Напоминание

"Сестринская помощь при неврозах"


Автор: Образцова Марина Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ МО МОМК1 Красногорский филиал
Населённый пункт: г.Красногорск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сестринская помощь при неврозах"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж №1»

Красногорский филиал

Специальность 34.02.01.

Цикловая методическая комиссия

«Учебных дисциплин и профессиональных модулей специальности:

«Лечебное дело», « Сестринское дело», «Акушерское дело»

ПМ02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

МДК02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

Раздел. Сестринская помощь в неврологии

4 курс, 8 семестр

Учебное пособие для аудиторной самостоятельной работы

студента по теме:

«Сестринская помощь при Неврозах

»

Автор: преподаватель Образцова М.В.

2019г.

Специальность: 34.02.01. «Сестринское дело»

Разработчик: преподаватель - Образцова М.В.

Красногорский филиал ГБПОУ СПО МО «Московский областной

медицинский колледж №1»

Рассмотрена и утверждена Согласовано

на заседании ЦМК учебных

дисциплин и профессиональных Заместитель директора по учебной

работе

модулей специальности Шабарова М.Н._____________

«Лечебное дело», «Сестринское

дело», «Акушерское дело» « _» _________2019г.

протокол №____ от «__19__»

июня 2019г.

Председатель Даниелян М.О.

Учебное пособие предназначено для самостоятельной работы студентов на

практическом занятии по данной теме. Пособие содержит: краткие

рекомендации по работе, план, глоссарий, теоретический материал с

современными представлениями по классификации неврозов, стандарты

лечения неврозов, ситуационно-клинические задачи для закрепления темы,

тестовые задания с эталонами ответов. Теоретический

материал содержит вопросы, касающиеся диагностики неврозов, и

возможностей лечения

Поэтому данное пособие может быть использовано

при подготовке студентов по специальности 31.02.01. Лечебное дело

Пояснительная записка:

Методическое пособие предназначено для проведения практического занятия

на отделении «Сестринское дело»

ПМ 02. МДК 02.01. «Сестринская помощь при заболеваниях нервной

системы».

Тема: «Сестринская помощь при неврозах»

Актуальность темы:

Одной из определяющих причин широкой распространенности

невротических расстройств является их социальная обусловленность. По

данным ВОЗ за последние 65 лет число неврозов выросло в 24 раза.

После изучения темы студент должен

Знать:

I. Причины неврозов

2.Основные проявления заболевания.

3.Диагностику неврозов.

4. Принципы неотложной помощи при истерическом припадке

5. Общие принципы лечения больных неврозами

Уметь:

1.Осуществлять обследование больного

2. Устанавливать предположительный диагноз.

3. Проводить специфическую терапию.

5. Оказывать неотложную помощь при истерическом припадке

Овладеть:

Квалификационными требованиями.

Профессиональными компетенциями:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять

ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,

взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии

с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и

изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического

процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Уметь организовать собственную деятельность, выбирать типовые

методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

эффективность и качество.

ОК 3. Может принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях

и нести за них ответственность.

ОК 4. Знает и применяет способы поиска и использования информации,

необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач,

профессионального и личностного развития.

ОК 5. Имеет навык использования информационно-коммуникационных

технологий в профессиональной деятельности.

ОК 6. Может работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с

коллегами, руководством, врачами и пациентами.

ОК 7. Может самостоятельно определять задачи профессионального и

личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать

повышение квалификации.

ОК 8. Умеет организовывать рабочее место с соблюдением требований

охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и

противопожарной безопасности.

2. Форма занятия.

Практическое занятие.

3. Методы обучения

- самостоятельная работа

- сравнения и сопоставления

- анализа

4. Педагогические технологии.

- проблемное обучение

- компъютерные

- проектная деятельность

5. Оснащение

- технологическая карта занятия

- пособие для аудиторной работы студента с методическими

рекомендациями, алгоритмами манипуляций, опорными таблицами,

эталонами ответов

- презентация «Эпилепсия»

- комплект тестовых заданий

- предметы медицинского назначения:

(чистые перчатки, маски, салфетки, жидкое мыло, биксы с марлевыми

шариками и салфетками, лотки, пинцеты, шприцы, иглы, кожный

антисептик, набор для люмбальной пункции, контейнеры для дезинфекции

использованного материала, контейнеры и мешки для утилизации

медицинских отходов)

- муляжи

- функциональная кровать

- мультимедийная установка

Технологическая карта занятия – 180 мин.

Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Время

Организационный

момент

Проверяет посещаемость и

готовность студентов к занятию

Записывают тему.

5 мин

Контроль исходного уровня

знаний

Предлагает ответить на вопросы

тестов для определения исходного

уровня знаний

Отвечают на вопросы

тестов

10-15

мин

Организация

самостоятельной

аудиторной

работы студента.

Самостоятельная работа:

1.Решение ситуационных

задач

2 . Отработка манипуляций:

*введение 2,0 реланиума в/

м

Рассказывает о важности изучения

темы. Мотивация и актуальность

темы.

Раздает студентам пособие для

аудиторной работы, в котором

есть вспомогательный материал,

варианты самостоятельной работы

и план самостоятельной работы

студента.

Контролирует выполнение

задания

проблемное обучение (Дж. Дьюи,

И. Лернер).)

контролирует выполнение

манипуляций

Слушают

Выполняют задания,

предложенные в

методическом пособии

Используют

теоретический материал,

предложенный в

пособии для аудиторной

работы студента

Студент может

самостоятельно

проверить свою работу,

сравнив ее с эталоном

ответа

проводят манипуляции

на муляжах, используют

средства медицинского

назначения, а также

алгоритмы проведения

манипуляций

5 мин

80-90

мин

50 мин

30 мин

3.Закрепление материала

Решение тестовых заданий для

определения уровня знаний по

изученной теме

Отвечают на вопросы

тестов.

20-25

мин

4.Подведение итогов

Проверяет результаты

тестирования

Оценивает работу каждого

студента, учитывая:

- результат самостоятельной

внеаудиторной работы

- самостоятельной работы на

практическом занятии

- итогового тестирования

Обращают внимание на

ошибки

10мин

10 мин

Глоссарий

Астения (бессилие)

Состояние, характеризующееся повышенной

утомляемостью, частой сменой настроения,

раздражительной слабостью, гиперэстезией,

слезливостью, вегетативными нарушениями

и расстройствами сна

Аналитическая

психотерапия (психоанализ)

В основе- восстановление специальной

методикой у больных «ущемленных

комплексов» в «бессознательной» сфере,

вскрытие этих комплексов и доведение их до

сознания больного

Внушение (син. суггестия)

