Авторы: Шевчук Ольга Федоровна, Банина Нина Алексеевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №32"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Раздел: начальное образование
ЗАНЯТИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
Банина Нина Алексеевна,
Шевчук Ольга Федоровна
учителя начальных классов,
МБОУ «Лицей №32» г.Белгород.
Реализация требований ФГОС по воспитанию любознательного, активно
познающего мир младшего школьника будет проходить более успешно, если
урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь
кружок «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор
и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных
универсальных учебных действий.
Данный курс внеурочной деятельности предназначен для развития
математических
способностей
учащихся,
для
формирования
элементов
логической
и
алгоритмической
грамотности,
коммуникативных
умений
младших школьников с применением коллективных форм организации занятий
и использованием современных средств обучения.
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на
воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической
зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать
учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа
учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они
овладевают на уроках математики. Одно из занятий представлено ниже. Оно
рассчитано на 35 минут.
2 класс Занимательная математика
Форма проведения занятия: игра
«Передвижная станция находок»: обучающиеся будут передвигаться по
станциям,
и
работать
в
«центрах»
деятельности:
«Конструкторы»,
«Математические головоломки», «Занимательные задачи», «Проекты».
Тема: «Математическая карусель»
Цель:- организовать деятельность обучающихся по обобщению материала о
свойствах предметов и сравнения совокупности предметов;
- создать условия для формирования любознательности, математической
смекалки, логического мышления.
Задачи:
-
обобщить
материала
о
свойствах
предметов
и
сравнения
совокупности предметов;
- формирование любознательности, математической смекалки, логического
мышления.
Познавательные УУД:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы
для выполнения конкретного задания, находить информацию.
Моделировать
в
процессе
совместного
обсуждения
алгоритм
решения
логической задачи.
1
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений
для работы с числовыми головоломками.
Коммуникативные УУД:
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Регулятивные УУД:
Сопоставлять полученный результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки
Анализировать правила игры и
действовать в соответствии с заданными
правилами.
Личностные УУД:
развитие
любознательности, сообразительности при
выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности.
Формы работы: в группах, в парах сменного состава.
Виды деятельности: исследовательская; решение математических задач на
смекалку,
логику;
творческая
работа
по
составлению
объекта
из
геометрических фигур по заданному рисунку в группе (китайская головоломка
«Танграм»);
работа
с
информацией;
презентация
работ;
оценка
и
взаимооценка.
Оборудование: мультимедийное
сопровождение, конверты с заданиями,
магниты, листы бумаги, карточки для самооценки и взаимооценки.
Ход занятия
1.
Оргмомент.
Учитель объясняет форму работы на занятии (групповая). Выбор капитанов.
Объяснение правил работы в группе.
-Говори спокойно и ясно;
-Убедитесь, что в разговоре участвует каждый;
-Говори только по делу.
Психологический настрой (мотивация). Команды берутся за руки и
говорят девиз: «Один за всех и все за одного».
Разминка.
У. Математика - наука сложная, точная. Поэтому проведем сначала разминку
и потренируем логику, внимание, смекалку.
Тренировка внимания.
1.
На озере плавали 5 уток. Три из них нырнули за кормом. Сколько лебедей
плавало на озере?
2.
Один человек вез на телеге 5 кг зерна, а его сосед 5 кг пуха. У кого груз
был тяжелее?
Задание на смекалку.
1.
В коробке 8 конфет. Как дать каждой девочке по конфете, чтобы одна
осталась в коробке?
Задание на логику.
1.
Сережа выше Наташи, а Оля выше Сережи. Кто самый высокий?
II. Актуализация изученного и определение темы и цели занятия.
2
У. Вспомним виды деятельности на прошлом занятии. Дети рассказывают.
У. Сегодня мы проведем занятие в необычной форме. Каким образом стоят
столы, на что это похоже? (Круг). Идёт беседа о детских развлечениях
в парке.
У.
Что такое карусель ? (Дети объясняют). Где ещё мы можем узнать
информацию об этом слове? (В словаре, учащиеся находят и читают значение
слова «карусель»).
Индивидуализированная работа в группе. (Во время фронтальной беседы
группа детей определяют тему урока.)
Задание: переставьте слоги местами и прочитайте предложение. Это будет
тема урока. (Мачестетикаяма
касельру). Дети отгадывают тему занятия
«Математическая карусель». Определяют цель занятия.
Цель: вспомним виды…
будем учиться…
развивать логику…
III. Работа в «центрах» деятельности или «Передвижная станция находок».
(Учащиеся сидят за столами по группам. Всего 4 группы, на столах лежат
4 конверта: «Конструкторы», «Математические головоломки», «Занимательные
задачи», «Проектная». Учитель сообщает станцию, например «Конструкторы».
Учащиеся берут конверт с таким названием, вынимают из него карточку с
заданием и выполняют его. После выполнения задания дети по команде все
встают и, передвигаясь по кругу, переходят на соседнюю станцию. Работа
продолжается. По команде учащиеся берут другой конверт и выполняют
задание. Та команда, которая выполняет задание первой, прикрепляет для себя
на доске красный магнит, 2-я – жёлтый, 3 – зелёный, 4-я - синий. После
каждого задания по листу оценки дети проводят самооценку и взаимооценку.
1 станция «Математические головоломки»
Напишите букву Т правее С. Букву О левее Л, но правее Т. Какое
слово получилось?
2 станция «Занимательные задачи»
Во дворе гуляли гуси и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Всего 8 лап.
Сколько было гусей и сколько собак?
2 автобуса ехали в город. По дороге они встретили 3 грузовика. Сколько
машин ехало в город?
3 станция «Конструкторы»
«Танграм». Сложите из геометрических фигур любого животного.
Презентацию проведите в любой форме: рассказ, вопрос-ответ, стихотворение,
беседа, синквейн и т.д. Провести взаимооценку.
IV.
Итог занятия. Рефлексия.
4 станция «Проектная».
У. Получи проект «успеха»: Возьми кружок, обозначающий солнышко внутри
напиши слово «Успех». Выбери лучи с нужными словами и выложи их вокруг
круга.
Даны
слова:
смекалка,
грубость,
внимание,
трудолюбие,
ум,
дисциплина, уважение, активность, равнодушие, память, страх.
У.
Какие слова у вас остались не использованными? (Равнодушие, страх,
грубость. Дети объясняют значение слова «равнодушие»). Сегодня были у нас
3
равнодушные?
Кто
сегодня
был
трудолюбивым?
Сообразительным?
Подводится итог урока
и самооценка
с помощью
заполнения
«листа
самооценки». Каждый член группы оценивает свою работу, приклеивая
красный или зелёный кружок. Подсчитывается количество магнитов в каждой
группе.
Лист самооценки и взаимооценки работы в группе
Ф.И.
обучающегося
Номер задания
№1
№2
№3
№4
№5
№6
Самооценка
Взаимооценка
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление
возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными
путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской
деятельности
позволят
обучающимся
реализовать
свои
возможности,
приобрести уверенность в своих силах.
Список используемой литературы.
1.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе :
от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская,
И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008.
2.
Математика.2-4
классы:
олимпиадные
задания/сост.Г.Т.Дьяченкова.-
Волгоград: Учитель, 2007.
3.
Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и
интеллектуальные игры: Книга для учителя. -М: Издательство «Первое
сентября», 2003.
4