Автор: Малышева Елена Иннокентьевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Чурапчинская СОШ им С.А. Новгородова
Населённый пункт: с Чурапча Чурапчинского улуса
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Метод проектов на уроках математики, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Раздел: среднее образование
МБОУ- Чурапчинская СОШ им С.А. Новгородова
Метод проектов на уроках математики, как средство активизации
познавательной деятельности обучающихся
Выполнила: Малышева Е.И
учитель математики
ЧСОШ им. С.А.Новгородова
Содержание:
1.
Введение.
2.
Метод проектов.
3.
Использование метода проектов.
4.
Работа над проектами на уроках математики.
5. Литература.
“Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно;
для того, чтобы он учился охотно, нужно, чтобы то, чему учат ученика,
было понятно и занимательно; чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.
Л.Н. Толстой
1. Введение.
В современных условиях, когда объём необходимых для человека знаний резко и быстро
возрастает, уже недостаточно только усвоения определённой суммы знаний. Поэтому появляется
необходимость привития интереса у учащихся к математике и умению самостоятельно пополнять
свои знания. Это подтверждается современной ситуацией в образовании. К сожалению, в
последнее время меняются приоритеты в обществе и в науке, происходит рост гуманитарных наук,
а к точным наукам интерес падает.
Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация
школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться, почему
для ребёнка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в
трудную, малопривлекательную работу?
Таким образом, противоречие между высокими требованиями к качеству знаний учащихся со
стороны родителей, социальных заказчиков, с одной стороны, и, снижение интереса к учебе, в том
числе и на уроках математики, с другой, предопределило для меня использование проектного
обучения на своих уроках.
Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 26% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.
Проанализировав ситуацию в классах, где веду математику, пришла к выводу: Математика
начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с…загадки, проблемы. Чтобы у учащегося
развивалось
творческое
мышление,
необходимо,
чтобы
он
почувствовал
удивление
и
любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей,
решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Проблема:
Современная жизнь, с её быстрым темпом и чрезвычайно изменчивыми условиями,
постоянно требует от человека решения разнообразных задач. Однако у современных школьников
наблюдается снижение мотивации к обучению. Широкий спектр различных мультимедийных игр
приучил молодежь получать информацию с минимальными трудозатратами в развлекательной
форме, им скучно черпать сухие знания из книг.
Чтобы активизировать интерес детей к математике и повысить познавательную активность
учащихся, я решила использовать один из продуктивных методов – метод проектов. Это и будет
развивать интерес к предмету, к работе с дополнительными источниками информации, умением
ставить цель, наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Метод проектов формирует поисковый и творческий тип деятельности, что выражается в
качестве и количестве вопросов, которые ученики задают учителю и друг другу на уроке,
проявляется в высказывании собственной точки зрения, собственной позиции, в формировании
самостоятельных выводов и оценочных суждений.
В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот
осуществляется в сфере неопределённости, и его нужно организовать, моделировать. Самое
сложное для учителя в ходе проектирования – оставаться в роли независимого консультанта.
Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических
знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путём самообразования.
Активное включение учащихся в создание проектов даёт им возможность осваивать новые
способы человеческой деятельности в социокультурной среде, а это развивает умение
адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.
Метод проектов позволяет изменить позицию учащегося, делает его субъектом
образовательного процесса. Он стимулирует интерес учеников к знанию и учит практически
применять эти знания для решения конкретных задач вне школы.
Актуальность:
В наши дни умение учащихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их,
умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые
навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и
совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь.
Цель: Использование проектного метода на уроках математики для формирования поисковой и
творческой деятельности учащихся.
Задачи:
Использовать метод проектов на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Организация деятельности учащихся по достижению результата.
Развитие познавательных навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои
знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, умения принимать
решения.
Объект исследования: процесс обучения математике в средней школе.
Предмет: реализация метода проектов на уроках математики в средней школе.
Цель исследования: изучить воздействие использования технологии проектной деятельности на
уроках математики на усвоение учебного материала.
Гипотеза:
применение
проектной
деятельности
на
уроках
математики
способствует
эффективному усвоению учебного материала.
