Напоминание

"Групповая работа на уроках русского языка как средство развития учебных умений младших школьников"


Авторы: Судакова Ирина Игоревна, Калинина Нина Ивановна
Должность: студент и преподаватель методики русского языка и литературы
Учебное заведение: Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Ульяновский социально-педагогический колледж
Населённый пункт: г. Ульяновск
Наименование материала: статья
Тема: "Групповая работа на уроках русского языка как средство развития учебных умений младших школьников"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему: «Групповая работа на уроках русского языка как

средство развития учебных умений младших школьников».

Ведение

Я, Судакова Ирина Игоревна, студентка 42 группы Областного

государственного

бюджетного

профессионального

образовательного

учреждения «Ульяновский социально-педагогический колледж», проходила

производственную

практику

на

базе.

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного учреждения города Ульяновска "Средняя школа №37"

в 1 «в» классе.

Классный руководитель данного класса поделилась со мной своим

опытом

групповой

работы

на

уроках

русского

языка

с

младшими

школьниками.

Основная часть:

Русский

язык

является

одним

из

фундаментальных

предметов

начальной школы ,успехи в изучении этого предмета в значительной степени

определяют

результат

обучения

младшего

школьника

и

по

другим

предметам. Язык – это основное средство самовыражения, ребенка. Ребенок

начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту

поступления в школу он, как правило, уже имеет определенный опыт

общения со взрослыми. В возрасте 6 - 7 лет у детей возникает интерес к

сверстникам. Происходит интенсивное установление дружеских контактов,

появляется настоящее сотрудничество школьников: дети помогают друг

другу, а это важная задача развития на школьном этапе.

Современная программа начальной школы по ФГОС НОО предъявляет

высокие требования к развитию речи младших школьников.

Перед учителем школы стоит задача сформировать у учащихся умения

сотрудничать и работать в группе, уметь слушать , свободно, четко и понятно

излагать свое мнение, обсуждать разные точки зрения и вырабатывать

общую позицию.

Под групповой формой обучения понимают такую форму организации

деятельности, при которой на базе класса создаются группы по (3-5 человек)

для совместного выполнения учебного задания.

Технологический

процесс

групповой

работы

складывается

из

следующих элементов:

1. Подготовка к выполнению группового задания (деление на группы,

инструктаж);

2.

Групповая

работа

(знакомство

с

материалом,

распределение

заданий);

3. Заключительная часть ( сообщение о результатах, получение общего

вывода).

Совместно с учителем мы составили программу групповой работы

нашего класса (1«В»).

Уроки проводятся в форме диалога или дискуссии. Учитель знакомит

детей с правилами ведения диалога:

- Хочешь говорить - подними руку;

- Обращение начинается с имени;

- В работе участвует каждый ученик.

Первые задания для групповой работы представлялись на хорошо

известном детям учебном материале, чтобы основное внимание уделялось

освоению приемов взаимодействия друг с другом.

Творческая мастерская.

Группам учащихся раздаются буквы из разрезной азбуки. Каждый

ученик получает по 1 букве. Нужно построиться возле доски так, чтобы

получилось слово. Например, слова: мама, школа.

Заголовок текста.

Детям читается небольшой текст, выписываются ключевые слова из

которых предлагается записать самое главное, которое по мнению детей

подходит для заголовка текста.

Буква заблудилась Учитель напоминает детям про то, что слова

складываются из букв. В словах буквы стоят, как и в алфавите, по

определенному порядку. Но случается, что буква заблудится, и тогда

меняется слово, например: дом — дым, стол — стул. Затем читает детям

стихотворение:

1.На виду у детворы

Крысу красят маляры.

2.Сели в ложку и айда,

Плаваем туда-сюда.

3. Тает снег, течёт ручей,

На ветвях полно врачей.

Слова-перевёртыши

На доске из разрезной азбуки составлены слова-перевертыши. Дети должны

переставить буквы так, чтобы получились слова.

МОД (Дом)

АЛИС (Лиса).

Заключение:

Данная тема моей работы считаю актуальной

Умение работать в группах позволяет детям стать активнее, заинтересовать их

предметом « Русский язык» посредствам игры.

Преимущества групповой работы явны:

дети приобретают важные навыки жизни;

улучшается успеваемость;

укрепляется дружба;

улучшаются межличностные отношения;

устанавливается психологический комфорт в классе;

учащиеся усваивают больший объем материала;

между учеником и учителем устанавливаются доверительные отношения;

порождается взаимная ответственность, внимательность, формируется интерес к

работе товарища;

работа в группе помогает ребенку проявить себя;

упрощается процедура проверки работ;

объем домашнего задания становится минимальным.

В

этой

теме

рассматривается

одна

из

важнейших

проблем,

существующих в методике обучения русскому языку - это проблема

обогащения словарного запаса учащихся начальной школы, а при групповых

занятиях возможности безграничны.

Мной также была разработана картотека упражнений, направленных на

улучшение практической деятельности во время производственной практики

на уроках русского языка.



В раздел образования