Напоминание

"Методы обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературы"


Авторы: Черныш Дарья Валентиновна И, Калинина Нина Ивановна
Должность: студентка и преподаватель методики русского языка и литературы
Учебное заведение: Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Ульяновский социально-педагогический колледж"
Населённый пункт: г.Ульяновска
Наименование материала: Статья
Тема: "Методы обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературы"
Раздел: начальное образование





Назад




Статья на тему:

«Методы обогащения словарного запаса младших школьников на уроках русского

языка»

ВВЕДЕНИЕ

Я, Черныш Дарья Валентиновна, студентка 42 группы Областного государственного

бюджетного профессионального образовательного учреждения «Ульяновский социально-

педагогический

колледж»,

проходила

производственную

практику

на

базе

Муниципального

бюджетного

общеобразовательного

учреждения

города Ульяновска "Средняя школа №37" во 2 «Г» классе. Классный руководитель данного

класса поделилась со мной своим опытом работы по обогащению словарного запаса

учащихся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Каждый человек – взрослый и ребенок – владеет лишь частью лексики своего языка, и

эта часть является его личным словарным запасом. Лексикон современного школьника

пополняется за счет окружающей жизни и средств массовой информации. Далеко не

каждое слово из пассивного запаса переходит в активный словарный запас, и это

препятствует решению коммуникативных задач. Чем богаче словарный запас человека, тем

точнее, ярче, выразительнее будет его речь, тем быстрее он добьется цели, которую ставит,

начиная общение.

Классный руководитель обратила мое внимание на то, что из-за недостаточного

словарного запаса, неумения грамотно и чётко сформулировать свои мысли у некоторых

учащихся наблюдается низкая успеваемость по русскому языку и литературному чтению,

проблемы в общении со сверстниками. Эти факторы понижают самооценку младших

школьников, их мотивацию к школьному обучению.

Главный аспект работы по обогащению словарного запаса учащихся — работа над

значением (системой значений) и употреблением слова. При этом необходимо знать, что

способность к адекватному восприятию и толкованию слов абстрактной семантики

формируется у ребенка постепенно. Учащиеся начальной школы

не способны к

самостоятельному истолкованию абстрактных слов и объясняют их значение через

указание на ситуацию, в которой данный признак проявляется (например: радость — это

когда встретились друзья).

Перед учителем школы стоит задача научить детей задумываться над значением слова,

употреблять его в точном соответствии с его семантическим наполнением, грамотно

толковать значение слов в различных жизненных ситуациях.

Современная программа начальной школы по ФГОС НОО предъявляет высокие

требования к развитию речи младших школьников. Наряду с такими качествами как

правильность,

логичность,

точность,

развитая

речь

характеризуется

образностью,

выразительностью, эмоциональностью. Однако развитие речи нельзя сводить к обучению

умелому использованию средств языка. Чтобы совершенствование собственно речевой

деятельности младших школьников проходило успешно, нужна параллельно проводимая

целенаправленная работа по ряду направлений:

а)

над

расширением

кругозора

учащихся,

над

их

способностью

наблюдать,

эмоционально воспринимать, сравнивать, оценивать, обобщать

б) над осознанием школьника системы языка, назначением различных языковых

единиц, правил их функционирования

в) над умением выбирать средства языка с учётом ситуации общения и грамотно

формулировать мысли;

г) над умением отбирать содержание высказывания и организовывать его в соответствии

с замыслом.

На уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться

элементы игры, что способствует повышению интереса к уроку, занимательности самих

уроков.

Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по

русскому языку, является дидактическая игра (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1). При включении

детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает,

изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно

повышается, обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. В результате чего у

детей появляется интерес к русскому языку. Кроме того, дидактические игры по русскому

языку способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника.

Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отрабатывать также

скорость чтения, обогащать лексический запас учащихся, изучать слоговой состав слова,

развивать орфографическую зоркость и многое другое.