Методы исследования были избраны с учётом специфичности предмета и объекта исследования,
отвечали целям, задачам и гипотезе работы:
- теоретический;
- диагностический;
- экспериментальный.
Для достижения цели были определены задачи:
1)
проанализировать
методическую,
психолого-педагогическую
литературу
по
вопросу
исследования;
2) изучить особенности организации проектной деятельности в средней школе;
3) проанализировать опыт учителей средних классов по развитию знаний у учащихся по
проектной деятельности и описать его;
4) разработать и реализовать на практике проект по теме «Периметр и площадь прямоугольника» с
учащимися 5х классов.
Суть метода проектов:
стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение
определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение
одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Практическая важность исследования работы заключается в том, что результаты исследования
могут быть применены и использованы на практических занятиях по методике преподавания
математики в учителем при подготовке к урокам.
Основные задачи моей педагогической деятельности:
развивать
интерес,
«разбудить
воображение»
и активизировать
познавательную
деятельность;
формировать творческие личностные характеристики посредством метода проекта;
научить
учащихся
организации
самостоятельной
познавательной, творческо-
практической деятельности;
воспитывать коммуникативные качества личности.
Преимущества метода проектов:
- легко вписывается в учебный процесс в условиях классно-урочной системы и позволяет
достигать цели образования по любому учебному предмету;
- стимулирует познавательный интерес к предмету;
- развивает исследовательские умения и навыков: выявление и постановка проблемы,
формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ,
составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы,
защита проекта;
- обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и
нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к
учителю и друг к другу;
- сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в
команде и ответственность за совместную работу;
- дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между
теорией и практикой, между академическими знаниями и прагматическими умениями;
- реализует идею профессиональной ориентации на всех уровнях обучения;
- позволяет приобретать обучающимся уникальный опыт социального взаимодействия.
Особенности проектной деятельности:
1. Определение необходимости создания проекта, определение приоритетов.
2. Отработка идей, их анализ, обсуждения, моделирование.
3. Проработка нескольких идей. Чем больше идей, тем лучше результат.
4. Изготовление изделия.
Учащиеся сами создают то, что они разработали.
5. Испытание и оценка.
Все эти компоненты могут быть спроектированы в разной последовательности. Проект
рассматривается как единое целое, а не как отдельно взятая задача
Работа над проектом включает:
предпроектную деятельность — сбор информации, изучение потребительских качеств
будущего изделия, составление плана работы, подбор материалов и инструментов;
проектную деятельность — поэтапную разработку модели проекта с учетом результатов
маркетингового исследования и технического задания, составление технологической карты;
послепроектную деятельность — самоконтроль и самооценка своей деятельности.
Овладение учащимися методом проектов рассчитано на 2–4 года обучения.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная
самостоятельная работа, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой
направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними,
и расширить зону для самооценки.
Известно, что все дети не могут иметь одинаковую подготовку, поэтому, чтобы вовлечь
каждого ученика, приходится учитывать круг его интересов и возможностей. И поэтому, создание
положительной мотивации — начало успеха. Начав с легких заданий, дети постепенно поднимают
свою планку, а для более слабых детей приходиться подбирать более сильного напарника,
который обучая друга, продолжает сам совершенствоваться.
2. Метод проектов.
Метод проектов впервые возник в 20-е годы прошлого столетия в США. Его назвали также
методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и
образовании, которые активно разрабатывались американским философом и педагогом Дж. Дьюи,
а также его учеником В.Х. Килпатриком. Идея Дьюи заключалось в том, чтобы вовлечь каждого
ученика в активный познавательный, творческий процесс. При этом направленность этого
процесса должна быть достаточно прагматична, чтобы ученики знали, зачем им необходимы те
или иные знания, для решения каких жизненно важных проблем они могут полезны. Надо
сказать, что Дьюи и его ученики пытались организовать не просто активную познавательную
деятельность учащихся, но и деятельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся
в процессе общения, коммуникации. То, что не мог бы сделать один ученик, в совместной
деятельности оказывалось вполне достижимым, причём на основе собственных, самостоятельных
усилий.