Целенаправленное психическое воздействие,

воспринимаемое субъектом пассивно, без

критической оценки

Гиперэстезия психическая

Сочетается с повышенной

раздражительностью, наблюдается при

астении

Гипноз

Состояние человека, вызванное

искусственно с помощью внушения,

отличающееся повышенной

восприимчивостью к психологическому

воздействию

Ипохондрия

Убежденность в наличии тяжелого

заболевания

Истерия

Истерический невроз, проявляющийся

многообразными функциональными,

соматическими и неврологическими

расстройствами и характеризующийся

большой внушаемостью и

самовнушаемостью больных, стремление

любым путем привлечь к себе внимание

окружающих

Истерический комок

Ощущение спазма, подкатывания к горлу

клубка, шара, возникающее в начале

истерического припадка

Компульсивность

Форма поведения, обусловленная болезнью,

особенностями склада личности или

ситуацией, при которой действия, поступки

возникают в связи с непреодолимыми

влечениями, побуждениями и совершаются

насильственно, хотя и осознаются как

неправильные

Конфликт психический

Наличие внутренних противоречий в

психике индивидуума, противоречивых

тенденций, установок, эмоций, которые

потом могут вызвать невротические и

психопатические расстройства

Навязчивые состояния

Синонимы – навязчивость, обсессия –

непроизвольное, непреодолимое

возникновение чуждых личности больного

мыслей (обычно неприятных),

представлений, воспоминаний, сомнений,

страхов, стремлений, влечений, движений,

действий при сохранности критического к

ним отношения и попытке борьбы с ними

Неврастения

Синонимы истощение нервов,

переутомление – невроз, вызываемый

переутомлением или длительным

воздействием психотравмы, проявляющийся

состоянием повышенной возбудимости и

быстрой истощаемости с эмоциональной

неустойчивостью, расстройством сна,

вегетативными нарушениями.

Невроз

Обратимое расстройство психической

деятельности, обусловленное воздействием

психотравмирующих факторов,

протекающее с осознанием больным факта

своего заболевания и без нарушений

отражения реального мира

Психастения

1. Невроз, проявляющийся чувством

неполноценности, страхом, безволием,

навязчивостями 2, Психопатия,

проявляющаяся крайней нерешительностью,

постоянными сомнениями

Психопатия

Аномалия характера, патологический

характер – совокупность стойких

врожденных особенностей склада личности,

в основе которых лежит дисгармония,

неуравновешенность, неустойчивость

психических процессов

Рациональная психотерапия

В основе – разъяснения, обращение к разуму

больного, интеллекту, эмоциональной сфере,

при деятельном участии коры головного

мозга

Страх

В психиатрии- беспредметная, отрицательно

окрашенная эмоция у больного,

сопровождаемая напряженностью, чувством

непосредственной опасности для жизни и

разнообразными вегетативными

нарушениями

Суггестивная психотерапия

В основе- словесное внушение в состоянии

бодрствования или в состоянии

гипнотического сна, при торможении коры

головного мозга

Тревога

В психиатрии- -аффект ожидания какого-

либо неприятного события

Тренинг аутогенный

Вид психотерапии, основанный на

максимальном мышечном расслаблении,

сочетающийся с самовнушением

Тестовый контроль для определения исходного уровня знаний по теме

«Неврозы».

Выберите один правильный ответ:

1. Механизм возникновения невроза:

А) прямая и непосредственная реакция личности на неблагоприятную

ситуацию

Б) длительная переработка личностью сложившейся ситуации и ее

последствий и неспособностью адаптироваться к новым условиям

2.Обратимость патологических нарушений при неврозе не зависит от

А) длительности процесса

Б) особенности личности

В) критического отношения к болезни

Г) всего вышеперечисленного

3.Завышенный уровень притязаний при недооценке реальных условий и

неспособности тормозить при этом желания («хочу и не дают»)-личностный

конфликт:

А) истерический

Б) обсессивно-психастенический

В) неврастенический

4.

Противоречие между желанием и долгом («не хочу, но должен»)-

личностный конфликт:

А) истерический

Б) обсессивно-психастенический

В) неврастенический

5.

Несоответствие между возможностями, стремлениями личности и

завышенными требованиями к себе («хочу и не могу»)-личностный

конфликт:

А) истерический

Б) обсессивно-психастенический

В) неврастенический

6. Астеничекий невроз

связан с массивной (или серийной)

психотравматизацией:

А) реактивный

Б) невроз истощения

Б) информационный невроз

7.Астеническийневроз,возникающий вследствие непосильного труда и/или

пролонгированного переутомления, при стойком трудовом напряжении (в

первую очередь психическом, интеллектуальном, эмоциональном)

А) реактивный

Б) невроз истощения

Б) информационный невроз

8.Астенический невроз,

развивающийся в случае попытки усвоения большого

объема значимой информации на фоне дефицита времени при высоком

уровне мотивации (значимости успеха).

А) реактивный

Б) невроз истощения

Б) информационный невроз

9.Эмоционально-аффективные расстройства, диссоциативные расстройства

двигательной сферы, диссоциативные расстройства чувствительности,

расстройства вегетативной сферы – характерные симптомы невроза:

А) астенического

Б) истерического

В) невроза навязчивых состояний

10. Разные виды фобий,обсессий и компульсий– характерны для невроза:

А) астенического

Б) истерического

В) невроза навязчивых состояний

Эталон ответа на тесты для определения исходного уровня знаний:

1.Б

2.Г

3.А

4.Б

5.В

6.А

7.Б

8.В

9.Б

10.В

Лекционный материал

Невротические расстройства

Расстройства, представленные МКБ-10 в рубрике «Невротические, связанные

со стрессом и соматоформные расстройства», представляются наиболее

сложными для клинической классификации. В этом разделе объединены

разные по этиологии и патогенезу заболевания: психогенные, эндогенные,

экзогенно-органические и самостоятельные (наследственные) варианты

невротических расстройств. Общими для всех них являются клинические

проявления в виде определенных невротических синдромов.

К невротическим синдромам относятся:

*синдром невротической астении

* обсессивно-компульсивный синдром

* фобический синдром

* истероконверсионный (диссоциативный) синдром

* синдром невротической ипохондрии – чрезмерная забота и беспокойство

(но не убежденность, как при бредовой ипохондрии) о своем здоровье с

переживанием неприятных ощущений в организме на фоне тревожной

мнительности с эмоциональными нарушениями

* синдром невротической депрессии (астенодепрессивное состояние,

проявляющееся в основном при затрагивании в беседе психотравмирующей

темы)

* невротическое нарушение сна в виде нарушения засыпания, неглубокого

ночного сна и частых пробуждений

* синдром невротической тревоги (вегетативная тревога), который может

проявляться:

- соматовегетативными симптомами (усиленное или учащенное

сердцебиение, потливость, дрожание или тремор, сухость во рту, затруднение

дыхания, чувство удушья, боли или дискомфорт в груди, тошнота или

абдоминальный дискомфорт, например, жжение в желудке

- симптомами, относящимися к психическому состоянию (чувство

головокружения, неустойчивости, ощущение, что предметы нереальны

(дереализация) или, что собственное «Я» отдалилось или находится «не

здесь» (деперсонализация), страх потери контроля, сумасшествия или

наступающей смерти

- общими симптомами (приливы или чувство озноба, онемения или

покалывания)

