даже

в

произведениях, основанных на известных исторических фактах. Тем более велика роль

вымысла и фантазии в лирической и романтической повести.

Таким образом, приведенный выше комплекс личностно-ориентированных методов

создает на уроках литературы атмосферу заинтересованности в учебном процессе,

эмоциональной открытости, которая способствует развитию лучших личностных качеств

обучающихся, заставляет их быть неравнодушными к тому, что происходит вокруг,

повышает читательский интерес, формирует вкус к чтению классической литературы.

Преподаватель, реализующий личностно-ориентированный подход к обучению, не

принуждает, а убеждает ребят принять то содержание, которое он предлагает как научное

знание. Обучающийся при этом воспринимается преподавателем как «творец» своего

знания, участник его порождения. Именно такие уроки необходимы современным

обучающимся в инновационной среде образовательного учреждения, в условиях все

усложняющейся современной жизни, требующей от нас не только знаний в рамках

конкретных предметов, но также умений находить правильные решения в самых сложных

жизненных ситуациях.

3. Рефлексивные процессы

Для того, чтобы в процессе изучения учебного материала реализовалась человеческая

способность к обучению, способ описания проблемы должен содержать возможность

ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы,

позволять усомниться в своих решениях и вернуться к началу. Совершая ошибки и

исправляя их, обучающийся вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную

стратегию.

Это

становится

возможным

благодаря

рефлексивному

компоненту

содержания.

Рефлексия – самоанализ, самооценка участника образовательного процесса, потребность и

готовность обучающегося и педагога зафиксировать изменения своего состояния,

определить причины этих изменений. Рефлексия относится к содержанию предметных

знаний и деятельности субъекта, подразумевает исследование уже осуществленной

деятельности с целью фиксации ее результата и повышения ее эффективности в целом.

Овладение навыками рефлексии предполагает последовательное освоение следующих

уровней:

- припоминание учеником выполненной деятельности;

- фиксация рассматриваемого содержания, его границ;

- выявление своих результатов и способов их получения;

- выявление имеющихся или возникающих противоречий;

- выявление причин и способов разрешения противоречий;

- вербальные (словесные) формы деятельности за небольшой промежуток времени;

- эмоционально-образные способы рефлексии.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и

на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую

копилку замеченного, обдуманного, воспринятого каждым. Ее цель – не просто уйти с

урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить

способы и методы, применяемые другими со своими. Исходя из функций рефлексии,

предлагается следующая классификация:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала;

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале

урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Для этого применяются карточки с изображением лиц, цветовое отражение настроения,

эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Например, урок литературы по теме “Возможно ли духовное прозрение героини рассказа

А.П. Чехова “Анна на шее” предлагаю начать с прослушивания аудиозаписи русской

народной песни “У церкви стояла карета” и рассматривания репродукции картины В. В.

Пукирева “Неравный брак”. Такое начало урока создает необходимый эмоциональный

настрой.

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с

учебным

материалом,

поиска

наиболее

рациональных.

Этот

вид

рефлексивной

деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ.

Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность

каждого на разных этапах урока, используя, например, приемы: “лестницы успеха”,

“письмо самому себе”, “телеграмма”.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как

работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока

целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность

выбранных форм работы. Ребята высказываются одним предложением, выбирая начало

фразы:

Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением “Плюс – минус –

интересно”. Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости

от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из

трех граф. В графу “П” – “плюс” записывается все, что понравилось на уроке, информация

и

формы

работы,

которые

вызвали

положительные

эмоции,

либо,

по

мнению

обучающегося, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу “М” –

“минус” записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало

неприязнь, осталось непонятным. Либо информацию, которая, по мнению обучающегося ,

оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу “И” – “интересно” обучающиеся вписывают все любопытные факты, о которых

узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к

преподавателю.

Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте, можно воспользоваться одним из

вариантов

упражнении

“Комплимент”

(комплимент-похвала,

комплимент

деловым

качествам, комплимент в чувствах), в котором обучающиеся оценивают вклад друг друга

в урок и благодарят друг друга и преподавателя за проведенный урок. Этот вариант

окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной

значимости каждого.

Концепция личностно ориентированного обучения предполагает научить обучающегося

работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Поэтому

рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной

и коллективной форме.

4. Дидактический материал в системе личностно ориентированного обучения

Технология

личностно-ориентированного

образовательного

процесса

предполагает

специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических

рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за

личностным развитием обучающегося в ходе овладения знаниями.

Основные

требования

в

разработке

дидактического

обеспечения

личностно-

ориентированного процесса:

- учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъективного опыта

обучающегося, включая опыт его предшествующего обучения;

- изложение знаний в учебнике (преподавателем) направлено не только на расширение их

объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на

преобразование личного опыта каждого обучающегося;

- в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта обучающегося с научным

содержанием задаваемых знаний;

- активное стимулирование обучающегося к самоценной образовательной деятельности

должно обеспечить ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в

ходе овладения знаниями;

- учебный материал организуется таким образом, чтобы обучающийся имел возможность

выбора при выполнении заданий, решений, задач;

- необходимо стимулировать обучающихся к самостоятельному выбору и использованию

наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

- при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять

общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их

функций в личностном развитии;

- необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но и главным

образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет обучающийся,

усваивая учебный материал;

- образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию,

оценку учения как субъектной деятельности. Для этого требуется выделение единиц

учения, их описание, использование преподавателем на уроке, в индивидуальной работе

(различные формы коррекции).

Дидактический материал при всем различии в содержании, функциях, средствах и

методах его использования предназначен для отработки учебной программы, обеспечения

необходимыми

знаниями,

умениями,

навыками;

для

осуществления

предметной,

разноуровневой дифференциации обучающихся.

Заключение

Опыт имеет практическую значимость и актуален при реализации такой цели, как

формирование у обучающихся системы научных знаний и освоение ими способов

человеческой деятельности на основе актуализации их субъектного опыта.

Результативность системы личностно-ориентированного обучения характеризуется 100%

успеваемостью и хорошим качеством знаний учащихся.

Работая индивидуально, можно помочь обучающимся в их развитии. Личностно-

ориентированное обучение позволит усовершенствовать знания, умения, навыки каждого

обучающегося, уменьшить отставание, углубить и расширить знания обучающихся,

исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке

благоприятных психолого-педагогических условий обеспечит активное стимулирование у

обучающихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования,

саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Список источников

Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф.

Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2010. – № 6. –С. 130–131.

Дорохина Г.В. Личностно ориентированная ситуация на уроке литературы в 9-м

классе по теме “А была ли отповедь, или несколько слов в защиту Евгения

Онегина” [Текст] /Г.В. Дорохина //Завуч. – 2007. – № 2. – С. 44–55.

Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по

предметам

основной

школы

[Текст]

/М.И.

Лукьянова,

Н.А.

Разина,

Т.Н.

Абдуллина //Завуч. – 2008. – № 2. – С. 13–22.

Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно

ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2008. – № 2. – С. 5–12.

Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке

личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. – 2007. – №

2. – С. 35–43.

Никодимова Е.А. Внедрение личностно ориентированных технологий [Текст] / Е.А.

Никодимова, Г.И. Ненилина //Школьные технологии. – 2008. – № 6. – С. 124–132.

Узрютова Г.И. Конспект урока литературы в 11–м классе по теме “Он не заслужил

света, он заслужил покой” (Размышление над финалом романа М.А. Булгакова

“Мастер и Маргарита”) [Текст] /Г.И. Узрютова //Завуч. – 2007. – № 2. – С. 72–79.

Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] /Л.М.

Фридман // Завуч. – 2010. – № 8. – С. 77–87.



В раздел образования