Проект – иностранное слово, оно проистекает от латинского – projectus. Его точный,
буквальный перевод разъясняет многое – «брошенный вперед». В нынешнем русском языке слово
«проект» имеет немного родных по смыслу значений. Во-первых, это совокупность документов
(чертежей, расчетов и т.д.), нужных для сотворения какого-либо сооружения или изделия; во-
вторых, это может быть предварительный текст какого-нибудь документа и, в конце концов,
третье значение, это какой-нибудь план или замысел.
Философы отмечают, что проектная активность сознания носит врождённый характер. Уже на
ранних этапах развития общества она проявлялась на уровне ремесла, создания мифов, детских
игр. Проектирование как особый вид активности основано на природном умении человека
мысленно создавать модели «потребного будущего» и воплощать их в жизнь.
Способность к созданию целевых прообразов и деятельностных программ находит отражение в
формах:
конструирования – непосредственной практической деятельности по производству объекта;
моделирования – концептуального замещающегося упрощения объекта;
проектирования – теоретического способа создания технических артефактов и объектов
иной природы.
Проектирование - это органичная, естественная для человека деятельность и может быть освоена
каждым.
Проектная деятельность как специфическая форма творчества является универсальным средством
развития человека. Её можно использовать в педагогических целях при работе практически с
учащимися любого возраста:
младшего школьного, что становится возможным за счёт проектной сущности игровой
деятельности;
подросткового возраста, при возникновении потребности в создании своей предметной
среды и пробы своих сил;
юношеского
возраста,
согласуясь
с
устремлённостью
в
будущее,
желанием
самореализации.
В результате проектной деятельности рождается проект. В стратегическом смысле он может
быть
определён как пошаговое осуществление образа будущего. Проектная деятельность
содержит в себе удивительные возможности, поскольку способна преобразить человека любого
возраста. Её развивающая функция основана:
на
продуктивности
воображения,
которое
творит
субъективную
реальность
и
программирует действия по изменению того или иного объекта;
в силе и свободе творчества;
в логичности, последовательности совместной деятельности;
в стимуле к развитию социальной активности;
в
эмоциональном обогащении своей жизни, связанном с ощущением способности к
преобразованию деятельности;
в возможности получить наряду с предметным ещё и педагогический результат в виде
важных для жизни личностных приращений.
Философы рассматривают проектирование как один из механизмов культуры,
способствующий превращению человека в свободно творящее существо Выдающийся русский
философ Н.Ф.Фёдоров (1828-1903), упоминая в своих работах о проектировании как методе
деятельного познания, рассматривал познание как проект дела. Он считал, что идея не столько
субъективна или объективна, сколько проективна. Опираясь на принцип единства теоретического
знания и практического действия, философ полагал, что человек способен познать мир в
соотнесении с тем, каким он должен быть согласно проектной гипотезе, проверяемой при её
практической реализации. На философском уровне проект рассматривается как итог духовно-
преобразовательной деятельности. На деятельностном – как результат проектирования.
Проект – это «пять П».
1.Наличие
проблемы.
Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной
проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. Метод проектов можно использовать в учебном
процессе для решения различных небольших проблемных задач в рамках одного-двух уроков
(мини-проекты или краткосрочные проекты). В этом случае тема проекта связана с темой урока
или применением данной темы в различных жизненных ситуациях.
К примеру, для решения крупных задач (проблем) по математике, сложных для понимания
вопросов использую крупные проекты, которые в основном выполняются во внеурочной
деятельности. Данные проекты в основном направлены на углубление и расширение знаний по
математике. Это так называемые среднесрочные проекты (макро-проекты), применяемые в
основном во внеурочных формах работы (кружки, факультативы, элективные курсы).
Поле для выбора темы долгосрочных проектов по математике огромно. Проект может быть
связан с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе
или с приложениями математики в науке и практике.
Примерами могут служить проекты по следующим темам:
1.Кто такой Пифагор? /8 класс/
2. « Что такое процент?» /5 класс/
2.Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается
план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На
протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем
случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.
Участников проекта я разбиваю на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества
учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор,
дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь и др.
3.Поиск
информации- обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом
оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После
совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность
технологических операций в каждой работе.
4.Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей
работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы.
Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны
быть, что называется, «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение,
если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в
реальной жизни).