- невротическими вегетативными кризами (паническими атаками), которые

отличаются от других подобных состояний связью с эмоциональным

напряжением, разной длительностью состояний и отсутствием

стереотипности прявлений

Неврозы

Среди многообразных по своей природе невротических расстройств,

представленных в МКБ-10, наиболее важное место занимают

самостоятельные по своим этиологическим и патогенетическим

закономерностям заболевания- неврозы

Невроз- психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое

пограничное заболевание, в основе которого лежит нарушение высшей

нервной деятельности, возникающее в результате расстройства особо

значимых жизненных отношений человека и проявляющееся в

специфических клинических феноменах при отсутствии психотических

(галлюцинации, бред, кататония, мания) явлений

Критерии диагностики

Психогенная природа (вызванная психотравмой), которая определяется

существованием связи между клинической картиной невроза,

особенностями системы отношения личности и затяжной конфликтной

ситуацией. Возникновение невроза обычно определяется не прямой и

непосредственной реакцией личности на неблагоприятную ситуацию, а

более или менее длительной переработкой личностью сложившейся

ситуации и ее последствий и неспособностью адаптироваться к новым

условиям

Обратимость патологических нарушений, независимо от его

длительности, т.е. функциональным характером расстройства (что

является отражением природы невроза, как срыва высшей нервной

деятельности, который может продолжаться дни, недели, годы)

Невротический уровень расстройств (отсутствие психотических

симптомов, что отличает невроз от психозов

Парциальность нарушений (в отличие от тотальности при психопатиях)

Специфичность клинических проявлений, заключающаяся в

доминировании эмоционально-аффективных и соматовегетативных

расстройств на обязательном астеническом фоне, что находит

отражение в основных невротических синдромах

Критическое отношениек болезни (стремление к преодолению болезни,

личностной переработке сложившейся ситуации и возникшей

болезненной симптоматики)

Наличие характерного типа личностного невротического конфликта

- истерический конфликт –завышенный уровень притязаний при

недооценке реальных условий и неспособности тормозить при этом

желания («хочу и не дают»)

- обсессивно-психастенический – противоречие между желанием и

долгом («не хочу, но должен»)

Неврастенический – несоответствие между возможностями,

стремлениями личности и завышенными требованиями к себе («хочу и

не могу»)

Динамика невроза.

В общем виде динамика невроза как заболевания, развивающегося после и в

результате психотравмы, включает в себя ряд этапов развития (они же

отражают уровни тяжести)

Этап(уровень) психологический, на котором происходят напряжение

адаптационных психических механизмов, и попытка справиться с

психотравмой с помощью психологических защитных механизмов

Этап вегетативных проявлений (тахикардии, ощущения замирания

сердца, гиперемии или бледности кожных покровов и др.)

Этап сенсомоторных проявлений (суетливость, повышенная

чувствительность к внешним раздражителям)

Этап эмоционально-аффективных проявлений (тревога, эмоциональное

напряжение). Если состояние достигло этого этапа, то его называют

невротической реакцией.

Этап идеаторного (интеллектуального) оформления (обработки,

оценки) случившегося. На этом этапе состояние обозначают как

невротическое или собственно невроз.

При долгом сохранении психотравмирующих воздействий и отсутствии

лечения невроз может стать затянувшимся хроническим состоянием, для

которого характерна самостоятельная дальнейшая динамика. Так, при

длительном (многолетнем) течении невроза может развиться так

называемое «невротическое развитие личности». При хроническом

течении более 5 лет может сформироваться «нажитая психотизация»

личности, т,е. личность становится психопатической.

Неврастения.

Данный вид невроза клинически выделен как отдельная нозологическая

единица в 1869 году американским психиатром Бирдом (в МКБ-10

сохранено данное название)

Этиология и патогенез.

По генезу выделяют три формы неврастенического невроза

1. Реактивная неврастения, связана с массивной (или серийной)

психотравматизацией

2. Невроз истощения (переутомления), возникающий вследствие

непосильного труда и/или пролонгированного переутомления, при

стойком трудовом напряжении (в первую очередь психическом,

интеллектуальном, эмоциональном)

3. Информационный невроз, развивающийся в случае попытки усвоения

большого объема значимой информации на фоне дефицита времени при

высоком уровне мотивации (значимости успеха).

Данное невротическое расстройство, согласно теории высшей нервной

деятельности И.П. Павлова, чаще возникает у лиц со слабым или сильным

неуравновешенным (безудержным) и повышенно-тормозным типом.

Играет роль и неправильное воспитание с чрезмерной требовательностью,

превышающей возможности ребенка, и излишними ограничениями, что

формирует внутриличностный конфликт неврастенического типа («хочу и

не могу»)

Клиническая картина.

Согласно современным представлениям, симптоматика неврастении

подвержена вариациям. Выделяют два основных схожих типа.

При первом типе основной симптом – повышенная утомляемость после

умственной работы, снижение профессиональной продуктивности или

же эффективности в повседневных делах. Умственная утомляемость

при этом описывается как неприятное вмешательство отвлекающих

ассоциаций или воспоминаний, невозможность сосредоточиться, в

связи с чем мышление становится непродуктивным

При втором типе основными являются физическая слабость и

истощаемость после минимальных усилий, чувство боли в мышцах и

невозможность расслабиться

1.К наиболее типичным симптомам следует отнести разнообразные

изменения чувствительности(раздражает свет до явления слезотечения;

гиперакузия с явлениями акоазмов, гула, шума в голов; цефалгии –«каска

неврастеника», сочетаются с головокружением, тошнотой)

2.Обязательными симптомами неврастении считают соматовегетативные

расстройства:

-вазомоторная лабильность (стойкий красный дермографизм или

побледнение)

-абдоминальный дискомфорт и диспепсия (отрыжка, затруднение

глотания, ощущение давления, полноты в области желудка и др.)

- повышенное потоотделение

-парадоксальная саливация, усиление секреции слизи в носу,

заложенность носа, слезливость глаз

- преходящие или стойкие дизурические расстройства – полиурия,

слабость струи, трудность начала акта мочеиспускания и др.

3. Одним из ранних и постоянных проявлений неврастении являются

разнообразные невротические нарушения сна. Они варьируют от легкой

сонливости или склонности к длительному сну в первые периоды болезни

до бессонницы в разных ее проявлениях. Чаще это нарушения засыпания,

укорочение общей продолжительности ночного сна, поверхностный

тревожный сон с частыми пробуждениями.

4.Типичны для неврастении сложные и многообразные нарушения

аффективной сферы и высших психических функций. Чувству постоянной

усталости и утомления сопутствуют повышенная истощаемость

психических процессов и переживания ситуации. Возникает чувство

утраты трудоспособности, интеллектуальных возможностей, способности

запоминания с падением трудовой продуктивности. Легко возникает

раздражительность по любому поводу, иногда доходящая до гневливости

с оттенком злобности к окружающим.

5. При длительном течении неврастении нередко присоединяются

нестойкие, неразвернутые проявления тревожно-фобического,

обсессивно-компульсивного и истероконверсионного (диссоциативного)

синдромов.

6.Существенное значение среди клинических проявлений неврастении

имеют сексуальные расстройства. У мужчин они включают

преждевременную эякуляцию и ослабление эрекции, а также снижение

полового влечения, у женщин – снижение полового влечения,

аноргазмию.

