"Досуговая деятельность младших школьников в группе продленного дня"
Автор: Бутылкина Юлия Геннадьевна Должность: воспитатель гпд Учебное заведение: МБОУ "ООШ п Лощинный" Населённый пункт: город Энгельс, поселок Лощинный, Саратовская область Наименование материала: Творческая работа Тема: "Досуговая деятельность младших школьников в группе продленного дня" Раздел: начальное образование
«Досуговая деятельность
младших школьников в
группе продленного дня»
Работу выполнила
Бутылкина Юлия Геннадьевна,
воспитатель ГПД МБОУ
«ООШ п. ЛОЩИННЫЙ»
1
Содержание работы
Введение. 3 стр
Глава 1. Понятие и сущность досуговой деятельности. 4-8 стр
Глава 2. Опыт организации досуга младших школьников в группе
продлённого дня. 9-12 стр
Заключение. 13-14 стр
Список использованной литературы. 15 стр
2
ВВЕДЕНИЕ
К. Маркс определял свободное время как «время досуга или время для более
возвышенной
деятельности,
которая
позволяет
развернуться
сущностным
силам
человека
с
целью
наслаждения,
но
не
производства
жизненно
необходимых товаров».
В современных условиях модернизации учебно-воспитательного процесса
далеко не все педагогические возможности используются в сфере развития
личности младшего школьника во внеурочное время. Одним из факторов
развития детской личности является общение с другими людьми в процессе
формирования досуговой культуры. В настоящее время бытует мнение о том,
что изменился менталитет детей и их родителей, отношение семьи к школе,
снизился уровень коммуникативной культуры. В связи с этим, одним из
решений
данной
проблемы
видится
сохранение
тех
малых
структур
общества, где дети общаются лично, где возможно создание благоприятных
условий для полноценных отношений (семья, группа, класс, клуб)
Глубокое
проникновение
в
мир
детских
интересов
необходимо
для
воспитателей всех категорий. Нельзя мыслить успешного воспитания без
того,
чтобы
задачи,
которые
ставит
перед
собой
воспитатель,
не
были
восприняты ребенком с желанием, заинтересованностью и не встречали бы
активного ответного содействия со стороны самих детей. Трудно поверить в
то, что воспитатель сможет найти ключ к каждому ребенку, не зная, что же
собственно отличает его натуру не только в смысле характера, темперамента
и т. п., а в смысле “самого интересного” для этого маленького человека.
Интересы
подрастающей
личности
еще
только
складываются,
и
их
гармоничное
развитие
во
многом
зависит
от
целенаправленного
воспитательного воздействия.
В
настоящее
время
ведется
разработка
внеурочной
и
внеклассной
деятельности.
Данный
вид
деятельности
необходим
для
формирования
гармонично развитой и воспитанной личности ребенка.
В
данной
работе
мы
хотели
бы
рассмотреть
досуговую
деятельность
младших школьников и ее значение в формировании способностей детей.
Исходя из поставленной цели, перед нами ставятся следующие задачи:
1. Изучить необходимую учебно-педагогическую и методическую литературу
по теме.
2. Проанализировать опыт работы группы продлённого дня и выявить
особенности организации досуга детей младшего школьного возраста.
3
Глава 1. Понятие и сущность досуговой деятельности.
Крестьянов В.П. отмечал, что «в определении предмета педагогики досуга
как способа видения объекта с позиций данной науки следует, прежде всего,
исходить из установившегося положения о том, что личность формируется и
развивается в деятельности. Являясь частью жизнедеятельности человека
(труд,
учеба,
бытовые
дела
и
др.),
досуговая
деятельность
имеет
ряд
существенных специфических особенностей, отличающих ее от других видов
деятельности. Во-первых, ее действительный мотив - свободное творчество
личности.
Мотивация
этой
деятельности
осуществляется
человеком
по
своему
собственному
усмотрению,
она
не
связана
с
обязательной
регламентацией
и
жесткой
организацией.
Во-вторых,
цели
и
содержание
досуговой
деятельности
избираются
человеком
в
зависимости
от
его
образовательного и культурного уровня, нравственного развития. Конечный
результат досуговой деятельности не имеет для человека принципиального
значения,
ибо
важнейшим
стимулом
здесь
является
чувство
внутреннего
удовлетворения, которое он испытывает во время досугового занятия. В-
третьих, обладая огромным диапазоном видов своего проявления, досуговая
деятельность
может
носить
социально
полезный
характер,
характер
социально
нейтральный,
быть
деструктивной,
антисоциальной
и
даже
криминальной.