В зависимости от места, где применяется метод, могут быть и разные продукты. Например,
продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект,
памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Ученики 5-6
классов сочиняют сказку или детективную историю по изучаемой теме.
Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной
жизни. Например расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости,
используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др.
Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе,
электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов- представление готового продукта. Иными словами, осуществление
проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую
провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной
проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат.
Проектный метод обучения способствует развитию самостоятельной учебной деятельности,
объединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся,
позволяя каждому открыть, развить и реализовать созидательный потенциал своей личности. На
первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, сформированные не только на
применении обретенных знаний и умений, но и на приобретение на их основе новейших. В основе
метода проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и
самостоятельно конструировать свои знания.
3. Использование метода проектов.
Проект – это проблема. Метод проектов предусматривает обязательное наличие проблемы,
требующей
исследования.
Это
определённым
образом
организованная
поисковая,
исследовательская
деятельность
учащихся,
индивидуальная
или
групповая,
которая
предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде
конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата.
Этот процесс должен быть достаточно технологически проработан, с тем, чтобы создать для
учащихся
ситуацию,
которая
стимулирует
их
к
совместной
поисково-познавательной
деятельности. Так же как обычная групповая работа отличается принципиально от технологии
сотрудничества, так и работа, над тем или иным проектом (если кому-то хочется именно так
называть запланированный практический выход) отличается от метода проектов, т.е. способа
организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся –
индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого
отрезка времени.
Когда речь идёт о проектной деятельности, индивидуальной или групповой, необходимо, чтобы
целью познавательных действий учащихся было не просто усвоение содержания, а решение
определённой проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение получаемых
знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на
основе применения полученного знания.
Ученики должны чётко представлять себе, как можно использовать полученные ими
теоретические
результаты
на
практике.
Вся
проблема
приобретает
контуры
проектной
исследовательской деятельности.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умения
самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном
пространстве, анализировать полученную информацию, самостоятельно выдвигать гипотезы,
умения принимать решения (поиск направления и методов решения проблемы); развитие
критического мышления, умения исследовательской, творческой деятельности. Этот подход
органично сочетается с групповым подходом к обучению. Собственно обучение в сотрудничестве
является как бы частью метода проектов.
Дело в том, что сам по себе этот метод, используемый в отрыве от обучения в сотрудничестве,
очень быстро обнаруживает существенные трудности в совместной деятельности учащихся. Ведь
при работе над проектом (если это не индивидуальный проект) объединяются учащиеся разной
степени подготовленности. Часто оказывается, что одни
ребята готовы к поисковой,
исследовательской, творческой деятельности – они обладают достаточным запасом знаний для
такой деятельности, другие абсолютно не готовы и потому могут выполнять лишь роль статистов.
Поэтому то и возникла педагогическая проблема – подготовить всех учащихся к посильной для
каждого, но обязательно активной познавательной деятельности над проектом.
Метод обучения в сотрудничестве позволяет обеспечить усвоение учебного материала каждым
учеником группы на доступном ему уровне, и таким образом при совместной дальнейшей работе
(на уровне творческого применения усвоенных знаний) все учащиеся могут принимать активное
участие в проектной деятельности, получая самостоятельную роль, самостоятельный участок
работы. От успеха каждого в отдельности зависит успех всего проекта. Это очень важно! Это
огромный стимул к активной познавательной деятельности, к прочному усвоению знаний и
поиску новой информации. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения,
а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии,
творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,
«осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема - то она реализуется в конкретном её
решении с осознанием практической значимости, если практическая – представляется конкретный
результат, готовый к внедрению.
Умение пользоваться методом проектов, обучением в сотрудничестве – показатель высокой
квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся.
Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего
умение
адаптироваться
к
стремительно
изменяющимся
условиям
жизни
человека
постиндустриального общества.
Основные требования к использованию метода проектов:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей
интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из неё
задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования,
оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов,
корректировка,
выводы.
Использование
в
ходе
совместного
исследования
метода
«мозговой атаки», «круглого стола», статистических методов, творческих отчётов,
просмотров презентаций.
Классификация проектов.