В отечественной литературе принято делить неврастению на

гиперстеническую и гипостеническую формы.

Для гиперстенической формы характерны чрезмерная

раздражительность, несдержанность, нетерпеливость, слезливость,

нарушение внимания, повышенная чувствительность к

незначительным раздражителям

При гипостенической форме более выражены компоненты собственно

астении – снижение работоспособности, интереса к окружающему,

усталость, вялость, истощаемость

Истерия (диссоциативное расстройство).

Этиология и патогенез.

Истерия (отhystera – матка) термин, пришедший из древнегреческой

медицины (введен Гиппократом) Название отражает взгляды того времени

на причину заболевания, как на проявления «блуждания» по телу

«высохшей» от полового воздержания матки. Истерия является второй по

частоте формой невроза (после неврастении), значительно часто она

развивается у женщин.

Согласно концепции И.П. Павлова, истерия чаще возникает у людей

слабого, нервного, художественного типа, живущих преимущественно

эмоциональной жизнью. Им свойственна повышенная внушаемость и

самовнушаемость, повышенная потребность признания, нахождения в

центре внимания, театральность, демонстративность поведения. Такие

личностные особенности могут сформироваться в результате

неправильного воспитания по типу «кумира семьи» и сочетаться с

психическим инфантилизмом.

На фоне указанных особенностей формируется истерический

внутриличностный конфликт («хочу, но не дают»), который и

актуализируется при воздействии психотравмы.

Специфические истерические механизмы личностного реагирования

(вытеснение, бегство в болезнь, регрессия, фантазирование, а также

конверсия и диссоциация), как бы «помогающие» найти «выход» из

затруднительного положения (путем устранения из поля внимания

неприемлемого для больного мотива, реальной оценки собственной роли в

конфликтной ситуации), отражаются в клинических проявлениях.

Поэтому для истерии характерны: стремление привлечь к себе внимание;

состояние «условной приятности, желательности, выгодности» симптома,

содействующие фиксации истерического реагирования; внушаемость и

самовнушаемость; яркость эмоциональных проявлений;

демонстративность и театральность.

Конверсионный механизм возникновения истерических симптомов

понимают, как подавление до бессознательного (вытеснение)

неотреагированных аффективных реакций на негативные переживания с

их одновременным отделением от содержания и направления из

психической в соматическую сферу в виде симптома.

Диссоциация – при этом механизме происходит нарушение функции

синтеза личности, которое выражается прежде всего потерей способности

формирования психических функций и сознания. Это сопровождается

сужением поля сознания и появлением возможности диссоциации, т,е.

отщепления некоторых психических функций. Эти функции выпадают из-

под контроля личности, приобретают автономию и начинают

самостоятельно (независимо от воли) управлять поведением человека.

Механизм диссоциации приводит в действие только автоматизированные

психические функции.

Все вышеописанные концепции нашли отражение в современных взглядах

на сущность истерии, которая в МКБ-10 объединяет обширную группу

расстройств под рубрикой «Диссоциативные (конверсионные)

расстройства»

Общие признаки истерии заключаются в частичной или полной потере

нормальной интеграции между памятью на прошлое, осознанием

идентичности и непосредственных ощущений, с одной стороны, и

контролированием движений тела, с другой. При этих расстройствах

сознательный и элективный контроль нарушен до такой степени, что он

может меняться от дня ко дню и даже от часа к часу.

Именно из-за такой многогранности патогенетических механизмов для

клинической картины истерии характерна чрезмерно пестрая,

полиморфная и изменчивая симптоматика, что дало основание обозвать ее

«хамелеоном, меняющим свои цвета», «великой симулянткой».

Клиническая картина.

Ведущий клинический синдром при истерическом невротическом

расстройстве – истероконверсионный, диссоциативный, который может

проявляться в разных вариантах

Частые эмоционально-аффективные расстройства при истерии –

фобии, астения и ипохондрические проявления. Общими

особенностями указанных нарушений являются небольшая глубина,

демонстративность, нарочитость переживаний и совершенно

определенная ситуационная их обусловленность. Кроме того,

аффективные нарушения характеризуются лабильностью эмоций,

быстрой сменой настроения, склонностью к бурным реакциям со

слезами, часто переходящими в рыдания.

Диссоциативные расстройства двигательной сферы (моторики) в

случаях развернутой картины болезни обычно представлены

истерическими параличами (астазия-абазия, геми-, пара-, тетраплегии,

парз мимических мышц и др.); контрактурами и спазмами (одно- и

двусторонние блефароспазмы, афония, заикание, мутизм и пр.)

Истерические двигательные расстройства могут имитировать любой

вариант атаксии, апраксии, акинезии, афонии, дизартрии, дискинезии и

паралича. Одним из наиболее ярких и типичных проявлений истерии в

прошлом был истерический припадок (диссоциативные судороги),

который на первый взгляд очень точно имитирует большой

судорожный эпилептический приступ, но четко отличается от него

следующими типичными признаками:

- появлением в психотравмирующих ситуациях

-отсутствие ауры

- осторожное медленное падение (скорее опускание), обычно на

мягкое, вследствие чего, не бывает ушибов и травм

-большая длительность (от нескольких минут до 1 часа или даже более)

- отсутствие типичной для эпилепсии последовательности

- беспорядочные, размашистые и нескоординированные движения

конечностей, гримасы, театральные позы, изгибание туловища дугой

(«истерическая дуга»), крики, плач или смех

- сохранение реакции зрачков на свет

- отсутствие прикусывания языка и непроизвольного мочеиспускания

-отсутствие потери сознания, лишь сужение его

- возможность прервать припадок сильным отрицательным или

неожиданным раздражителем

- отсутствие амнезии на период припадка -отсутствие характерных

изменений на ЭЭГ

На современном этапе полный истерический припадок наблюдается

крайне редко. Преобладают рудиментарные и атипичные формы

припадков в виде состояния «трясучки» синкопальных состояний,

приступов икоты, тремора, смеха, плача, качания, кашля и др.

Расстройства чувствительности весьма многообразны и чаще всего

представлены анестезией по типу носков, чулок, перчаток и пр; реже в

виде гипер- или парестезий. Расстройства сенсорной сферы могут

наблюдаться во всех анализаторах, но чаще касаются

зрительного(скотомы, слепота, концентрическое сужение зрения) и

слухового (сурдомутизм). Реже отмечаются нарушения запаха и вкуса.

Очень частая жалоба больных истерией – боли самого различного

характера и локализации.

Расстройства вегетативной сферы (гладкой мускулатуры

внутренностей, сфинктеров) – наиболее частые проявления истерии на

современном этапе. Такой патоморфоз стал возможен из-за повышения

общеобразовательного уровня современных пациентов с

информированностью о медицинских аспектах здоровья. Так, у

больных истерией наблюдают спазмы глотки и пищевода с

затруднением приема пищи (истерический комок в горле), а также

спазмы уретры и мочевого пузыря, явления вагинизма, спастические

запоры, респираторные спазмы и пр.