В младшем школьном возрасте у детей возможны проблемы, связанные с речевой

деятельностью. Есть дети, которые могут болтать без остановки обо всем, но зачастую их

бывает трудно понять, они и сами теряют свою мысль, им трудно выстроить логику своего

высказывания. Другие знают, что нужно сказать, но у них нет «активного словарного

запаса». Такие дети знают слова, умеют их произносить, умеют правильно строить фразу

на уроке, но это «знание» - пассивно: в разговоре они отмалчиваются, на прямой вопрос

затрудняются ответить.

Помогают развивать активный словарный запас, навыки разговора речевые игры: игры-

задания со словами и игры со словами. Существует очень много игр на буквенном

материале, со словами, которые требуют от игроков умения читать, составлять слова из

букв и слогов. (см.ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Также можно использовать метод составления словариков на основе лексики прочитанных

художественных произведений. После чтения некоторых произведений (в основном

небольших по объёму) детям предлагается составить списки наиболее интересных, на их

взгляд,

слов

и

словосочетаний,

встретившихся

в

данном

произведении.

Работа

ограничивается одним непременным условием: слова должны быть написаны грамотно и

красиво. Эти словарики дети могут использовать как списки опорных слов при пересказе,

рабочие материалы при написании изложений по данным художественным произведениям,

сочинений.

Вариантами такой работы могут быть составление словариков слов иноязычного

происхождения, словарики исконно русских слов, устаревших слов (материалом для таких

словариков служат тексты русских народных сказок, с помощью собранных материалов

дети выполняют творческие работы по составлению своих сказок, работы оформляют в

виде книжек-малышек).

Для запоминания слов используются различные мнемонические приемы: стихи, рассказы,

рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации,

помогают детям запомнить трудное слово. В работе над словарными словами часто

используются стихи, например:

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали «Петя»–

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот,

Петь не любит, любит мед.

Лиса – лисица, посмотри,

Очень любит букву И.

С большим интересом дети относятся к рисункам, схемам.

2

Мышление учащихся начальных

классов носит наглядно- образный характер. Поэтому применяется метод, когда для

запоминания слова предлагается выполнить рисунок на буквах, которые вызывают

трудность при написании. На букве О очень легко нарисовать помидор, а буква И - это

ножи, которыми можно его разрезать. Рисунки надо делать только на тех буквах, которые

вызывают затруднения при написании. Рисунок должен обязательно соответствовать

смыслу слова.

При обогащении словарного запаса учащихся начальной школы могут применяться и

другие упражнения:

1.

Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка,

подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

1) молодая осина;

2) осиновый лес;

3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в

осиновом лесу.

2. Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист,

шофер.

3. Найдите в предложениях слова, близкие по значению слову «солдат», выпишите эти

слова.

Советский воин бережет родной страны покой и славу. С далекого фронта в родимую хату

домой возвращались два брата солдата. Только взял боец трехрядку, сразу видно -

гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит

врага в бою.

4. Найдите в предложениях слова, противоположные по значению.

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит.

5. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово.

Справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…

6. Впишите в предложения подходящие по смыслу словарные слова.

Сапоги, ботинки - это обувь, а … - это одежда. Заяц, … - это звери, а … , … - это птицы.

Пенал, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты. Морковь, … , … - это

овощи.

В начальном курсе грамматики, правописании и развитии речи большое значение

придается словарно-орфографической работе, в процессе которой дети усваивают слова с

непроверяемыми написаниями (словарными словами) Здесь может использоваться такой

прием как орфографическое чтение.

Орфографическое чтение можно использовать на любом уроке. При работе над словарем

удобнее брать слова тематическими блоками (5-10 слов) и изучать один блок в течение

недели.

Первый день

1. Самостоятельное чтение слов учащимися.

2. Прочтение слов учителем «орфографически».

3. Повторение детьми 2-3 раза.

4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

5. Проверка слов.

Второй день

1. Карточка на мгновение показывается классу.