Признак
Тип проекта
Уровень творчества
Исполнительский
Конструктивный
Творческий
Вид деятельности
Исследовательский
Творческий
Информационный
Ролевой (игровой)
Прикладной
Издательский
Сценарный
Содержание
Монопредметный
Межпредметный
Надпредметный
Количественный
состав
участников
Индивидуальный
Парный
Групповой
Продолжительность выполнения
Краткосрочный
Средней продолжительности
Долгосрочный
Формы продуктов деятельности
Внешний (материальные продукты: отчет, презентация,
выставка…)
Внутренний (продуктами являются личностные качества:
знания, умения, способности, компетенции…)
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся
Практико-ориентированный проект
Исследовательский проект
Информационный проект
Творческий проект
Ролевой проект
Любой проект имеет следующую структуру:
1.) Подготовительный этап.
На уроках изучается необходимый теоретический материал. Далее предлагается тема проекта в
виде проблемы, связанной с темой урока или применением данной темы в различных жизненных
ситуациях.
2.) Этап планирования.
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и
учителя. Учащиеся разбиваются по парам или группам (в зависимости от количества человек в
классе), выбирают конкретную тему для своей проектной работы, составляют план действий,
распределяют роли. До каждого участника проекта доводятся критерии оценки конечного
результата работы.
3.) Основной этап.
Осуществляется поиск информации в печатных источниках и в Интернете. Найденная
информация обрабатывается, осмысливается, после обсуждения выбирается вариант конечного
продукта. К определенному сроку создается какой-либо (чаще всего мультимедийный) продукт.
4.) Заключительный этап.
Презентация
результатов
–
представление
готового
продукта.
При
защите
учащиеся
демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность,
объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается
каждый проект всеми участниками занятий.
Использование метода проектов в школьной практике имеет следующую целевую
ориентацию:
активизация познавательной деятельности учащихся;
формирование у учащихся учебной компетенции, соответствующей основным принципам
концепции непрерывного самообразования;
формирование
у
учащихся
специфических
умений
и
навыков
общеучебного
и
коммуникативного характера.
Основные требования к проекту:
необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы);
выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, в
частности с определения вида продукта и формы презентации;
каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Отличительная
черта проектной деятельности – поиск информации, которая будет обработана, осмыслена
и представлена участниками проектной группы.
результатом работы над проектом является продукт. В общем, виде это средство, которое
разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.
подготовленный продукт должен быть убедительно представлен заказчику, как наиболее
приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем
этапе презентации своего продукта.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и
разновидностей:
индивидуальные, групповые, коллективные;
монопредметные ( по одному предмету), межпредметные;
краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
информационные, исследовательские, творческие, практико – ориентированные, ролевые
(речь идет не о единственной направленности проекта, а о доминирующей направленности
деятельности участников). В реальной же практике чаще всего приходится иметь дело со
смешанными типами проектов.
Структура проекта.
Исследовательский проект.
Исследовательский проект (проект с элементами исследовательской деятельности) предполагает
наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Этот тип проектов
предполагает:
обоснование актуальности взятой для исследования темы,
формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта,
обозначение задач исследования,
определение методов исследования, источников информации,
выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы,
разработка путей ее решения,
обсуждение полученных результатов,
формулирование выводов, оформление результатов исследования,
обозначение новых проблем для дальнейшего его развития.
При этом могут использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент,
моделирование, социологический опрос и другие.
Исследовательские проекты зачастую межпредметного содержания. Примером могут служить
проекты: «Наш класс и статистика»
Творческий проект.
Творческий проект предполагает свободную форму работы, вариативность представления
результатов.
Результатом может быть: игра, праздник, выставка – мероприятия в рамках предметной недели.
Получился интересный геометрический геометрический вернисаж при создании проектов
«Симметрия вокруг нас», «Координатная плоскость», «Творчество Мориса Эшера».
Слабым ученикам трудно дается математика, но такие занятия, такие творческие мини-
проекты их увлекают, дают возможность проявить себя, стать центром внимания всего класса,
испытать чувство успеха.
Практико-ориентированный (прикладной) проект.
Результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его
участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих
участников и может быть использован в жизни класса, школы, села. Такой проект требует
тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с
определением функций каждого из них, четких выводов и участия каждого в оформлении
конечного продукта. Пример такого проекта – «Геометрия новогодней игрушки»
Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект.