В-четвертых,
она
может
быть
разнообразна
по
своему
предмету
и
предполагает
в
одних
случаях
активное
участие
человека,
в
других – его пассивное расслабление. Таким образом, досуговая деятельность
обусловлена
объективной
потребностью
человеческого
организма
в
восстановлении
своего
физического
и
психического
баланса
и
характеризуется определенной культурной значимостью. Она осуществляется
в
свободное
время
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями
личности,
ее
интересами,
физическими
способностями,
интеллектом,
желаниями и отличается добровольностью выбора досуговых занятий. Ее
результатом является наслаждение самим процессом деятельности».
Поскольку уровень досуговой деятельности обусловлен индивидуальными
особенностями
развития
личности,
постольку
целью
педагогической
дея-
тельности в сфере досуга является повышение этого уровня. Поэтому педа-
гогический процесс в сфере досуга объективно представляет собой целе-
направленную организацию досуговой деятельности на достижение ее более
высокой
конструктивности,
культуры
и
творческой
направленности.
Досуговая деятельность при этом выступает как одно из важнейших средств
реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной
среды, окружающей его.
4
Рассмотрение сущностных характеристик педагогики досуга подводит к
необходимости определения ее параметров. Она изучает особенности педаго-
гического процесса в сфере досуга всех возрастных групп. Учитывая, что
ребенок, подросток, взрослый, занимающийся досугом, представляет собой
сложную,
противоречивую
личность,
обладающую
только
ей
присущими
мировоззренческими,
психологическими,
нравственными
и
эстетическими
качествами,
умениями
и
навыками,
педагогика
досуга
ориентируется
на
гармонизацию ее жизни как с точки зрения физической, так и духовной. При
раскрытии предмета педагогики досуга необходимо исходить из характе-
ристики
досуговой
деятельности
как
средства
индивидуального
самоут-
верждения людей, воздействия социально-культурной практики на сознание и
поведение личности».
Досуг
–
это
совокупность
различных
видов
занятий,
деятельности,
осуществляемой в свободное время, в результате которой происходит
развитие личностных качеств человека, удовлетворяются его духовные,
физические и другие социально значимые потребности. Поскольку досуг
– деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не
простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу «что хочу, то и
делаю».
Это
развивающая
деятельность,
осуществляемая
в
русле
определенных
интересов
и
целей,
которые
ставит
перед
собой
человек.
Усвоение
культурных
ценностей,
познание
нового,
любительский
труд,
творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще
многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия
укажут на достигнутый уровень культуры досуга. Досуг – это центральный
элемент
культуры,
имеющий
глубокие
и
сложные
связи
с
общими
проблемами работы, семьи, политики.
Развивающий диапазон культуры и досуга поистине беспределен. С давних
времен народ связывал культуру и досуг со свободой деятельности, твор-
ческим состоянием. Все, чем людям интересно заниматься, можно и нужно
относить к сфере их досуга. Досуг способен объединить и отдых и труд.
Досуг позволяет раскрыть физический, духовно-нравственный, эстетический
потенциал человека. Это и путь его активного продвижения к культуре,
освоению социокультурного наследия.
Смысловое значение досуга в его практической реализации можно распре-
делить на четыре основные группы, которые отличаются друг от друга своей
психологической
и
культурной
значимостью,
эмоциональной
весомостью,
степенью духовной активности:
5
- досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интел-
лекта; это состояние ума и души. В этом представлении досуг обычно рас-
сматривается с точки зрения эффективности человеческой деятельности;
- досуг как деятельность, не связанная с работой. Это понимание досуга
включает ценности самореализации;
- досуг как время, когда человек занимается тем, что не является его
обязанностью;
- досуг как интегрирующая категория, включающая в себя содержательные
аспекты трех предыдущих подходов и стирающая грань между «работой» и
«не работой», т.е. соединяющая в себе понятия времени и отношения к
времени.
Основная цель педагогики досуга – содействие гармоническому раз-
витию человека как личности, реализация его способностей и возможностей
в
сфере
свободного
времени.
По
мнению
целого
ряда
педагогов-
исследователей
(В.А.