При обследовании таких больных следует обратить внимание, что

больные с одной стороны, делают акцент на особую исключительность

своих страданий («ужасные», «непереносимые» боли, «сотрясающий

озноб»), подчеркивают необыкновенный, неповторимый характер

симптомов, с другой стороны, проявляют определенное безразличие к

«парализованной конечности», не тяготятся «слепотой» или

невозможностью говорить

Невроз навязчивых состояний.

Это обобщенное название психогенно обусловленных невротических

расстройств в виде разнообразных навязчивостей на основе повышенной

тревожности.

Этиология и патогенез.

По теории И.П. Павлова данный тип расстройства чаще развивается у

людей мыслительного типа с болезненным преобладанием кортикальной

активности над субкортикальной. Основой навязчивостей являются очаги

застойного возбуждения или торможения.

Эти люди отличаются неуверенностью в себе, нерешительностью,

мнительностью, боязливостью, завышенным чувством ответственности

или сочетанием чрезмерной впечатлительности чувствительности со

склонностью к задержке внешних проявлений эмоций. Воспитываются

они в условиях повышенной тревожности, чрезмерной ответственности,

подавления естественной детской живости и непосредственности, что

формирует внутриличностный конфликт психастенического типа («хочу,

но нельзя»)

Клиническая картина.

Навязчивости могут быть представлены разными видами фобий (навязчивые

страхи), обсессий (навязчивые идеи, представления, сомнения, воспоминания

и др.) и компульсий (навязчивые действия), а также их сочетанием.

Чаще всего клиническая картина невроза навязчивых состояний

представлена разного рода фобиями (фобический этап, тревожно-фобическое

расстройство по МКБ-10). Из всего многообразия фобий в клинической

картине невроза навязчивых состояний чаще наблюдают оксифобию (боязнь

острых предметов), клаустрофобию (боязнь закрытых помещений),

гипсофобию (боязнь высоты), мизофобию (страх загрязнения). Нередко

наблюдаются навязчивые страхи болезней – нозофобии(кардиофобия,

канцерофобия). По современной классификации (МКБ-10) страхи

определенных заболеваний отнесены в разряд ипохондрических расстройств,

если только они не связаны со специфическими ситуациями, в которых

может быть приобретено заболевание.

Фобии при неврозе, в отличие от таковых при шизофрении, характеризуются

наличием четкой фабулы; обострением в ситуациях конфликта; наличием

критики, выраженного компонента борьбы; простого, психологически

понятного характера ритуалов.

Формирование фобий проходит несколько самостоятельных этапов,

свойственных всем неврозам. На начальных этапах доминируют

вегетативные расстройства (проявление вегетативной тревоги). Затем

присоединяются сенсомоторные и аффективные (тревожные) расстройства. И

наконец, присоединяется идеаторный (содержательный) компонент, чем и

завершается формирование фобического невроза.

В дальнейшем заболевание проходит ряд стадий и претерпевает клиническое

усложнение. Так, в начале болезни фобии возникают по механизму

условного рефлекса в идентичных ситуациях, затем же условия их

возникновения расширяются. В итоге фобический этап невроза навязчивых

состояний проходит три стадии.

*Фобии возникают при непосредственном столкновении с травмирующей

ситуацией (например, в транспорте, где и возник страх)

* Фобии возникают уже при ожидании встречи с травмирующей ситуацией

(при ожидании поездки на транспорте)

* Фобии возникают при одном только представлении о возможности

травмирующей ситуации.

Обычно больные сохраняют критическое отношение к навязчивым страхам.

Тем не менее на высоте фобии (острый приступ) на короткий период

больные могут утратить критическое отношение к состоянию.

В динамике невроза к навязчивым фобиям присоединяются разнообразные

меры защиты (обсессивно-компульсивный этап, обсессивно-компульсивное

расстройство по МКБ-10), используемые больными для борьбы с

навязчивостями. В начале это может быть только логическое мысленное

переубеждение или мысленный уход от навязчивых страхов. В дальнейшем,

при более тяжелом течении заболевания, больные начинают избегать встреч

с травмирующими моментами, нередко вовлекая в свои защитные действия

близких. Происходит формирование защитных действий – ритуалов, которые

могут подвергаться дальнейшему усложнению, что является показателем

неблагоприятного течения. При невротических фобиях ритуалы всегда

обоснованы и конкретны (в отличие, например, от символичности при

шизофрении).

Может претерпеть динамику и сам фобический синдром. В частности, к нему

может присоединиться навязчивое контрастное влечение (желание

совершить какое-нибудь недозволенное действие, противоречащее

установкам данной личности), что также указывает на неблагоприятное

течение.

В соответствии с МКБ-10 выделяют следующие варианты навязчивостей:

тревожно-фобические, тревожные и обсессивно-компульсивные.

Тревожные расстройства.

Главным в клинической картине является проявление тревоги. В эту группу

входят паническое расстройство и генерализованное тревожное

расстройство.

Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога)

характеризуется повторными приступами тяжелой тревоги, которые не

ограничиваются определенной ситуацией или обстоятельством и поэтому

непредсказуемы. Паническая атака – дискретный период, в котором имеет

место внезапно начинающееся сильное беспокойство, страх или ужас, часто

ассоциирующиеся с чувством неминуемой гибели. Заболевание чаще

начинается в молодом возрасте, преимущественно у женщин. Типичная

паническая атака должна соответствовать всем следующим признакам:

- наличие дискретных эпизодов интенсивного страха, паники или

дискомфорта

- внезапное (пароксизмальное) начало

- достижение максимума в течение нескольких минут и продолжение по

меньшей мере в течение нескольких минут

- наличие не менее 4 симптомов из проявлений тревоги, причем один из них

должен быть из группы вегетативных симптомов (сердечно-сосудистые,

дыхательные, желудочно-кишечные)

Для постановки диагноза панического расстройства необходимо выполнение

следующих критериев:

Возникновение нескольких панических атак на протяжении периода

около 1 месяца при обстоятельствах, не связанных с объективной

угрозой или заметным напряжением

Атаки не должны быть ограничены известными или предсказуемыми

ситуациями

Между атаками состояние должно быть свободным от тревожных

симптомов

Должны быть исключены любые другие причины (физические,

психические, интоксикационные и др)

Генерализованное тревожное расстройство.

Характеризуется наличием генерализованной стойкой тревоги. Ведущие

симптомы очень вариабельны. Они должны присутствовать по меньшей мере

несколько месяцев. Эти симптомы обычно включают:

- разнообразные опасения(о будущих неудачах, о состоянии здоровья

родных, о возможном несчастном случае и т.п.)

- симптомы напряжения: суетливость, мышечное напряжение или боли,

неспособность к релаксации, чувство нервозности или психического

напряжения, ощущение комка в горле или затруднения при глотании

- вегетативную гиперактивность (как обязательное проявление тревоги) и

любой из симптомов общей тревоги

- другие неспецифические симптомы: усиленное реагирование на небольшие

сюрпризы или на испуг, затруднение в сосредоточении внимания или пустота

в голове из-за тревоги или беспокойства, постоянная раздражительность,

затруднение засыпания из-за беспокойства

Для постановки диагноза необходимо наличие не менее 4 из перечисленных

выше признаков, причем один из них должен быть из группы вегетативной

тревоги.