Такой тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении.
Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение
фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются с
исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем. Так же как и
исследовательские, они требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической
коррекции по ходу работы.
Структура подобного проекта:
цель проекта,
его актуальность,
источники информации,
результат (статья, сборник задач, реферат, доклад, видео и пр.), презентация.
На начальном этапе освоения метода проекты могут быть чисто информационными,
практико-ориентированными, творческими, игровыми. В каждом учебном предмете можно
выделить свою типологию проектов с учётом специфики данного предмета. Можно использовать
метод проектов на одном-двух уроках - мини-проекты для решения какой-то небольшой
проблемы. Но суть самого метода, его идея должна оставаться неизменной – самостоятельная
поисковая, исследовательская, проблемная, творческая деятельность учащихся, совместная или
индивидуальная.
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта
тематика может выдвигаться учителями с учётом учебной ситуации по своему предмету,
профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В других – тематика проектов
может предлагаться самими учащимися, которые ориентируются при этом на собственные
интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с
целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс
обучения. Чаще темы проектов относятся к какому-то сложному вопросу, актуальному для
практической жизни и вместе с тем требующему привлечения знаний учащихся не по одному
предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны. Они могут быть
оформлены в виде видеофильма, альбома, компьютерной газеты, альманаха, «бортжурнала
путешествий» и т.д.
Исходя из вышесказанного, можно выделить этапы разработки структуры и проведения
проекта:
представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем
по
обсуждаемой тематике;
выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговая атака»), обсуждение и
обоснование каждой из гипотез;
обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по
одной гипотезе), возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы,
оформление результатов;
работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих
гипотезу;
защита проектов, гипотез (решение проблемы) каждой из групп с оппонированием со
стороны всех присутствующих;
выявление новых проблем.
5.
Работа над проектами на уроках математики.
Проект с первой до последней стадии имеет в виду инициативное взаимодействие
участников. Выяснение общих и персональных увлечений, составление схемы проекта,
проработка подробного плана и т.д.
Этапы работы методом проектов
Учитель
Учащиеся
1 этап – погружение в проект
Формулирует:
- проблему проекта;
- сюжетную ситуацию;
- цель и задачи.
Осуществляют:
- личностное присвоение проблемы;
- вживание в ситуацию;
- принятие, уточнение и конкретизация цели
и задач.
2 этап - организация деятельности
Организует деятельность – предлагает:
- организовывать группы;
- распределить амплуа в группах;
- спланировать деятельность по решению
задач проекта;
-
возможные
формы
презентации
результатов.
Осуществляют:
- разбивку на группы;
- распределение ролей в группе;
- планирование работы;
- выбор формы и способа презентации
предполагаемых результатов.
3 этап – осуществление деятельности
Не участвует, но:
-
консультирует
учащихся
по
необходимости;
- ненавязчиво контролирует;
- дает новые знания, когда у учащихся
возникает в этом необходимость;
- репетирует с учениками предстоящую
презентацию результатов.
Работают самостоятельно:
- консультируются по необходимости;
- «добывают» недостающие знания;
- подготавливают презентацию результатов.
4 этап - презентация
Принимает отчет:
- обобщает и резюмирует полученные
результаты;
- подводит итоги обучения;
- оценивает умения: общаться, слушать,
обосновывать свое мнение, толерантность
и т.д.;
-
акцентирует
внимание
на
воспитательном моменте: умение работать
в группе на общий результат и др.
Демонстрируют:
- понимание проблемы, цели и задач;
-
умение
планировать
и
осуществлять
работу;
- найденный способ решения проблемы;
- рефлексию деятельности и результата;
- дают взаимооценку деятельности и ее
результативности.
Еще одной важной характеристикой метода проектов является его воспроизводимость. Он
может найти применение на любых этапах обучения, воспитания в работе с учащимися разных
возрастов, категорий, при изучении материала различной степени сложности, при организации
социальных практик.
Система действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.
Стадии
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.
Разработка
проектного задания
1.1. Выбор
темы
проекта
Отбирает темы, предлагает их
учащимся.