Караковский
и
др.),
в
целеполагании
культурно-
воспитательного
процесса
необходимо
базироваться
на
фундаментальные
ценности,
благодаря
которым
у
человека
формируются
добрые
черты,
рождаются
высоконравственные
потребности
и
поступки.
Это
Человек,
Семья,
Труд,
Знания,
Культура,
Отечество,
Земля,
Мир.
Каждая
из
этих
ценностей обладает огромной значимостью для педагогического процесса в
досуговой деятельности.
Досуговая деятельность обозначает содержательный, развивающий отдых,
свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать воспитан-
никам, однако организатор досуга должен помнить о своей ведущей роли, а
не быть сторонним наблюдателем.
Досуг - специальная форма воспитательной работы, включающая различные
виды деятельности. Цель досуга - социализация, развитие коммуникативной
культуры каждого.
В начальной школе целесообразно использовать следующие формы
досуговой деятельности:
- беседы
- встречи с интересными людьми
- викторины
- КВНы
- театрализации
- интерактивные игры
6
- тренинги
- читательские клубы
Ожидаемый
результат
–
создание
оптимальных
условий
для
развития,
творческая самореализация каждого, формирование навыков коллективной и
организаторской
деятельности,
психологический
комфорт
и
социальная
защищенность.
В
процессе
игровой,
досуговой
деятельности
накапливается
опыт
коллективного переживания, формируется нравственное здоровье ребенка,
создается
необходимый
для
общения
эмоциональный
запас,
уважение
к
людям, контактность. В игре рождается содружество, а значит и дружба.
Таким
образом,
досуговая
деятельность
–
это
коллективная
творческая
деятельность. Добытые самостоятельно знания, умения и навыки становятся
богатством детей надолго.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире
игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный
цветок». (Сухомлинский)
В
свободное
время
дети
занимаются
интересной
и
содержательной
деятельностью, которая вызывает чувство радости и уверенности в своих
силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняя его
значимым содержанием, а в итоге формируются основы общей культуры.
Следовательно, надо учить ребенка правильно использовать свободное время,
предоставлять ему возможность заниматься разнообразной деятельностью по
своему
выбору.
Интересная,
насыщенная
положительными
эмоциями
деятельность позволяет детям восстановить свои духовные и физические
силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия.
Виды
культурно
-
досуговой
деятельности
многообразны.
Их
можно
классифицировать
следующим
образом:
отдых,
развлечения,
праздники,
самообразование и творчество.
Отдых – это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и
напряжение, восстанавливает как физические, так и эмоциональные ресурсы
ребёнка, поэтому необходимо учить детей распределять свои силы между
умственным,
физическим
трудом
и
отдыхом.
Каждый
ребенок
должен
научиться ограничивать свои желания, ставить цель и достигать её, а после
затраченных усилий – отдыхать. Отдых можно разделить на активный и
пассивный. При пассивном отдыхе напряжение снимается общим мышечным
расслаблением,
рассматриванием
красивых
объектов,
размышлениями,
непринужденной беседой на тему, волнующую ребенка. Активный отдых
включает
в
себя
занятия
гимнастикой,
физкультурой,
работу
на
участке,
подвижные игры и т.д.
7
Развлечения
носят
компенсационный
характер:
возмещают
рутину
будничной
и
однообразной
обстановки.
Оно
должно
быть
красочным
моментом в жизни ребёнка, обогащающим его впечатления и развивающим
творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию,
знакомят с различными видами искусства, пробуждают радостные чувства,
поднимают настроение и жизненный тонус.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной
стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой –
в интересной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют
кругозор, знания об окружающем мире. Особую роль развлечения играют в
формировании художественно-эстетических вкусов и способностей.
В практике работы школы используют три вида развлечений: дети являются
только слушателями или зрителями, дети – непосредственные участники;
участниками являются и взрослые, и дети.
Праздник
-
это
день,
объединяющий
всех,
наполненный
радостью
и
весельем. Праздники в школе имеют свои цели и задачи, главная из которых –
создать
у
детей
радостное
настроение,
вызвать
положительный
эмоциональный
подъем
и
сформировать
праздничную
культуру.
Деятельность
в
праздничные
дни
и
во
время
праздника
формирует
художественный вкус, способствует взаимопониманию со сверстниками и
взрослыми. Педагоги должны дать выход желанию детей участвовать в играх,
танцах, инсценировках; принимать активное участие в оформлении зала,
группы и других помещений школы.
