Напоминание

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста


Авторы: Миндибекова Юлия Сергеевна, Ахпашева Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Филиппок"
Населённый пункт: город Абакан,Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста

В последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей,

их физического развития. Недостаточная двигательная активность –

гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. В первую очередь от

гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым

способствует нарушению осанки, кровообращения, сердечнососудистой

системы, функции дыхания, центральной нервной системы.

«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку.

Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,

бесспорен. Но далеко не все осознают, как важна она для формирования

физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с

малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.

Активные, подвижные, любознательные дети, имеющие положительный опыт

общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, охотно идут в детский сад и

в меньшей степени переживают расставание с родителями. Но даже хорошо

привыкающие к детскому саду дети, несмотря на кажущееся внешнее

спокойствие, испытывают сильные переживания. Внутреннее напряжение

заставляет ребенка длительное время находиться без движения, в пассивном

состоянии, что несвойственно для данного возраста. При обследовании детей

подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием здоровья

ребенка и его двигательной активностью. Стараясь справиться со стрессом,

организм ребенка ослабевает. Больше всего страдает иммунная система,

ребенок становится уязвим к внешним воздействиям инфекций и как следствие

чаще болеет. Одним из факторов, формирующим здоровье ребёнка, является

двигательная активность. Это количество движений, которые малыш

производит в течение всего бодрствования (ходьба, прыжки, бег, лазание,

ползание, метание). Они закаливают сердечнососудистую, дыхательную,

костно-мышечную, нервную систему.

При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей

появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при

правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более,

уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного

нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения,

тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное

развитие ребенка.

Не менее 50% всего периода бодрствования должно быть отведено организации

двигательной активности малышей. Потребность в движениях у маленьких

детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее. Это

обусловлено тем, что в этом возрасте детей характеризует действенная позиция

познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз

— до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное

напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают.

Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность

детей, создать условия для различных видов движений.

Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но

и от положительного отношения к занятиям. Поэтому воспитателям

немаловажно использовать подвижные игры, физкультминутки, игры на основе

стихов и потешек на развитие мелкой моторики и координации движений,

чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью.

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного

режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и

мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений

способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая

полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

Проводятся физкультминутки (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и

содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию

элементарных математических представлений, главным образом в момент

появления признаков утомляемости детей.

Известно, что физкультминутки

применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем

уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется

двигательное беспокойство, наступает утомление, педагог предлагает им

провести несколько физкультурных упражнений. Это упражнения

общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны,

полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.

Проводятся так же подвижные игры, физические упражнения на

прогулке. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная

деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают

выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры

служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных

навыков и воспитание физических качеств.

В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной

форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные

задачи.

Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми

впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.

После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого

ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.

Этому могут способствовать комплексы гимнастики после дневного

сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет

меняться и её продолжительность.

Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного

возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы

природы: воздух, солнце и вода.

Целью закаливания является выработка

способности организма быстро приводить работу органов и систем в

соответствие с меняющейся внешней средой.

В результате закаливания ребенок

становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и

простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают

хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются

бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.

Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность. Пребывание на

свежем воздухе (ориентируясь на погодные условия. Педагог предоставляет

детям возможность участвовать в разнообразных играх; обеспечивает их

разнообразной активной, развлекательной деятельностью (показ

театрализованных представлений, чтение сказок, проведение подвижных и

малоподвижных игр.)

Особенности физического развития детей раннего возраста требуют от

воспитателя глубоких знаний и творческого подхода, а также строгой

регламентации двигательной деятельности детей в организации подвижных игр,

физкультурных занятий, утренней гимнастики. Потому воспитателю во время

планирования и проведения работы по физической культуре, необходимо

учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка

и особенности развития движений, создать все условия для нормального

физического развития детей.

Таким образом, изучив особенности периода раннего возраста, можно сделать

вывод о том, что физическое воспитание детей данного возраста имеет

огромное значение для будущего всего общества и цель его - это создание всех

необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой

и физически крепкой личности.



В раздел образования