Обсуждают,
принимают
общее
решение по теме.
Предлагает
совместно
отобрать тему проекта
Группа
учащихся
совместно
с
учителем отбирает темы и предлагает
классу для обсуждения
Участвует в обсуждении тем,
предложенных учащимися
Учащиеся самостоятельно подбирают
темы,
предлагают
их
классу
для
обсуждения
1.2. Выделение
подтем
в
темы
проекта
Предварительно
вычленяет
подтемы,
предлагает
их
учащимся для выбора.
Каждый
ученик
выбирает
себе
подтему или предлагает новую.
Принимает
участие
в
обсуждении
с
учащимися
подтем проекта
Активно обсуждают и предлагают
варианты подтем. Каждый ученик
выбирает одну из них для себя (т.е.
выбирает себе роль)
1.3. Формирование
творческих групп.
Учитель
проводит
организационную
работу
по
объединению
школьников,
выбравших себе конкретные
подтемы и виды деятельности.
Учащиеся уже определили свои роли
и группируются в соответствии с
ними в малые команды.
1.4.Подготовка
Учитель заранее разрабатывает
Отдельные
учащиеся
принимают
материалов
к
исследовательской
работе:
формулировка
вопросов,
задание
для
команд,
отбор
литературы
задания,
вопросы
для
поисковой
деятельности
и
литературу.
участие в разработке заданий.
Вопросы
для
поиска
ответа
вырабатываться могут в командах с
последующим обсуждением классом.
1.5.
Определение
форм
выражения
итоговой проектной
деятельности
Учитель принимает участие в
обсуждении
Обсуждают
формы
представления
результата:
видеофильм,
альбом,
натуральные объекты…
2.
Разработка
проекта
Консультирует, координирует
работу учащихся, стимулирует
их деятельность
Учащиеся осуществляют поисковую
деятельность
3.Оформление
результатов
Консультирует, координирует
работу учащихся, стимулирует
их деятельность
Учащиеся сначала по группам,
а
потом во взаимодействии с другими
группами оформляют результаты
4. Презентация
Учитель
организует
экспертизу.
Докладывают о результатах своей
работы.
5. Рефлексия
Оценивает свою деятельность
по
педагогическому
руководству
деятельностью
детей, учитывает их оценки
Осуществляют рефлексию процесса,
себя в нем с учетом оценки других.
Желательна групповая рефлексия.
Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности.
1.Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобретать способ действия, привлекая знания из
различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
З. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умения коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
6. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми — вступать в диалог, задавать
вопросы и т. д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.
7. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Используем следующие критерии проектных работ.
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в
умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и
обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза, модели, макета, объекта,
творческого решения и т. п. Данный критерий в целом включает оценку сформированности
познавательных учебных действий.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий.
3. Сформированность
регулятивных
действий,
проявляющаяся
в
умении
самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в
трудных ситуациях.
4. Сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно изложить и
оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументированно ответить на
вопросы.
Алгоритм работы по методу проектов таков. В начале учебного года в кабинете вывешиваются
темы возможных проектных работ. На первых уроках по предмету (математика, физика)
обговариваются темы, сроки выполнения проектов. Учащиеся сами выбирают понравившиеся
проектные задания. Те, кто не нашел для себя привлекательной темы, может предложить свою
тему или изменить одну из предложенных.
По окончании работы над проектом происходит защита. Учащиеся излагают теоретический
материал, представляют экспериментальные исследования, диаграммы, графики, творческие
работы. На презентации в первую очередь должен быть представлен продукт проектной работы.
Трудности работы над проектом:
- работа над проектом объемная, кропотливая;
- иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с
трудностями бросают проект;
- недостаточное владение компьютерной грамотностью учеников и педагогов школы;
- сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта.
Оценочный лист
Оцениваемый параметр
Макс
балл
Оценка
Содержание
Соответствие теме
15
Логика изложения
10
Ясность изложения сформированных идей
10
Дизайн
Соответствие общего дизайна и графики
содержанию
10
Единство стиля в оформлении разных
частей работы
10
Читаемость
текста,
наглядность
выделений, расстановка акцентов
10
Мультимедиа. Использование звука, видео
10
Организация
Обоснованность количества слайдов
5
Логическая
последовательность
представленных слайдов
5
Творческий подход и оригинальность
15
Сумма баллов
100
Заключение
Метод проектов нашёл широкое применение главным образом потому, что он позволяет
органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы,
даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Если в начале дети не умеют наблюдать, сравнивать, обобщать, не проявляют желание
получать дополнительную информацию, то постепенно происходят изменения в лучшую сторону.
