Автор: Попова Ирина Александровна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д/с № 30 "Ёлочка"
Населённый пункт: Московская область, Ленинский городской округ, с.п.Молоковское,
Наименование материала: материал из опыта работы
Тема: Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии "воспитание сказкой"
Раздел: дошкольное образование
Материалы из опыта работы
Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением речи посредством технологии «воспитание сказкой»
В настоящее время, ощутим, стал огромный разрыв между научно-
техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней
культуры людей, уровня социальной и нравственной зрелости.
Наблюдаемый в нашей стране рост преступности, жестокости, вандализма
представляет собой
в настоящее время страшную опасность для судеб
человечества, для сохранения цивилизации на нашей земле.
Поэтому необходимо переосмыслить и найти новые подходы в решении
проблемы по формированию гуманно-нравственных качеств.
Гуманность, человечность, человеколюбие, уважение к человеческому
достоинству. Не требует доказательств, что одной из центральных задач в
этом направлении является гуманизация образования и воспитания детей
дошкольного возраста.
В трудах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева,
А.С. Макаренко
выявляется изучение основных понятий теории нравственного воспитания,
указываются способы дальнейшего развития принципов, форм, методов
работы. Понятие нравственности и гуманизма тесно связаны и взаимно
переходят в друг друга. Идеи воспитания гуманного человека, начиная с
раннего возраста, нашли свое отражение в трудах великих педагогов В.А.
Сухомлинского, Я.А. Коменкского.
В.А. Сухомлинский считал, что
нравственное
воспитание
надо начинать
с
раннего
возраста:
«Опыт
подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в
детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не
воспитаешь, потому что подлинно – человеческое утверждается в душе с
произнесением первого слова».
Как показывает анализ литературы и практический опыт воспитания
гуманных чувств в условиях детского сада в большинстве случаев
ограничивается только занятием с использованием традиционных методов и
приемов. Но такие
формы организации образовательного процесса не
позволяют в полной мере воспитывать нравственно-духовную личность
ребенка. Воспитателю детского сада и особенно воспитателю, работающему
с детьми, нуждающимися в коррекции речи, трудно найти место в режиме
дня для регулярного занятия по воспитанию гуманных чувств. Поэтому
воспитание в детях заботливости, доброты, сочувствия, может достичь
высоких результатов при условии планирования
системы методов и в
повседневной жизни дошкольников, т.е. чтения и анализа художественной
литературы, а именно – сказки.
Сказка делает свое дело: помогает ребенку ориентироваться в окружающем
мире, обогащает его душевную жизнь, заставляет его почувствовать себя
бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро, за
свободу.
Известно, что педагогическая коррекция на основе работы со сказками
позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что
такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себе роль обидчика и
обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного. Чертвость и
невнимание ребенка к чувствам и переживаниям родителей, сверстников,
педагогов часто связаны не с собой черствостью в характере самого ребенка,
а отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех,
кто его окружает. В науке существует концепция сказкотерапии. На сказках
опробируются
психотерапевтические
приемы,
позволяющие
смягчить
поведенческий негативизм у ребенка. Через сказку ребенок может понять
законы мира, в котором он родился и живет. Не случайно сегодня сказки
используются педагогами, психологами, логопедами.
На
основе
методики
Л.Б.
Фесюковой
(педагогическая
технология
«воспитание сказкой») разработана модель воспитания гуманных чувств
дошкольников,
нуждающихся
в
коррекции
речевого
развития.
Адаптированная модель работы со сказкой включает в себя 5 разделов
( нравственный урок, воспитание добрых чувств, речевая разминка, развитие
речи, мышления и воображения).
Схема работы со сказкой.
-Нравственный урок
- Речевая разминка
-Воспитание добрых чувств
-Речевая разминка
-Сказка развивает руки
-Развитие речи, мышления, воображения
-Сказка развивает руки
Каждый раздел схемы это элемент целого описания сказки, включающий в
себя решение задач в соответствии с конкретным примером и разделом.
Например: В сказке «Рукавичка» нравственный урок предлагаем раскрывать
с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Предлагаем
детям выяснить, что же в сказке «хорошо», а что «плохо». Именно на этом
этапе возникают противоречия, которые мы обязаны решить творчески.
Используя
различные
приемы,
мы
пришли
к
выводу,
что
самый
рациональный и интересный это ТРИЗовский метод «волшебная палочка»,
которая
помогает
ребенку
определить
хорошо
и
плохо.
Какие
же
противоречия в сказке «Рукавичка» которые не замечают дети, и как правило
мимо проходят взрослые. Все внимание обращается на рукавичку и гостей.
Но все забыли про деда, который зимой остался без рукавички.