Глава 2
Опыт организации досуга младших школьников в группе продленного
дня.
8
В течение 15 лет я работаю над темой «Досуговая деятельность в ГПД» и с
каждым годом все больше убеждаюсь, что эффективность этой деятельности
дает
положительные
результаты.
Досуговая деятельность способствует
сплачиванию
коллектива,
росту
доверия
и
взаимопонимания
между
воспитателем и ребенком, также взаимопонимания в семье, возможности
получения радости от досуга.
Также досуговая деятельность является своеобразной стимуляцией обучения
детей, развития их личных качеств, помогает ребенку определить любимое
занятие.
В своей практике я использую все виды досуговой деятельности, особенно
те, которые нравятся детям.
Если
ребята
просто
хотят
отдохнуть,
то
они
могут
почитать
книги
из
библиотечки,
просмотреть
иллюстрации.
Посмотреть
мультфильмы,
послушать музыку. Также могут оказать посильную помощь в сборе семян
растений
на
пришкольном
участке.
Убрать
небольшую
территорию
без
максимальной
физической
нагрузки.
Поиграть
в
спокойные
игры
со
спортинвентарем. Принять участие в различных акциях, как то: «Обращение
к водителю», «Сделаем поселок чище», «Посади растение».
В полном объеме проходят различные развлекательные мероприятия.
Например,
каждый
день
на
этапе
переключения
детей
на
умственную
деятельность провожу различные
викторины, загадываю загадки,
вместе
решаем ребусы, разгадываем кроссворды, магические квадраты,
решаем
задачи на развитие логического мышления и т.п. А прежде чем приступить к
этой работе, я знакомлю детей с историей возникновения загадок и ребусов и
рассказываю правила разгадывания.
Негативными проявлениями современного общества являются равнодушие,
агрессивность, жестокость, безжалостность. Это можно наблюдать и в детях.
Поэтому
значительная
часть
мероприятий
направлена
на
формирование
духовно-нравственных качеств детей.
Это различные викторины: об истории нашего города, на экологическую
тему, о растениях из Красной книги, о сказочных героях, по конституции
Российской Федерации, о правах и обязанностях ребенка, о гигиенических
требованиях.
В
целях
развития
познавательной
деятельности
детей,
обучения
и
воспитания
провожу
литературно-музыкальные
композиции,
например:
«Белая
береза
-
символ
России»,
«Говорю
из
Ленинграда».
На
этапе
подготовки к этим мероприятиям ребятами была проделана большая работа.
Они рисовали рисунки на конкурс, учили стихотворения, изготовили макет
березы для березовой рощи и мн. др. В ходе мероприятия «Белая береза –
символ России» ребята не только услышали песни о березе в исполнении
Людмилы Зыкиной, ансамбля «Песняры», но и познакомились с историей
возникновения
этих
музыкальных
произведений.
Литературно-
9
музыкальная
композиция
«Говорю
из
Ленинграда», приуроченная
к
70-
летию со дня снятия блокады, никого не оставила равнодушным. Ребята
увидели
презентацию,
в
которой
рассказывалось
о
том,
что
пришлось
пережить ленинградцам в годы блокады.
В
сфере
здоровьясбережения
тоже
проводятся
разные
мероприятия.
«Правильное
питание»,
«Витамины
вокруг
нас»,
«Советы
доктора
Пилюлькина». В основе таких мероприятий всегда лежит инсценировка в
костюмах,
инсценирование
стихотворений.
Выступают
Грязнульки
и
Чистюльки,
ребята
задорно
исполняют
частушки,
разгадывают
загадки,
играют в подвижные игры.
Самые любимые развлекательные мероприятия как для воспитанников, так и
для меня, воспитателя, – это спортивные праздники. Последние несколько
лет
у
нас
в
школе
практикуется
проведение
такого
общешкольного
мероприятия, как День защиты детей. Он проводится в форме спортивного
праздника,
в
том
числе
и
группой
продленного
дня.
Выбираются
две
команды,
готовятся
атрибуты,
эмблемы,
название
команд,
песня
или
частушки
приветствия.
Выбирается
определенное
воспитательное
направление. Т.е. мы разыгрываем спектакль со спортивными конкурсами.
Это или «Путешествие по сказкам», или что-то связанное с предметами
гигиены,
или
«С
детства
дружбой
дорожи».