Это проявляется в активной подготовке домашних заданий творческого характера, увеличение
самостоятельности, в количестве и качестве вопросов во время уроков. Учащиеся активнее
включаются в подготовку выступлений,
которые требуют дополнительной информации,
появляется интерес к выполнению нестандартных заданий. Дети учатся рассуждать, доказывать,
объяснять, выделять существенные признаки.
Анализируя этапы подготовки и проведения уроков, их итоги, результаты анкетирования
учащихся, можно сделать следующие выводы.
1. Реализация метода проектов, методики сотрудничества весьма перспективны при изучении
математики. Работа в указанных формах вызывает у учащихся неподдельный интерес и является
результативной, нежели на традиционных уроках.
2. В процессе подготовки и проведения подобных уроков у учителя появляется возможность
формирования у учащихся:
- новых учебных умений по самостоятельному добыванию и осмыслению знаний широкого круга;
- новых личностных качеств.
3. Метод проектов может использоваться в учебном процессе для решения различных небольших
проблемных задач, и тогда можно организовывать мини-проекты достаточно часто, приучая
учащихся к творческому применению полученных знаний самостоятельно (краткосрочные, в
рамках урока).
Также этот метод применяется для решения крупных задач, сложных для понимания вопросов.
Тогда используются достаточно крупные проекты (макропроекты), занимающие несколько уроков
или на занятиях кружка, факультатива и достаточно серьёзную самостоятельную поисковую,
исследовательскую деятельность во внеурочное время.
4. Организация и проведение макропроектов требует обоснованного и разумного подхода с учётом
всех ранее выявленных замечаний. Такие проекты и, соответственно, уроки не могут проводиться
слишком часто, превращая в нечто повседневное, - они должны являть собой, праздник знаний,
определённые вехи в изучении такой интересной и замечательной науки, какой является
математика
Список использованных источников:
1.
Ю.И.Бабанский. Педагогика.М.: Просвещение 1983.
2.
Брушнинский А.В., Субъект, мышление, учение, воображение.-М:Институт практической
психологии, Воронеж НПО и МОДЭК, 1996.
3.
Венгер Л.А..Педагогика способностей.-М-Знание, 1973.
4.
Вопросы
психологии
способностей:
Сборник
статей
под
ред
Крутецкого
В.А.-
М :Педагогика 1973.
5.
ВыготскийЛ.С., Собрание сочинений: в 6 томах.Том4.Детская психология, под ред
ЭльконинаД.Б.-М6 Педагогика, 1984.
6.
ГальперинП.Я., К психологии творческого мышления/Вопросы психологии.- 1982г,№5
7.
Дружинин В.Н., Психология общих способностей.-СПб: Питер, 1999.
8.
Журналы:
9.
*Директор школы, №4,5, 2002г
10. Классный руководитель, №6, 2001г.
11. Воспитание школьников, № 4, 2000г
12. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.-М.:Просвещение 1980.
13. КульневичС.В.Не совсем обычный урок, Воронеж, 2001 год
14. Махмутов М.И..Современный урок: Вопросы теории.-М.:Педагогика1981.
15. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя.-2-е издание, перераб.-М.:
Просвещение 1986.
16. Полат Е.С..Метод проектов// ИЯШ -1991г, №2. с 3-10
17. Приемы педагогической техники А.Гин, Луганск, Учебная книга, 2003 год.
18. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-еизд.-М.: Педагогика, 1984г.
19. М.В. Величко «Проектная деятельность учащихся». – Волгоград, Издательство «Учитель»,
2008г.
20. Н.С. Голицина, И.Б. Сенновская
«Проектный метод». Пособие для учителя. – М.,
Издательство «АРКТИ». 2006г.
21. И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская «Педагогическое проектирование» - М.,
Издательский центр «Академия», 2005г.