Авторы: Миндибекова Юлия Сергеевна, Ахпашева Юлия Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Филиппок"
Населённый пункт: город Абакан,Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Физкультурно-оздоровительная работа с детьми раннего возраста
В последнее время наблюдается снижение показателей уровня здоровья детей,
их физического развития. Недостаточная двигательная активность –
гипокинезия – отмечается у совсем маленьких детей. В первую очередь от
гипокинезии страдает мышечная система, снижается тонус мышц. Тем самым
способствует нарушению осанки, кровообращения, сердечнососудистой
системы, функции дыхания, центральной нервной системы.
«Движение – это жизнь» - эти слова известны практически каждому человеку.
Тот факт, что двигательная активность полезна для организма человека,
бесспорен. Но далеко не все осознают, как важна она для формирования
физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с
малых лет приучать наших детей вести активный образ жизни.
Активные, подвижные, любознательные дети, имеющие положительный опыт
общения, как со взрослыми, так и со сверстниками, охотно идут в детский сад и
в меньшей степени переживают расставание с родителями. Но даже хорошо
привыкающие к детскому саду дети, несмотря на кажущееся внешнее
спокойствие, испытывают сильные переживания. Внутреннее напряжение
заставляет ребенка длительное время находиться без движения, в пассивном
состоянии, что несвойственно для данного возраста. При обследовании детей
подтвердился факт закономерной взаимосвязи между состоянием здоровья
ребенка и его двигательной активностью. Стараясь справиться со стрессом,
организм ребенка ослабевает. Больше всего страдает иммунная система,
ребенок становится уязвим к внешним воздействиям инфекций и как следствие
чаще болеет. Одним из факторов, формирующим здоровье ребёнка, является
двигательная активность. Это количество движений, которые малыш
производит в течение всего бодрствования (ходьба, прыжки, бег, лазание,
ползание, метание). Они закаливают сердечнососудистую, дыхательную,
костно-мышечную, нервную систему.
При правильной организации режима дня даже у часто болеющих детей
появляется потребность и силы к движению. Подвижная деятельность при
правильном подходе становится оружием против болезней и стресса. Тем более,
уровень развития двигательных умений – один из показателей правильного
нервно-психического развития в раннем возрасте. Чем разнообразнее движения,
тем интенсивнее происходит интеллектуальное и социально-эмоциональное
развитие ребенка.
Не менее 50% всего периода бодрствования должно быть отведено организации
двигательной активности малышей. Потребность в движениях у маленьких
детей проявляется ярче, и ограничить ее бывает значительно труднее. Это
обусловлено тем, что в этом возрасте детей характеризует действенная позиция
познания окружающего мира. Детям свойственна частая смена движений и поз
— до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходит поочередное
напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают.
Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную деятельность
детей, создать условия для различных видов движений.
Во многом подвижность детей зависит не только от их двигательных умений, но
и от положительного отношения к занятиям. Поэтому воспитателям
немаловажно использовать подвижные игры, физкультминутки, игры на основе
стихов и потешек на развитие мелкой моторики и координации движений,
чтобы наполнить движения эмоциональной привлекательностью.
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного
режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и
мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений
способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая
полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.
Проводятся физкультминутки (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и
содержания занятий по развитию речи, рисованию, формированию
элементарных математических представлений, главным образом в момент
появления признаков утомляемости детей.
Известно, что физкультминутки
применяются с целью поддержания умственной работоспособности на хорошем
уровне. В тот момент, когда у детей снижается внимание и появляется
двигательное беспокойство, наступает утомление, педагог предлагает им
провести несколько физкультурных упражнений. Это упражнения
общеразвивающие: наклоны туловища, движение рук вверх, в стороны,
полуприседания и приседания, подпрыгивание, подскоки, ходьба.
Проводятся так же подвижные игры, физические упражнения на
прогулке. Подвижные игры – сложная двигательная, эмоционально окрашенная
деятельность, обусловленная установленными правилами, которые помогают
выявить конечный итог или количественный результат. Подвижные игры
служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных
навыков и воспитание физических качеств.
В летнее время развлечения помогают педагогу в доступной и интересной
форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные
задачи.
Активное участие в развлечениях обогащает детей новыми
впечатлениями, даёт возможность приобрести двигательные навыки и умения.
После дневного сна важно поднять настроение и мышечный тонус у каждого
ребенка, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы.
Этому могут способствовать комплексы гимнастики после дневного
сна, который носит вариативный характер, в зависимости от этого будет
меняться и её продолжительность.
Закаливание – важнейшая часть физического воспитания детей дошкольного
возраста. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы
природы: воздух, солнце и вода.
Целью закаливания является выработка
способности организма быстро приводить работу органов и систем в
соответствие с меняющейся внешней средой.
В результате закаливания ребенок
становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и
простудным и инфекционным заболеваниям. Закаленные дети обладают
хорошим здоровьем и аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются
бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью.
Активный отдых и самостоятельная двигательная деятельность. Пребывание на
свежем воздухе (ориентируясь на погодные условия. Педагог предоставляет
детям возможность участвовать в разнообразных играх; обеспечивает их
разнообразной активной, развлекательной деятельностью (показ
театрализованных представлений, чтение сказок, проведение подвижных и
малоподвижных игр.)
Особенности физического развития детей раннего возраста требуют от
воспитателя глубоких знаний и творческого подхода, а также строгой
регламентации двигательной деятельности детей в организации подвижных игр,
физкультурных занятий, утренней гимнастики. Потому воспитателю во время
планирования и проведения работы по физической культуре, необходимо
учитывать возрастные анатомо-физиологические особенности развития ребенка
и особенности развития движений, создать все условия для нормального
физического развития детей.
Таким образом, изучив особенности периода раннего возраста, можно сделать
вывод о том, что физическое воспитание детей данного возраста имеет
огромное значение для будущего всего общества и цель его - это создание всех
необходимых и благоприятных условий для будущего формирования здоровой
и физически крепкой личности.