Автор: Хлестова Лидия Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГБОУ " Школа1253"
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: " Психология изобразительной деятельности"
Раздел: дополнительное образование
Департамент образования города Москвы
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение города Москвы
«Школа 1253»
Лекция
Тема: Психология изобразительной
деятельности детей.
Педагог дополнительного
образования:
Хлестова Лидия Николаевна.
Москва
Изобразительная деятельность детей является одним из приёмов
развития творческой личности.
Существует семь стадий (уровней) развития творческой личности.
Первая стадия
- избирательно – мотивационно - творческая
направленность личности на определенный вид деятельности. На этой стадии
развития личность как бы интуитивно чувствует, в какой сфере творческой
деятельности она может проявить себя наилучшим образом.
Мальчик дошкольного или младшего школьного возраста свободное
время, без какого- либо внешнего стимула, занимается лепкой и рисует.
Вторая стадия – интеллектуально – творческой активности личности к
определенному виду деятельности. Средний и старший школьник занимается
в кружках.
Третья
стадия
–
повышенная
профессионально
–
творческая
активность личности в определенном виде деятельности. Для этой стадии
характерно
интенсивное
творческое
овладение
профессиональными
приемами,
методами.
Для
художника
стадия
активного
творческого
овладения практической профессиональной деятельности.
Четвертая стадия – первых значительных творческих достижений
личности: первая книга, первая картина.
Пятая стадия
– высокая творческая продуктивность
личности.
Формирование
индивидуального
творческого
стиля
деятельности
и
мастерства. Педагог В. Шаталов – несомненно, мастер своего дела.
Шестая
стадия
– стадия расцвета таланта. Личность далеко
превосходит достижения современников в определенной сфере творческой
деятельности. М.А. Шолохов, В.В. Маяковский.
Седьмая стадия – гениальность опережения своих современников на
целые столетия. Как писал П.К. Энгельмейер: «В гении природа говорит свое
последнее слово. Эволюция природы начинается с химических элементов и
оканчивается в душе гения».
Рассматривая эти стадии развития личности, мы можем определить,
что работаем мы над 1 и 2 стадией развития творческой личности. А в
индивидуальных случаях и начало 3 стадии развития творческой личности.
Хотелось бы отметить, что стадии развития творческой личности проходят
неравномерно. Выдающиеся научные открытия были сделаны различными
учеными в разное время: Эйнштейном – в 25 лет, Ньютоном – 27 лет.
Если правильно подойти к вопросам психологии изобразительной
деятельности детей. Взрослому научиться
«познавать мир ребенка»,
вооружившись терпением и тактом.
Познав образный мир ребенка и его оригинальное изображение
действительности можно выявить различные стадии творческого мышления.
Например.
Есть прекрасное стихотворение «Творчество» у Евгения Винокурова.
Пещерный человек учился рисовать,
Не находя в изяществе резона,
Тяжелым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.
И, страшной тайной творчества влеком,
Он чувствовал – назад уж нет возврата.
Когда он первобытным кулаком
Стирал слезу светло и виновато.
Косматый, дикий, шкура за спиной,
Лицо разодрала ему гримаса!...
Он радости был полон неземной,
Что слаще меда и сытнее мяса.
Эмоциональное переживание дает толчок к размышлению. Сознание
ученика формируется в гармонии с чувственными
впечатлениями и
переживаниями.
Направленность развития личности в большей степени зависит от
исходной установки. Если у ученика сложилась, хотя бы в самом общем
виде представление о гуманизме, добре, красоте, тогда он сможет отделить
положительное и отрицательное в области морали, идеологии, эстетики.
В основе методики творческой работы с детьми есть известное в
педагогике «Положение о воспитательном значении активного метода
преподавания, опирающегося на живое восприятие предметов и явлений
действительности на отбор, оценку, волю, воображения и чувства учащихся,
противопоставляемого пассивному методу срисовывания, без опоры на
воображение рисующего…»
Целью развивающего обучения является активизация творческого
воображения, эмоциональной отзывчивости учеников, их умения оценивать и
строить жизнь по законам красоты.
Этому
способствует
вся
система
организации
учебно-
воспитательного
процесса
в
кружках.