Следующий раздел – воспитание добрых чувств решает следующие задачи:
Учит сравнивать, сопоставлять
Формировать привычку доказывать
Выбор собственной позиции
Упражнять
в
синхронном
выражении
чувств
и
телодвижений,
обеспечивая значительно более глубокое сопереживание героям.
Например: «Докажи, что
сестрица-Аленушка лучше всех», «Какими
движениями можно похвалить серого волка»
Именно на этом этапе происходит формирование доброты, хотя, хотя бы
пока на уровне представлений. Даем понятие детям, что добрый человек не
может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом.
Чувство доброты есть корень благородных качеств.
Следующий раздел речевая разминка, как на какой другой, более полно
раскрывает сущность данного опыта – воспитание гуманных чувств у
дошкольников, нуждающихся в коррекции речевого развития на основе
использования технологии «Воспитание сказкой». Мы не можем отрицать
роль сказок в формировании правильной устной речи. Прежде всего, тексты
расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на
развитие связной, логической речи, формируют звукопроизношение. Надо
отметить, что кроме спонтанного формирования основ устной речи,
требуется специальное обучение. Так как дети нуждающиеся в коррекции
речи, то и задачи мы должны решать речевого воспитания, что бы ребята не
только хорошо произносили звуки, но и могли красиво говорить, вступать в
разговоры. Мы считаем, что вместе с детьми нужно:
Придумывать несколько однокоренных слов, проговаривая отдельные
слоги и звуки (лес-лесовик, лесовичок).
Сформировать два слова (кузнец-удалец), а затем можно переходить к
рифмованной цепочке как предвестникам слотворчества.
Составить
длинное
предложение
в
игре
«От
каждого
по
словечку»-«Колобок»-«Колобок катиться» и т.д.
Также важно не только научить ребенка устно сочинять, но и показывать
ему новые возможности, которые выражаются в записках, коротких
письмах.
Например: В сказке «Красная шапочка» вместе с детьми определяем, кому
отправить
телеграмму, письмо, записку. Затем начинаем сочинять
(ребенок говорит, взрослый записывает, затем вместе читаем и обсуждаем
написанное, корректируя его по содержанию и стилю). Здесь на лицо
соединение и взаимосвязь речевого и нравственного начала, которые
формируются параллельно.
Большое внимание уделяется переносным значением фразеологизмов и
пословиц. Чтобы помочь детям уяснить идею сказки и переносный смысл
форм малого фольклора, почти к каждому произведению подбираются
пословицы и фразеологизмы. Разбирается смысл каждой пословицы, тем
самым помогаем детям запомнить ее и правильно произносить звуки. Для
развития речи детей прибегаем к испытанному методу – придумывание
новых названий известных сказок, не искажая идею произведения. Для
внесения новизны, элемента неожиданности, загадочности, пробуем
ввести в работу такой прием как «Из сказки извлекаются глаголы,
существительные). Предлагаем детям игровую ситуацию: «некоторые
слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давайте попробуем и без них
отгадать, какая это сказка».
Главным и очень важным, именно для детей с нарушениями речи это
возможность не только подумать, придумать, но и проговаривать звуки,
слоги. Используя такие приемы как:
Найди ласковые, красивые, сказочные, грустные слова.
Сочини длинное и в то же время смешное слово.
Произнеси без гласных звуков какое-либо слово и предложи
ребенку узнать его.
Разобрать слова с одинаковым написанием, но и различным по
смыслу.
Следующим существенным разделом в нашей схеме является раздел «Раздел
воображения, мышления и речи». В этом разделе особо обращаем внимание
на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему
различать реальную жизнь и фантазию. На этом этапе предлагаем детям
отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или эпизод.
Еще один метод, который мы используем для развития речи, воображения –
объединение два коротких рассказа или сказки в одну придумывая новый
сюжет. Для развития смекалки используем метод шифров. Шифровать
название
сказок,
имена
героев
–
значит
развивать
смекалку,
сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения.
Сущность последнего раздела «Сказка развивает руки» в полной мере
раскрывается в пословице «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю –
запоминаю». Детям, нуждающимся в коррекции речи необходимо предлагать
игры, игрушки, развивающие мелкую моторику рук и поэтому данный раздел
это использование в работе с детьми продуктивных видов деятельности.
В итоге у детей выявилась степень развития таких показателей:
сформировалось представление о «добре и зле»
сформированность ценностного отношения к моральной стороне
поступков
сформированность навыков гуманного поведения.
Таким
образом,
результативность
деятельности
по
обеспечению
формирования гуманно-нравственных качеств у детей с нарушениями речи
по средствам педагогической технологии «воспитание сказкой» оптимальна.