Лечение.

Основным лечебным методом является психотерапия. На начальных этапах

лечения широко применяется лекарственная терапия, в основном

транквилизаторы(хлозепид, реланиум, седуксен, мебикар и др.) и

антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин) в малых дозах. Эти

препараты позволяют устранить тревогу, купировать острые клинические

проявления, для того, чтобы пациент смог участвовать в

психотерапевтической беседе.

При неврастении используют рациональную психотерапию и методы

аутогенной тренировки, при истерии методы, основанные на внушении

(гипнотерапию) и психоанализ, при навязчивых состояниях – методы

поведенческой (условно-рефлекторной), аутогенной тренировки. Применяют

как индивидуальную, семейную, так и групповые модели психотерапии

Задача №1

Больной К. 18 лет

После смерти своего родственника от рака, стал «прислушиваться» к своему

организму. Часто думал о родственнике и находил много схожего между ни и

собой. Периодически посещали мысли о том, что он тоже умрет от рака. В

момент появления таких мыслей, бледнел, покрывался потом, сердце громко

стучало. Из-всех сил гнал мысли прочь, понимал их нелепость, но справиться

с ними не мог.

Вопросы:

1. Перечислите критерии диагностики неврозов (смотри лекционный

материал)

2. Имеется ли у больного психотравмирующая ситуация? Какая?

3. Как вы можете охарактеризовать появившиеся мысли о смерти от рака?

Являются ли они навязчивыми и почему? (назовите критерии для всякого

рода навязчивостей)

4. Как вы понимаете выражение «понимал их нелепость».

5. Как вы можете охарактеризовать группу симптомов«бледнел, покрывался

потом, сердце громко стучало»

6. Имеют они отношение к диагностическим критериям невроза,

7. Можем ли мы в итоге сделать вывод о болезни данного пациента?

8. Каков прогноз у данного больного (его болезнь излечима или нет?)

9. Составьте по лекционному материалу возможный курс лечения.

Задача №2

Больной Б… 28 лет, преподаватель математики. Обратился к врачу с

жалобами на периодические головные боли, усиливающиеся при умственной

работе, чувство постоянной слабости и повышенную утомляемость.

Выполнение обычной работы стало требовать большого напряжения

духовных и физических сил. Утром трудно заставить себя встать с постели,

взяться за обычные дела. Садится за книги, но прочитав полстраницы,

замечает, что механически пробегает глазами по строчкам, а мысли где-то

далеко. Ко второй половине рабочего дня «врабатывается», голова

становится более свежей, но к вечеру чувствует совершенно разбитым. За

последнее время стал раздражительным, утратил обычную сдержанность. Во

время урока грубо прикрикнул на ученика, после чего тут же внутренне

раскаялся, долго не мог успокоиться, представлял себе возможные

неприятные последствия этого поступка. Дома все выводит из себя,

раздражает радио, шумная возня пятилетней дочери. Однажды даже ударил

ее, и сам расстроился до слез, просил у дочери прощения. Раздражает даже

прикосновение одежды к телу. Во время беседы с врачом больной волнуется,

лицо покрывается красными пятнами, голос дрожит, на глаза навертываются

слезы, стесняется этого, старается скрыть свое волнение, склонен к

пессимистической оценке будущих результатов лечения

Вопросы:

1.Чувство постоянной слабости и повышенная утомляемость – характерный

симптом какого невроза?

2. Назовите три формы неврастенического невроза

3. Какая из них «подходит» для нашего больного? Почему?

4.Как вы охарактеризуете эти проявления: «Дома все выводит из себя,

раздражает радио, шумная возня пятилетней дочери. Однажды даже ударил

ее, и сам расстроился до слез, просил у дочери прощения. Раздражает даже

прикосновение одежды к телу»?

5. Являются ли они типичными для данного вида невроза?

6. К каким симптомам можно отнести: «Во время беседы с врачом больной

волнуется, лицо покрывается красными пятнами»?

7. Являются ли они типичными для данного вида невроза?

8. Пользуясь лекционным материалом, составьте прогноз и план лечения

такого больного.

Задача №3

Больной О. 42 года, инженер. Однажды, в связи с неприятностями на работе,

почувствовал себя плохо, появилась одышка, боли в области сердца. Диагноз,

поставленный врачом скорой помощи – инфаркт миокарда- в дальнейшем

был отвергнут. Однако, с этого времени больного стала преследовать мысль,

что он может в любой момент умереть. Эти тревожные мысли усиливались,

когда больной находился в душном помещении, в большой толпе. Он

перестал ездить в автобусе, трамвае – как только закрывались двери вагона,

больного охватывал непреодолимый страх смерти. Долгое время он старался

скрыть от всех эти тяжелые переживания, под разными предлогами старался

уклониться от присутствия на заседаниях, не ходил в кино. Объясняет это

тем, что боялся насмешек: ведь необоснованность его опасений была для

самого больного совершенно очевидной. В дальнейшем появились новые

страхи и тревожные мысли. Выходя утром из дома, со страхом думал, что на

работе в это время по его вине произошла крупная авария. Попытки отогнать

эти мысли были безуспешны. Десятки раз проверял исправность механизмов,

выполнение правил техники безопасности, из-за чего запустил основную

работу. В один из таких дней, когда по дороге на работу, больной переходил

железнодорожные пути, ему пришла в голову мысль: если ему удастся

пройти под медленно движущимся вагоном, то на работе все будет хорошо.

В последующем больной несколько раз с большим риском для жизни,

проделывал это, что между подобным рискованным поступком и опасности

аварии на заводе нет никакой связи. Все это, в конечном итоге, заставило

больного обратиться к врачу.

Вопросы:

1. Имеется ли у данного больного психотравмирующая ситуация? Какая?

2. Как вы можете охарактеризовать фразу: «стала преследовать мысль»

3. Как вы охарактеризуете фразу: «непреодолимый страх»

4. Относится ли больной критически к этим страхам?

5. Как вы охарактеризуете фразу «если ему удастся пройти под медленно

движущимся вагоном, то на работе все будет хорошо»?

6. На какой невроз указывают найденные вами симптомы?

7. Назовите для примера разные виды навязчивостей.

8. Какой тип внутриличностного конфликта характерен для данного невроза?

9. Используя лекционный материал, составьте план лечения и прогноз для

данного больного.

Задача №4.

Больной Н..35 лет, слесарь, в течение нескольких месяцев не работает,

постоянно обращается за помощью к разным врачам. Жалуется на слабость,

отсутствие аппетита, бессонницу. Отмечает у себя массу неприятных

ощущений во всем теле: не хватает дыхания, сердце «словно облили чем-то

горячим» и оно вот- вот разорвется. Чувствуется какой-то жар, в голове

«перчит», голова словно забита, «заклинена», кровь застывает в жилах, по

всему телу «пробегают иголки». При обследовании больного патологических

изменений со стороны внутренних органов не выявлено. Несмотря на это,

больной остается тревожным, подозревает у себя какое-то серьезное

заболевание.