В
конце
подводим
итоги,
награждаем
грамотами команду победителей,
а проигравшим вручаем
утешительный приз,
связанный с тематикой спортивного праздника. Это
может быть книжка, мыло, зубная щетка, сладкие призы.
Проводятся у нас в школе и фольклорные праздники. На них дети знакомятся
с
народными
традициями
и
сами
готовят
выступления.
«Масленица»,
«Капустные
посиделки»,
«Рождество».
Масленица
проходит
на
улице
с
ярмаркой, с запевками, с зазывалами, с народными играми, с сжиганием
чучела. Но и какая масленица без блинов. Завершается праздник чаепитием с
блинами.
Досуговая деятельность с привлечением родителей.
Последние
несколько
лет
в
нашем
образовательном
учреждении
активизирована
работа
с
семьей.
Наша
школа
работает
по
Программе
развития: «Семья и школа: от диалога к партнерству». Традиционными стали
такие
праздники,
как
«Семейный
фестиваль»,
«Семейные
посиделки»
«Бабушкин
сундук».
Выступают
приглашенные
семьи,
которые
демонстрируют
свое
творчество,
свои
таланты,
семейные
традиции,
увлечения.
Кто-то
поет,
кто-то
любит
печь,
вязать,
вышивать,
кто-то
занимается спортом, кто-то участвует в сценках. Многие семьи показывают
10
удивительные
номера
художественной
самодеятельности.
Например,
исполняют
песни
в
национальных
костюмах
на
своем
родном
языке:
татарском,
казахском.
В
таких
мероприятиях
дети
принимают
активное
участие. Благодаря таким праздникам у ребят появляется чувство гордости за
себя и свою семью.
Игра «Зарница», посвященная Дню защитника отечества, также состоялась с
привлечением родителей. Дети вместе с родителями участвовали в эстафете
на лыжах. Воспитанники приняли участие в смотре песни и строя. Команда
«Синих»
исполняла
песню
«Служу
России»,
команда
«Зеленых» -
«У солдата в выходной». Оценивали конкурсы мужчины-папы, служившие в
армии. Было и движение
по маршруту, искали конверт. Показали номера
художественной
самодеятельности. В
завершение
игры
всех
ребят
и
родителей ждал обед солдатской полевой кухни, приготовленный бабушками
учащихся.
Кружковая работа
На базе нашей школы практикуется кружковая работа, которая также влияет
на досуговую деятельность воспитанников. Кружки помогают выбрать детям
направление того рода деятельности, какое им интересно. Перечислю их
названия:
- «Занимательная математика»
-«Шахматы»
- «Разговор о правильном питании»
- «Экономика – первые шаги»
- «Этика – азбука добра»
- «Играем вместе»
- «Станем волшебниками»
- «В гостях у сказки»
- «Юный художник»
- «Лепка»
- «Умелые ручки»
- «ОФП»
- «Баскетбол»
- «Гандбол»
Во второй половине дня работает «Школа искусств» на платной основе.
Воспитанники
получают
навыки
изобразительного
искусства.
Здесь
они
учатся красоте, добру.
Часто ездим с детьми в различные поездки. В Лимонарий, в Краеведческий
музей, в Театр оперетты.
Ходим в походы, встречаемся с интересными
людьми: ветеранами Вов , передовиками ПТФ, знаменитыми спортсменами.
Ходим на прогулки с определенной направленностью:
11
Прогулка-наблюдение. Основное содержание связано с целенаправленными
наблюдениями
учащихся
за
сезонными
изменениями
в
природе,
особенностями растительного и животного мира. Место её проведения –
ближайший парк, зелёная зона недалеко от школы.
Прогулка – практикум. Используется для отработки, закрепления жизненно
необходимых навыков, например выполнение правил дорожного движения.
Прогулка с заданием (целевая прогулка).
Содержание определяется задачами
общественной жизни ГПД.
Творческая прогулка. Определяющая задача этого вида прогулок – вызвать у
детей эмоциональный подъем и организовать их творческую деятельность.
Экскурсия. Ее назначение – познакомить учащихся с историей своего района,
города и т.д.
Развлечения на воздухе. Ее назначение – провести массовые подвижные игры
для детей, веселые состязания.
На
протяжении
многих
лет
школа
как
общеобразовательное
учреждение
очень тесно и взаимовыгодно контактирует с поселковым Домом Культуры.
