Напоминание

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ


Автор: Федорова Анастасия Дмитриевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Чакырская СОШ"
Населённый пункт: село Чакыр2, Амгинский улус,республика Саха Якутия
Наименование материала: статья
Тема: РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Раздел: среднее образование





Назад




РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ПРИ

ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Федорова Анастасия Дмитриевна

Учитель математики МБОУ «Чакырская СОШ» Амгинского улуса

Республика Саха (Якутия)

Сегодня перед учителем стоит задача, как повысить качество образования.

Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных

участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации

школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с

которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата. С

другой стороны это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и

местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества

жизни выпускника.

Каждого педагога волнуют вопросы организации образования и сам процесс

обучения. Процесс обучения должен обеспечить, чтобы каждый учащийся стал

компетентной личностью. Т.е. образованным, нравственным, предприимчивым,

развитым, самостоятельным, ответственным, развитым, мобильным и т. д.

В статье Иокша Е. А. «Современные тенденции развития образования в

мире» выделила основные тенденции образования. Одной из них является –

национальная направленность образования, которая заключается в неотделимости

образования от национальной основы, в органическом сочетании образования с

историей и народными традициями, сохранении и обогащении национальных

ценностей.

Национально-региональный компонент является важным составляющим

содержания современного школьного образования. В числе основных его задач –

приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и

нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к

родному языку и истории, воспитание культуры межнациональных отношений.

Перед учителем математики стоит важная задача – научить школьников с

математической точки зрения разбирать жизненные практические ситуации,

обучить теоретическому анализу их. Только при этом условии математические

знания могут стать подвижными и действенными.

Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный

материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры,

образа жизни и восприятия детей разных национальностей. Таким образом, налицо

противоречие между необходимостью использования принципа региональности в

обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной

национальной школе из-за отсутствия соответствующей базы.

Математика имеет большие возможности для реализации национально-

регионального

компонента.

Название

«этноматематика»

(ввел

бразильский

методист Убиритан Д Амброзио), означает что в изучении математики должны

быть учтены особенности народа.

Мы предполагаем, что включение национально-регионального компонента

способствует приобщению учащихся к культуре, духовным и нравственным

ценностям и истории своего народа.

В первую очередь это включение краеведческого материала на текстовых

задачах. С 2015г использую свой сборник задач по математике на уроках и во

внеклассных занятиях, утвержденный экспертным советом на улусном уровне.

Другой

метод

используемых

задач

для

реализации

национально-

регионального компонента при обучении математики отнесу к занимательным

задачам. Я составила их на основе фольклора своего народа. Использую их при

введении кружков и дополнительных занятий. Разделила их на такие темы:

- Кулуулээх задачалар (задачи на смекалку);

- Ейге суоттанар задачалар (задачи в уме);

- улахан сыыппаралаах задачалар (числа великаны);

- остуоруйаларынан задачлар (Задачи сказки);

- булугас суотчуттарга араас задачалар (разные задачи, на основе якутского

фольклора);

- хабалыгынан эрчиллиилэр (Упражнения с палочками «Хабылык»)

- сахалыы кээмэйдэринэн задачалар (задачи на якутских измерениях длины)

- сахалыы оьуордар уонна ахсаан (якусткие узоры и математика).

На основе этих разработок разработаны программы кружков, элективных

курсов:

- Программа элективного курса «Занимательная математика», 5кл

- Программа элективного курса «Занимательная математика», 6кл

- Работа по исследовательской работе, участие в различных НПК, чтениях.

- Летний экологический лагерь “Кунчээнэ”

Обучение

математике

с

использованием

национально-регионального

компонента способствует его гуманитаризации, т.к. реализует в то же время

межпредметные связи, прикладную и практическую направленность, формирует

элементы экологической и национальной культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцов А.Б. Качество и стандарты образования как основной ресурс

российской школы. 2015./ Москва, 230 с.

2. Корощенко Н.А., Кушнир Т.И., Шебанова Л.П., Яркова Г.А., Демисенова

С.В. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ С РЕГИОНАЛЬНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК

СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У

УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. –

2015. – № 4.;

3. .Материал из Википедии – свободной энциклопедии.



В раздел образования