Вопросы:

1.

2.Обоснованы ли, по-вашему, эти подозрения?

3. Почему затруднительно серьезно отнестись к жалобам больного?

4.После обследования, проведенного врачами, при котором не найдено

болезней, пациент успокоился?

5. Как можно назвать такой страх?

6. Как называется состояние, при котором пациент подозревает у себя какие-

нибудь болезни?

7.Как называется это состояние по современной классификации МКБ-10

8. Возможно ли излечение данного больного?

9. Какие виды лечения можно провести?

Задача №5

Больная Р…, 45 лет. По характеру капризная, своенравная. В трудных

жизненных обстоятельствах проявляет робость, нерешительность,

непрактичность. После ухода единственного сына в армию дома осталась

одна. С этого времени непрерывно лечится у разных врачей. Помещенная в

психиатрический стационар, большую часть времени лежит в постели.

Выражение лица страдальческое, руки бессильно разбросаны. При виде врача

начинает охать, стонать, держится руками за голову, плачет. Жалуется на

тяжелое общее состояние: «Все тело болит…Голова разламывается. Не сплю

ни минуты» и т.п. При волнении появляются размашистые движения рук.

При ходьбе пошатывается, широко расставляет ноги, держится руками за

окружающие предметы. Дважды за время пребывания больной в стационаре,

у нее наблюдались однотипные припадки. Лежа в постели она начинает

глухо стонать, метаться, сжимая себе руками горло. На вопросы не отвечала,

не реагировала на болевое раздражение. При попытке проверки реакции

зрачков на свет «закатывала» глаза. Сухожильные рефлексы оставались

сохранными и даже повышались. После окончания припадка, длившегося 10-

15 минут, больная сохраняла о нем смутные воспоминания.

Ко всем проводимым лечебным мероприятиям относится отрицательно,

уверяет, что ей ничто не поможет. Себя считает совершенно

нетрудоспособной. Просит врача добиться через военкомат возвращения

сына из армии. Суждения больной примитивны. Нелогичны. Круг интересов

ограничен болезнью и бытовыми вопросами

Вопросы:

1.Есть ли у больной психотравмирующая ситуация?

2.«Подходит» ли нашей больной такой механизм личностного реагирования

на ситуацию: «вытеснение, бегство в болезнь, регрессия, фантазирование, а

также конверсия и диссоциация, как бы «помогающие» найти «выход» из

затруднительного положения»?

3.Для какого невроза это характерно?

4. Пользуясь лекционным материалом объясните термины «диссоциация»,

«конверсия».

5. Как называется это расстройство по современной классификации

болезней?

6. Назовите наиболее частые проявления этого невроза.

7. Какие из перечисленных, вы нашли у нашей больной?

8. Можно ли назвать припадки, наблюдаемые у нашей больной,

эпилептическими?

Почему?

9. Перечислите мероприятия, которые можно провести при таком припадке.

10. Принципы лечения данного расстройства.

Эталоны ответа на ситуационно-клинические задачи.

Задача №1.

1. Психогенная природа,обратимость патологических

нарушений,парциальность нарушений, доминирование эмоционально-

аффективных и соматовегетативных расстройств на обязательном

астеническом фоне, критическое отношение к болезни, наличие характерного

типа личностного невротического конфликта

2. Есть психотравмирующая ситуация - смерть родственника от рака

3. Навязчивые страхи – канцерофобия. Появляются помимо воли больного,

критически к ним относится, не может от них избавиться самостоятельно.

4. Критическое отношение

5. Соматовегетативные проявления

6. Имеются критерии невротического расстройства

7. Невроз навязчивых состояний

8. Обратимость патологических нарушений – предполагает полное

излечение.

9. На начальных этапах медикаменты – транквилизаторы и антидепрессанты

в малых дозах. Психотерапия – методы поведенческой (условно-

рефлекторной), аутогенной тренировки.

Задача №2.

1. Неврастения.

2.1) реактивная неврастения, 2) невроз истощения (переутомления)

3) информационный невроз

3. Невроз истощения

4.Нарушения аффективной (эмоциональной) сферы и высших психических

функций

5. Типичны для неврастении

6. Вегетативные симптомы

7. Являются типичными для всех неврозов

8. При неврастении используют рациональную психотерапию и методы

аутогенной тренировки, транквилизаторы (хлозепид, реланиум, седуксен,

мебикар и др.) и антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин) в малых

дозах.

Задача №3.

1.Диагноз, поставленный врачом скорой помощи – инфаркт миокарда

2. Навязчивая мысль

3. Фобия

4.«Необоснованность его опасений была для самого больного совершенно

очевидной..»

5. «Защитные» действия – ритуалы

6. Невроз навязчивых состояний.

7. Навязчивые страхи (фобии), навязчивые влечения (мании), навязчивые

действия (компульсии), навязчивые идеи, мысли (обсессии)

8. «Хочу, но нельзя»

Задача №4

1.Доминирование эмоционально-аффективных и соматовегетативных

расстройств на обязательном астеническом фоне - «слабость, отсутствие

аппетита, бессонницу»

2. Отсутствуют «серьезные» симптомы

3. Масса разнообразных жалоб, не связанных между собой

4. «.., больной остается тревожным»

5. Навязчивый страх – фобия

6. Ипохондрия

7.По современной классификации (МКБ-10) страхи определенных

заболеваний отнесены в разряд ипохондрических расстройств

8. Неврозы относятся к обратимым состояниям

9.Транквилизаторы (хлозепид, реланиум, седуксен, мебикар и др.) и

антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин) в малых дозах и

психотерапия

Задача №5

1.Уход единственного сына в армию

2.Полностью соответствует

3. Истерического

4.Конверсионный механизм возникновения истерических симптомов

понимают, как подавление до бессознательного (вытеснение)

неотреагированных аффективных реакций на негативные переживания с их

одновременным отделением от содержания и направления из психической в

соматическую сферу в виде симптома.

Диссоциация – при этом механизме происходит нарушение функции синтеза

личности, которое выражается прежде всего потерей способности

формирования психических функций и сознания.

5. «Диссоциативные (конверсионные) расстройства»

6.Эмоционально-аффективные расстройства при истерии – фобии, астения и

ипохондрические проявления, диссоциативные расстройства двигательной

сферы (моторики) в случаях развернутой картины болезни обычно

представлены истерическими параличами (астазия-абазия, геми-, пара-,

тетраплегии, парз мимических мышц и др.); контрактурами и спазмами

(одно- и двусторонние блефароспазмы, афония, заикание, мутизм и пр.)

Истерические двигательные расстройства могут имитировать любой вариант

атаксии, апраксии, акинезии, афонии, дизартрии, дискинезии и паралича

7. Истерическая атаксия, судороги

8. Нет, его трудно классифицировать, не «похож» по разным признакам,

зрачки, сухожильные рефлексы и т.д.