Широкий
аспект
задач
по
эстетическому и художественному развитию детей, включающих, с одной
стороны,
умело
организованное
восприятие
детьми
произведений
изобразительного,
декоративно-
прикладного
искусства,
с
другой
–
непосредственное их участие в самом процессе творчества.
Например, уроки для младших кружковцев «Разноцветные рассказы».
Ребята рисуют все, что их волнует, что они больше всего любят и что им
особенно запомнилось. На этих уроках можно рассматривать рисунки к
поэме или стихам, прочитав
стихи или отрывки из поэмы, прослушав
музыку. Все эти методы активируют творческую фантазию детей: ритм
стиха, красочное пятно и
линия рисунка рождает в их воображение.
Собственные ассоциации и образы.
Любой сюжет, любой поэтический образ может быть воплощен в
красках, линиях на листе бумаги.
Конечно, и младшие кружковцы могут, если им объяснить написать
натюрморт. Но для детей этого возраста гораздо важнее другое: развитие
фантазии, работа по воображению. Форма и величина предметов могут быть
в рисунке деформированы и сдвинуты за счет выразительности, цвет взят
какой. Какой не увидеть с натуры, но красивый по сочетанию, яркий.
Рисунок выглядит нарядным и декоративным, хотя имеются погрешности:
нарушены пропорции, величина, появилась обратная перспектива. Однако
все эти нарушения только помогают полнее передать выразительность
рисунка.
Развивать в учениках образное мышление – одна из главных задач.
Через образное мышление, метафоры учителя формируют в детях творческое
начало, добиваясь выразительности линий своего пятна, ритмического строя
в композициях. При незаинтересованном взгляде на деревья можно увидеть
лишь стволы разной величины с зеленой кроной летом, голыми ветками
зимой. А если неравнодушно смотреть? Березка белоствольная, похоже на
девушку, дуб на молодца – богатыря.
«Научить детей видеть, наблюдать это в жизни» – задача педагога. Все
это может вызвать эмоциональную реакцию – удивление, восторг и даже
грусть у детей, может и должно стать темой рисунка, композиции,
скульптуры.
Упражнения для развития образного мышления:
1. Нарисовать «Сказку Леса» (представление «кормят – дракона»,
«пень- лесовик», «болотный», «богатырь - дуб», «рябинушка - девица»,
«осина - волшебница», «береза - фея» и др.).
2. Изобразить пение птиц (при помощи цвета, пятна, линий).
3. Нарисовать смех, страх, горе, радость и т.д.
4. При помощи цвета передать внутреннее состояние и ваше желание.
Эти упражнения дают возможность развить у учащихся и творческое
воображение, научить не стандартно думать, опираясь от психологической
инертности.
- Представь и нарисуй свой любимый звук.
- Представь и нарисуй как звучит пушистое облако…
- Изобрази звук соленого огурца.
- Какого цвета боль?
- Представь и нарисуй свой собственный цвет.
- Нарисуй вкус солнечного цвета.
- Какой на вкус?
- Нарисуй лунный цвет.
- Что мы очищаем, когда дотрагиваемся до радуги?
- Представь, что ты ступня, ты идешь босиком по песку.
Нарисуй, что значит быть ступней?
Нарисуй, что значит быть рукой?
Нарисуй, ты, язык, лижешь мороженное на палочке.
- «Мой портрет в лучах солнца»
(Самоанализ)
Приёмы развития творческого воображения
1.
Увеличение- уменьшение
2.
Ускорение- замедление.
3.
Динамизация - статистика
4.
Универсализация – ограничение
5.
Дробление – объединение
6.
Квантование – непрерывность
7.
Изменение свойств
8.
Инверсия (сделать наоборот).
9.
Матрешка.
Определение по рисункам психологической зависимости учащихся,
пути решения на примере рисунков.
Практическое
исполнение
упражнения
на
развитие
творческого
воображения.
1.
Изобразить ваше желание.
2.
Придумать, то чего нет.
3.
Эскиз – модель корабля будущего для межпланетных перевозок.
4.
Универсальный автомобиль эскиз.
5.
Обобщение материала.