2. Произнесение учителем слов, в соответствии с нормами орфоэпии.

3. Дети три раза произносят «орфографически».

4. Запись слов (с книги, с карточек, с доски).

5. Проверка слов.

Третий день

1. Устный диктант всех слов. Дети три раза проговаривают слово «орфографически».

Четвертый день

1. Карточка перед классом. Ученики читают один раз, называя буквы для запоминания.

2. Запись слова (карточка убрана, дети записывают самостоятельно или кто-то из учащихся

комментирует слово), графическое оформление.

3. Проверка всего блока слов.

Пятый день

1. Диктант.

«Орфографическое» чтение используется при подготовке и проведении зрительных

диктантов, при выполнении самых разнообразных заданий, устных диктантов. Для

достижения максимального эффекта необходимо использовать «орфографическое» чтение

на всех уроках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная тема моей работы актуальна всегда. В этой теме рассматривается одна из

важнейших проблем, существующих в методике обучения русскому языку - это проблема

обогащения словарного запаса учащихся начальной школы.

Задача учителя в школе – сформировать развитую речевую культуру у школьника.

Лексический запас русского языка очень богат: он постоянно пополняется все новыми и

новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой,

многообразной и универсальной. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и

выражение мыслей в устной и письменной форме, – при пополнении и взаимообмене

словарного запаса позволяет участникам общения выразить более полно и доступно свои

мысли.

Мной была разработана картотека упражнений, направленных на обогащение словарного

запаса младших школьников, которая была успешно применена на производственной

практике.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования/ Министерство образования и науки Российской Федерации.-

М.:Просвещение, 2018.с. 45

2. Агапова Л.В. Индивидуальные задания по фразеологии. - «Русский язык в школе»,

1998, №3.

3.Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн. для учащихся. – М.:

Просвещение, 1995.

4.Волина В.В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.

5.Косолапкова А.А. Работа над словом на уроках синтаксиса. - «Русский язык в школе»,

1986, №1.

6.Кузнецова Н.В. Русский язык и культура речи: Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М,

2008.

7.Пузанкова Е.Н. Языковое развитие учащихся при обучении русскому языку.-

«Русский язык в школе», 1992, №2.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игры:

1 . Игра «Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия,

процессов анализа и синтеза, понимание смысло-различительной функции звука и

буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои

силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки)

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее

слово.

Например:

Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)

Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)

Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

Игровые приемы.

1. Найди «лишнее слово»

Цель: обогатить словарный состав, развивать умение выделять в словах общий признак,

развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК

РОМАШКА

РОЗА

КОШКА

СОБАКА

ВОРОБЕЙ

БЕРЕЗА

ДУБ

МАЛИНА

КОРОВА

ЛИСА

ВОЛК

Подчеркни «лишнее» слово. Какие орфограммы встретились в этих словах?

2. А) Замени словосочетания одним словом:

- промежуток времени в 60 минут,

- военнослужащий, стоящий на посту,

- ребенок, любящий сладкое,

- очень смешной фильм.

Б) Распредели слова на две группы.

Найди родственные слова. Выдели корень.

В) Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

Г) Составь рассказ по опорным словам:

зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.

3. Игры-задания со словами для младших школьников:

«Наборщик». Это одна из самых известных игр со словами. Задается слово (обычно

длинное), например «остановка». За определенное время играющим нужно сложить из

букв этого слова другие слова («станок», «скат», «танк» и т.д.). Затем игроки по очереди

называют их. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы.

Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот,

кто придумал самое длинное слово.

«Каркас». Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, к, н, т).

Затем все играющие «натягивают на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый

знак и букву й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом

порядке) и любых гласных («ткань», «кант», «канат»). Побеждает тот, кто придумал

последнее слово.

«Угадай фразу». Ведущий берет какую-нибудь книгу и читает начало любой фразы.

Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза

читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с

настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает),

получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен

выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть.



В раздел образования