9. Убрать «зрителей», окрик, опрыскивание водой

10.Транквилизаторы (хлозепид, реланиум, седуксен, мебикар и др.) и

антидепрессанты (амитриптилин, мелипрамин) в малых дозах и методы

психотерапии, основанные на внушении (гипнотерапию) и психоанализ

Итоговый тестовый контроль по теме: «Невротические расстройства»

1. Чрезмерная забота и беспокойство о своем здоровье с переживанием

неприятных ощущений в организме на фоне тревожной мнительности с

эмоциональными нарушениями – проявления невроза:

а) астенического

б) ипохондрического

в) обсессивно-компульсивного

г) фобического

2.Синдром невротической тревоги (вегетативная тревога) может проявляться:

а)соматовегетативными симптомами

б)симптомами, относящимися к психическому состоянию

в)невротическими вегетативными кризами

г) всем вышеперечисленным

3) Психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое

пограничное заболевание, в основе которого лежит нарушение высшей

нервной деятельности, возникающее в результате расстройства особо

значимых жизненных отношений человека и проявляющееся в

специфических клинических феноменах при отсутствии психотических

(галлюцинации, бред, кататония, мания) явлений

А) эпилепсия

Б) шизофрения

В) психоз

Г) невроз

4. Найдите соответствие

А) невроз

Б) психоз

а) прямая реакция личности на психогенную ситуацию последствий и

неспособностью адаптироваться к новым условиям

б) длительная переработка личностью сложившейся ситуации и ее

последствий и неспособностью адаптироваться к новым условиям

5. Особенность клинических проявлений неврозов:

А) преобладание эмоциональных проявлений

Б) преобладание соматовегетативных симптомов

В) астенические симптомы

Г) все вышеперечисленное

6.Найдите соответствие характерного типа личностного невротического

конфликта:

А) истерический конфликт

Б) обсессивно-психастенический

В) неврастенический

а)завышенный уровень притязаний при недооценке реальных условий и

неспособности тормозить при этом желания («хочу и не дают»)

б) противоречие между желанием и долгом («не хочу, но должен»)

в)несоответствие между возможностями, стремлениями личности и

завышенными требованиями к себе («хочу и не могу»)

7. Болезнь Бирда:

А) истерия

Б) неврастения

В) невроз навязчивых состояний

Г) обсессивно-компульсивное расстройство

8. Формы неврастенического невроза – найдите соответствие:

А) реактивная неврастения

Б) невроз истощения (переутомления)

В) информационный невроз

а) развивается в случае попытки усвоения большого объема значимой

информации на фоне дефицита времени при высоком уровне мотивации

(значимости успеха)

б) связан с массивной (или серийной) психотравматизацией

в) возникает вследствие непосильного труда и/или пролонгированного

переутомления, при стойком трудовом напряжении (в первую очередь

психическом, интеллектуальном, эмоциональном)

9. Не является клиническим проявлением неврастении:

А) изменения чувствительности

Б) сомато-вегетативные расстройства

В) нарушение сна

Г) галлюцинации

10. Найдите соответствие:

А) гиперстеническая форма неврастении

Б) гипостеническая форма неврастении

а) выражены компоненты собственно астении – снижение

работоспособности, интереса к окружающему, усталость, вялость,

истощаемость

б) характерны чрезмерная раздражительность, несдержанность,

нетерпеливость, слезливость, нарушение внимания, повышенная

чувствительность к незначительным раздражителям

11.Стремление привлечь к себе внимание; состояние «условной приятности,

желательности, выгодности» симптома, содействующие фиксации

истерического реагирования; внушаемость и самовнушаемость; яркость

эмоциональных проявлений; демонстративность и театральность –

характерны для невроза:

а) астенического

б) ипохондрического

в) истерического

г) фобического

12.Найдите соответствие:

А) конверсия

Б) диссоциация

а)происходит нарушение функции синтеза личности, которое выражается

прежде всего потерей способности формирования психических функций и

сознания; это сопровождается сужением поля сознания и появлением

возможности диссоциации, т,е. отщепления некоторых психических функций

( эти функции выпадают из-под контроля личности, приобретают автономию

и начинают самостоятельно управлять поведением человека)

б) подавление до бессознательного (вытеснение) неотреагированных

аффективных реакций на негативные переживания с их одновременным

отделением от содержания и направления из психической в соматическую

сферу в виде симптома

13.Эмоционально-аффективное расстройство при истерии:

А) фобия

Б) астения

В) ипохондрия

Г) все вышеперечисленное

14. Спазмы глотки и пищевода с затруднением проглатывания пищи,

симптом:

А) эмоционально-аффективного расстройства

Б) диссоциативногорасстройствоа двигательной сферы

В) расстройствоа чувствительности

Г) расстройства вегетативной сферы

15.При обследовании таких больных следует обратить внимание, что

больные с одной стороны, делают акцент на особую исключительность своих

страданий («ужасные», «непереносимые» боли, «сотрясающий озноб»),

подчеркивают необыкновенный, неповторимый характер симптомов, с

другой стороны, проявляют определенное безразличие к «парализованной

конечности», не тяготятся «слепотой» или невозможностью говорить –

проявление невроза:

а) астенического

б) ипохондрического

в) истерического

г) фобического

16. Эти люди отличаются неуверенностью в себе, нерешительностью,

мнительностью, боязливостью, завышенным чувством ответственности или

сочетанием чрезмерной впечатлительности чувствительности со

склонностью к задержке внешних проявлений эмоций. Воспитываются они в

условиях повышенной тревожности, чрезмерной ответственности,

подавления естественной детской живости и непосредственности, что

формирует внутриличностный конфликт психастенического типа («хочу, но

нельзя») - проявление невроза:

а) астенического

б) ипохондрического

в) истерического

г) фобического

17.Найдите соответствие:

А)фобии

Б) обсессии

В)компульсии

а) навязчивые идеи, представления, сомнения, воспоминания и др

б) навязчивые страхи

в) навязчивые действия

18. Найдите соответствие:

А)паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревога)

Б) паническая атака

а)характеризуется повторными приступами тяжелой тревоги, которые не

ограничиваются определенной ситуацией или обстоятельством и поэтому

непредсказуемы

б)дискретный период, в котором имеет место внезапно начинающееся

сильное беспокойство, страх или ужас, часто ассоциирующиеся с чувством

неминуемой гибели.

19 Не является транквилизатором:

А) реланиум

Б) седуксен

В) мебикар

Г) амитириптилин

20. Найдите соответствие методов психотерапии:

А) истерия

Б) неврастения

В) навязчивые состояния

а) психоанализ и внушение

б) методы поведенческой и аутогенной тренировки

в) рациональную психотерапию и аутогенную тренировку

Эталон ответа на итоговый тестовый контроль по теме: «Неврозы»

1 Б

2.Г

3.Г

4 А-б,Б-а

5.Г

6 А-а,Б-б,В-в

7.Б

8.А-б,Б-в,В –а

9.Г

10.А-б,Б-а

11.В

12. А-б, Б-а

13.Г

14.Г

15.В

16.Г

17.А-б,Б-а,В-в

18.А-а,Б-б

19.Г

20. А-а,Б-в,В-б



В раздел образования