Там воспитанники имеют возможность заниматься танцами, театральными
постановками, вокалом. Дети активно участвую в концертной деятельности
различного уровня: поселкового, районного и областного.
Такое разнообразие досуговой деятельности и делает маленького человечка
разносторонней развитой личностью и дает возможность определить для себя
полезное, нужное и главное.
Для
осуществления
досуговой
деятельности
воспитанников
имеется
материально техническая база:
- Три интерактивных кабинета
- Кабинет группы продленного дня
- Библиотека на базе школы и на базе Дома Культуры
- два спортивных зала
- кабинет изобразительного искусства и технологии
- пришкольный участок
Заключение
12
Свободное
время,
технология
его
организации,
играет
важную
роль
в
развитии личности. Досуговая деятельность - это сфера самовоспитания и
самоопределения. Ребенок в соответствии с собственными установками и
предпочтениями выбирает определенный вид деятельности.
Дети,
в
силу
своих
возрастных
психологических
особенностей,
готовы
воспринимать все новое и непознанное, не задумываясь о последствиях. При
этом они ещё идеологически неустойчивы, в их умы легче внедрить как
положительный,
так
и
отрицательный
образ.
Когда
нет
положительной
альтернативы, то идеологический вакуум быстро заполняется наркотиками,
курением, алкоголизмом и другими вредными привычками. Поэтому следует
более активно привлекать детей в клубы, кружки, секции. Только не надо
забывать, что организация досуговой деятельности должна проходить не под
принуждением, а только с согласия и заинтересованности ребенка.
Усвоение культурных ценностей, познание нового, творчество, физкультура и
спорт, путешествия - вот чем и еще многим другим может быть занят человек
в свободное время. Все эти занятия укажут на уровень достигнутой культуры
индивидуального
досуга.
Таким
образом,
досуг
-
это
часть
социального
времени личности, группы, или общества в целом, которая используется для
сохранения, восстановления
развития
физического
и
духовного
здоровья
человека, его интеллектуального совершенствования.
От
умения
направлять
всю
деятельность
в
часы
досуга
на
достижение
общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и
совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное
самочувствие ребенка, его удовлетворенность свободным временем.
На протяжении всей жизни человеку следует предоставлять выбор действий
в определенных жизненных ситуациях, помогать формировать нравственный
опыт.
Воспитателю
группы
продленного
дня
необходимо
умело
направлять
деятельность детей, активно заполнять «свободное пространство».
Считаю, что создать и закрепить позитивные образцы поведения сумеют те,
кто придерживается следующих принципов в работе:
-Диагностики и регулирования поведения младших школьников.
-Нравственно- гуманистической направленности в работе.
13
-Понимание
и
сочувствие.
Это
особенно
важно
в
работе
с
детьми
из
неполных семей.
-Своевременность психолого-педагогической помощи и поддержки.
-Вовлечение в коллективные виды деятельности.
-Создание
ситуаций,
в
которых
ребенок
может
достичь
успеха,
использование всех мер поощрения.
Хочу закончить словами Франсуа Вийона:
Кто смотрит на себя -
свой видит лик,
Кто лик свой видит -
цену себе знает,
Кто цену себе знает -
тот строг к себе,
Кто строг к себе -
тот истинно Велик.
Используемая литература
14
1.
Богданова Т. Г., Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы
ребенка. М.: Владос,1998.
2.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.,
1968.
3.
Ерошенков И.Н. Культурно-воспитательная деятельность с детьми и
подростками. М., 2001.
4.
Новаторов В.Е. Организаторы досуга. М.: сов. Россия, 1987.
5.
Современные
технологии
социально-культурной
деятельности.
Под
редакцией Е. И. Григорьевой. Учебное пособие. Издательство ТГУ им.
Г. Р. Державина 2002.
6.
Социализация
личности:
исторический
опыт
советского
периода
и
современные тенденции. М., 1993.
7.
Социальное проектирование в сфере культуры. Центры досуга: Сб.
науч. тр./ НИИ культуры. М., 2006.
8.
Фролова Г. И. «Организация и методика клубной работы с детьми и
подростками». Учебное пособие для студентов институтов культуры.
М.: Просвещение, 1986.
9.
Крестьянов В.П. Педагогика досуга. Учебное пособие. Орел, 2010.
15